МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО
от 26 декабря 2017 г. N 07-7657

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций, разработанные во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.

Заместитель директора Департамента -
начальник отдела
Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ
МЕДИАЦИИ) В ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Введение.

Настоящие методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р Центром медиации и общественного взаимодействия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный социальный университет" и Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

Методические рекомендации включают научно-практический опыт Межрегиональной общественной организации "Общественный центр "Судебно-правовая реформа" и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации по разработке и внедрению программ восстановительного правосудия. Данный опыт может быть использован образовательными организациями в воспитательной деятельности.

2. Актуальность внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

В процессе взросления и последующей жизни современный человек осваивает множество различных ролей и вступает в отношения с многообразным социальным окружением: членами семьи, коллегами, соседями, малознакомыми людьми. Для того, чтобы выстраивать такие сложные отношения без реакции, разрушающей человеческие связи, необходимо обладать определенными умениями, прививаемыми с детства. Важнейшей задачей воспитательной деятельности образовательных организаций в современных условиях является формирование у обучающихся навыков конструктивного разрешения возникающих конфликтов, основанных на гуманистических ценностях человеческой жизни и семьи, уважении личности и интересов другого человека, взаимопонимании и сотрудничества для достижения общих результатов.

К сожалению, в современных условиях дети, зачастую, не в полной мере получают от взрослых (родителей и педагогов) поддержку, обеспечивающую конструктивный выход из конфликтных и, даже, подчас криминальных ситуаций. Порой, в условиях, когда ребенок срывает уроки, совершает рукоприкладство, и его поведение становится достоянием полиции, образовательная организация старается перевода несовершеннолетнего на домашнее обучение, в другую школу или специальное учебно-воспитательное учреждение.

Данная проблемная ситуация в воспитательной деятельности усугубляется социальным расслоением обучающихся. Дети, чьи родители не столь благополучны в материальном и социальном плане, отягощенные сложной семейной ситуацией, не всегда могут завоевать авторитет у сверстников и учителей только за счет успешного овладения учебными предметами. Одни из них приобретают статус "отверженных", другие - становятся школьными "авторитетами", которые испытывают тяготение к криминальной субкультуре и, зачастую, занимаются вымогательством, применяют силовые способы поднятия своего статуса среди ровесников. В то же время успевающие дети невольно попадают под влияние соответствующей подростковой субкультуры, поскольку и их возможности самоутвердиться в школе, особенно в подростковом возрасте, часто ограничены.

Детский рэкет, драки (на жаргоне подростков - "стрелки") и участие в них значительной части обучающихся демонстрирует недостатки современной системы воспитания. В свою очередь, подобные явления способствуют формированию подростковых группировок с криминально ориентированными образцами поведения. Такие формы организации молодежи, как правило, основаны на ценностях силового взаимодействия и состоят из молодых людей, в силу различных причин фактически вытолкнутых из социальной среды образовательных организаций и семьи. Пространство современной подростковой жизни наполнено двумя активностями: с одной стороны, учебной активностью школьников, занятием в кружках и секциях, с другой - силовой активностью, направленной на завоевание статуса и авторитета различными, но, прежде всего, силовыми методами.

В таких условиях происходит нерегулируемое расслоение детей и примитивизация их взаимоотношений, нередко выражается в том, что сплетни, манипуляции, насилие и угрозы насилием, выяснение "кто сильнее", "с кем и против кого дружить", "клеймение" изгоев, травля (преследование, издевательство, систематическое вербальное и физическое унижение одноклассников со стороны сильных и агрессивных детей и растянутое во времени психологическое подавление, ущемление достоинства, особенно слабых) определяют направление социализации части обучающихся.

Не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в анализе и нормировании отношений с другими детьми и воспитателями, многие подростки начинают все богатство отношений и различные способы их регулирования подменять одним силовым взаимодействием. Более того, замыкаясь в собственной среде и оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов поведения и отношений, они несут свои разрушительные навыки дальше в социум.

В условиях нарушенных взаимоотношений детей от родителей все больше и больше свободного времени несовершеннолетних занимает коммуникация в чатах, социальных сетях. Однако, и интернет является пространством, где в отношениях подростков нередко демонстрируется силовое взаимодействие. Такие отношения и действия, зачастую, коррелируют с нормами, принятыми в криминальной субкультуре.

Также опасность кроется в размытости воспитательных стратегий образовательной организации, что в таком случае фактически сводит воспитание к определенному набору мероприятий, формально маркируемых как воспитательные.

Учитывая тот факт, что именно подростковое сообщество играет важную роль в социализации школьников, в освоении "взрослых" форм отношений между ними, значимым является умение педагогов выстраивать контакт с обучающимися. Любовь, дружба, выработка отношения к людям и событиям, а также постановка общих целей, задач, выбор и согласование способов их достижения - все эти аспекты жизни составляют основу человеческого существования. Подростковое общество в процессе непрерывной коммуникации детей друг с другом позволяет им примерить эти отношения на себя, зачастую, путем преодоления искусственно создаваемых самими подростками экстремальных ситуаций. Таким образом, подростковое сообщество становится формой коллективности, в которой посредством такого "примеривания" вырабатывается коллективное, а также индивидуальное отношение подростков к миру и людям.

Для того чтобы подростки осваивали действительно конструктивные формы общения и деятельности, необходимо управление процессами, происходящими в детских и подростковых сообществах со стороны взрослых (родителей), прежде всего, через трансляцию, в том числе в семье, коммуникативно-ориентированных (понимающих и одновременно развивающих) способов разрешения конфликтов и, соответственно, способностей понимать другого, рефлексии собственных действий и осмысления собственной позиции в различных ситуациях. Безусловно, процессу восстановления цивилизованных межличностных коммуникаций благоприятствуют восстановительные технологии, в ходе которых разнообразные отношения и поступки детей, их родителей и учителей при поддержке специалистов становятся предметом конструктивного обсуждения со стороны самих подростков.

В связи с вышесказанным большое значение приобретает восстановление включенности родителей и социального окружения ребенка, в том числе совершившего правонарушения, в процесс "воспитательного взаимодействия".

В последние годы в воспитательной деятельности образовательных организаций все большую значимость приобретает работа с детско-родительскими сообществами, формирующимися вокруг школьных классов. Способом оперативного контакта в данных социальных группах выступают популярные мессенджеры Viber или WhatsApp. Благодаря возможности быстрых коммуникаций любая конфликтная ситуация в классе (с кем бы из участников образовательного процесса она ни возникла) уже вечером того же дня становится достоянием широкой общественности и темой для обсуждения родителей всех обучающихся, и, нередко, становится причиной последующего уже группового конфликта.

Зачастую установки родителей, высказываемые ими резкие суждения по отношению к тем или иным жизненным ситуациям, социальным группам и меньшинствам, предопределяют последующие поступки детей. Подобная ситуация актуальна для инклюзивных классов, где проблематика принятия детей с особыми образовательными потребностями часто касается не только учащихся, но и их родителей. Кроме того, в детских и подростковых коллективах образовательных организаций нередки случаи ксенофобии, что является вопиющим фактом для такого многонационального многоконфессионального государства, как Россия. В подобные конфликты, начавшиеся в классе, часто включаются и родственники конфликтующих сторон - представители той или иной диаспоры, чьи национальные или религиозные чувства были задеты. В сложившейся ситуации взаимодействие с такими сообществами, как пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, основанного на их публичном обсуждении, становится важным компонентом воспитательной деятельности образовательных организаций и требует особых навыков.

В связи с вышесказанным одной из приоритетных стратегических задач образовательных организаций становится применение подходов к воспитанию, базирующихся на гуманистических и традиционных способах управления конфликтами, направленных на преодоление криминализации подрастающего поколения, профилактику правонарушений несовершеннолетних, включение семейного и более широкого социального окружения ребенка к решению его возможных проблем, формирование в подростковых сообществах лидеров, несущих позитивные ценности; а также активном применении форм групповой работы с родительскими и детскими сообществами; профилактику и разрешение этноконфессиональных и межкультурных конфликтов в детской и подростковой среде.

Одним из ключевых инструментов реализации данной воспитательной стратегии является внедрение восстановительных технологий и принципов медиации в образовательное пространство, предусмотренное Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р, которое может быть выражено в широком информировании педагогического состава образовательных организаций Российской Федерации о возможностях восстановительных технологий и медиации в воспитательном процессе; внедрении восстановительных технологий и медиации в воспитательную деятельность образовательных организаций путем формирования соответствующих компетенций у педагогического состава; использовании ресурса школьных служб примирения/служб школьной медиации для реализации восстановительных технологий (в том числе медиации).

3. Нормативные основы, цель и задачи внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. N 423-р, а также с учетом опыта деятельности по реализации Указа Президента Российской Федерации N 761 от 1 июня 2012 г. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. В данном Указе предусматривается создание и развитие сети служб медиации/примирения в целях реализации восстановительного правосудия, организация школьных служб медиации/примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательной организации.

Методические рекомендации опираются на ряд нормативный и правовых актов, определяющих ключевые задачи в системе образования.

Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Одним из ее механизмов является "развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми".

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р, в качестве своих ключевых задач предусматривает в том числе:

снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;

укрепление института семьи;

защиту прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;

совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации;

а также, в рамках развития единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает "обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях", и "совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся".

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, в том числе, направлен на формирование российской гражданской идентичности обучающихся; духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья, определяющий, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

В качестве организационной основы для реализации процесса интеграции восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций данные Методические рекомендации учитывают:

опыт Межрегиональной общественной организации "Общественный центр "Судебно-правовая реформа" и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации по разработке и внедрению программ восстановительного правосудия;

ресурс сети служб примирения/медиации, созданных во исполнение Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р.

Целью внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций является формирование у подрастающего поколения навыков конструктивного поведения в конфликте как способа профилактики девиантного поведения подростков, преодоления их криминализации; укрепления института семьи посредством включения ее в воспитательный процесс; формирования коммуникативной компетентности детей, педагогов и родителей.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

широкого информирования педагогического состава образовательных организаций Российской Федерации о возможностях восстановительных технологий и медиации в воспитательной деятельности;

внедрения восстановительных технологий и медиации в воспитательную деятельность образовательных организаций путем формирования соответствующих компетенций у педагогического состава посредством реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации);

использования ресурса школьных служб примирения/медиации для реализации восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательной деятельности образовательных организаций;

регламентации и организации взаимодействия образовательных организаций с территориальными службами примирения/медиации для их привлечения к проведению процедур медиации и программ восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних в рамках воспитательной деятельности.

Концептуальной основой Методических рекомендаций являются Стандарты восстановительной медиации, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году.

Методические рекомендации учитывают положения действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

4. Концептуальные основания использования восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательной деятельности образовательных организаций

Концепция восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (и шире - восстановительного подхода) разрабатывается сегодня в мире как система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления, всплеска насилия, конфликта, в обстоятельствах эскалации взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми. Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межличностные отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, что мешает нормальной человеческой жизни. Восстановительное разрешение конфликтов и криминальных ситуаций помогает людям самим исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями. Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью ведущих восстановительных технологий помогает реализовать важные для общества ценности: исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этом процессе ближайшего социального окружения участников конфликта.

Восстановительные технологии возникли как ответ на критику современного западного правосудия и формального юридического подхода к конфликтам и криминальным ситуациям. На острие данной критики оказались "приватизация конфликта" системой государственного правосудия, смещение ответственности за решение конфликтов из сообществ людей в руки профессионалов и, как следствие, утрата людьми способности самим искать выход из конфликтных ситуаций. Чем значительнее роль профессионалов правосудия, тем больше они уверены в том, что знают, что именно происходит, что относится к делу, что нет, и как разрешать данную ситуацию.

В итоге, при профессиональном разборе конфликтной или криминальной ситуации ее участники все меньше могут влиять на собственную жизнь, а профессиональные решения в сфере правосудия - иметь отношение к реальным ситуациям людей и сообществ в контексте ценностей общества и развития личности.

Напротив, важнейшей характеристикой восстановительного подхода в правосудии является возвращение способности разрешить конфликт самими его сторонами. Данный подход осуществляется посредством реализации технологий восстановительного правосудия: восстановительной медиации, Кругов сообщества, семейных конференций (советов), восстановительных профилактических программ, проводимых с целью разрешения конфликтных ситуаций, в том числе возникающих на этноконфессиональной почве.

Одним из видов восстановительных технологий являются программы восстановительной медиации.

Под медиацией понимается способ урегулирования споров при содействии беспристрастной третьей стороны (медиатора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Процедура медиации проводится на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Коммуникация в условиях соблюдения вышеперечисленных принципов предполагает поиск взаимоприемлемых решений в ситуации разности позиций и интересов людей, находящихся в конфликтном взаимодействии.

Представленная выше идеология восстановительного правосудия позволяет дополнить идею классической медиации рядом фундаментальных положений и сформулировать концепцию восстановительной медиации.

Восстановительная медиация - процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает обязательные предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

В отличие от бытового восприятия конфликта, рассматриваемого как нечто, действующее на людей разрушающе, для медиатора конфликт - точка, с которой может начаться диалог сторон, направленный на прояснение их позиций, т.е. - переход от столкновения к взаимопониманию.

В процессе восстановительной медиации происходит:

перевод ситуации от столкновения людей в форме конфликта или криминальной ситуации к обсуждению ее последствий самими участниками конфликта (криминальной ситуации). При этом в случае криминальной ситуации важно опираться на интересы жертв преступления;

определение оснований прошлых и будущих действий участников конфликта или криминальной ситуации (проблем, интересов, потребностей, ценностей, целей) и содействие изменению данных оснований в направлении общественно значимых ценностей. В случае криминальной ситуации необходимо содействовать изменению поведения правонарушителя с целью профилактики будущих преступлений;

Медиатор поддерживает в равной степени все стороны в движении к восстановительным действиям. Кроме того, в криминальной ситуации важное значение приобретает содействие восстановительным действиям участников конфликта (взаимопониманию, извинению, прощению и заглаживанию вреда). В восстановительных программах принятие решений сторонами опирается на их самоопределение: стороны сами вырабатывают и исполняют принятое решение. В некоторых сложных и травматических случаях для этого требуется поддержка социального окружения сторон, социальных работников и психологов.

Основными принципами восстановительной медиации являются:

добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации;

информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях;

нейтральность (беспристрастность и независимость) медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждение или иные виды поощрений, поскольку это может вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения документов, касающихся процесса медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления. При выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения/медиации. При публикации имена участников должны быть изменены;

ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта;

заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве;

самостоятельность служб примирения/медиации. Служба примирения/медиации самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

Службы примирения/медиации в Российский Федерации, реализующие программы восстановительного правосудия, в том числе, опираются на "Стандарты восстановительной медиации", разработанные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году (http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/Стандарты-восстановительной-медиации.pdf).

В России существует успешный опыт проведения восстановительной технологии "Семейная конференция" ("Семейный совет"). В результате многих проведенных Семейных конференций родственникам удается при поддержке специалистов изменить ситуацию, восстановить родственные связи и, тем самым, не допустить изъятия его из семьи. Важным здесь является не столько создание правового благополучия несовершеннолетнего, сколько восстановления взаимоотношений родственников для помощи ребенку. Например, формальное восстановление прав ребенка на жилплощадь без контроля и поддержки со стороны взрослых может привести к использованию квартиры в качестве пункта сбора криминальной группировки.

Таким образом, восстановительные технологии становятся актуальным способом воспитательной деятельности в ситуациях нарушенных семейных связей, когда первоочередной задачей семьи становится объединение близких ради социального благополучия ребенка.

Для решения задач работы с сообществами существует восстановительная технология "Круг сообщества", базирующаяся на традиционных для большинства россиян практиках крестьянского общинного правосудия - разрешения групповых конфликтов с включением социального окружения всех конфликтующих сторон, принимающих на себя ответственность за принятое решение и его последующее выполнение. Применение таких технологий урегулирования спорных ситуаций, апеллирующих к исторической памяти разрешения конфликтов "всем миром", становится способом возрождения данных традиций. Не менее важное значение в отношении конфликтов на этноконфессиональной почве приобретает владение сотрудниками образовательных организаций знаниями о национальных, религиозных особенностях участников данных конфликтов.

Восстановительная профилактическая программа - программа помощи в ситуациях, имеющих риск развития (эскалации) конфликта или совершения правонарушения, в рамках которой участники берут на себя ответственность за его/их предотвращение и/или улучшение отношений и реализуются принципы восстановительного правосудия (восстановительной медиации).

В Российской Федерации с 1998 года реализацию программ восстановительного правосудия осуществляют команды и службы примирения, создаваемые в школах, центрах социально-психологической помощи и на базе социально ориентированных некоммерческих организаций при поддержке Межрегиональной общественной организации "Общественный центр "Судебно-правовая реформа". В рамках данной работы создаются ассоциации специалистов, складываются местные модели межведомственного взаимодействия различных структур, работающих с несовершеннолетними и их семьями, куда включаются и службы примирения, развивается инструментарий восстановительных программ.

Развитие восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних осуществляется в том числе при поддержке Всероссийской ассоциации восстановительной медиации посредством формирования региональных сообществ, куда входят представители муниципальных учреждений социальной сферы и сферы образования. Данные группы реализуют восстановительную практику по уголовным делам и конфликтам с участием несовершеннолетних во взаимодействии с судами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав, образовательными организациями.

Службы примирения/медиации способствуют воспитательному процессу, поскольку становятся каналом трансляции цивилизованных норм взаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми. При этом часть детей, участвующих в работе служб (как медиаторы, так и стороны процедуры медиации) сами являются проводниками таких норм, используя их в последующем в ходе разрешения своих собственных конфликтных ситуаций.

Социокультурная функция службы служб примирения/медиации состоит в обеспечении воспроизводства способа и навыка осуществления действия по разрешению конфликтов посредством личностно ориентированной коммуникации. Личностно ориентированная коммуникация побуждает участников размышлять над последствиями своих действий, понимать ситуацию и основания действий других людей и самим принимать решения и осознавать их ценностные основания, что позволяет строить и сохранять конструктивные взаимоотношения в постоянно меняющихся условиях.

Общественно значимая и воспитательная функция служб примирения/медиации состоит в создании оппозиции силовым способам разрешения конфликтов, наказанию и клеймению через организацию программ восстановительной медиации, кругов сообществ и семейных конференций (схема 1). Деятельность служб примирения/медиации можно также использовать как элемент управления конфликтами в работе с подростковыми криминальными группировками.

Классическая и восстановительная медиация отличаются концептуальными основами и технологией проведения процедуры. Выбор в пользу классической или восстановительной медиации, а также конкретного инструмента восстановительной медиации, зависит от типа конфликтной ситуации. В частности, отдельные методы восстановительной практики ("Круги сообщества", "Семейные конференции") будут представлены в соответствующих разделах.

Схема 1. Воспитательная функция служб примирения/медиации

Реагирование детей и взрослых

┌─────────┐   ┌─────────────┐
│ Силовые │   │ Наказание и │
│ способы │   │ "клеймение" │
└────┬────┘   └──┬──────────┘
     │           │
     │           │      ┌───────────────────┐
     │           │      │ Служба примирения │  ┌──────────────────────────┐
     \/          \/     │     /медиации     │  │Восстановительные         │
(────────────────────)  └──────────┬────────┘  │технологии    формируют  у│
(    Конфликты и     )             │           │детей  и  взрослых  навыки│
(    криминальные    )             \/          │реагирования  на  ситуации│
( ситуации в детской )────────────────────────>│с    помощью     личностно│
(       среде        )                         │ориентированной           │
(────────────────────)                         │коммуникации              │
                                               └──────────────────────────┘

5. Круг сообщества как традиционная практика разрешения конфликтов и криминальных ситуаций

Восстановительные технологии основаны на двух принципах - прекращении конфликта между людьми и вовлечении в этот процесс ближайшего социального окружения конфликтующих. Данные принципы исторически сложились в общинных формах жизни. Издревле в сельских сообществах существовали механизмы преодоления вражды, воспроизводились различные формы взаимопомощи, являющиеся важной питательной средой для развития конструктивных форм реагирования на конфликты, проступки и преступления, позволяющие целым сообществам и отдельным людям выжить, избежав кровной вражды или кары официального правосудия. Ценность общинных практик базировалась на сохранении мира в сообществе (поселке, деревне), да и сама сельская община носила название "миръ", где сохранение мира как преодоление раскола между людьми в конфликтных и криминальных ситуациях являлось ключевой задачей старейшин. В ситуациях правонарушений важной ценностью в общинах было не столько наказание, сколько компенсация вреда потерпевшему или его семье. Эти традиции, поддерживаемые людьми во многих селениях и городах, до сих пор существуют на Кавказе в форме маслаата (примирения кровников - находящихся в отношениях кровной мести).

Подобный подход находил поддержку общественного мнения, опиравшегося, в том числе, и на религиозные принципы. И сегодня во многих странах мира не умерли народные традиции примирения, которые в некоторых местных сообществах активные граждане используют для восстановления и нормализации жизни. В России также сохранилась традиция, когда участники конфликтной или криминальной ситуации, обращаясь к традициям примирения в кризисные моменты своей жизни, сообща решают, как изменить ситуацию в интересах каждого так, чтобы это способствовало реализации нравственных ценностей. Во многих малых поселениях восстанавливаются сельские сходы, помогающие людям различные вопросы решать силами сообществ. В последние годы и в крупных городах происходит повышение гражданской активности, в рамках которой граждане объединяются для решения беспокоящих их вопросов, как правило, коммунальной направленности (капитальный ремонт домов, благоустройство придомовой территории). Отмечается также и активное формирование родительских сообществ вокруг школьных классов, объединенных на платформе известных мессенджеров, становящихся площадкой для обсуждения новостей класса, включая случившиеся за день конфликты.

В сложившейся ситуации разрешение конфликтных ситуаций с участием всего сообщества становится важнейшей задачей образовательных организаций, реализация которой возможна с применением инструментов, базирующихся на традиционных для большинства россиян практиках крестьянского общинного правосудия, независимо от места их географического проживания и вероисповедания.

На базе данных традиций специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации была разработана восстановительная технология - Круг сообщества. Важнейшей особенностью Круга сообщества является привлечение к обсуждению конфликтной ситуации всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его последующее выполнение. Процесс Круга сообщества позволяет включать в работу с конфликтами и криминальными ситуациями значительное число участников. Поскольку в ситуациях конфликта отношения людей отличаются враждебностью, возникает необходимость привлечения нейтрального посредника - ведущего Круга сообщества.

Показанием к проведению Круга сообщества в образовательной организации могут быть любые конфликты, возникающие в образовательном пространстве преимущественно с несколькими участниками или группами участников: конфликты между детьми; педагогами и детьми; педагогами и родителями; педагогами, родителями и детьми. Работа по построению конструктивного взаимодействия в сообществе, формирующемся вокруг школьных классов (сообщество детей, родителей, работников образовательной организации) приобретает особую значимость в случае необходимости разрешения конфликтов, возникающих на этноконфессиональной почве (раздел "Этноконфессиональная медиация в образовательных организациях"), а также в связи со становлением инклюзивного образования.

Одно из направлений развития воспитания в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года предполагает формирование деятельного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, гарантированного Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Одним из способов преодоления данных барьеров в детско-родительском сообществе является технология Круга сообщества.

С помощью ведущего и добровольцев-помощников ведущего в Круге сообщества реализуются такие ценности как:

помощь, взаимная поддержка и сопричастность людей;

мирное сосуществование;

свободное и безопасное для участников обсуждение проблем;

восстановление и укрепление позитивных связей между людьми;

развитие способностей членов сообщества в работе с травматическими и болезненными ситуациями;

принятие участниками ответственности за происходящее.

Проведение Круга сообщества возможно в образовательных организациях как самими педагогами, прошедшими обучение данной методике, так и с привлечением специалистов служб примирения/медиации.

6. Семейные конференции как инструмент укрепления института семьи

Как известно, девиантное поведение детей и подростков зачастую происходит на фоне семейного неблагополучия, когда ребенок выпадает из зоны родительного контроля с последующим возможным вовлечением в криминальные ситуации. Одним из важнейших компонентов воспитательной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в случае выявления фактов девиантного поведения ребенка является осознание его родителями сложившейся ситуации и сотрудничество всех членов семьи с педагогами образовательной организации.

Когда ребенок в силу тех или иных причин фактически оказывается без родительского попечения, помощь ему могут оказать иные родственники (брат, сестра, бабушки, дедушки, тети, дяди).

Для того, чтобы вовлечь все семейное окружение ребенка в процесс воспитательного воздействия, проводится программа восстановительного правосудия "Семейная конференция" ("Семейный совет"). Данная технология базируется на традиции различных народов в виде помощи родственников друг другу в условиях потери контроля за поведением ребенка и используется в случаях, когда семья не справляется с воспитанием ребенка.

Важной составляющей семейной конференции является активизация потенциала семьи и ее ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по поводу кризисной ситуации у кого-либо из ее членов. Кроме представителей ближайшего социального окружения, в таких программах могут участвовать представители органов и учреждений системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Решения принимаются в результате обсуждений и при достижении консенсуса.

В ходе реализации программы Семейной конференции ее ведущий работает над созданием условий для совместного решения проблем ребенка самими родственниками. Основой работы ведущего Семейной конференции является подготовка и проведение встречи круга родственников, которые могут помочь родителям и детям изменить сложившуюся ситуацию. В данных программах ведущий собирает членов семьи и родственников, обращаясь к традициям коллективного принятия решений, настраивает участников на конкретные шаги по оказанию помощи ребенку, и это создает возможность конструктивного преодоления чувства стыда. Например, если мать ребенка страдает алкогольной зависимостью, обсуждается не ее личная ситуация, ее не пытаются "воспитывать", а обсуждается вопрос о том, что может семья сделать в этой ситуации для ребенка, и что делать, чтобы ребенок не был изъят из семьи. Осуществляя подготовку родственников к семейному совету, специалисты ставят своей основной целью не изменить людей и их жизненные обстоятельства, а способствовать восстановлению отношений между ними с помощью постановки основного вопроса Семейной конференции, связанного с необходимостью принятия решения в интересах благополучия ребенка.

Функция специалистов в Семейной конференции заключается в том, чтобы создать уникальные и подходящие для данного случая конфигурацию людей и условия для личностно окрашенной коммуникации, помогающей самим участникам Семейной конференции принять решение по исправлению ситуации. Специалисты помогают состояться ценным для человеческого сообщества восстановительным действиям: заглаживанию вреда, раскаянию, осознанию, прощению, планированию своего будущего, восстановлению отношений и опеки над детьми - действиям, которые в силу определенных обстоятельств (например, травмы, обиды или болезни) люди без посторонней помощи порой сделать не в состоянии. Поэтому в такой ситуации важно участие нейтральных ведущих, профессиональные действия которых позволяют принять решения участникам конференции в интересах сохранения ребенка в кровной семье или под опекой родственников.

Семейные конференции могут проводиться обученными специалистами служб примирения/медиации в образовательной организации с целью оказания воздействия на того или иного ребенка в случае его девиантного поведения или низкой успеваемости.

7. Этноконфессиональная медиация в образовательных организациях

Проявления ксенофобии, неуважительного отношения к традициям и вероисповеданию людей иной национальности или конфессии, к сожалению, не является сегодня редкостью в образовательной среде. Участниками подобных конфликтов зачастую становятся не только обучающиеся, но и их родственники - представители диаспоры, требующие немедленного извинения и наказания стороны, виновной, по их мнению, в конфликте.

Помимо традиционных способов профилактики ксенофобии посредством этнокультурного воспитания подрастающего поколения, а также его воспитания в духе поликультурности и толерантности образовательные организации могут обеспечивать эффективное урегулирование подобных конфликтов с использованием технологий этноконфессиональной медиации.

Под этноконфессиональной медиацией понимается способ урегулирования конфликта с учетом его межэтнической и межконфессиональной составляющей с участием независимого нейтрального посредника. Данный способ может быть реализован как в формате классической медиации с участием двух конфликтующих сторон, так и посредством проведения Круга сообщества с участием двух и более сторон конфликта, а также их родственников и других представителей социального окружения.

Специалисту образовательной организации (службы примирения/медиации), принимающему на себя функции медиатора этноконфессиональных конфликтов, помимо технологий проведения классической медиации и Круга сообщества важно обладать комплексом специфических знаний, позволяющих эффективно работать с подобными конфликтами, в частности иметь знания о:

предметном наполнении конфликтов этноса или конфессиональной группы, описываемым основными эпосами, притчами, священными текстами той или иной конфессиональной группы;

исторически сложившихся (традиционных) методах урегулирования конфликтов данным этносом/конфессиональной группы, а также с их правовой оценкой;

особенностях смысловых нагрузок тех или иных словесных формулировок, тендерных, возрастных и родственных барьеров и их роли в коммуникации данного этноса/конфессиональной группы, в межэтнических/межрелигиозных взаимоотношениях, а также их месте в конфликтах с участием данного этноса/конфессиональной группы и/или внутри его/их.

8. Организационные модели и направления внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

Основой для внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций могут стать существующие и вновь создаваемые школьные и территориальные службы примирения/медиации.

Школьная служба примирения/служба школьной медиации (служба примирения/медиации образовательной организации) - утвержденная приказом директора образовательной организации детско-взрослая команда, которая в рамках образовательной организации под руководством взрослого куратора осуществляет деятельность по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательной деятельности посредством применения методов медиации и восстановительных технологий.

Служба примирения/медиации образовательной организации осуществляет:

обучение школьников и педагогов конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать - прежде всего, через опыт решения реальных конфликтных ситуаций;

первичную профилактику, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем (например, проведения Кругов сообщества с детьми при слиянии двух классов в один, с родителями первоклассников, с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее);

первичную профилактику (конфликта еще нет, но участниками чувствуется напряженность, например, по результатам исследования межэтнической напряженности или по запросу классного руководителя/родителей);

урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися), а также учащимися и педагогами;

урегулирование конфликтов между педагогами и родителями;

согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей;

вторичную профилактику и работу с правонарушениями (в том числе по делам, переданным в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);

сложным многосторонним конфликтам между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, средства массовой информации и так далее) - с привлечением территориальных и городских служб примирения/медиации.

В большинстве субъектов Российской Федерации куратором службы примирения/медиации образовательной организации является специалист данной организации (социальный педагог, психолог), осуществляющий указанную деятельность в рамках функциональных обязанностей.

Работа школьной службы примирения/службы школьной медиации обычно регламентируется Положением о соответствующей службе, утвержденным приказом руководителя образовательной организации, а также методическими рекомендациями по созданию соответствующих служб.

Деятельность по применению восстановительных технологий школьными службами примирения/службами школьной медиации может также основываться на следовании "Стандартам восстановительной медиации" (http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/Стандарты-восстановительной-медиации.pdf).

Территориальная служба примирения/медиации является структурой, занимающейся проведением восстановительных программ (в том числе медиации) на территории (в районе, в городе, в регионе).

Под службой понимаются различные варианты организации такой деятельности, в частности посредством:

создания подразделения внутри организации, оказывающего услуги детям и семьям (например, социального, медико-психологического или иного центра);

передачи данного функционала конкретному сотруднику организации;

организации службы примирения/медиации в организации, которая занимается комплексной работой с несовершеннолетними правонарушителями, где медиация и восстановительные технологии являются одним из видов деятельности;

включения восстановительных технологий (в том числе медиации) в круг инструментов социально ориентированной практики некоммерческих организаций.

Территориальные службы примирения/медиации проводят восстановительные программы (медиацию, семейные конференции, Круги сообщества) по следующим категориям случаев:

преступления, совершенные несовершеннолетними (информация о случаях поступает из судов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов предварительного расследования, непосредственно от граждан, иногда - из образовательных организаций, от адвокатов);

общественно опасные деяния, совершенные детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности - ООД (информация о случаях поступает из комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, непосредственно от граждан, образовательных организаций, от адвокатов);

семейные конфликты: детско-родительские конфликты; гражданские дела, связанные с разводом родителей и определением места проживания ребенка; ситуации невыполнения родителями своих обязанностей по отношению к детям и пр. (информация о случаях поступает из судов по гражданским делам, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, непосредственно от граждан, иногда - из образовательных организаций, от адвокатов);

конфликты в образовательных организациях (информация о случаях поступает из образовательных организаций и от граждан);

профилактические программы в образовательных организациях.

Поскольку в деятельности по применению программ восстановительного правосудия и медиации, в целом, заложены ценности участия сообщества, самоопределения людей, открытости к переговорам, то и внедрение данных технологий должно соответствовать этим целям, то есть быть процессом добровольным и открытым для коммуникации между разными его участниками. Важнейшую роль в такой работе должны играть региональные сообщества (ассоциации) медиаторов и кураторов служб примирения/медиации. Для этого в субъектах Российской Федерации могут образовываться сообщества, ассоциации, объединения, сети. Сетевое взаимодействие обеспечивает содержательную и организационную поддержку развитию служб примирения/медиации с учетом их организационно-правовых региональных особенностей.

Важнейшими признаками сетевого взаимодействия является добровольное присоединение участников, свободное распространение информации внутри сети, самостоятельность выбора организационно-правовой формы (ассоциации, объединения, в том числе без образования юридического лица), стратегия развития и поиск партнеров на региональном уровне, обмен опытом и взаимная поддержка участников объединения. В таких ассоциациях представители различных ведомств и некоммерческих организаций встречаются для обсуждения теории и практики восстановительного правосудия, что создает основу для подлинного межведомственного взаимодействия.

Сетевое взаимодействие обеспечивает содержательную и организационную поддержку восстановительных технологий на уровне субъекта Российской Федерации.

В целях поддержки сети служб примирения/медиации органам управления образованием совместно с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рекомендуется на региональном уровне разработать и утвердить региональную модель развития сети служб примирения/медиации, позволяющую обеспечить:

разработку программ повышения квалификации в сфере восстановительной медиации и восстановительного подхода в системе образования, привлечение к проведению обучения специалистов, имеющих практику медиации и урегулирования конфликтов;

поддержку различных форм обучения основам медиации и восстановительных технологий заинтересованных школьников в качестве медиаторов-ровесников;

включение тем, связанных с деятельностью служб примирения/медиации в конкурсы профессионального мастерства педагогов (при их наличии);

включение направления служб примирения/медиации в региональные грантовые программы (при их наличии);

проведение мониторинга основных показателей проведения восстановительных программ;

разработку регламентов (соглашений) о взаимодействии школьных и территориальных служб примирения/медиации с комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью эффективного проведения восстановительных программ;

поддержку профессионального сообщества специалистов служб примирения/медиации, проведение регулярных региональных конференций, семинаров и других мероприятий, поддерживающих сетевое взаимодействие.

Повышение профессионального мастерства ведущих восстановительных программ/медиаторов может происходить в профессиональном сообществе в форме супервизий (консультирования медиатора более опытным коллегой, имеющим соответствующую квалификацию, с целью разбора практических случаев, анализа и корректировки профессиональных умений, и развития умений профессионального самоанализа супервизируемого специалиста), мастер-классов и в иных формах.

Критерии анализа и оценки деятельности ведущего восстановительные программы разрешения конфликтов и криминальных ситуаций/медиатора разрабатывает профессиональное сообщество.

Профессиональное сообщество осуществляет методическую поддержку деятельности специалистов служб примирения/медиации, а также, при необходимости, помогает им в сложных ситуациях, выходящих за рамки стандартной процедуры. Методистом, т.е. лицом, оказывающим подобную поддержку, может быть только человек, имеющий собственную практику проведения медиации и/или восстановительных программ в системе образования.

Стратегия развития служб примирения/медиации на территории и документы, регламентирующие организацию деятельности данных служб должны разрабатываться и приниматься с учетом мнения профессионального сообщества.

Интеграция восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную работу образовательных организаций может осуществляться с использованием ресурса существующих служб примирения/медиации в рамках их сетевого взаимодействия посредством реализации организационных мероприятий, приведенных ниже в таблице.

Направление интеграции восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций
Мероприятия по интеграции восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций
Повышение уровня информированности всех работников образовательной организации о возможностях восстановительных технологий как компонента воспитательной работы
Проведение информационных семинаров в образовательных организациях специалистами школьных и территориальных служб примирения/медиации
Приобретение компетенций по применению восстановительных технологий (восстановительной медиации, "Кругов сообщества", "Семейных конференций") а также принципов этноконфессиональной медиации специалистами школьных и территориальных служб примирения/медиации
Прохождение специалистами школьных и территориальных служб примирения/медиации программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) с обучением применению восстановительных технологий (восстановительной медиации, "Кругов сообщества", "Семейных конференций") а также этноконфессиональной медиации
Привлечение специалистов территориальных служб примирения/медиации к разрешению конфликтов в образовательных организациях в случае наличия угрозы соблюдению принципа нейтральности медиатора, являющегося работником
Проведение восстановительных технологий (восстановительной медиации, "Кругов сообщества", "Семейных конференций") в образовательных организациях силами специалистов территориальных служб примирения/медиации образовательной организации
Управление реализацией восстановительных технологий в воспитательной деятельности образовательных организаций
Поддержка создания региональных сообщества (ассоциаций). Регламентация их деятельности на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне образовательных организаций

9. Список нормативных правовых документов и литературы для самостоятельного ознакомления с методологией интеграции восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций.

1. Зачем нужны службы школьной медиации? [Электронный ресурс] // Портал "Слово". - 10 февраля 2014 г. (http://portal-slovo.ru/topic/47714.php?sphrase_id=89012)

2. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. Перевод с английского/общая редакция Л.М. Карнозовой. - М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2002.

3. Интернет-ресурсы:

www.fedim.ru - сайт ФГБУ "Федеральный институт медиации"

www.sprc.ru - сайт общественного центра "Судебно-правовая реформа"

www.школьные-службы-примирения.рф - сайт школьных служб примирения

4. Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление). - М.: Проспект, 2014.

5. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений/Практическое руководство. Под общей редакцией Карнозовой Л.М. - М.: МОО "Судебно-правовая реформа", 2012.

6. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р).

7. Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации N 1430-р от 30 июля 2014 г.).

8. Кристи Н. Конфликты как собственность. // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 1999. С. 28 - 45.

9. Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях, разработаны Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, Москва, 2015.

10. Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях, разработаны ФГБУ "Федеральный институт медиации", Москва, 2015.

11. Максудов Р.Р. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани/под общей редакцией Н.В. Путинцевой/М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2012.

12. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761).

13. Стандарты восстановительной медиации. \\ Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Выпуск 7. - М.: Центр "СПР". 2010.

14. Создание и поддержка служб примирения в регионах (сборник материалов). Ч. 1/Сост. Л.М. Карнозова, А.Ю. Коновалов. - М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2016 (электронный сборник), http://sprc.ru/

15. Создание и поддержка служб примирения в регионах (сборник материалов). Ч. 2/Сост. Л.М. Карнозова. - М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2016 (электронный сборник), http://sprc.ru/

16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

17. Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство/Сборник материалов/Сост. Л.М. Карнозова. М.: МОО Центр "Судебно-правовая реформа", 2015 (электронный сборник). http://sprc.ru/

18. Технология разрешения конфликтов. // Газета "Вести образования", N 5 (114), 25 марта 2015 года, (http://vogazeta.ru/ivo/info/14511.html)

19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897).

20. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".

21. Шамликашвили Ц.А., Семенова О.А. Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь? М.: МЦУПК, 2010. - 400 с.

22. Шамликашвили Ц.А., Харитонов С.В., Графский В.П., Пчелинцева Д.Н. Причины споров между детьми и действенные способы их урегулирования с точки зрения сотрудников образовательных учреждений // Вестник Федерального института медиации. 2017. N 2. С. 22 - 27.

23. Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод "школьная медиация" как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. 2014. N 2. С. 26 - 33.

24. Шамликашвили Ц.А. Что такое "школьная медиация" в теории и на практике? // Медиация и право. Посредничество и примирение. 2008. N 2. С. 16.

25. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал "Гарант". - 30 августа 2013 г.