9. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

9. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Для помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органу опеки и попечительства необходимо издать соответствующий акт (постановление, распоряжение или приказ). При этом в акте должны быть указаны реквизиты организации, в которую ребенок помещается под надзор. В связи с изложенным вопрос о том, в какую организацию будет помещен ребенок, должен решаться до издания акта о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона при помещении подопечного под надзор в одну из вышеназванных организаций орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (пункт 1 статьи 39 ГК РФ).

Следует отметить, что термин "помещение под надзор" в Федеральном законе N 48-ФЗ и СК РФ используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав подопечных на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном ГК РФ.

В связи с этим к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

а) образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

б) медицинские организации, осуществляющие деятельность по содержанию, воспитанию и (или) образованию и оказанию медицинской помощи детям раннего возраста (дома ребенка);

в) стационарные учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей) нельзя отнести к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, в том числе образовательные учреждения любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 155.1 СК РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы под надзор, относятся в том числе некоммерческие организации в случаях, когда деятельность таких организаций по содержанию, воспитанию и образованию детей не противоречит целям, ради которых они созданы.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, можно ли относить к организациям для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, религиозные организации.

Согласно положениям Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) религиозные объединения создаются в целях совместного исповедания и распространения веры.

Непосредственно религиозная организация (в частности, монастырь) в соответствии со своими уставными целями не может быть отнесена согласно статье 6 Федерального закона N 125-ФЗ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые в соответствии с СК РФ устраиваются (передаются под надзор) дети, оставшиеся без попечения родителей, и не может осуществлять функции опекуна (попечителя) в отношении таких детей.

Вместе с тем религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность, для чего могут в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения (статьи 5, 6, 18 Федерального закона N 125-ФЗ), в том числе организации (учреждения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учредителем которой выступает религиозная организация, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к таким организациям законодательством Российской Федерации, включая требования к порядку помещения детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечению их содержания, воспитания и образования в таких организациях.

Организация (учреждение), в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с требованиями гражданского законодательства не может быть структурным подразделением какой-либо организации, поскольку является самостоятельным юридическим лицом.

Выбор формы устройства несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, является исключительной компетенцией органа опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего. Основанием для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от ее типа и организационно-правовой формы является акт органа опеки и попечительства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 155.1 СК РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Таким образом, при поступлении выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до восемнадцати лет в образовательное учреждение, в том числе в учреждение профессионального образования, функции его законного представителя выполняет орган опеки и попечительства по месту его обучения в указанных образовательных учреждениях.

В то же время, учитывая практическую сложность реализации данного положения Федерального закона N 48-ФЗ, органам опеки и попечительства рекомендуется решать вопрос о назначении таким детям попечителей, в том числе на возмездной основе. Также необходимо осуществлять программы постинтернатной адаптации этих детей, используя практику создания центров постинтернатной адаптации, социальных гостиниц и др.