МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 декабря 2016 г. N 06-1719

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России во исполнение пункта 6 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р, подготовлены и направляются для использования в работе методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.

Рекомендуем органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования организовать работу по актуализации и апробации региональной модели подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования с участием организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования.

Консультационная поддержка по вопросам актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования предоставляется ФГАУ "Федеральный институт развития образования", контактный телефон 8 (499) 152-69-71.

Директор Департамента
государственной политики
в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО
Н.М.ЗОЛОТАРЕВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АКТУАЛИЗАЦИИ И АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Введение

Методические рекомендации подготовлены в целях реализации мероприятий по внедрению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" <1> в части актуализации и апробации моделей подготовки и дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (далее - СПО).

--------------------------------

<1> Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".

Методические рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических кадров для системы СПО.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 государственным учреждениям, к которым относится большинство организаций, реализующих программы СПО, предстоит разработать и реализовать в 2017 - 2020 г.г. планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, включая меры по приведению квалификации педагогических работников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов. В целях методической поддержки разработки и реализации указанных планов разработаны Рекомендации по применению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" в управлении педагогическими кадрами организации <2>.

--------------------------------

<2> См.: Рекомендации по применению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" в управлении педагогическими кадрами организации. - http://www.firo.ru/?page_id=7513.

2. Принципы актуализации региональных моделей подготовки
и ДПО педагогических кадров для системы среднего
профессионального образования

Региональная модель подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО представляет собой совокупность:

целевых показателей подготовки и ДПО, обеспечивающих удовлетворение актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО;

образовательных программ;

организаций, их реализующих, в т.ч. с использованием сетевой формы;

условий реализации образовательных программ.

При актуализации региональной модели необходимо учитывать:

возможность различных траекторий входа в профессию;

актуальные и перспективные потребности в педагогических кадрах территориальной системы СПО;

особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров СПО, и возможности ее развития.

2.1. Возможность различных "траекторий входа в профессию"

Возможные варианты получения профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО приведены в таблице 1.

Таблица 1

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ СПО

Профессиональная квалификация
Образовательная программа
Особенности реализации образовательной программы
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др. с указанием области профессиональной деятельности)
СПО (ППССЗ) <3>, специальность "Профессиональное обучение (по отраслям)", квалификация мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)
В процессе обучения обязательно приобретение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
ВО - бакалавриат, направление подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)"
ДПО в области профессионального обучения (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе "профильного" <4> СПО (ППССЗ) или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки и (при необходимости) профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих и (или) программы переподготовки рабочих, служащих, и (или) программы повышения квалификации рабочих, служащих
Наличие или приобретение в процессе обучения опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
Преподаватель общеобразовательных предметов (с указанием направленности (профиля) предметов)
ВО - направление подготовки "Педагогическое образование", направленность (профиль) которого, соответствует преподаваемому учебному предмету
Освоение в процессе обучения компетенций, необходимых для преподавания предметов среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО
ДПО - повышение квалификации для преподавания предметов среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО на базе "профильного" ВО
ДПП может быть освоена после трудоустройства
Преподаватель общепрофессиональных дисциплин (с указанием направленности (профиля) дисциплин)
ВО - бакалавриат, направления подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)" или "Педагогическое образование", направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине
В процессе обучения обязательно приобретение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующего преподаваемой учебному курсу, дисциплине
ДПО в области (среднего) профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе "профильного" СПО (ППССЗ) или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки
Наличие или приобретение в процессе обучения опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующего преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
Преподаватель профессиональных модулей и (или) междисциплинарных курсов (с указанием их направленности (профиля)
ДПО в области (среднего) профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе "профильного" СПО ППССЗ или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки
Методист профессиональной образовательной организации
ДПО в области методической деятельности в профессиональном образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе ВО
При освоении дополнительной профессиональной программы на базе ВО - бакалавриата - наличие опыта работы преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет
ВО - магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО)
Методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена)
"профильное" ВО - специалитет или магистратура
После обучения работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет
ДПО на базе ВО - "профильная" профессиональная переподготовка
ВО - магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе "профильного" ВО
Работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет, как правило, до обучения
ДПО в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе "профильного" ВО - специалитета или магистратуры

--------------------------------

<3> В таблице используются следующие сокращения: ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена, ВО - высшее образование, ДПП - дополнительная профессиональная программа.

<4> Здесь и далее - "профильного", т.е. непедагогического образования, направленность (профиль) которого соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

В таблице приведен перечень образовательных программ, обеспечивающих освоение профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". Региональная модель подготовки и ДПО педагогических работников системы СПО может включать как все перечисленные образовательные программы, так и их выборку. Далее в пп. 2.2 - 2.3 описаны основания для формирования такой выборки.

2.2. Необходимость обеспечения актуальных и перспективных
потребностей в педагогических кадрах территориальной
системы СПО

Целевые показатели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО включают в себя количественные и качественные характеристики.

Количественные характеристики определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной системы СПО с учетом;

актуальных и перспективных планов набора обучающихся по профессиям и специальностям СПО и структуры соответствующих образовательных программ;

численности и показателей движения педагогических кадров различной квалификации (трудоустройства и закрепления выпускников, подготовленных к педагогической деятельности в СПО, выхода педагогических работников на пенсию и т.п.);

исключения "внутреннего совместительства" в объемах, отрицательно влияющих на качество педагогической деятельности;

соотношения педагогических работников образовательных организаций и лиц, привлекаемых к реализации образовательных программ СПО на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

Качественные характеристики представляют собой требования к квалификации педагогических работников системы СПО, результатам их подготовки. При их определении необходимо учитывать как региональные особенности, так и актуальные требования, зафиксированные в профессиональном стандарте и федеральных государственных образовательных стандартах СПО, а также перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в СПО. Прежде всего, речь идет о следующих тенденциях:

"сращивание" деятельности, а следовательно и подготовки преподавателя и мастера производственного обучения;

переход от индивидуальной к командной педагогической деятельности в СПО, управлению образовательными программами;

переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам, разрабатываемым с учетом потребности в специалистах той или иной квалификации, образовательных потребностей и имеющегося у обучающихся образования и опыта профессиональной деятельности;

рост требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения и одновременно к подготовке в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) вида профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися: способности проектировать образовательные программы "от результата", строить учебный (учебно-производственный) процесс, мотивирующий профессиональное развитие, обеспечивающий синхронизацию теории и практики, подготовку студентов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и современных производственных технологий;

актуализации потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов:

появлением новых перспективных профессий и специальностей СПО;

решением задач разработки и обновления федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, обеспечения их внедрения на федеральном, региональном и институциональном уровне;

развитием практики дуального обучения, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена и т.д.

При формировании системы образовательных программ, обеспечивающих актуальные и перспективные потребности территориальной системы СПО в педагогических кадрах, необходимо учитывать возможность освоения в пределах одной образовательной программы нескольких профессиональных квалификаций. Например, в рамках магистерской программы по направлению подготовки "Педагогическое образование" при обучении на базе "профильного" высшего образования могут осваиваться три профессиональные квалификации:

методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО);

методист профессиональной образовательной организации;

преподаватель общепрофессиональных дисциплин, или преподаватель профессиональных модулей (междисциплинарных курсов), или мастер производственного обучения.

Это повышает профессиональную мобильность выпускников, работает как на интересы личности, так и на интересы региональной системы СПО. Определять сочетание квалификаций необходимо с учетом потребностей региональной системы СПО в педагогах той или иной профессиональной квалификации, длительности программы и "близости" осваиваемых квалификаций.

2.3. Особенности региональной сети организаций,
обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров
для системы СПО, и возможности ее развития

При формировании региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО целесообразно проанализировать и использовать не только ресурсы организаций, традиционно осуществляющих реализацию программ основного и дополнительного профессионального образования педагогической направленности:

ведущих профессиональных образовательных организаций, в том числе межрегиональных центров компетенций, учебных (многофункциональных) центров профессиональных квалификаций;

корпоративных образовательных структур, созданных работодателями;

университетов и "отраслевых вузов";

организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ позволяет повысить качество и эффективность подготовки педагогов СПО.

3. Общесистемные условия реализации региональных моделей
подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО

Качество и эффективность реализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО определяется комплексом условий, наиболее значимыми среди которых являются следующие:

наличие системы мониторинга и планирования актуальной и перспективных потребностей в педагогических кадров для системы СПО;

информационное обеспечение и создание условий для повышения мотивации освоения и совершенствования педагогических квалификаций, необходимых для реализации образовательных программ СПО;

расширение целевого приема и обучения по основным профессиональным образовательным программам и развитие персонифицированного финансирования ДПО педагогических работников системы СПО;

использование сетевой формы реализации образовательных программ;

переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам за счет использования вариативной части образовательных программ, их модульного построения и формирования групп переменного состава;

развитие системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагогов СПО;

обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами, готовыми и мотивированными к работе в команде (подбор и отбор педагогов, развитие системы стимулирования, организация повышения квалификации).

4. Планирование апробации региональной модели подготовки
и ДПО педагогических кадров для системы СПО

Для апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО так же, как и для ее разработки (актуализации), целесообразно создать координационную группу, в состав которой войдут руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и иных заинтересованных организаций.

Важной составляющей планирования является определение задач апробации и формирование системы мониторинга ее проведения.

В план рекомендуется включить мероприятия по отбору пилотных организаций для проведения апробации, сопровождению их деятельности, экспертизе и обсуждению промежуточных и итоговых результатов, а также созданию и обеспечению функционирования в сети Интернет информационного ресурса, поддерживающего проведение апробации.