МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2016 г. N 06-1719
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России во исполнение пункта 6 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р, подготовлены и направляются для использования в работе методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.
Рекомендуем органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования организовать работу по актуализации и апробации региональной модели подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования с участием организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования.
Консультационная поддержка по вопросам актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования предоставляется ФГАУ "Федеральный институт развития образования", контактный телефон 8 (499) 152-69-71.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО
Н.М.ЗОЛОТАРЕВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АКТУАЛИЗАЦИИ И АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Введение
Методические рекомендации подготовлены в целях реализации мероприятий по внедрению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" <1> в части актуализации и апробации моделей подготовки и дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) педагогических кадров для системы среднего профессионального образования (далее - СПО).
--------------------------------
<1> Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".
Методические рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических кадров для системы СПО.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 государственным учреждениям, к которым относится большинство организаций, реализующих программы СПО, предстоит разработать и реализовать в 2017 - 2020 г.г. планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, включая меры по приведению квалификации педагогических работников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов. В целях методической поддержки разработки и реализации указанных планов разработаны Рекомендации по применению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" в управлении педагогическими кадрами организации <2>.
--------------------------------
<2> См.: Рекомендации по применению профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" в управлении педагогическими кадрами организации. - http://www.firo.ru/?page_id=7513.
2. Принципы актуализации региональных моделей подготовки
и ДПО педагогических кадров для системы среднего
профессионального образования
Региональная модель подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО представляет собой совокупность:
целевых показателей подготовки и ДПО, обеспечивающих удовлетворение актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
образовательных программ;
организаций, их реализующих, в т.ч. с использованием сетевой формы;
условий реализации образовательных программ.
При актуализации региональной модели необходимо учитывать:
возможность различных траекторий входа в профессию;
актуальные и перспективные потребности в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров СПО, и возможности ее развития.
2.1. Возможность различных "траекторий входа в профессию"
Возможные варианты получения профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО приведены в таблице 1.
Таблица 1
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ СПО
Профессиональная квалификация
|
Образовательная программа
|
Особенности реализации образовательной программы
|
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др. с указанием области профессиональной деятельности)
|
СПО (ППССЗ) <3>, специальность "Профессиональное обучение (по отраслям)", квалификация мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)
|
В процессе обучения обязательно приобретение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
|
ВО - бакалавриат, направление подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)"
|
||
ДПО в области профессионального обучения (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе "профильного" <4> СПО (ППССЗ) или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки и (при необходимости) профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих и (или) программы переподготовки рабочих, служащих, и (или) программы повышения квалификации рабочих, служащих
|
Наличие или приобретение в процессе обучения опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
|
|
Преподаватель общеобразовательных предметов (с указанием направленности (профиля) предметов)
|
ВО - направление подготовки "Педагогическое образование", направленность (профиль) которого, соответствует преподаваемому учебному предмету
|
Освоение в процессе обучения компетенций, необходимых для преподавания предметов среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО
|
ДПО - повышение квалификации для преподавания предметов среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО на базе "профильного" ВО
|
ДПП может быть освоена после трудоустройства
|
|
Преподаватель общепрофессиональных дисциплин (с указанием направленности (профиля) дисциплин)
|
ВО - бакалавриат, направления подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)" или "Педагогическое образование", направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине
|
В процессе обучения обязательно приобретение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующего преподаваемой учебному курсу, дисциплине
|
ДПО в области (среднего) профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе "профильного" СПО (ППССЗ) или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки
|
Наличие или приобретение в процессе обучения опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующего преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
|
|
Преподаватель профессиональных модулей и (или) междисциплинарных курсов (с указанием их направленности (профиля)
|
ДПО в области (среднего) профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации в зависимости от имеющейся квалификации, в т.ч. опыта работы) на базе "профильного" СПО ППССЗ или ВО или соответствующей профессиональной переподготовки
|
|
Методист профессиональной образовательной организации
|
ДПО в области методической деятельности в профессиональном образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе ВО
|
При освоении дополнительной профессиональной программы на базе ВО - бакалавриата - наличие опыта работы преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет
|
ВО - магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО)
|
||
Методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена)
|
"профильное" ВО - специалитет или магистратура
|
После обучения работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет
|
ДПО на базе ВО - "профильная" профессиональная переподготовка
|
||
ВО - магистратура в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе "профильного" ВО
|
Работа методистом, преподавателем или мастером производственного обучения не менее двух лет, как правило, до обучения
|
|
ДПО в области методической деятельности в образовании (профессиональном обучении, СПО, ДПО) на базе "профильного" ВО - специалитета или магистратуры
|
--------------------------------
<3> В таблице используются следующие сокращения: ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена, ВО - высшее образование, ДПП - дополнительная профессиональная программа.
<4> Здесь и далее - "профильного", т.е. непедагогического образования, направленность (профиль) которого соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
В таблице приведен перечень образовательных программ, обеспечивающих освоение профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". Региональная модель подготовки и ДПО педагогических работников системы СПО может включать как все перечисленные образовательные программы, так и их выборку. Далее в пп. 2.2 - 2.3 описаны основания для формирования такой выборки.
2.2. Необходимость обеспечения актуальных и перспективных
потребностей в педагогических кадрах территориальной
системы СПО
Целевые показатели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО включают в себя количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной системы СПО с учетом;
актуальных и перспективных планов набора обучающихся по профессиям и специальностям СПО и структуры соответствующих образовательных программ;
численности и показателей движения педагогических кадров различной квалификации (трудоустройства и закрепления выпускников, подготовленных к педагогической деятельности в СПО, выхода педагогических работников на пенсию и т.п.);
исключения "внутреннего совместительства" в объемах, отрицательно влияющих на качество педагогической деятельности;
соотношения педагогических работников образовательных организаций и лиц, привлекаемых к реализации образовательных программ СПО на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
Качественные характеристики представляют собой требования к квалификации педагогических работников системы СПО, результатам их подготовки. При их определении необходимо учитывать как региональные особенности, так и актуальные требования, зафиксированные в профессиональном стандарте и федеральных государственных образовательных стандартах СПО, а также перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в СПО. Прежде всего, речь идет о следующих тенденциях:
"сращивание" деятельности, а следовательно и подготовки преподавателя и мастера производственного обучения;
переход от индивидуальной к командной педагогической деятельности в СПО, управлению образовательными программами;
переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам, разрабатываемым с учетом потребности в специалистах той или иной квалификации, образовательных потребностей и имеющегося у обучающихся образования и опыта профессиональной деятельности;
рост требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения и одновременно к подготовке в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) вида профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися: способности проектировать образовательные программы "от результата", строить учебный (учебно-производственный) процесс, мотивирующий профессиональное развитие, обеспечивающий синхронизацию теории и практики, подготовку студентов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и современных производственных технологий;
актуализации потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов:
появлением новых перспективных профессий и специальностей СПО;
решением задач разработки и обновления федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, обеспечения их внедрения на федеральном, региональном и институциональном уровне;
развитием практики дуального обучения, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена и т.д.
При формировании системы образовательных программ, обеспечивающих актуальные и перспективные потребности территориальной системы СПО в педагогических кадрах, необходимо учитывать возможность освоения в пределах одной образовательной программы нескольких профессиональных квалификаций. Например, в рамках магистерской программы по направлению подготовки "Педагогическое образование" при обучении на базе "профильного" высшего образования могут осваиваться три профессиональные квалификации:
методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО);
методист профессиональной образовательной организации;
преподаватель общепрофессиональных дисциплин, или преподаватель профессиональных модулей (междисциплинарных курсов), или мастер производственного обучения.
Это повышает профессиональную мобильность выпускников, работает как на интересы личности, так и на интересы региональной системы СПО. Определять сочетание квалификаций необходимо с учетом потребностей региональной системы СПО в педагогах той или иной профессиональной квалификации, длительности программы и "близости" осваиваемых квалификаций.
2.3. Особенности региональной сети организаций,
обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров
для системы СПО, и возможности ее развития
При формировании региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО целесообразно проанализировать и использовать не только ресурсы организаций, традиционно осуществляющих реализацию программ основного и дополнительного профессионального образования педагогической направленности:
ведущих профессиональных образовательных организаций, в том числе межрегиональных центров компетенций, учебных (многофункциональных) центров профессиональных квалификаций;
корпоративных образовательных структур, созданных работодателями;
университетов и "отраслевых вузов";
организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
Использование сетевой формы реализации образовательных программ позволяет повысить качество и эффективность подготовки педагогов СПО.
3. Общесистемные условия реализации региональных моделей
подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО
Качество и эффективность реализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО определяется комплексом условий, наиболее значимыми среди которых являются следующие:
наличие системы мониторинга и планирования актуальной и перспективных потребностей в педагогических кадров для системы СПО;
информационное обеспечение и создание условий для повышения мотивации освоения и совершенствования педагогических квалификаций, необходимых для реализации образовательных программ СПО;
расширение целевого приема и обучения по основным профессиональным образовательным программам и развитие персонифицированного финансирования ДПО педагогических работников системы СПО;
использование сетевой формы реализации образовательных программ;
переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам за счет использования вариативной части образовательных программ, их модульного построения и формирования групп переменного состава;
развитие системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагогов СПО;
обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами, готовыми и мотивированными к работе в команде (подбор и отбор педагогов, развитие системы стимулирования, организация повышения квалификации).
4. Планирование апробации региональной модели подготовки
и ДПО педагогических кадров для системы СПО
Для апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО так же, как и для ее разработки (актуализации), целесообразно создать координационную группу, в состав которой войдут руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и иных заинтересованных организаций.
Важной составляющей планирования является определение задач апробации и формирование системы мониторинга ее проведения.
В план рекомендуется включить мероприятия по отбору пилотных организаций для проведения апробации, сопровождению их деятельности, экспертизе и обсуждению промежуточных и итоговых результатов, а также созданию и обеспечению функционирования в сети Интернет информационного ресурса, поддерживающего проведение апробации.