МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 июля 2011 г. N 06-1277

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Департамент воспитания и социализации детей направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов в рамках реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" на 2011 - 2012 гг.

Заместитель директора
Департамента воспитания
и социализации детей
С.В.ВИТЕЛИС

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011 - 2012 ГГ.

I. Введение

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 4 января 2009 г. N Пр-26, а также поручения Правительства Российской Федерации от 19 января 2009 г. N ВП-П45-229 Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализует мероприятие "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" (2009 - 2012 гг.).

Мероприятие ПНПО "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" реализуется на условиях софинансирования с субъектами Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392, целевое назначение субсидий определяется исходя из расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на софинансирование которых предусмотрена субсидия.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1112, целями предоставления субсидии на организацию дистанционного образования детей-инвалидов являются: оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключение к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов; обучение педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическое обеспечение указанного обучения. Следовательно, на обеспечение указанных целей должны быть направлены как средства из федерального бюджета, так и средства софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо средств софинансирования субъекты Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов должны обеспечить организацию деятельности и содержание центра дистанционного образования детей-инвалидов, оплату услуг доступа детей-инвалидов и педагогических работников к сети Интернет, техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников.

Размеры субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов из федерального бюджета, и средств софинансирования из региональных бюджетов определяются Минобрнауки России в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов и Методикой распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1112.

Потребность в финансировании мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов в 2011 году для каждого субъекта Российской Федерации рассчитана в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 21 сентября 2009 г. N 341 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 525" (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2009 г., регистрационный N 15096), утвердившим Требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения (далее - Требования), и величиной средней стоимости комплектов оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников.

Используемая для расчета средняя стоимость услуги по доставке и установке оборудования составила 10% от стоимости рабочего места в городе; 15% - в сельской местности; 20% - в труднодоступной местности. Используемая для расчета средняя стоимость услуги подключения одного рабочего места к сети Интернет составила 3737 рублей для районов с развитой телекоммуникационной инфраструктурой; 6200 рублей для районов со слаборазвитой телекоммуникационной инфраструктурой; 15 400 рублей для районов, где отсутствует телекоммуникационная инфраструктура. Для расчета потребности в финансировании на организацию дистанционного образования детей-инвалидов в 2011 году было принято допущение пропорционального распределения рабочих мест в зависимости от мест их расположения для каждого федерального округа в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Пропорциональное распределение рабочих мест
в зависимости от мест их расположения в разрезе развития
телекоммуникационной инфраструктуры для каждого
федерального округа

┌─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐
│  Наименование федерального  │    Место расположения рабочего места      │
│           округа            │      в районе, телекоммуникационная       │
│                             │              инфраструктура:              │
│                             ├────────────┬────────────────┬─────────────┤
│                             │  развита   │ слабо развита  │ отсутствует │
├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Центральный федеральный      │    40%     │      30%       │     30%     │
│округ                        │            │                │             │
├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Северо-Западный федеральный  │    40%     │      30%       │     30%     │
│округ                        │            │                │             │
├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Южный федеральный округ      │    30%     │      40%       │     30%     │
├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Северо-Кавказский            │    30%     │      30%       │     40%     │
│федеральный округ            │            │                │             │
├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Приволжский федеральный      │    40%     │      40%       │     20%     │
│округ                        │            │                │             │
├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Уральский федеральный округ  │    40%     │      30%       │     30%     │
├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Сибирский федеральный округ  │    30%     │      30%       │     40%     │
├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤
│Дальневосточный федеральный  │    30%     │      30%       │     40%     │
│округ                        │            │                │             │
└─────────────────────────────┴────────────┴────────────────┴─────────────┘

Используемая для расчета средняя стоимость обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов, в том числе методического и организационно-технического обеспечения указанного обучения, составила 57 075 рублей на одного педагогического работника и 10 144 рубля на одного родителя.

В рамках расчета принято, что к дистанционному образованию детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации будет привлечено не менее одного учителя на одного ребенка-инвалида, а также обучено не менее одного родителя на одного ребенка-инвалида.

Для обеспечения требуемого качества предоставления услуг по доставке, монтажу и подключению к сети Интернет, обучению педагогических работников и родителей детей-инвалидов целесообразно уточнить требования, предъявляемые к услугам, по следующим позициям.

Должна быть произведена установка системного и прикладного программного обеспечения на комплекты программно-технических средств.

Время установки комплектов программно-технических средств и время подключения программно-технических средств к сети Интернет не должно превышать для детей-инвалидов и педагогических работников одного рабочего дня.

При обеспечении доступа детей-инвалидов к интернет-ресурсам необходимо обеспечить эффективную контент-фильтрацию, обеспечивающую защиту детей-инвалидов от доступа к интернет-сайтам, содержащим материалы экстремистского, эротического характера, элементы насилия.

Мероприятия по обучению педагогических работников по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методического обеспечения указанного обучения должны включать:

- курсы повышения квалификации, проводимые в очной форме (в том числе с использованием дистанционных технологий) в общем объеме не менее 144 часов;

- методическое обеспечение педагогической деятельности, в том числе индивидуальное консультирование педагогических работников, корректировку педагогической деятельности в процессе дистанционного обучения детей-инвалидов по проверке и рецензированию ученических работ в течение не менее одного года со дня окончания педагогическим работником курсов повышения квалификации;

- организационное обеспечение, поддерживающее образовательный процесс (в том числе техническое администрирование пользователей на сайте), из расчета не менее одного часа в месяц на одного педагогического работника в течение не менее одного года со дня окончания педагогическим работником курсов повышения квалификации.

Организационное обеспечение должно проходить в информационной образовательной среде (на сайте) с предоставлением слушателям возможности реализации практических навыков по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных и интернет-технологий.

Информационная образовательная среда должна соответствовать следующим требованиям:

1) учебные материалы и цифровые образовательные ресурсы должны соответствовать федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, и требованиям по формированию у обучающихся учебных умений, навыков и способов деятельности в соответствии с государственными образовательными стандартами общего образования;

2) по составу и объему учебные, методические материалы и цифровые образовательные ресурсы должны:

- быть достаточными для организации учебного процесса с обучающимися, имеющими образовательную подготовку разного уровня и различные учебные навыки и стили учебной работы, и быть адаптированы под условия работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (в том числе со слабым зрением или слухом, нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистого аппарата, с лейкемией, неврологическими заболеваниями и пр.);

- быть структурированными под использование их для обучения по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей;

- предоставлять всем участникам образовательного процесса возможности фиксации и дифференцированного учета учебных результатов, в том числе посредством выставления оценок, фиксации учебных результатов и достижений (формирование портфолио обучающегося и учителя), выполнения домашних заданий и др.

Мероприятия по обучению родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения должны включать:

- обучение родителей детей-инвалидов по вопросам поддержки дистанционного обучения их детей, проводимое в очной форме (в группах, в том числе с использованием дистанционных технологий) в общем объеме не менее 24 часов;

- организационное обеспечение, включающее техническое администрирование пользователей на сайте, поддерживающее образовательный процесс из расчета не менее получаса в месяц на одного родителя, прошедшего обучение, в течение не менее одного месяца со дня окончания курсов.

II. Организационные вопросы реализации мероприятий
по созданию условий для дистанционного образования
детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации

Для повышения эффективности реализации мероприятий в каждом субъекте Российской Федерации целесообразно создать (продлить полномочия на 2011 год) рабочую группу по организации дистанционного образования детей-инвалидов.

Создание (продление полномочий) рабочей группы утверждается соответствующим актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководителем рабочей группы целесообразно назначить представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, на уровне не ниже заместителя руководителя данного органа. В состав рабочей группы целесообразно включить также представителей органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, специализированной организации по проведению торгов.

Целесообразно поручить рабочей группе обеспечить разработку аукционной и конкурсной документации в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 21 сентября 2009 г. N 341, а также контроль за соблюдением сроков и последовательности проведения торгов, сроков исполнения государственных контрактов, контроль качества выполнения работ по государственным контрактам с учетом настоящих Методических рекомендаций.

III. Подготовка торгов

С целью подготовки торгов по закупке оборудования и услуг для организации дистанционного образования детей-инвалидов целесообразно:

1. На основании части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа выделить два лота:

1) приобретение оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников;

2) приобретение услуг по доставке, монтажу, подключению к сети Интернет, обеспечению обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников, выставляемого на аукцион, рассчитывается исходя из средней стоимости комплектов оборудования для оснащения рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников в соответствии с табл. 2 настоящих Методических рекомендаций с учетом фактического количества детей-инвалидов и педагогических работников по каждой группе пользователей, но не менее указанного в соглашении о предоставлении субсидии между Минобрнауки России и субъектом Российской Федерации.

В связи с тем, что доставка приобретаемого оборудования может осуществляться в регионы, находящиеся в существенном отдалении, в документации об аукционе целесообразно установить срок поставки оборудования - не менее 45 календарных дней.

Таблица 2

Средняя стоимость комплектов оборудования
для детей-инвалидов и педагогических работников, рублей

┌─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐
│    Группа пользователей     │            Ступень образования            │
│                             ├──────────────┬────────────┬───────────────┤
│                             │  начальное   │  основное  │    среднее    │
│                             │    общее     │   общее    │   (полное)    │
│                             │ образование  │образование │     общее     │
│                             │              │            │  образование  │
├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤
│Дети-инвалиды, в том числе:  │              │            │               │
├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤
│не имеющие выраженных        │   137 020    │  167 460   │    165 360    │
│нарушений развития и         │              │            │               │
│способные использовать       │              │            │               │
│стандартные инструменты      │              │            │               │
│клавиатурного ввода,         │              │            │               │
│управления и зрительного     │              │            │               │
│восприятия с экрана          │              │            │               │
├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤
│незрячие                     │   632 101    │  632 101   │    632 101    │
├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤
│слабовидящие                 │   132 610    │  163 050   │    160 950    │
├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤
│с мышечной атрофией          │   200 651    │  231 091   │    228 991    │
│(миопатией)                  │              │            │               │
├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤
│с отсутствием верхних        │   220 550    │  250 990   │    248 890    │
│конечностей                  │              │            │               │
├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤
│с тяжелым нарушением         │   199 182    │  230 252   │    228 152    │
│функциональных возможностей  │              │            │               │
│рук (спастика/гиперкинез)    │              │            │               │
├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤
│Педагогические работники     │   113 290    │  125 130   │    123 030    │
└─────────────────────────────┴──────────────┴────────────┴───────────────┘

В связи с высокой технологической сложностью поставляемого оборудования целесообразно включать в документацию об аукционе требование об обеспечении заявки на аукцион.

Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по доставке, монтажу и подключению к сети Интернет, обеспечению обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения, выставляемого на конкурс, рассчитывается исходя из средних стоимостей доставки и монтажа оборудования, указанных в настоящих Методических рекомендациях, по адресам доставки с учетом фактического расположения адресов доставки; средних стоимостей подключения к сети Интернет, указанных в настоящих Методических рекомендациях, с учетом фактических условий подключения к сети Интернет; средней стоимости обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов, указанных в настоящих Методических рекомендациях, с учетом фактического количества соответственно педагогических работников и родителей, но не менее одного педагогического работника и одного родителя на одного ребенка-инвалида.

В связи с необходимостью проведения обследования точки подключения к сети Интернет относительно возможности использования наиболее эффективной технологии подключения, конкурсная документация не должна содержать ограничений по используемым технологиям при организации доступа к сети Интернет. Варианты подключения к сети Интернет с использованием волоконно-оптических линий связи, медных линий связи, подключения с использованием радиотехнологий или иных технологий доступа к сети Интернет согласовываются между государственным заказчиком и победителем конкурса в установленном порядке.

В связи с высокой комплексностью и различием состава оказываемых услуг нецелесообразно включать в конкурсную документацию ограничения для участников размещения заказа по привлечению субподрядчиков.

В связи с возможными сложностями при организации каналов связи для обеспечения доступа к сети Интернет с заданными характеристиками целесообразно указывать в конкурсной документации сроки для организации доступа к сети Интернет - не менее 60 календарных дней со дня предоставления адресов подключения.

2. Разработать документацию об аукционе и конкурсную документацию на соответствующие торги на основании Требований и с учетом настоящих Методических рекомендаций для субъекта Российской Федерации в целом.

3. Составить список детей-инвалидов и педагогических работников, для которых будет приобретаться оборудование, осуществляться доставка, монтаж и подключение к сети Интернет.

Список должен содержать:

- фамилию, имя и отчество физического лица, получающего оборудование на ответственное хранение;

- тип ограничения по здоровью, ступень образования и учебного класса (для ребенка-инвалида);

- ступень образования (для педагогического работника);

- полный состав оборудования (для ребенка-инвалида - в соответствии с типом ограничения по здоровью и ступенью образования; для педагогического работника - в соответствии со ступенью образования);

- полный адрес доставки и монтажа оборудования для каждого рабочего места;

- условия подключения к сети Интернет (наличие/отсутствие оптико-волоконного канала связи; наличие/отсутствие асинхронного подключения; наличие/отсутствие телефона по адресу установки и его номер (в случае наличия)).

Указанный список детей-инвалидов и педагогических работников передается победителю конкурса в срок, не превышающий 10 рабочих дней после объявления результатов.

IV. Проведение торгов

Субъект Российской Федерации проводит процедуру торгов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Рекомендуемой формой торгов при закупке оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников является открытый аукцион в электронной форме.

Учитывая этапность мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов, при разработке документации об аукционе следует уделять особое внимание определению и установлению требований к техническим характеристикам и функциональным свойствам закупаемого оборудования.

Требования к техническим характеристикам и функциональным свойствам закупаемого оборудования должны обеспечивать технологичность выполнения работ по монтажу и подключению этого оборудования, гарантированную и апробированную работоспособность каждого вида оборудования самостоятельно и во взаимодействии с другим оборудованием (включенным в предмет торгов), а также возможность эффективного извлечения функциональных свойств всего оборудования с учетом специфических особенностей пользователей.

Рекомендуемой формой торгов при приобретении услуг по доставке, монтажу, подключению к сети Интернет, обеспечению обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения является открытый аукцион в электронной форме (при наличии в субъекте Российской Федерации функционирующего рынка соответствующих услуг) или открытый конкурс (во всех остальных случаях).

Сроки проведения торгов целесообразно установить таким образом, чтобы обеспечить логическую последовательность выполнения мероприятий: сначала осуществляется поставка оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников, а затем оказываются услуги по доставке, монтажу, подключению к сети Интернет указанного оборудования. Обучение педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения проводится в несколько этапов: частично в ходе оказания услуги по монтажу и подключению к сети Интернет приобретаемого оборудования, частично в виде отдельных семинаров после оказания услуг по монтажу и подключению к сети Интернет приобретаемого оборудования.

V. Исполнение заключенных контрактов

В ходе выполнения мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов орган государственной власти - заказчик по государственному контракту - должен обеспечить:

- юридическое оформление согласия собственника телефона на уплотнение линии (при подключении рабочего места к сети Интернет по телефонной линии);

- оформление согласия педагогических работников и родителей (попечителей) детей-инвалидов на предоставление и обработку персональных данных.