МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июля 2011 г. N 06-1277
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Департамент воспитания и социализации детей направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов в рамках реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" на 2011 - 2012 гг.
Заместитель директора
Департамента воспитания
и социализации детей
С.В.ВИТЕЛИС
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011 - 2012 ГГ.
I. Введение
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 4 января 2009 г. N Пр-26, а также поручения Правительства Российской Федерации от 19 января 2009 г. N ВП-П45-229 Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализует мероприятие "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" (2009 - 2012 гг.).
Мероприятие ПНПО "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" реализуется на условиях софинансирования с субъектами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392, целевое назначение субсидий определяется исходя из расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на софинансирование которых предусмотрена субсидия.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1112, целями предоставления субсидии на организацию дистанционного образования детей-инвалидов являются: оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключение к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов; обучение педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическое обеспечение указанного обучения. Следовательно, на обеспечение указанных целей должны быть направлены как средства из федерального бюджета, так и средства софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Помимо средств софинансирования субъекты Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов должны обеспечить организацию деятельности и содержание центра дистанционного образования детей-инвалидов, оплату услуг доступа детей-инвалидов и педагогических работников к сети Интернет, техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников.
Размеры субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов из федерального бюджета, и средств софинансирования из региональных бюджетов определяются Минобрнауки России в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов и Методикой распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1112.
Потребность в финансировании мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов в 2011 году для каждого субъекта Российской Федерации рассчитана в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 21 сентября 2009 г. N 341 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 525" (зарегистрирован Минюстом России 26 октября 2009 г., регистрационный N 15096), утвердившим Требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения (далее - Требования), и величиной средней стоимости комплектов оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников.
Используемая для расчета средняя стоимость услуги по доставке и установке оборудования составила 10% от стоимости рабочего места в городе; 15% - в сельской местности; 20% - в труднодоступной местности. Используемая для расчета средняя стоимость услуги подключения одного рабочего места к сети Интернет составила 3737 рублей для районов с развитой телекоммуникационной инфраструктурой; 6200 рублей для районов со слаборазвитой телекоммуникационной инфраструктурой; 15 400 рублей для районов, где отсутствует телекоммуникационная инфраструктура. Для расчета потребности в финансировании на организацию дистанционного образования детей-инвалидов в 2011 году было принято допущение пропорционального распределения рабочих мест в зависимости от мест их расположения для каждого федерального округа в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Пропорциональное распределение рабочих мест
в зависимости от мест их расположения в разрезе развития
телекоммуникационной инфраструктуры для каждого
федерального округа
┌─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐ │ Наименование федерального │ Место расположения рабочего места │ │ округа │ в районе, телекоммуникационная │ │ │ инфраструктура: │ │ ├────────────┬────────────────┬─────────────┤ │ │ развита │ слабо развита │ отсутствует │ ├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤ │Центральный федеральный │ 40% │ 30% │ 30% │ │округ │ │ │ │ ├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤ │Северо-Западный федеральный │ 40% │ 30% │ 30% │ │округ │ │ │ │ ├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤ │Южный федеральный округ │ 30% │ 40% │ 30% │ ├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤ │Северо-Кавказский │ 30% │ 30% │ 40% │ │федеральный округ │ │ │ │ ├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤ │Приволжский федеральный │ 40% │ 40% │ 20% │ │округ │ │ │ │ ├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤ │Уральский федеральный округ │ 40% │ 30% │ 30% │ ├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤ │Сибирский федеральный округ │ 30% │ 30% │ 40% │ ├─────────────────────────────┼────────────┼────────────────┼─────────────┤ │Дальневосточный федеральный │ 30% │ 30% │ 40% │ │округ │ │ │ │ └─────────────────────────────┴────────────┴────────────────┴─────────────┘
Используемая для расчета средняя стоимость обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов, в том числе методического и организационно-технического обеспечения указанного обучения, составила 57 075 рублей на одного педагогического работника и 10 144 рубля на одного родителя.
В рамках расчета принято, что к дистанционному образованию детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации будет привлечено не менее одного учителя на одного ребенка-инвалида, а также обучено не менее одного родителя на одного ребенка-инвалида.
Для обеспечения требуемого качества предоставления услуг по доставке, монтажу и подключению к сети Интернет, обучению педагогических работников и родителей детей-инвалидов целесообразно уточнить требования, предъявляемые к услугам, по следующим позициям.
Должна быть произведена установка системного и прикладного программного обеспечения на комплекты программно-технических средств.
Время установки комплектов программно-технических средств и время подключения программно-технических средств к сети Интернет не должно превышать для детей-инвалидов и педагогических работников одного рабочего дня.
При обеспечении доступа детей-инвалидов к интернет-ресурсам необходимо обеспечить эффективную контент-фильтрацию, обеспечивающую защиту детей-инвалидов от доступа к интернет-сайтам, содержащим материалы экстремистского, эротического характера, элементы насилия.
Мероприятия по обучению педагогических работников по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методического обеспечения указанного обучения должны включать:
- курсы повышения квалификации, проводимые в очной форме (в том числе с использованием дистанционных технологий) в общем объеме не менее 144 часов;
- методическое обеспечение педагогической деятельности, в том числе индивидуальное консультирование педагогических работников, корректировку педагогической деятельности в процессе дистанционного обучения детей-инвалидов по проверке и рецензированию ученических работ в течение не менее одного года со дня окончания педагогическим работником курсов повышения квалификации;
- организационное обеспечение, поддерживающее образовательный процесс (в том числе техническое администрирование пользователей на сайте), из расчета не менее одного часа в месяц на одного педагогического работника в течение не менее одного года со дня окончания педагогическим работником курсов повышения квалификации.
Организационное обеспечение должно проходить в информационной образовательной среде (на сайте) с предоставлением слушателям возможности реализации практических навыков по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных и интернет-технологий.
Информационная образовательная среда должна соответствовать следующим требованиям:
1) учебные материалы и цифровые образовательные ресурсы должны соответствовать федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, и требованиям по формированию у обучающихся учебных умений, навыков и способов деятельности в соответствии с государственными образовательными стандартами общего образования;
2) по составу и объему учебные, методические материалы и цифровые образовательные ресурсы должны:
- быть достаточными для организации учебного процесса с обучающимися, имеющими образовательную подготовку разного уровня и различные учебные навыки и стили учебной работы, и быть адаптированы под условия работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (в том числе со слабым зрением или слухом, нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистого аппарата, с лейкемией, неврологическими заболеваниями и пр.);
- быть структурированными под использование их для обучения по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей;
- предоставлять всем участникам образовательного процесса возможности фиксации и дифференцированного учета учебных результатов, в том числе посредством выставления оценок, фиксации учебных результатов и достижений (формирование портфолио обучающегося и учителя), выполнения домашних заданий и др.
Мероприятия по обучению родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения должны включать:
- обучение родителей детей-инвалидов по вопросам поддержки дистанционного обучения их детей, проводимое в очной форме (в группах, в том числе с использованием дистанционных технологий) в общем объеме не менее 24 часов;
- организационное обеспечение, включающее техническое администрирование пользователей на сайте, поддерживающее образовательный процесс из расчета не менее получаса в месяц на одного родителя, прошедшего обучение, в течение не менее одного месяца со дня окончания курсов.
II. Организационные вопросы реализации мероприятий
по созданию условий для дистанционного образования
детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации
Для повышения эффективности реализации мероприятий в каждом субъекте Российской Федерации целесообразно создать (продлить полномочия на 2011 год) рабочую группу по организации дистанционного образования детей-инвалидов.
Создание (продление полномочий) рабочей группы утверждается соответствующим актом высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководителем рабочей группы целесообразно назначить представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, на уровне не ниже заместителя руководителя данного органа. В состав рабочей группы целесообразно включить также представителей органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, специализированной организации по проведению торгов.
Целесообразно поручить рабочей группе обеспечить разработку аукционной и конкурсной документации в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 21 сентября 2009 г. N 341, а также контроль за соблюдением сроков и последовательности проведения торгов, сроков исполнения государственных контрактов, контроль качества выполнения работ по государственным контрактам с учетом настоящих Методических рекомендаций.
III. Подготовка торгов
С целью подготовки торгов по закупке оборудования и услуг для организации дистанционного образования детей-инвалидов целесообразно:
1. На основании части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа выделить два лота:
1) приобретение оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников;
2) приобретение услуг по доставке, монтажу, подключению к сети Интернет, обеспечению обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников, выставляемого на аукцион, рассчитывается исходя из средней стоимости комплектов оборудования для оснащения рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников в соответствии с табл. 2 настоящих Методических рекомендаций с учетом фактического количества детей-инвалидов и педагогических работников по каждой группе пользователей, но не менее указанного в соглашении о предоставлении субсидии между Минобрнауки России и субъектом Российской Федерации.
В связи с тем, что доставка приобретаемого оборудования может осуществляться в регионы, находящиеся в существенном отдалении, в документации об аукционе целесообразно установить срок поставки оборудования - не менее 45 календарных дней.
Таблица 2
Средняя стоимость комплектов оборудования
для детей-инвалидов и педагогических работников, рублей
┌─────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐ │ Группа пользователей │ Ступень образования │ │ ├──────────────┬────────────┬───────────────┤ │ │ начальное │ основное │ среднее │ │ │ общее │ общее │ (полное) │ │ │ образование │образование │ общее │ │ │ │ │ образование │ ├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤ │Дети-инвалиды, в том числе: │ │ │ │ ├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤ │не имеющие выраженных │ 137 020 │ 167 460 │ 165 360 │ │нарушений развития и │ │ │ │ │способные использовать │ │ │ │ │стандартные инструменты │ │ │ │ │клавиатурного ввода, │ │ │ │ │управления и зрительного │ │ │ │ │восприятия с экрана │ │ │ │ ├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤ │незрячие │ 632 101 │ 632 101 │ 632 101 │ ├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤ │слабовидящие │ 132 610 │ 163 050 │ 160 950 │ ├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤ │с мышечной атрофией │ 200 651 │ 231 091 │ 228 991 │ │(миопатией) │ │ │ │ ├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤ │с отсутствием верхних │ 220 550 │ 250 990 │ 248 890 │ │конечностей │ │ │ │ ├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤ │с тяжелым нарушением │ 199 182 │ 230 252 │ 228 152 │ │функциональных возможностей │ │ │ │ │рук (спастика/гиперкинез) │ │ │ │ ├─────────────────────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┤ │Педагогические работники │ 113 290 │ 125 130 │ 123 030 │ └─────────────────────────────┴──────────────┴────────────┴───────────────┘
В связи с высокой технологической сложностью поставляемого оборудования целесообразно включать в документацию об аукционе требование об обеспечении заявки на аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по доставке, монтажу и подключению к сети Интернет, обеспечению обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения, выставляемого на конкурс, рассчитывается исходя из средних стоимостей доставки и монтажа оборудования, указанных в настоящих Методических рекомендациях, по адресам доставки с учетом фактического расположения адресов доставки; средних стоимостей подключения к сети Интернет, указанных в настоящих Методических рекомендациях, с учетом фактических условий подключения к сети Интернет; средней стоимости обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов, указанных в настоящих Методических рекомендациях, с учетом фактического количества соответственно педагогических работников и родителей, но не менее одного педагогического работника и одного родителя на одного ребенка-инвалида.
В связи с необходимостью проведения обследования точки подключения к сети Интернет относительно возможности использования наиболее эффективной технологии подключения, конкурсная документация не должна содержать ограничений по используемым технологиям при организации доступа к сети Интернет. Варианты подключения к сети Интернет с использованием волоконно-оптических линий связи, медных линий связи, подключения с использованием радиотехнологий или иных технологий доступа к сети Интернет согласовываются между государственным заказчиком и победителем конкурса в установленном порядке.
В связи с высокой комплексностью и различием состава оказываемых услуг нецелесообразно включать в конкурсную документацию ограничения для участников размещения заказа по привлечению субподрядчиков.
В связи с возможными сложностями при организации каналов связи для обеспечения доступа к сети Интернет с заданными характеристиками целесообразно указывать в конкурсной документации сроки для организации доступа к сети Интернет - не менее 60 календарных дней со дня предоставления адресов подключения.
2. Разработать документацию об аукционе и конкурсную документацию на соответствующие торги на основании Требований и с учетом настоящих Методических рекомендаций для субъекта Российской Федерации в целом.
3. Составить список детей-инвалидов и педагогических работников, для которых будет приобретаться оборудование, осуществляться доставка, монтаж и подключение к сети Интернет.
Список должен содержать:
- фамилию, имя и отчество физического лица, получающего оборудование на ответственное хранение;
- тип ограничения по здоровью, ступень образования и учебного класса (для ребенка-инвалида);
- ступень образования (для педагогического работника);
- полный состав оборудования (для ребенка-инвалида - в соответствии с типом ограничения по здоровью и ступенью образования; для педагогического работника - в соответствии со ступенью образования);
- полный адрес доставки и монтажа оборудования для каждого рабочего места;
- условия подключения к сети Интернет (наличие/отсутствие оптико-волоконного канала связи; наличие/отсутствие асинхронного подключения; наличие/отсутствие телефона по адресу установки и его номер (в случае наличия)).
Указанный список детей-инвалидов и педагогических работников передается победителю конкурса в срок, не превышающий 10 рабочих дней после объявления результатов.
IV. Проведение торгов
Субъект Российской Федерации проводит процедуру торгов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Рекомендуемой формой торгов при закупке оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников является открытый аукцион в электронной форме.
Учитывая этапность мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов, при разработке документации об аукционе следует уделять особое внимание определению и установлению требований к техническим характеристикам и функциональным свойствам закупаемого оборудования.
Требования к техническим характеристикам и функциональным свойствам закупаемого оборудования должны обеспечивать технологичность выполнения работ по монтажу и подключению этого оборудования, гарантированную и апробированную работоспособность каждого вида оборудования самостоятельно и во взаимодействии с другим оборудованием (включенным в предмет торгов), а также возможность эффективного извлечения функциональных свойств всего оборудования с учетом специфических особенностей пользователей.
Рекомендуемой формой торгов при приобретении услуг по доставке, монтажу, подключению к сети Интернет, обеспечению обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения является открытый аукцион в электронной форме (при наличии в субъекте Российской Федерации функционирующего рынка соответствующих услуг) или открытый конкурс (во всех остальных случаях).
Сроки проведения торгов целесообразно установить таким образом, чтобы обеспечить логическую последовательность выполнения мероприятий: сначала осуществляется поставка оборудования для детей-инвалидов и педагогических работников, а затем оказываются услуги по доставке, монтажу, подключению к сети Интернет указанного оборудования. Обучение педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методическому обеспечению указанного обучения проводится в несколько этапов: частично в ходе оказания услуги по монтажу и подключению к сети Интернет приобретаемого оборудования, частично в виде отдельных семинаров после оказания услуг по монтажу и подключению к сети Интернет приобретаемого оборудования.
V. Исполнение заключенных контрактов
В ходе выполнения мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов орган государственной власти - заказчик по государственному контракту - должен обеспечить:
- юридическое оформление согласия собственника телефона на уплотнение линии (при подключении рабочего места к сети Интернет по телефонной линии);
- оформление согласия педагогических работников и родителей (попечителей) детей-инвалидов на предоставление и обработку персональных данных.