МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 24 января 2018 г. N 05-155

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с письмом по вопросу о порядке применения "ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию", введенного в действие приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст, при ведении национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, Департамент государственной политики в сфере высшего образования в части своей компетенции сообщает.

Согласно части 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) перечни профессий, специальностей и направлений подготовки утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (далее - ОКСО, классификатор) принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 8 декабря 2016 г., N 2007-ст. Разработка ОКСО и представление его для принятия в Росстандарт обеспечивалась Минобрнауки России в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов".

ОКСО основывается на утверждаемых Минобрнауки России перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом (далее - Перечни). Так, например Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования утверждены приказами Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1060 и N 1061 (далее - приказы Минобрнауки России).

Согласно Федеральному закону под профессиями, специальностями и направлениями подготовки понимаются профессии, специальности и направления подготовки, установленные приказами Минобрнауки России, а не классификатором. В свою очередь, ОКСО является отражением указанных Перечней.

Внесение изменений в ОКСО производится на основании приказов Минобрнауки России и, в связи с этим, осуществляется в более поздние сроки по сравнению с изданием приказов Минобрнауки России.

Издание и распространение общероссийских классификаторов согласно пункту 5.3.11 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, отнесено к полномочиям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Вместе с тем Федеральным законом не установлена компетенция Росстандарта по утверждению Перечней с указанием квалификации.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, используют перечни специальностей и направлений подготовки, утвержденные приказами Минобрнауки России. В выдаваемых документах об образовании и (или) квалификации образовательными организациями используются установленные Перечнями коды направлений подготовки и специальностей.

В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков.

Код ОКСО включает в себя код области образования (цифровой знак 1 кода ОКСО) и код специальности или направления подготовки, указанный в приказе Минобрнауки России (цифровые знаки 2 - 7 кода ОКСО).

Коды ОКСО соответствуют кодам специальностей и направлений подготовки, указанным в Перечнях по приказам Минобрнауки России, в части цифровых знаков 2 - 7.

К компетенции Минобрнауки России относится не только разработка Перечней, но и установление соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих Перечнях профессиям, специальностям и направлениям подготовки (т.н. переходники). Установленные соответствия новых и старых Перечней, в том числе в части кодов, утверждаются приказами Минобрнауки России.

Таким образом, ОКСО не является нормативным правовым актом, который подлежит использованию в системе образования. Об этом свидетельствует и отсутствие регистрации ОКСО в Минюсте России.

Доминирующим документом при определении наименований, а также кодов направлений подготовки/специальностей, входящих в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, являются Перечни. Использование ОКСО при решении каких-либо задач, в том числе при определении соответствия профессии, направления подготовки, специальности, имеет вспомогательный, справочный характер.

Дополнительно обращаем внимание, что решение вопросов отнесения направлений подготовки, специальностей к области строительства для внесения и включения в Перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. N 668/пр, относятся к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Вопросы формирования и ведения национального реестра специалистов в области строительства, проектирования, инженерных изысканий также являются компетенцией Минстроя России.

Заместитель директора Департамента
С.А.ПИЛИПЕНКО