Утверждаю
Министр образования и науки
Российской Федерации
Д.В.ЛИВАНОВ
20 апреля 2015 г. N ДЛ-11/06вн
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АКТУАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПРИНИМАЕМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Введение
Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО, методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения исполнения пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 г., а также части 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Методические рекомендации адресованы разработчикам, осуществляющим анализ и актуализацию ФГОС СПО с учетом утвержденных профессиональных стандартов (далее - ПС) в соответствии с Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (далее - Правила).
Актуализация ФГОС СПО включает определение необходимости доработки и (или) разработки ФГОС СПО и внесение в них изменений в целях обеспечения учета положений ПС.
Разработку и рассмотрение проектов ФГОС СПО (вносимых в них изменений) обеспечивает Минобрнауки России. Для повышения качества актуализации ФГОС СПО к работе рекомендуется привлечь экспертов профильного совета по профессиональным квалификациям, а при его отсутствии - экспертов ведущих работодателей или их объединений по согласованию с рабочей группой по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
При актуализации ФГОС СПО с учетом положений ПС необходимо учитывать, что эти документы имеют различное назначение и содержание. ПС содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Для его описания используются понятия, обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, умения и знания. ФГОС СПО обеспечивают единство образовательного пространства и вариативность содержания образовательных программ. Требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП) в ФГОС СПО шире, чем описание квалификации в ПС. Они отражают специфику уровня получаемого образования, решение задач социализации, интеллектуального, культурного и профессионального развития, обеспечения профессиональной мобильности выпускника. В качестве ключевого в ФГОС СПО используется термин "компетенция" - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В рекомендациях описан типовой алгоритм актуализации ФГОС СПО:
Этап 1.
|
Формирование перечня ПС и обобщенных трудовых функций, сопряженных с ФГОС СПО.
|
Этап 2.
|
Определение необходимости доработки ФГОС СПО.
|
Шаг 1. Определение необходимости коррекции перечня и наименований видов деятельности и требований к профессиональным компетенциям выпускников.
|
|
Шаг 2. Определение необходимости коррекции требований к умениям и знаниям.
|
|
Шаг 3. Оформление результатов анализа.
|
|
Этап 3.
|
Внесение изменений во ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений ПС.
|
Шаг 1. Дополнение раздела "Характеристика профессиональной деятельности выпускников".
|
|
Шаг 2. Коррекция требований ФГОС СПО к результатам освоения ОПОП, дисциплин (модулей) ее составляющих.
|
|
Шаг 3. Актуализация перечня профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ).
|
Актуализация ФГОС СПО должна проводиться по мере утверждения соответствующих ПС.
В процессе актуализации ФГОС СПО могут быть сформулированы предложения по совершенствованию ПС, которые направляются в Минтруд России для принятия решения.
Актуализация ФГОС СПО с учетом принимаемых ПС не влечет за собой изменения их структуры и понятийного аппарата. Перечень ПС (с указанием реквизитов нормативных правовых актов по их утверждению), требования которых учитываются в ФГОС СПО, вносится в раздел I "Область применения" с использованием сноски к наименованию ФГОС СПО. В сноске указывается: "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования разработан с учетом требований профессионального(ых) стандарта(ов): "__________", утвержденного(ых) приказом(ами) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от "__" ________ 201_ г. N ____".
Последовательность действий при актуализации федеральных
государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования с учетом положений
профессиональных стандартов
Этап 1. Формирование перечня ПС и ОТФ,
сопряженных с ФГОС СПО
Информацию об утвержденных ПС в соответствии с пунктом 21 Правил разработчики получают от Минобрнауки России. Определение ПС и входящих в него (в них) обобщенных трудовых функций, подготовка к выполнению которых может осуществляться при освоении той или иной профессии (специальности) среднего профессионального образования, проводится путем экспертного обсуждения. В число экспертов должны входить специалисты, хорошо осведомленные в содержании данной профессиональной деятельности, и специалисты в области среднего профессионального образования (подготовки по рассматриваемой профессии или специальности).
Необходимость использования ПС для актуализации ФГОС СПО определяется путем последовательного сопоставления структурных единиц ПС и ФГОС СПО, причем на каждом последующем шаге происходит уточнение и (или) проверка выбора. Типовая последовательность действий, объекты анализа и признаки выбора ПС приведены в таблице 1, примеры анализа представлены в приложении 1.
Таблица 1
ВЫБОР ПС И ОБОБЩЕННЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ,
СОПРЯЖЕННЫХ С ФГОС СПО
Шаг
|
Объект анализа в ПС
|
Объект анализа во ФГОС СПО, признаки необходимости использования ПС для актуализации ФГОС СПО
|
1.
|
Наименование ПС и вида профессиональной деятельности
|
Одноименные, близкие по смыслу наименования ПС и специальности (профессии) среднего профессионального образования или соответствующие отношению "родовое - видовое" ("общее - частное").
Для программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) также необходимо обратить внимание на наименование квалификации (профессий по ОК 016-94)
|
2.
|
Наименования обобщенной трудовой функции (при необходимости - трудовой функции), возможные наименования должностей
|
Соответствие обобщенной трудовой функции направленности (профилю) ОПОП: области профессиональной деятельности, указанной во ФГОС СПО (при необходимости уточнить область профессиональной деятельности рекомендуется обратиться к перечню видов деятельности).
Подсказкой при выборе обобщенной трудовой функции может служить соответствие возможных наименований должностей квалификации, присваиваемой в соответствии с ФГОС СПО
|
3.
|
Уровень квалификации выбранных обобщенных трудовых функций
|
Соответствие уровня квалификации <1> возможностям образовательной программы СПО:
ППКРС - как правило, 4 уровень;
ППССЗ: базовая подготовка - как правило, 5 уровень, углубленная подготовка может обеспечивать 6 уровень (необходимо дифференцировать с высшим образованием - программами бакалавриата).
В рамках программы могут осваиваться и обобщенные трудовые функции (трудовые функции) более низкого уровня, например, связанные с выполнением подготовительных и вспомогательных работ или с освоением профессии рабочего в рамках ППССЗ
|
4.
|
Требования к образованию, необходимому для выполнения выбранных обобщенных трудовых функций
|
Указано СПО, освоения дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, как правило, не требуется
|
5.
|
Требования к опыту практической работы для выполнения обобщенных трудовых функций
|
Как правило, отсутствуют
|
Выводы: указываются ПС и входящие в их состав обобщенные трудовые функции, в части которых ФГОС СПО должен быть сопоставлен с ПС
|
--------------------------------
<1> Уровень квалификации в ПС определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный N 28534).
Исключение ПС и (или) обобщенной трудовой функции, не соответствующих указанным признакам, из дальнейшего рассмотрения не должно быть формальным (механическим).
Например:
если информация ПС об уровне квалификации, требованиях к образованию или опыту работы отличается от указанной в столбце 2 данной таблицы, но, по мнению экспертов, обобщенная трудовая функция соответствует области профессиональной деятельности, ее освоение целесообразно и возможно в рамках соответствующей программы среднего профессионального образования, такую обобщенную трудовую функцию не следует исключать из рассмотрения;
если в ПС по рассматриваемой обобщенной трудовой функции указаны требования к опыту выполнения работ более низкого уровня квалификации, чем осваиваемый в рамках ОПОП, то обобщенную трудовую функцию, скорее всего, нельзя исключать из рассмотрения;
если в ПС описана обобщенная трудовая функция 6 уровня квалификации, для освоения которой необходимо высшее образование - бакалавриат (требования к опыту работы не предъявляются) или среднее профессиональное образование и опыт работы, то ФГОС СПО, скорее всего, не должен ориентировать на обеспечение готовности выпускников к выполнению данной обобщенной трудовой функции, что не исключает знакомства студентов с соответствующей деятельностью в процессе обучения.
Решение необходимо принимать на основе общего согласия экспертов (при отсутствии принципиальных возражений у большинства разработчиков - представителей заинтересованных сторон).
Этап 2. Определение необходимости доработки ФГОС СПО
Для определения необходимости доработки ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений ПС надо провести сравнительно-сопоставительный анализ следующих единиц данных документов (таблица 2).
Таблица 2
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЕДИНИЦ ПС И ФГОС СПО
Положения ПС
|
ФГОС СПО
|
Обобщенные трудовые функции или трудовые функции
|
Виды деятельности, иногда профессиональные компетенции
|
Трудовые функции по каждой обобщенной трудовой функции или трудовые действия. Иногда необходимые умения
|
Профессиональные компетенции по каждому виду деятельности
|
Необходимые умения
|
Уметь
|
Необходимые знания
|
Знать
|
В силу разной степени обобщенности формулировок обобщенной трудовой функции и трудовой функции в ПС в одних случаях виду деятельности ФГОС СПО в ПС соответствует обобщенная трудовая функция (одна или несколько), а в других - трудовая функция (одна или несколько). Профессиональным компетенциям могут соответствовать обобщенные трудовые функции или трудовые функции (обычно они относятся к одной обобщенной трудовой функции, но иногда к нескольким), а также трудовые действия. Порой для определения необходимости коррекции профессиональных компетенций бывает необходимо проанализировать и перечни умений. Примеры соотношения единиц конкретных ПС и ФГОС СПО приведены в приложениях 2 - 4.
Шаг 1. Определение необходимости коррекции перечня и наименований видов деятельности и требований к профессиональным компетенциям выпускников
Задача А. Определить, все ли обобщенные трудовые функции, отобранные на первом этапе, нашли отражение во ФГОС СПО, и каким видам деятельности они соответствуют.
Для решения задачи необходимо сопоставить обобщенную трудовую функцию с видом деятельности из ФГОС СПО. Уточнить содержание обобщенной трудовой функции можно, рассмотрев перечень трудовых функций, трудовых действий, умений, необходимых для ее выполнения. Уточнить содержание вида деятельности можно путем анализа соответствующих ему ПК.
В результате сопоставления может выясниться следующее:
все обобщенные трудовые функции представлены в ФГОС СПО. В этом случае необходимо перейти к решению задачи Б;
одна или несколько из рассматриваемых обобщенных трудовых функций не представлены в ФГОС СПО. В этом случае эксперты должны обсудить вопрос о необходимости дополнения перечня видов деятельности в ФГОС СПО. Решение ввести новый вид деятельности принимается в том случае, когда без овладения им невозможно начало трудовой деятельности или если освоение этого вида деятельности значительно расширяет профессиональную мобильность выпускника и возможно в рамках предусмотренного ФГОС СПО срока обучения (часов обязательной части программы).
Также может оказаться, что не все виды деятельности, перечисленные в ФГОС СПО, относятся к рассматриваемому(ым) ПС (они могут быть описаны в других, в том числе еще неразработанных ПС). Такие виды деятельности исключаются из дальнейшего рассмотрения.
В результате анализа делается вывод о необходимости дополнения перечня видов деятельности или отсутствии таковой и определяется, какие обобщенные трудовые функции из ПС и виды деятельности из ФГОС СПО будут рассматриваться далее.
Пример анализа ФГОС СПО приведен в приложении 2.
Задача Б. Определить, необходима ли коррекция наименований видов деятельности и коррекция перечней и наименований профессиональных компетенций выпускников.
Определение необходимости коррекции наименований видов деятельности и коррекции перечней и наименований ПК выпускников в ФГОС СПО проводится на основе их сопоставления с перечнями и наименованиями обобщенных трудовых функций и трудовых функций или трудовых действий, а иногда и умений профессионального(ых) стандарта(ов). Это удобно сделать с использованием сопоставительных таблиц. Примеры их построения и проведения анализа приведены в приложении 3.
При сопоставлении необходимо учитывать, что формулировки требований ФГОС СПО и ПС могут не совпадать текстуально, но быть идентичными по смыслу.
На основании сопоставления можно сделать следующие выводы:
1) требования ФГОС СПО соответствуют положениям ПС, коррекция не требуется;
2) требования ФГОС СПО по объему меньше требований ПС, но достаточны для трудоустройства выпускников, коррекция не требуется;
3) требования ФГОС СПО не в полной мере соответствуют ПС, необходимы:
дополнение перечня ПК по видам деятельности и расширение практического опыта, обеспечивающего их освоение;
исключение из ФГОС СПО устаревших требований или корректировка формулировок видов деятельности и профессиональных компетенций.
Шаг 2. Определение необходимости коррекции требований к умениям и знаниям
Оценку соответствия положениям ПС требований ФГОС СПО к умениям и знаниям можно проводить аналогично оценке соответствия перечня видов деятельности и профессиональных компетенций выпускников (шаг 1, задача Б). При этом надо учесть, что прикладные умения и знания в ФГОС СПО отнесены к профессиональным модулям, каждый из которых обеспечивает подготовку к тому или иному виду деятельности. Умения и знания общепрофессионального характера отнесены к дисциплинам.
При проведении сравнения необходимо найти значимые с точки зрения выполнения трудовых действий умения и знания, не указанные в ФГОС СПО, а также проверить современность используемой терминологии.
Пример анализа приведен в приложении 4.
На основании сопоставления можно сделать следующие выводы:
1) требования ФГОС СПО соответствуют положениям ПС, коррекция не требуется;
2) требования ФГОС СПО по объему меньше требований ПС, но достаточны для освоения видов деятельности и профессиональных компетенций, коррекция не требуется;
3) требования ФГОС СПО не в полной мере соответствуют ПС, необходимы:
конкретизация, расширение и (или) углубление знаний и умений, предусмотренных ФГОС СПО;
исключение из ФГОС СПО устаревших требований или корректировка их формулировок.
Шаг 3. Оформление результатов анализа
Результаты анализа оформляются в виде заключения с использованием унифицированной формы (приложение 5). Пример заключения приведен в приложении 6.
Этап 3. Внесение изменений во ФГОС СПО в целях обеспечения
учета положений ПС
Шаг 1. Дополнение раздела "Характеристика профессиональной деятельности выпускников"
В раздел IV "Характеристика профессиональной деятельности выпускников" необходимо добавить пункт 4.4 "Уровень квалификации" и указать его в соответствии с Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.
Если на этапе анализа было принято решение о дополнении ФГОС СПО новым видом деятельности, его наименование необходимо сформулировать и указать в пункте 4.3.
Шаг 2. Коррекция требований ФГОС СПО к результатам освоения ОПОП, дисциплин (модулей) ее составляющих
На основе результатов сравнительно-сопоставительного анализа (этап 2) на данном шаге могут быть скорректированы формулировки вида деятельности, перечень и формулировки профессиональных компетенций, а также перечни и формулировки требований к умениям и знаниям выпускников по междисциплинарным курсам и дисциплинам.
При формулировании или коррекции требований к практическому опыту необходимо исходить из того, что он должен обеспечивать готовность к выполнению соответствующего вида деятельности, овладение всеми необходимыми для этого компетенциями.
При формулировании или коррекции требований к умениям и знаниям необходимо обратить внимание на их отнесение к тем или иным дисциплинам (модулям). Прежде всего речь идет о дифференциации умений и знаний, которые целесообразно изучать в рамках общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов. Общепрофессиональные дисциплины создают фундамент для изучения нескольких профессиональных модулей (видов деятельности). Результаты их освоения не всегда непосредственно связаны с требованиями сферы труда, однако значимы для профессионального развития, обеспечения профессиональной мобильности, продолжения образования. Умения и знания, непосредственно обеспечивающие выполнение того или иного вида деятельности, осваиваются при изучении одного или нескольких междисциплинарных курсов профессионального модуля. В большинстве случаев коррекция умений и знаний будет заключаться в обновлении перечня дидактических единиц и (или) используемой терминологии. В исключительных случаях возможен пересмотр перечня дисциплин и междисциплинарных курсов.
После коррекции необходимо проверить, удалось ли обеспечить соответствие требований ФГОС СПО положениям ПС.
Общие компетенции выпускников прежде всего обусловлены приобретаемым уровнем квалификации. Они изменяются (развиваются) в зависимости от вида программ среднего профессионального образования (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена), а для последних - при переходе от базовой подготовки к углубленной. В целях актуализации ФГОС СПО на основе описания уровней квалификации в одноименном документе <2> используются приведенные ниже единые перечни общих компетенций для каждой из программ среднего профессионального образования.
--------------------------------
<2> Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.
Для программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
ОК 1. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач и профессионального развития;
ОК 2. Планировать собственную деятельность, исходя из анализа ситуации и задач, поставленных руководителем, выбирать способ действия из известных;
ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию своей деятельности, нести ответственность за результаты работы;
ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 5. Работать в команде, устанавливать и поддерживать деловую коммуникацию с коллегами, руководством, клиентами/потребителями (список субъектов определяется с учетом особенностей профессии);
ОК 6. Планировать повышение квалификации и карьерный рост с учетом перспектив развития и социальной значимости профессии;
ОК 7. Учиться, самостоятельно осваивать новые профессиональные умения и знания;
ОК 8. Поддерживать и развивать общую и профессиональную работоспособность, соблюдать правила охраны труда.
Для программ подготовки специалистов среднего звена (базовая подготовка):
ОК 1. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач и профессионального развития;
ОК 2. Планировать профессиональную деятельность, определять методы и способы решения практических задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности, нести ответственность за решение поставленных задач;
ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 5. Работать в команде, организовывать деятельность подчиненных с принятием на себя ответственности за решение поставленных задач (компетенция формулируется с учетом особенностей специальности);
ОК 6. Устанавливать и поддерживать деловую коммуникацию с коллегами, подчиненными, руководством, потребителями/клиентами (список субъектов определяется с учетом особенностей специальности);
ОК 7. Планировать повышение квалификации и карьерный рост с учетом перспектив развития и социальной значимости специальности;
ОК 8. Учиться, самостоятельно осваивать новые профессиональные умения и знания;
ОК 9. Поддерживать и развивать общую и профессиональную работоспособность, соблюдать правила охраны труда.
Для программ подготовки специалистов среднего звена (углубленная подготовка):
ОК 1. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач и профессионального развития;
ОК 2. Планировать профессиональную деятельность, определять методы и способы решения технологических или методических задач, оценивать их эффективность и качество (наименование вида или видов задач - технологические и (или) методические - определяется с учетом особенностей специальности);
ОК 3. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности, нести ответственность за решение поставленных задач;
ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 5. Работать в команде, мотивировать подчиненных, организовывать и контролировать их деятельность с принятием на себя ответственности за решение поставленных задач (компетенция формулируется с учетом особенностей специальности);
ОК 6. Устанавливать и поддерживать деловую коммуникацию с коллегами, подчиненными, руководством, потребителями/клиентами (список субъектов определяется с учетом особенностей специальности);
ОК 7. Ориентироваться в условиях частой смены технологий, планировать повышение квалификации и карьерный рост с учетом перспектив развития и социальной значимости специальности;
ОК 8. Учиться, самостоятельно осваивать новые профессиональные умения и знания;
ОК 9. Поддерживать и развивать общую и профессиональную работоспособность, соблюдать правила охраны труда.
Шаг 3. Актуализация перечня профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена
В рамках большинства ФГОС СПО по специальности предусмотрена подготовка к выполнению работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению, приведен в приложении к ФГОС СПО. На этапе актуализации ФГОС СПО по инициативе работодателей, объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям данный перечень может быть скорректирован с учетом актуальных и перспективных потребностей рынка труда.
Приложение 1
Этап 1. Формирование перечня профессиональных стандартов и обобщенных трудовых функций (ОТФ), сопряженных с ФГОС СПО
Пример 1. ФГОС СПО по специальности 35.02.09 "Ихтиология и рыбоводство"
Шаг 1.
По сходству наименований ПС и ФГОС СПО отобраны ПС: "Рыбовод", "Инженер-рыбовод", "Ихтиолог".
Шаг 2.
ПС "Рыбовод":
отобрана ОТФ B "Выполнение стандартных технологических операций в аквакультуре" (подсказкой является возможное наименование должности - техник-рыбовод, которое соответствует квалификации, указанной во ФГОС СПО).
ОТФ A "Выполнение простых технологических операций в аквакультуре" соответствует профессии рабочего "Рыбовод". Она указана во ФГОС СПО в перечне профессий, рекомендуемых к освоению в рамках ППССЗ. Таким образом, ОТФ A может быть исключена из дальнейшего рассмотрения.
ПС "Инженер-рыбовод" условно соответствует: названия ОТФ A и ОТФ B <3> отвечают направленности (профилю) программы, но указана должность инженера, а не техника.
--------------------------------
<3> ПС "Инженер-рыбовод":
ОТФ A "Выполнение стандартных технологических операций в аквакультуре";
ОТФ B "Организация выполнения технологических операций в аквакультуре и управление персоналом".
ПС "Ихтиолог" исключается из дальнейшего анализа, так как в нем описана деятельность, связанная с промышленным рыболовством, а не с выращиванием гидробионтов, как во ФГОС СПО.
Шаг 3.
В ПС "Рыбовод" возможностям образовательной программы СПО соответствует ОТФ B - 5 уровень квалификации.
В ПС "Инженер-рыбовод" - ОТФ A - 5 уровень квалификации; ОТФ B - 6 уровень квалификации.
Шаг 4.
В ПС "Рыбовод" ОТФ B требует СПО.
В ПС "Инженер-рыбовод" ОТФ A - СПО, ОТФ B - указано только высшее образование. ОТФ В, по согласованному мнению разработчиков, из дальнейшего анализа исключается.
Шаг 5.
ПС "Рыбовод": ОТФ B - без требований к опыту работы.
ПС "Инженер-рыбовод": ОТФ A - для имеющих СПО требуется стаж работы в рыбоводстве не менее трех лет. По мнению разработчиков, требуемая квалификация не может быть достигнута только путем освоения основной программы СПО; ФГОС СПО не должен ориентировать на обеспечение готовности выпускников к выполнению данной ОТФ в обязательном порядке, что не исключает знакомства студентов с соответствующей деятельностью в процессе обучения.
Вывод:
ФГОС СПО должен быть сопоставлен с ПС "Рыбовод", ОТФ B "Выполнение стандартных технологических операций в аквакультуре".
Пример 2. ФГОС СПО по специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)"
Шаг 1.
Для актуализации ФГОС СПО отобран ПС "Специалист по эксплуатации лифтового оборудования", поскольку лифтовое оборудование относится к электромеханическому.
Шаг 2.
Направленности (профилю) программы соответствует ОТФ B "Организация технического обслуживания и ремонта лифтов". Возможное наименование должности - специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, не противоречит квалификации техник (старший техник).
Шаг 3.
Возможностям образовательной программы СПО соответствует ОТФ B - 6 уровень квалификации.
Шаг 4.
ОТФ B требует СПО по ППССЗ.
Шаг 5.
ОТФ B - стаж работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов не менее одного года, однако, по согласованному мнению разработчиков, ОТФ нельзя исключать из рассмотрения, так как возможности программы СПО достаточны для подготовки к ее выполнению.
Вывод:
ФГОС СПО должен быть сопоставлен с ПС "Специалист по эксплуатации лифтового оборудования", ОТФ B "Организация технического обслуживания и ремонта лифтов".
Пример 3. ФГОС СПО по профессии 270802.09 "Мастер общестроительных работ"
Шаг 1.
ПС с наименованием, аналогичным ФГОС СПО, отсутствуют. Квалификации, указанной во ФГОС СПО, соответствуют ПС "Арматурщик", "Каменщик", "Монтажник опалубочных систем" (для профессии "Бетонщик"), а также "Сварщик" (для профессии "Электросварщик ручной сварки").
Далее в примере рассмотрен только ПС "Каменщик".
Шаги 2 - 3.
В ПС входят ОТФ:
A. Подготовка и кладка простейших каменных конструкций - 2 уровень квалификации
B. Гидроизоляция, кладка и разборка простых стен - 2 уровень квалификации
C. Устройство и ремонт стен и каменных конструкций средней сложности - 3 уровень квалификации
D. Кладка сложных стен и каменных конструкций - 4 уровень квалификации
E. Усиление и реставрационный ремонт каменных конструкций - 4 уровень квалификации.
Все ОТФ, по согласованному мнению разработчиков, по содержанию и уровню квалификации соответствуют ФГОС СПО.
Шаг 4.
В ПС указано, что все ОТФ требуют подготовки по основным программам профессионального обучения. СПО не указано, но ППКРС также дает возможность освоения профессии каменщика. ОТФ E в соответствии с ЕТКС (выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы") требует освоения ППССЗ, а не ППКРС, однако по результатам обсуждения принято решение не исключать ее из рассмотрения, а провести более детальный анализ. Таким образом, по согласованному мнению разработчиков, ни одна ОТФ на данном шаге не исключается.
Шаг 5.
По ОТФ высоких уровней квалификации в ПС заявлены требования к опыту выполнения работ более низкого уровня квалификации. При освоении программ СПО такой опыт приобретается в процессе обучения, причем при увеличении сроков обучения на базе 9 классов до 2 лет 10 месяцев за счет времени, отводимого на практику, появляется возможность подготовки высококвалифицированных каменщиков. По согласованному мнению разработчиков, ни одна ОТФ на данном шаге не исключается.
Вывод:
ФГОС СПО в части ВД "Выполнение каменных работ" доложен быть сопоставлен с ПС "Каменщик" (все ОТФ).
Приложение 2
Этап 2. Определение необходимости доработки ФГОС СПО
Шаг 1. Определение необходимости коррекции перечня и наименований видов деятельности и требований к профессиональным компетенциям выпускников
Задача А. Определить, все ли ОТФ, отобранные на первом этапе, нашли отражение во ФГОС СПО и каким ВД они соответствуют.
Пример. Для актуализации ФГОС СПО по специальности 35.02.09 "Ихтиология и рыбоводство" отобран ПС "Рыбовод", ОТФ B. Выполнение стандартных технологических операций в аквакультуре.
ПС
|
Виды деятельности во ФГОС СПО
|
||||
ВД 1. Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет
|
ВД 2. Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов
|
ВД 3. Охрана водных биоресурсов и среды их обитания
|
ВД 4. Управление работой структурного подразделения рыбоводческой организации (базовая подготовка)
ВД 5. Управление работами и деятельностью по оказанию услуг в области рыбоводства и рыболовства (углубленная подготовка)
|
ВД 4. Разведение и содержание аквариумных рыб (углубленная подготовка)
|
|
ОТФ B. Выполнение стандартных технологических операций в аквакультуре
|
+
|
+
|
Не представлен в данном ПС, исключается из рассмотрения
|
Не представлен в данном ПС, исключается из рассмотрения
|
Не представлен в данном ПС, исключается из рассмотрения
|
B/01.5. Разведение и выращивание объектов аквакультуры
|
+
|
||||
B/02.5. Наблюдение за условиями выращивания объектов аквакультуры
|
+
|
||||
B/03.5. Ветеринарно-санитарные, лечебно-профилактические мероприятия
|
+
|
Приложение 3
Этап 2. Определение необходимости доработки ФГОС СПО
Шаг 1. Определение необходимости коррекции перечня и наименований видов деятельности и требований к профессиональным компетенциям выпускников
Задача Б. Определить, необходима ли коррекция наименований видов деятельности и коррекция перечней и наименований профессиональных компетенций выпускников.
Пример 1. Для актуализации ФГОС СПО по специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)" отобран ПС "Специалист по эксплуатации лифтового оборудования", ОТФ B. Организация технического обслуживания и ремонта лифтов.
ФГОС СПО
|
ПС
|
Выводы, решение
|
Старший техник готовится к следующим видам деятельности:
|
ОТФ B. Организация технического обслуживания и ремонта лифтов.
|
Подготовка к выполнению ОТФ осуществляется путем овладения двумя ВД и составляющими их ПК. Овладение указанными ПК обеспечивает подготовку, соответствующую требованиям ПС, но для принятия решения о необходимости коррекции ФГОС СПО разработчики должны обсудить вопрос целесообразности выделения в отдельный вид деятельности и, соответственно, изучения в рамках самостоятельного профессионального модуля организации деятельности производственного подразделения
|
ВД 1. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования.
|
B/01.6. Организация и контроль деятельности персонала, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт лифтов.
|
|
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
|
||
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
|
B/02.6. Организация подготовки, подтверждения квалификации и периодической проверки знаний подчиненного персонала.
|
|
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
|
||
ВД 3. Организация деятельности производственного подразделения.
|
B/03.6. Обеспечение производственного процесса технического обслуживания и ремонта лифтов.
|
|
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения.
|
||
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей.
|
B/04.6. Организация работ по подготовке и проведению технического освидетельствования лифтов
|
|
ПК 3.3. Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
|
||
Виды деятельности "Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов" (ВД2) и "Участие в модернизации отраслевого электрического и электромеханического оборудования" (ВД4) не относятся к данному ПС
|
Пример 2. Для актуализации ФГОС СПО по профессии 13.01.14 "Электромеханик по лифтам" отобран ПС "Электромеханик по лифтам", ОТФ B "Техническое обслуживание лифтового оборудования" и ОТФ C "Ремон лифтового оборудования"
ПС
|
ФГОС СПО
|
Выводы, решения
|
ОТФ B. Техническое обслуживание лифтового оборудования
ОТФ C. Ремонт лифтового оборудования
|
Виды деятельности (ВД) следующие:
ВД 1. Эксплуатационно-техническое обслуживание лифтового оборудования ВД 2. Эксплуатационно-техническое обслуживание диспетчерского оборудования и автоматики
|
ВД 2 не представлен явно в ОТФ, поскольку диспетчерское оборудование и автоматика лишь расположено в шахте лифта, но не относится к лифтовому оборудованию.
Предлагается переформулировать ВД для обеспечения терминологического соответствия наименованиям ОТФ и ТФ
|
ТФ B/01.4. Проверка параметров и регулировка механического оборудования;
ТФ B/02.4. Выполнение работ при проведении освидетельствования лифта в рамках установленных полномочий;
ТФ B/03.4. Проверка параметров и регулировка электрического оборудования;
ТФ B/04.4. Осуществление эвакуации пассажиров из остановившейся кабины лифта;
ТФ B/05.4. Проверка правильности функционирования лифта во всех режимах работы;
ТФ B/06.4. Визуальный осмотр исправности электронного оборудования;
ТФ C/01.5. Осмотр и выявление дефектов оборудования лифта;
ТФ C/02.5. Осуществление ремонта механического/гидравлического оборудования лифта;
ТФ C/03.5. Осуществление ремонта электрического оборудования лифта
|
ПК 1.1. Производить работы по монтажу и испытанию лифтов;
ПК 1.2. Осуществлять прокладку электропроводки;
ПК 1.3. Проводить диагностику неисправностей лифтового оборудования;
ПК 1.4. Выполнять слесарные и слесарно-сборочные работы с применением необходимого оборудования, инструментов и приспособлений;
ПК 1.5. Устранять неисправности лифтового оборудования;
ПК 2.1. Производить ремонт и регулирование коммутационной аппаратуры;
ПК 2.2. Осуществлять монтаж диспетчерского оборудования и телеавтоматики
|
Следует внести коррективы в профессиональные компетенции, т.к.
- отсутствует компетенция, связанная с эвакуацией пассажиров;
- монтаж и испытание лифтов не входят в функции работника данной вида профессиональной деятельности;
- компетенции ПК 2.1 и ПК 2.2 не представлены в ТФ ПС (см. пояснения выше)
|
Пример 3. Для актуализации ФГОС СПО по профессии 270802.09 "Мастер общестроительных работ" отобран ПС "Каменщик"
ФГОС СПО ВД "Выполнение каменных работ"
|
Положения ПС
|
Оценка
|
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ
|
A/01.2. Подготовка материалов, такелажные работы при кладке простейших каменных конструкций
A/02.2. Кладка простейших каменных конструкций
|
Соответствует
|
ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.
ПК 3.7. Выполнять ремонт каменных конструкций
|
B/02.2. Кладка и разборка простых стен
C/01.3. Установка элементов каменных конструкций
C/02.3. Кладка и ремонт стен и каменных конструкций средней сложности
|
Соответствует
|
ПК 3.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня
|
D/01.4. Перекладка и фигурная теска кирпича
D/02.4. Кладка сложных стен и каменных конструкций с
утеплением и одновременной облицовкой
|
Соответствует
|
ПК 3.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий
|
C/01.3. Установка элементов каменных конструкций:
Трудовое действие "Установка железобетонных балок, плит перекрытий и покрытий, перегородок, лестничных маршей, площадок, балконных плит, ступеней"
|
Соответствует
|
ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ
|
На уровне ТФ и трудовых действий не отражено. Необходимые знания: требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (в каждой ТФ)
|
Коррекция ФГОС не требуется
|
ПК 3.5. Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки
|
B. Гидроизоляция, кладка и разборка простых стен
E/01.2. Заполнение каналов и коробов, устройство цементной стяжки и гидроизоляции простых стен
|
Соответствует
|
-
|
E. Усиление и реставрационный ремонт каменных конструкций
E/01.4. Кладка и усиление каменных конструкций
E/02.4. Кладка и реставрационный ремонт особо сложных каменных конструкций
|
Требования ФГОС по объему меньше ПС, но достаточны для начала трудовой деятельности. Коррекция ФГОС СПО не требуется
|
Приложение 4
Этап 2. Определение необходимости доработки ФГОС СПО
Шаг 2. Определение необходимости коррекции требований к умениям и знаниям
Пример 1. Для актуализации ФГОС СПО по профессии 270802.09 "Мастер общестроительных работ" отобран ПС "Каменщик" (пример приведен только для ТФ С/01.3 в части умений)
ФГОС СПО
|
Положения ПС
|
Оценка
|
|
Уметь
|
Трудовые действия
|
Необходимые умения
|
|
ТФ C/01.3. Установка элементов каменных конструкций
|
|||
выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ
|
пользоваться инструментом для кладки кирпичных сводов и арок всех видов
|
соответствует
|
|
выполнять разборку кладки
|
разборка кирпичных сводов
|
разбирать кирпичные своды всех видов
|
соответствует
|
производить каменную кладку с расшивкой швов
|
расшивка швов ранее выложенной кладки
|
пользоваться инструментом и приспособлениями для расшивки швов
|
соответствует
|
монтировать подоконники
|
смена подоконных плит и отдельных ступеней лестниц
|
пользоваться оборудованием, инструментом и приспособлениями для демонтажа и монтажа подоконных плит и отдельных ступеней лестниц
|
соответствует
|
монтировать ступени
|
соответствует
|
||
производить заделку стыков и заливку швов сборных конструкций
|
конопатка и заливка швов в сборных железобетонных конструкциях перекрытий и покрытий
|
пользоваться инструментом и приспособлениями при заделке швов
|
соответствует
|
монтировать ригели, балки
|
установка железобетонных балок, плит перекрытий и покрытий, перегородок, лестничных маршей, площадок, балконных плит, ступеней
|
пользоваться оборудованием, инструментом и приспособлениями при монтаже железобетонных балок, плит перекрытий и покрытий, перегородок, лестничных маршей, площадок, балконных плит, ступеней, оконных и дверных балконных коробок и блоков, подоконных досок и плит
|
соответствует
|
монтировать лестничные марши, ступени и площадки
|
соответствует
|
||
монтировать крупнопанельные перегородки
|
соответствует
|
||
выполнять монтаж панелей и плит перекрытий и покрытий
|
соответствует
|
||
монтировать оконные и дверные блоки, подоконники
|
установка оконных и дверных балконных коробок и блоков, подоконных досок и плит
|
соответствует
|
|
выполнять монтаж панелей и плит перекрытий и покрытий
|
установка анкерных устройств перекрытий, стен и перегородок при выполнении кирпичной кладки зданий и сооружений
|
пользоваться инструментом и приспособлениями при установке анкерных устройств перекрытий, стен и перегородок, вентиляционных блоков, асбестоцементных труб
|
соответствует
|
установка вентиляционных блоков
|
требования ФГОС по объему меньше требований ПС; необходима корректировка ФГОС
|
||
установка асбестоцементных труб
|
|||
выкладывать конструкции из стеклоблоков и стеклопрофилита
|
устройство в каменных зданиях заполнений проемов и перегородок из стеклоблоков и стеклопрофилита
|
выкладывать конструкции из стеклоблоков и заполнять проемы из стеклопрофилита
|
соответствует
|
устройство монолитных участков перекрытий и площадок при выполнении кирпичной кладки зданий и сооружений
|
требования ФГОС по объему меньше требований ПС; необходима корректировка ФГОС
|
||
устанавливать леса и подмости
|
-
|
устанавливать, разбирать, переустанавливать блочные, пакетные подмости на пальцах и выдвижных штоках
|
соответствует
|
Приложение 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам анализа федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии (специальности) ________________, утвержденного приказом Минобрнауки России (код и наименование) от "__" __________, для определения необходимости его доработки в целях обеспечения учета положений профессионального стандарта "_______________", (код, наименование) утвержденного приказом Минтруда России от "__" _________ 201_ г. N _____. ФГОС СПО соответствует(ют) обобщенная(ые) трудовая(ые) функция(ии): ОТФ ________. _________. Уровень квалификации - ________________.
Наименование показателя
|
Критерии показателя, необходимые для установления соответствия ФГОС положениям профессионального стандарта
|
Экспертная оценка
|
Обоснование оценки и предложения по актуализации ФГОС
|
|
да
|
нет
|
|||
ФГОС СПО: РАЗДЕЛ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
РАЗДЕЛ V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
|
||||
Соответствие требований ФГОС СПО к освоению выпускниками видов деятельности и профессиональных компетенций положениям ПС
|
Обеспечение подготовки, достаточной для трудоустройства
|
|||
Актуальность осваиваемых видов деятельности и компетенций для современной профессиональной деятельности
|
||||
Современность терминологии, ее соответствие терминологии ПС
|
||||
ФГОС СПО: РАЗДЕЛ VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ/СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
|
||||
Соответствие требований ФГОС СПО к умениям положениям ПС
|
Полнота перечня умений (перечислены все значимые умения)
|
|||
Актуальность умений для современной профессиональной деятельности
|
||||
Современность терминологии, ее соответствие терминологии ПС
|
||||
Соответствие требований ФГОС СПО к знаниям положениям ПС
|
Полнота перечня знаний (перечислены все значимые знания)
|
|||
Актуальность знаний для современной профессиональной деятельности
|
||||
Современность терминологии, ее соответствие терминологии ПС
|
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из альтернативных позиций)
|
да
|
нет
|
Положения профессионального стандарта учтены в ФГОС СПО
|
||
Требуется доработка ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений профессионального стандарта
|
Рекомендации по доработке (при наличии): ______________________
Дата: "__" __________ 201_ г.
Приложение 6
Этап 2. Определение необходимости доработки ФГОС СПО
Шаг 3. Оформление результатов анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (пример)
по результатам анализа ФГОС СПО по профессии 270802.09
"Мастер общестроительных работ" для определения необходимости
его доработки в целях обеспечения учета положений ПС
"Каменщик", утвержденного приказом Минтруда России
от 25 декабря 2014 г. N 1150н
ФГОС СПО соответствуют обобщенные трудовые функции:
ОТФ A. Подготовка и кладка простейших каменных конструкций. Уровень квалификации - 2.
ОТФ B. Гидроизоляция, кладка и разборка простых стен. Уровень квалификации - 2.
ОТФ C. Устройство и ремонт стен и каменных конструкций средней сложности. Уровень квалификации - 3.
ОТФ D. Кладка сложных стен и каменных конструкций. Уровень квалификации - 4.
Наименование показателя
|
Критерии показателя, необходимые для установления соответствия ФГОС положениям профессионального стандарта
|
Экспертная оценка
|
Обоснование оценки и предложения по актуализации ФГОС
|
|
да
|
нет
|
|||
ФГОС СПО: РАЗДЕЛ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
РАЗДЕЛ V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
|
||||
Соответствие требований ФГОС СПО к освоению выпускниками видов деятельности и профессиональных компетенций положениям ПС
|
Обеспечение подготовки, достаточной для трудоустройства
|
+
|
ВД И ПК охватывают основные ОТФ и ТФ в объеме, достаточном для трудоустройства
|
|
Актуальность осваиваемых видов деятельности и компетенций для современной профессиональной деятельности
|
+
|
|||
Современность терминологии, ее соответствие терминологии ПС
|
+
|
|||
ФГОС СПО: РАЗДЕЛ VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ/СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
|
||||
Соответствие требований ФГОС СПО к умениям положениям ПС
|
Полнота перечня умений (перечислены все значимые умения)
|
+
|
В ПС имеются трудовые действия и соответствующие им умения, не вошедшие в ФГОС (см. рекомендации по доработке)
|
|
Актуальность умений для современной профессиональной деятельности
|
+
|
|||
Современность терминологии, ее соответствие терминологии ПС
|
+
|
|||
Соответствие требований ФГОС СПО к знаниям положениям ПС
|
Полнота перечня знаний (перечислены все значимые знания)
|
+
|
Имеются необходимые знания ПС, не вошедшие в ФГОС (см. рекомендации по доработке)
|
|
Актуальность перечня знаний для современной профессиональной деятельности
|
+
|
Перечень знаний актуален, однако необходимо внести дополнения для соответствия ПС (см. рекомендации по доработке)
|
||
Современность терминологии, ее соответствие терминологии ПС
|
+
|
Терминология, применяемая в ФГОС, соответствует терминологии ПС
|
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
да
|
нет
|
Положения профессионального стандарта учтены в ФГОС СПО
|
+
|
|
Требуется доработка ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений профессионального стандарта
|
+
|
Рекомендации по доработке:
1. Внести в перечень умений по ВД "Выполнение каменных работ" следующие дополнения:
- устанавливать вентиляционные блоки;
- устанавливать асбестоцементные трубы;
- устраивать монолитные участки перекрытий и площадок при выполнении кирпичной кладки зданий и сооружений;
- устраивать железобетонные армокаркасы, обрамления проемов и вкладышей в кирпичной кладке сейсмостойких зданий.
2. Внести в перечень знаний по ВД "Выполнение каменных работ" следующие дополнения:
- Способы и правила установки сборных асбестовых элементов;
- Способы и правила устройства монолитных участков перекрытий и площадок при выполнении кирпичной кладки зданий и сооружений;
- Способы и правила устройства железобетонных армокаркасов, обрамлений проемов и вкладышей в кирпичной кладке сейсмостойких зданий.