МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 03-8ин/22-03

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 11

ПИСЬМО
от 7 февраля 2003 года

Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют для практического использования в работе разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322).

Первый заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.А.БОЛОТОВ

Заместитель Председателя
Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
Г.И.МЕРКУЛОВА

Приложение
к письму Минобразования
России и Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
от 07.02.2003 N 03-8ин/22-03/11

В целях единообразного применения органами управления образованием, образовательными учреждениями Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322) (далее - Положение), Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации разъясняют:

1. В соответствии с пунктом 1.8 Положения не допускается установление федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации, а также установление иных квалификационных категорий, званий, ступеней к квалификационным категориям и др.

2. В соответствии с пунктом 2.2 Положения аттестация для каждого педагогического и руководящего работника осуществляется индивидуально согласно графику, утверждаемому соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения.

Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения.

По письменному заявлению работника в случаях его временной нетрудоспособности в период прохождения им аттестации, нахождения в командировке или другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения.

3. Положение определяет единый порядок проведения аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого.

До утверждения Минобразованием России вариативных форм аттестации применяются формы, определенные федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и не противоречащие Положению, в том числе могут применяться особые формы аттестации для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, ученые степени и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и др.

4. Положение не содержит ограничений в прохождении работником аттестации на более высокую квалификационную категорию до истечения срока имеющейся у него квалификационной категории в порядке, установленном Положением.

5. В соответствии с пунктом 2.6 Положения работники (преподаватели вузов, специалисты органов управления образованием, методических кабинетов и др.), выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства, проходят аттестацию на общих основаниях.

6. Порядок формирования аттестационной комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения.

7. На основании пункта 3.6 Положения представитель соответствующего профсоюзного органа в обязательном порядке включается в состав аттестационной комиссии любого уровня.

8. В соответствии с пунктом 3.2 Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений федерального подчинения только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения.

Присвоение работникам первой квалификационной категории в указанных случаях осуществляется руководителем образовательного учреждения.

9. Проведение аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию находится в исключительной компетенции центральной и главной аттестационных комиссий, а присвоение высшей квалификационной категории - в компетенции соответствующих органов управления образованием, при которых созданы указанные аттестационные комиссии.

10. Проведение аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию центральной, главной и муниципальной аттестационными комиссиями Положением не предоставлено.

11. Аттестация руководителя образовательного учреждения как педагогического работника осуществляется соответствующей аттестационной комиссией в зависимости от квалификационной категории, на которую он претендует.

12. Для педагогических и руководящих работников, достигших пенсионного возраста, Положением не предусмотрено особого порядка аттестации. Аттестация таких работников осуществляется на общих основаниях.

13. В соответствии с пунктом 4.1 Положения на основании решения аттестационной комиссии руководитель образовательного учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории со дня принятия решения аттестационной комиссии и вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника.

14. По результатам аттестации в трудовую книжку работника (раздел "Сведения о работе") о присвоенной квалификационной категории вносятся следующие записи:

в графе 1 - порядковый номер вносимой записи;

в графе 2 - дата решения аттестационной комиссии;

в графе 3 - "Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности "учитель", "преподаватель" (без указания преподаваемого предмета), "воспитатель" и т.п.; "присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности "директор" (заведующий, начальник) и т.д.;

в графе 4 - дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.

Руководителю образовательного учреждения, прошедшему аттестацию по должности руководителя и педагогического работника, в трудовую книжку вносятся две записи по соответствующим должностям.

15. Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Положением, учитываются в течение срока их действия на всей территории Российской Федерации, в том числе:

при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от типа и вида образовательного учреждения, преподаваемого предмета (дисциплины);

при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе;

при переходе из негосударственного образовательного учреждения, а также учреждений и организаций, не являющихся образовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения, при условии, если аттестация этих работников осуществлялась в соответствии с Положением;

при переходе работников с одной руководящей должности на другую руководящую должность из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение;

при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в следующих случаях:

┌───────────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│Должность, по которой присвоена│Должность, по которой может учи-│
│  квалификационная категория   │тываться квалификационная кате- │
│                               │гория, присвоенная по должности,│
│                               │указанной в графе 1             │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│               1               │                2               │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Учитель, преподаватель         │Воспитатель (независимо от места│
│                               │работы);   социальный   педагог,│
│                               │педагог-организатор;     педагог│
│                               │дополнительного образования (при│
│                               │совпадении    профиля    кружка,│
│                               │направления       дополнительной│
│                               │работы    профилю    работы   по│
│                               │основной  должности);   учитель,│
│                               │преподаватель,  ведущий  занятия│
│                               │по отдельным профильным темам из│
│                               │курса    "Основы    безопасности│
│                               │жизнедеятельности" (ОБЖ)        │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Старший воспитатель            │Воспитатель                     │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Преподаватель-организатор основ│Учитель, преподаватель,  ведущий│
│безопасности жизнедеятельности,│занятия  с обучающимися по курсу│
│допризывной подготовки         │"Основы             безопасности│
│                               │жизнедеятельности,   допризывной│
│                               │подготовки (ОБЖ)  сверх  учебной│
│                               │нагрузки,  входящей  в  основные│
│                               │должностные         обязанности;│
│                               │учитель,           преподаватель│
│                               │физкультуры (физвоспитания)     │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Руководитель физвоспитания     │Учитель,           преподаватель│
│                               │физкультуры     (физвоспитания),│
│                               │инструктор    по    физкультуре;│
│                               │учитель,  преподаватель, ведущий│
│                               │занятия   из    курса    "Основы│
│                               │безопасности  жизнедеятельности"│
│                               │(ОБЖ)                           │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Мастер производственного обу-  │Учитель труда,    преподаватель,│
│чения                          │ведущий преподавательскую работу│
│                               │по  аналогичной   специальности,│
│                               │инструктор   по  труду,  педагог│
│                               │дополнительного образования  (по│
│                               │аналогичному профилю)           │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Учитель трудового обучения     │Мастер         производственного│
│(технологии)                   │обучения, инструктор по труду   │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Учитель-дефектолог, учитель-ло-│Учитель-логопед,                │
│гопед                          │учитель-дефектолог,      учитель│
│                               │(независимо  от   преподаваемого│
│                               │предмета    либо   в   начальных│
│                               │классах)      в      специальных│
│                               │(коррекционных)  образовательных│
│                               │учреждениях    для    детей    с│
│                               │отклонениями     в     развитии,│
│                               │воспитатель,             педагог│
│                               │дополнительного образования (при│
│                               │совпадении    профиля    кружка,│
│                               │направления       дополнительной│
│                               │работы   профилю    работы    по│
│                               │основной должности)             │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Учитель музыки общеобразова-   │Преподаватель            детской│
│тельного учреждения, препода-  │музыкальной     школы     (школы│
│ватель учреждения среднего про-│искусств, культуры), музыкальный│
│фессионального образования     │руководитель, концертмейстер    │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Преподаватель детской музы-    │Учитель                   музыки│
│кальной, художественной школы, │общеобразовательного учреждения,│
│школы искусств, культуры, му-  │преподаватель         учреждения│
│зыкальный руководитель, кон-   │среднего       профессионального│
│цертмейстер                    │образования                     │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Старший тренер-преподаватель,  │Учитель,           преподаватель│
│тренер-преподаватель, в т.ч.   │физкультуры     (физвоспитания),│
│ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП            │инструктор по физкультуре       │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Преподаватель учреждения на-   │Учитель того   же   предмета   в│
│чального или среднего профес-  │общеобразовательном учреждении  │
│сионального образования        │                                │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│Учитель общеобразовательного   │Преподаватель того же предмета в│
│учреждения                     │учреждении начального и среднего│
│                               │профессионального образования   │
└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘

Другие случаи учета квалификационной категории при работе на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы рассматриваются соответствующим органом управления образованием (в т.ч. ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории, на основании письменного заявления работника.

16. Срок действия квалификационной категории по заявлению работника в исключительных случаях (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке по специальности за рубежом, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или ухода на пенсию, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и другие причины) может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием.

Заявления должны быть адресованы: на продление высшей квалификационной категории - федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам управления образованием субъектов Российской Федерации; на продление первой и второй квалификационных категорий - местным (муниципальным) органам управления образованием. Кроме того, орган управления образованием субъекта Российской Федерации может принять общее решение по данному вопросу.

Срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца.

17. В соответствии с пунктом 4.3 Положения трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Административная процедура рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением не предусмотрена, поэтому вышестоящие аттестационные комиссии или органы управления образованием не могут отменить решение нижестоящих аттестационных комиссий.