МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 03-8ин/22-03
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 11
ПИСЬМО
от 7 февраля 2003 года
Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют для практического использования в работе разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322).
Первый заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.А.БОЛОТОВ
Заместитель Председателя
Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
Г.И.МЕРКУЛОВА
Приложение
к письму Минобразования
России и Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
от 07.02.2003 N 03-8ин/22-03/11
В целях единообразного применения органами управления образованием, образовательными учреждениями Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322) (далее - Положение), Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации разъясняют:
1. В соответствии с пунктом 1.8 Положения не допускается установление федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации, а также установление иных квалификационных категорий, званий, ступеней к квалификационным категориям и др.
2. В соответствии с пунктом 2.2 Положения аттестация для каждого педагогического и руководящего работника осуществляется индивидуально согласно графику, утверждаемому соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения.
Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения.
По письменному заявлению работника в случаях его временной нетрудоспособности в период прохождения им аттестации, нахождения в командировке или другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения.
3. Положение определяет единый порядок проведения аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого.
До утверждения Минобразованием России вариативных форм аттестации применяются формы, определенные федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и не противоречащие Положению, в том числе могут применяться особые формы аттестации для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, ученые степени и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и др.
4. Положение не содержит ограничений в прохождении работником аттестации на более высокую квалификационную категорию до истечения срока имеющейся у него квалификационной категории в порядке, установленном Положением.
5. В соответствии с пунктом 2.6 Положения работники (преподаватели вузов, специалисты органов управления образованием, методических кабинетов и др.), выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства, проходят аттестацию на общих основаниях.
6. Порядок формирования аттестационной комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения.
7. На основании пункта 3.6 Положения представитель соответствующего профсоюзного органа в обязательном порядке включается в состав аттестационной комиссии любого уровня.
8. В соответствии с пунктом 3.2 Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений федерального подчинения только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения.
Присвоение работникам первой квалификационной категории в указанных случаях осуществляется руководителем образовательного учреждения.
9. Проведение аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию находится в исключительной компетенции центральной и главной аттестационных комиссий, а присвоение высшей квалификационной категории - в компетенции соответствующих органов управления образованием, при которых созданы указанные аттестационные комиссии.
10. Проведение аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию центральной, главной и муниципальной аттестационными комиссиями Положением не предоставлено.
11. Аттестация руководителя образовательного учреждения как педагогического работника осуществляется соответствующей аттестационной комиссией в зависимости от квалификационной категории, на которую он претендует.
12. Для педагогических и руководящих работников, достигших пенсионного возраста, Положением не предусмотрено особого порядка аттестации. Аттестация таких работников осуществляется на общих основаниях.
13. В соответствии с пунктом 4.1 Положения на основании решения аттестационной комиссии руководитель образовательного учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории со дня принятия решения аттестационной комиссии и вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника.
14. По результатам аттестации в трудовую книжку работника (раздел "Сведения о работе") о присвоенной квалификационной категории вносятся следующие записи:
в графе 1 - порядковый номер вносимой записи;
в графе 2 - дата решения аттестационной комиссии;
в графе 3 - "Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности "учитель", "преподаватель" (без указания преподаваемого предмета), "воспитатель" и т.п.; "присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности "директор" (заведующий, начальник) и т.д.;
в графе 4 - дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.
Руководителю образовательного учреждения, прошедшему аттестацию по должности руководителя и педагогического работника, в трудовую книжку вносятся две записи по соответствующим должностям.
15. Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Положением, учитываются в течение срока их действия на всей территории Российской Федерации, в том числе:
при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от типа и вида образовательного учреждения, преподаваемого предмета (дисциплины);
при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе;
при переходе из негосударственного образовательного учреждения, а также учреждений и организаций, не являющихся образовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения, при условии, если аттестация этих работников осуществлялась в соответствии с Положением;
при переходе работников с одной руководящей должности на другую руководящую должность из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение;
при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в следующих случаях:
┌───────────────────────────────┬────────────────────────────────┐ │Должность, по которой присвоена│Должность, по которой может учи-│ │ квалификационная категория │тываться квалификационная кате- │ │ │гория, присвоенная по должности,│ │ │указанной в графе 1 │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Учитель, преподаватель │Воспитатель (независимо от места│ │ │работы); социальный педагог,│ │ │педагог-организатор; педагог│ │ │дополнительного образования (при│ │ │совпадении профиля кружка,│ │ │направления дополнительной│ │ │работы профилю работы по│ │ │основной должности); учитель,│ │ │преподаватель, ведущий занятия│ │ │по отдельным профильным темам из│ │ │курса "Основы безопасности│ │ │жизнедеятельности" (ОБЖ) │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Старший воспитатель │Воспитатель │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Преподаватель-организатор основ│Учитель, преподаватель, ведущий│ │безопасности жизнедеятельности,│занятия с обучающимися по курсу│ │допризывной подготовки │"Основы безопасности│ │ │жизнедеятельности, допризывной│ │ │подготовки (ОБЖ) сверх учебной│ │ │нагрузки, входящей в основные│ │ │должностные обязанности;│ │ │учитель, преподаватель│ │ │физкультуры (физвоспитания) │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Руководитель физвоспитания │Учитель, преподаватель│ │ │физкультуры (физвоспитания),│ │ │инструктор по физкультуре;│ │ │учитель, преподаватель, ведущий│ │ │занятия из курса "Основы│ │ │безопасности жизнедеятельности"│ │ │(ОБЖ) │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Мастер производственного обу- │Учитель труда, преподаватель,│ │чения │ведущий преподавательскую работу│ │ │по аналогичной специальности,│ │ │инструктор по труду, педагог│ │ │дополнительного образования (по│ │ │аналогичному профилю) │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Учитель трудового обучения │Мастер производственного│ │(технологии) │обучения, инструктор по труду │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Учитель-дефектолог, учитель-ло-│Учитель-логопед, │ │гопед │учитель-дефектолог, учитель│ │ │(независимо от преподаваемого│ │ │предмета либо в начальных│ │ │классах) в специальных│ │ │(коррекционных) образовательных│ │ │учреждениях для детей с│ │ │отклонениями в развитии,│ │ │воспитатель, педагог│ │ │дополнительного образования (при│ │ │совпадении профиля кружка,│ │ │направления дополнительной│ │ │работы профилю работы по│ │ │основной должности) │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Учитель музыки общеобразова- │Преподаватель детской│ │тельного учреждения, препода- │музыкальной школы (школы│ │ватель учреждения среднего про-│искусств, культуры), музыкальный│ │фессионального образования │руководитель, концертмейстер │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Преподаватель детской музы- │Учитель музыки│ │кальной, художественной школы, │общеобразовательного учреждения,│ │школы искусств, культуры, му- │преподаватель учреждения│ │зыкальный руководитель, кон- │среднего профессионального│ │цертмейстер │образования │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Старший тренер-преподаватель, │Учитель, преподаватель│ │тренер-преподаватель, в т.ч. │физкультуры (физвоспитания),│ │ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП │инструктор по физкультуре │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Преподаватель учреждения на- │Учитель того же предмета в│ │чального или среднего профес- │общеобразовательном учреждении │ │сионального образования │ │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │Учитель общеобразовательного │Преподаватель того же предмета в│ │учреждения │учреждении начального и среднего│ │ │профессионального образования │ └───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘
Другие случаи учета квалификационной категории при работе на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы рассматриваются соответствующим органом управления образованием (в т.ч. ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории, на основании письменного заявления работника.
16. Срок действия квалификационной категории по заявлению работника в исключительных случаях (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке по специальности за рубежом, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или ухода на пенсию, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и другие причины) может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием.
Заявления должны быть адресованы: на продление высшей квалификационной категории - федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам управления образованием субъектов Российской Федерации; на продление первой и второй квалификационных категорий - местным (муниципальным) органам управления образованием. Кроме того, орган управления образованием субъекта Российской Федерации может принять общее решение по данному вопросу.
Срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца.
17. В соответствии с пунктом 4.3 Положения трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Административная процедура рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением не предусмотрена, поэтому вышестоящие аттестационные комиссии или органы управления образованием не могут отменить решение нижестоящих аттестационных комиссий.