МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 сентября 2007 г. N 355
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГЛАВНОМ ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить прилагаемое Положение о Главном правовом управлении Министерства обороны Российской Федерации.
2. Начальнику Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации - начальнику юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации в установленном порядке представить предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации в связи с формированием Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации.
Министр обороны
Российской Федерации
А.СЕРДЮКОВ
Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 2007 года N 355
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛАВНОМ ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, и типовым положением о юридической службе федерального органа исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 207.
2. Главное правовое управление Министерства обороны Российской Федерации (далее в тексте настоящего Положения для краткости, если не оговорено особо, будут именоваться: Главное правовое управление Министерства обороны Российской Федерации - Главным правовым управлением, Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны) сформировано в целях повышения уровня правового обеспечения деятельности Министерства обороны, создания необходимых и гарантированных условий к формированию принципа верховенства закона при принятии решений должностными лицами Министерства обороны.
3. Главное правовое управление является центральным органом военного управления, возглавляет структуру органов (должностных лиц) юридической службы Вооруженных Сил и подчиняется Министру обороны Российской Федерации.
Общее руководство деятельностью Главного правового управления осуществляет начальник Аппарата Министра обороны Российской Федерации.
Главное правовое управление в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение должностных обязанностей статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации по вопросам участия Министерства обороны в законодательной деятельности.
4. Главное правовое управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами Министерства обороны, а также настоящим Положением.
5. В процессе своей деятельности Главное правовое управление взаимодействует с заместителями Министра обороны Российской Федерации, начальниками служб Министерства обороны, а также с другими органами военного управления Вооруженных Сил, в установленном порядке с Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с федеральными судами и судами субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями и организациями.
6. Организационная структура Главного правового управления определяется штатом, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации.
7. Обеспечение деятельности Главного правового управления по вопросам режима секретности и секретного делопроизводства возлагается на Управление делами Министерства обороны.
II. Основные задачи Главного правового управления
8. Основными задачами Главного правового управления являются:
1) правовое обеспечение деятельности Министерства обороны;
2) совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил;
3) обеспечение участия Министерства обороны в законодательной деятельности;
4) организация правовой работы в Вооруженных Силах;
5) методическое руководство деятельностью юридической службы Вооруженных Сил.
III. Функции Главного правового управления
9. Главное правовое управление осуществляет следующие функции:
1) в части правового обеспечения деятельности Министерства обороны:
правовая экспертиза (правовая экспертиза проектов документов, указанных в подпункте 1 пункта 9 настоящего Положения, проводится после согласования их со всеми заинтересованными органами военного управления Министерства обороны (здесь и далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, под органами военного управления Министерства обороны понимаются службы Министерства обороны и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы Министерства обороны и им равные подразделения, и иные подразделения Министерства обороны), представляемых в доклад Министру обороны Российской Федерации, его заместителям и начальникам служб Министерства обороны проектов:
международных договоров Российской Федерации;
федеральных конституционных законов и федеральных законов;
актов Президента Российской Федерации (в том числе по вопросам назначения на должности, освобождения от должностей и увольнения с военной службы) и Правительства Российской Федерации;
правовых актов Министерства обороны (в том числе по личному составу);
документов (документации), подготавливаемых при размещении заказов для государственных нужд от имени Министерства обороны, контрактных документов, подготавливаемых в процессе военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, договоров и государственных контрактов, заключаемых Министерством обороны;
доверенностей, выдаваемых Министром обороны Российской Федерации, для размещения заказов для государственных нужд, заключения договоров и государственных контрактов;
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
иных служебных документов (в том числе по вопросам прохождения военной службы);
подготовка для Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и начальников служб Министерства обороны справочных материалов по законодательству;
официальное разъяснение:
норм приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и директив Генерального штаба Вооруженных Сил по указанию должностных лиц, их подписавших;
международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, заключенных Министерством обороны, по указанию Министра обороны Российской Федерации, а также заместителей Министра обороны Российской Федерации и начальников служб Министерства обороны в соответствии с их компетенцией;
ведение справочно-кодификационной работы по правовым актам Министерства обороны, консультирование по правовым вопросам руководящих должностных лиц Министерства обороны, подготовка справочника по приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации;
систематизированный учет и хранение контрольных экземпляров приказов и директив Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, директив Генерального штаба Вооруженных Сил;
правовое обеспечение деятельности Министерства обороны в области международного военного сотрудничества, в том числе участие в переговорах (консультациях) по вопросам заключения международных договоров Российской Федерации, подготавливаемых Министерством обороны;
организация в установленном порядке защиты в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (по их поручениям), Министра обороны Российской Федерации, Министерства обороны и органов военного управления Министерства обороны, представительство в судах;
методическое руководство подготовкой должностных лиц органов внутреннего управления, входящих в центральный аппарат Министерства обороны, назначенных представителями в судебные заседания по рассмотрению дел с участием Министерства обороны;
подготовка процессуальных документов судебного производства и ведение претензионно-исковой работы;
участие в установленном порядке в исполнительном производстве по решению суда, в котором взыскателем является Министерство обороны в лице органов военного управления, входящих в центральный аппарат Министерства обороны, или взыскание предъявлено к Министерству обороны;
систематизированный учет дел, рассматриваемых в судах с участием Министерства обороны;
анализ и обобщение практики рассмотрения и разрешения судами споров с участием Министерства обороны, доведение в установленном порядке до органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил материалов по данному вопросу;
представительство в комиссиях по размещению заказов для государственных нужд от имени Министерства обороны в интересах органов военного управления, входящих в центральный аппарат Министерства обороны, правовое сопровождение их деятельности;
систематизированный учет доверенностей, выданных Министром обороны Российской Федерации для размещения заказов для государственных нужд, заключения договоров и государственных контрактов;
контроль законности использования доверенностей, выданных Министром обороны Российской Федерации для размещения заказов для государственных нужд, заключения договоров и государственных контрактов;
анализ и обобщение практики заключения и исполнения Министерством обороны гражданско-правовых договоров, доведение в установленном порядке до органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил материалов по данному вопросу;
оказание содействия органам военного управления, входящим в центральный аппарат Министерства обороны, по правовым вопросам, возникающим в их деятельности;
2) в части совершенствования правовой основы деятельности Вооруженных Сил:
подготовка в пределах своей компетенции проектов:
международных договоров Российской Федерации;
федеральных конституционных законов и федеральных законов;
актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
правовых актов Министерства обороны;
документов (документации) при размещении заказов, договоров и государственных контрактов, заключаемых от имени Министерства обороны;
доверенностей, выдаваемых Министром обороны Российской Федерации;
иных служебных документов;
подготовка самостоятельно или совместно с другими органами военного управления Министерства обороны предложений Министру обороны Российской Федерации:
об изменении или отмене (признании утратившими силу) правовых актов Министерства обороны;
об отмене (признании утратившими силу) правовых актов органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил, противоречащих федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и правовым актам Министерства обороны;
об отмене в установленном порядке решений подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти, противоречащих федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
разработка предложений по применению норм и принципов международного права в повседневной деятельности войск (сил);
участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности Министерства обороны и по уточнению полномочий Министерства обороны;
анализ и обобщение совместно с другими органами военного управления Министерства обороны практики применения федеральных конституционных законов и федеральных законов в области обороны, подготовка предложений по их совершенствованию;
организация и контроль представления в Министерство юстиции Российской Федерации:
на государственную регистрацию нормативных правовых актов Министерства обороны;
по его запросам иных правовых актов Министерства обороны, правовых актов органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил;
организация переработки действующих в Вооруженных Силах приказов и директив Народного Комиссара Обороны СССР, Министра обороны Вооруженных Сил СССР, Военного Министра СССР, Министра обороны СССР и их заместителей;
3) в части обеспечения участия Министерства обороны в законодательной деятельности:
подготовка предложений Министерства обороны по проектам планов и программ законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
подготовка и представление на утверждение годовых планов Министерства обороны по организации законопроектной работы;
организация в установленном порядке в Министерстве обороны подготовки, согласования и представления в Правительство Российской Федерации:
проектов концепций и технических заданий на разработку законопроектов и законопроектов, подготавливаемых Министерством обороны;
проектов заключений, официальных отзывов и поправок на законопроекты, затрагивающие интересы Министерства обороны;
анализ работы органов военного управления Министерства обороны с обращениями и запросами членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, поступающими на имя Министра обороны Российской Федерации и его заместителей;
подготовка материалов для участия статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации в заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;
организация и координация деятельности органов военного управления Министерства обороны по сопровождению проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов в части, касающейся Министерства обороны, при их рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации;
осуществление и обеспечение взаимодействия заместителей Министра обороны Российской Федерации, руководства органов военного управления Министерства обороны с полномочными представителями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности;
обеспечение в установленном порядке взаимодействия органов военного управления Министерства обороны с депутатскими объединениями, комитетами и комиссиями Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении законопроектов, затрагивающих интересы Вооруженных Сил и внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;
разработка проектов планов мероприятий по реализации принимаемых федеральных конституционных законов и федеральных законов в интересах Министерства обороны;
4) в части организации правовой работы в Вооруженных Силах:
методическое руководство правовой работой в Вооруженных Силах;
проверка состояния правовой работы в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
анализ состояния правовой работы в Вооруженных Силах и подготовка предложений по ее улучшению;
5) в части методического руководства деятельностью юридической службы Вооруженных Сил:
руководство деятельностью подразделений (должностных лиц) юридической службы Вооруженных Сил по специальным вопросам;
рассмотрение и согласование в пределах своей компетенции проектов служебных документов по вопросам проведения мероприятий по совершенствованию структуры Главного правового управления, юридической службы Вооруженных Сил и ее подразделений, военно-юридического факультета Военного университета, назначения на воинские должности, увольнения с военной службы, присвоения воинских званий, награждения государственными наградами Российской Федерации должностных лиц юридической службы Вооруженных Сил, в том числе присвоения почетного звания Российской Федерации "Заслуженный юрист Российской Федерации", и других документов в части, касающейся деятельности юридической службы Вооруженных Сил;
подготовка в установленном порядке предложений по установлению обоснованных требований к нормам содержания личного состава юридической службы Вооруженных Сил;
организация и проведение проверок деятельности (ознакомлений с деятельностью) подразделений (должностных лиц) юридической службы Вооруженных Сил;
анализ и обобщение материалов деятельности подразделений (должностных лиц) юридической службы Вооруженных Сил, доведение их в установленном порядке до органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, подготовка соответствующих методических указаний по данному вопросу;
подготовка и проведение сборов с должностными лицами подразделений юридической службы Вооруженных Сил;
сотрудничество в установленном порядке с юридическими службами военных ведомств иностранных государств;
научно-методическое обеспечение и руководство подготовкой военнослужащих, обучающихся на военно-юридическом факультете Военного университета по специализации "Юрисконсультская работа", в части разработки квалификационных требований, методическое руководство переподготовкой офицеров юридической службы Вооруженных Сил на факультете переподготовки и повышения квалификации Военного университета;
участие в установленном порядке в приемной и государственной аттестационной комиссиях Военного университета в части переменного состава военно-юридического факультета;
участие в распределении выпускников военно-юридического факультета Военного университета;
руководство в пределах своей компетенции обучением на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, осуществляющих обучение по программам подготовки офицеров запаса студентов юридических факультетов по специализациям "Юрисконсультская работа" и "Судебная работа" (далее именуются - военные кафедры), а также учебных военных центрах, осуществляющих обучение по программам военной подготовки по специализации "Юрисконсультская работа" (далее именуются - учебные военные центры);
оказание помощи военным кафедрам и учебным военным центрам в части:
обеспечения методическими документами в соответствии с программами подготовки офицеров запаса и военной подготовки в учебных военных центрах для юридической службы Вооруженных Сил;
проведения учебных занятий (по согласованию) и итоговой аттестации;
организации учебных сборов (стажировок);
изучение выпускников военных кафедр и учебных военных центров на предмет прохождения ими военной службы в подразделениях юридической службы Вооруженных Сил;
подготовка в установленном порядке заявок на потребное количество выпускников для комплектования воинских должностей юридической службы Вооруженных Сил.
Главное правовое управление осуществляет также иные функции по решениям Министра обороны Российской Федерации.
IV. Руководство Главного правового управления
10. Главное правовое управление возглавляет начальник Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации - начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - начальник Главного правового управления).
Начальник Главного правового управления является прямым начальником личного состава Главного правового управления и подчиняется Министру обороны Российской Федерации.
11. Начальник Главного правового управления отвечает: за боевую и мобилизационную готовность Главного правового управления; за успешное выполнение задач, возложенных на Главное правовое управление; за подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава Главного правового управления, безопасность военной службы; за внутренний порядок; за сохранность материальных средств; за техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение.
Начальник Главного правового управления и другие должностные лица Главного правового управления несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов служебных документов федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам Министерства обороны.
12. Начальник Главного правового управления:
1) визирует представляемые в доклад Министру обороны Российской Федерации, его заместителям, начальникам служб Министерства обороны проекты:
международных договоров Российской Федерации;
федеральных конституционных законов и федеральных законов;
актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
правовых актов Министерства обороны;
документов (документации), подготавливаемых при размещении заказов для государственных нужд от имени Министерства обороны, контрактных документов, подготавливаемых в процессе военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, договоров и государственных контрактов, заключаемых Министерством обороны;
доверенностей, выдаваемых Министром обороны Российской Федерации, для размещения заказов для государственных нужд, заключения, договоров и государственных контрактов;
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
иных служебных документов;
2) возвращает на доработку (при необходимости с заключением) представляемые в доклад Министру обороны Российской Федерации, его заместителям, начальникам служб Министерства обороны не отвечающие установленным требованиям проекты международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны, документов (документации), подготавливаемых при размещении заказов для государственных нужд от имени Министерства обороны, контрактных документов, подготавливаемых в процессе военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, договоров и государственных контрактов, заключаемых Министерствам обороны, доверенностей, выдаваемых Министром обороны Российской Федерации, для размещения заказов для государственных нужд, заключения договоров и государственных контрактов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных служебных документов либо представляет Министру обороны Российской Федерации, его заместителям, начальникам служб Министерства обороны свое заключение по ним;
3) представляет при необходимости Министру обороны Российской Федерации, его заместителям, начальникам служб Министерства обороны свои заключения по не прошедшим в установленном порядке правовую экспертизу служебным документам, подписанным или завизированным ими;
4) при обнаружении нарушения законности в работе Министерства обороны вносит предложения соответствующим должностным лицам об их устранении, а при необходимости докладывает об этих нарушениях Министру обороны Российской Федерации;
5) оказывает военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции Министерства обороны;
6) утверждает перечень должностных лиц Главного правового управления, имеющих право визировать проекты служебных документов;
7) имеет право:
направлять поступающие в Главное правовое управление служебные документы соответствующим должностным лицам для рассмотрения и оценки в пределах своей компетенции;
запрашивать в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил справки и другие документы, необходимые для выполнения Главным правовым управлением своих функций;
привлекать с согласия заместителей Министра обороны Российской Федерации и руководителей органов военного управления Министерства обороны должностных лиц этих органов для подготовки проектов нормативных правовых актов;
давать в установленном порядке поручения должностным лицам Министерства обороны об организации судебной защиты прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, Министерства обороны, органов военного управления Министерства обороны и принимать решения о непосредственном участии должностных лиц Главного правового управления в этих мероприятиях;
принимать участие в совещаниях, проводимых руководящими должностными лицами Министерства обороны, при обсуждении на них вопросов, касающихся практики применения законодательства Российской Федерации и иных участков правовой работы;
8) списывает в установленном порядке материальные и денежные средства;
9) издает приказы и дает указания в пределах своих полномочий, организует и проверяет их исполнение;
10) утверждает функции структурных подразделений и должностные обязанности непосредственно подчиненных должностных лиц Главного правового управления.
13. Начальник Главного правового управления имеет заместителей начальника Главного правового управления.
Определение обязанностей заместителей начальника Главного правового управления и начальников управлений Главного правового управления осуществляет начальник Главного правового управления.
Заместители начальника Главного правового управления имеют право:
1) возвращать на доработку (при необходимости с заключением) представляемые в доклад Министру обороны Российской Федерации, его заместителям и начальникам служб Министерства обороны проекты, не отвечающие установленным требованиям:
международных договоров Российской Федерации;
федеральных конституционных законов и федеральных законов;
актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
правовых актов Министерства обороны (за исключением актов, подлежащих направлению в Министерство юстиции Российской Федерации на государственную регистрацию);
документов (документации), подготавливаемых при размещении заказов для государственных нужд от имени Министерства обороны, контрактных документов, подготавливаемых в процессе военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, договоров и государственных контрактов, заключаемых Министерством обороны;
доверенностей, выдаваемых Министром обороны Российской Федерации, для размещения заказов для государственных нужд, заключения договоров и государственных контрактов;
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
иных служебных документов;
2) вести переписку с органами военного управления Министерства обороны.
Начальник Главного правового
управления Министерства обороны
Российской Федерации -
начальник юридической службы
Вооруженных Сил
Российской Федерации
А.ПЕРЕПЕЛКИН