Приложение 6. (рекомендуемое) | РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРАХОВКЕ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ НА ВЫСОТЕ
1. Работы на высоте 1,3 м и выше относительно поверхности палуб, перекрытий, воды, причала и т.д. относятся к работам с опасными факторами. Поэтому они должны выполняться с особой предосторожностью, а работы на высоте более 3 м - с привлечением страхующих лиц из числа членов экипажа.
2. Основными требованиями при работе на высоте являются:
(01) создание безопасных условий труда посредством применения соответствующих технологических процессов;
(02) обучение судовых специалистов работе на высоте;
(03) применение работающими средств индивидуальной (или коллективной) защиты.
3. Каждый член экипажа, чувствующий недомогание, мешающее, по его мнению, безопасному выполнению верхолазной работы, должен предупредить об этом своего непосредственного командира или лицо, отдавшее распоряжение.
4. При подготовке и производстве работ на высоте необходимо выполнять следующие требования:
(01) убедиться в надежности судовых конструкций, предполагаемых для использования в качестве опор либо точек крепления карабинов страховочного каната;
(02) при лазании по вертикальным трапам основную нагрузку распределить на ноги; руки должны поддерживать устойчивое положение корпуса тела;
(03) при движении по трапу соблюдать правило трех точек опоры; избегать перекрещивания рук или ног;
(04) обеспечивать согласованность действий страхующего и страхуемого: страхующий должен находиться в стороне от места возможного падения инструмента и других предметов с пути подъема и места работы страхуемого;
(05) при верхней страховке страховочный канат должен располагаться между рук;
(06) при страховке не допускать слабины страховочного каната.
5. Перед подъемом на высоту следует уложить страховочные канаты так, чтобы не образовывалось узлов и калышек при потравливании каната; свободный конец каната закрепить за прочные судовые конструкции; ходовой конец каната пристегнуть к страховочному поясу работающего; иметь с собой необходимый запас карабинов и кренгельс-стропов для установки промежуточных точек страховки.
6. Передвижение по трапу начинается после получения информации от страхующего о том, что страховка готова.
На начальном участке движения промежуточные точки страховки ставятся с таким расчетом, чтобы в случае срыва страхующий не мог удариться о палубу, настил, причал и т.д.
При движении вверх работающему следует следить за тем, чтобы страховочный канат не проходил между ног во избежание возможного опрокидывания тела страхуемого при срыве.
7. Страхующий выдает и принимает страховочный канат двумя руками, осуществляет страховку в течение всего времени работы на высоте. В процессе страховки руки следует держать на некотором расстоянии от тормозных узлов и устройств во избежание их затягивания и травмирования. Сила удержания каната соответствует типу применяемой страховки:
при "нижней" страховке (при нахождении страхующего внизу) усилие для удержания каната не должно превышать работу трения в страховочном узле; одновременно следует обеспечить потравливание каната, предотвращающее рывок;
при "верхней" страховке (при нахождении страхующего наверху) канат можно удерживать более жестко, так как свободное падение в данной ситуации практически произойти не может.
Примеры верхней и нижней страховки, конструкций карабинов и кренгельс-стропов приведены на рис. 1 - 4 (здесь и далее рисунки не приводятся).
8. К верхолазным работам (высота более 5 м от поверхности палубы, настила, воды, причала и т.д.) допускаются лица:
(01) прошедшие медицинское обследование на пригодность к этим работам;
(02) имеющие стаж работы на флоте не менее 1 года;
(03) прошедшие специальное обучение правилам безопасного выполнения верхолазных работ;
(04) имеющие удостоверение по технике безопасности (ТБ) с отметкой о допуске к верхолазным работам;
(05) прошедшие специальный инструктаж по ТБ непосредственно перед подъемом на высоту (приемы безопасной работы на высоте; порядок и способ подъема к рабочему месту; использование предохранительных средств; способы подстраховки).