2. Правила эксплуатации судовых штормтрапов
2.1. Общие положения
2.1.1. За техническое состояние судовых штормтрапов и их эксплуатацию ответственность несет старший помощник капитана.
Техническое обслуживание судовых штормтрапов обеспечивает боцман.
2.1.2. Штормтрапы должны содержаться в чистоте, порядке, аккуратно уложенными и готовыми к использованию по назначению.
Лоцманские и рабочие штормтрапы должны храниться в закрытых помещениях судна.
Посадочные штормтрапы должны храниться на палубе под чехлами.
В случае намокания штормтрапа он должен быть просушен при первой же возможности.
2.1.3. Установка и использование штормтрапа должны производиться под руководством ответственного лица комсостава.
2.1.4. Перед установкой штормтрапа следует проверить его техническое состояние, которое должно отвечать настоящим требованиям.
2.1.5. Штормтрап не должен иметь более двух замененных балясин, закрепленных иначе, чем первоначальные; они должны быть заменены, как только это окажется возможным, балясинами, крепящимися подобно первоначальным.
2.1.6. Штормтрап должен крепиться на судне за специально предназначенные для этого рымы, обухи и др. Запрещается крепить штормтрап за балясины.
2.1.7. Штормтрап должен устанавливаться от места креплений на всю длину и не иметь слабины, которая может неожиданно потравиться.
Каждая балясина штормтрапа должна надежно упираться в борт судна.
2.1.8. Спускаться и подниматься по штормтрапу разрешается только поодиночке (т.е. на штормтрапе одновременно не должно быть более одного человека); держаться при этом следует за тетивы, а не за балясины.
2.1.9. Устанавливаются следующие сроки эксплуатации штормтрапов:
посадочный штормтрап - 5 лет:
лоцманский штормтрап - 2 года;
рабочий штормтрап - 1 год.
Сроки эксплуатации штормтрапов, предусмотренные настоящими требованиями, являются минимальными. Фактические сроки списания устанавливаются на основе результатов периодических испытаний штормтрапов.
2.2. Использование лоцманского штормтрапа
2.2.1. Лоцманские штормтрапы должны использоваться только для посадки и высадки лоцманов и других должностных лиц. Использование лоцманских штормтрапов для других целей запрещается.
2.2.2. Лоцману должен быть обеспечен безопасный и удобный доступ на судно.
На судах, где расстояние от уровня воды до места входа на судно или схода с судна превышает 9 м, доступ с лоцманского штормтрапа на судно, и наоборот, должен осуществляться посредством забортного трапа в сочетании с лоцманским штормтрапом или механическим лоцманским подъемником или другим безопасным и удобным средством.
2.2.3. Установка лоцманского штормтрапа, а также посадка и высадка лоцмана должны производиться под наблюдением вахтенного помощника капитана, имеющего средства связи с ходовым мостиком.
2.2.4. Перед подходом лоцманского катера у места постановки лоцманского штормтрапа должны быть подготовлены:
лоцманский штормтрап;
фальшбортный трап (если это конструктивно предусмотрено);
спасательный круг с самозажигающимся огнем и линем длиной не менее 28 м;
предохранительный пояс со страховочным концом;
два фалрепа диаметром не менее 28 мм;
переносная люстра (если не предусмотрено стационарное освещение забортного пространства в месте установки лоцманского штормтрапа).
2.2.5. Перед посадкой (высадкой) лоцмана помощник капитана, встречающий (провожающий) лоцмана, должен проверить наличие имущества, перечисленного в п. 2.2.4, а также:
исправность лоцманского штормтрапа и надежность его закрепления;
надежность крепления фальшбортного трапа и стоек, закрепляемых в месте входа на судно (если это предусмотрено);
надежность закрепления фалрепов (фалрепы подаются в тех случаях, когда этого потребует лоцман);
в темное время включить палубное освещение от места входа на судно до входа во внутренние помещения, а также освещение лоцманского штормтрапа и пространства за бортом в том месте, где на судно будет подниматься (спускаться) лоцман.
Если совместно с лоцманским штормтрапом будет использоваться забортный трап, то он должен быть освещен на всю его длину.
2.2.6. В тех случаях, когда при посадке (высадке) лоцмана будет использоваться предохранительный пояс со страховочным концом, то его второй конец, пропущенный черед утку, должен находиться в руках у встречающего матроса.
2.2.7. В тех случаях, когда для посадки (высадки) лоцмана используется механический лоцманский подъемник, лоцманский штормтрап должен быть установлен рядом с подъемником и быть готовым к немедленному использованию таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ из подъемника в любой точке подъема.
2.2.8. При использовании лоцманского штормтрапа в сочетании с забортным трапом его нижняя площадка должна находиться в горизонтальном положении и надежно прилегать к борту судна.
Лоцманский штормтрап должен устанавливаться непосредственно у нижней площадки забортного трапа.
Верхний конец лоцманского штормтрапа должен возвышаться над нижней площадкой не менее чем на 2 м.
2.2.9. Для посадки (высадки) лоцмана разрешается использовать забортный трап, в нижней площадке которого имеется люк для доступа к лоцманскому штормтрапу и выходу с него, если просвет этого люка не менее 750 x 750 мм. В этом случае нижняя площадка забортного трапа должна быть ограждена, а лоцманский штормтрап должен возвышаться над ней на высоту поручней.
2.3. Использование посадочных штормтрапов
2.3.1. Установка посадочных штормтрапов производится членами экипажа судна в соответствии с технологической картой или инструкцией по спуску спасательных шлюпок под руководством командира шлюпки.
2.3.2. Для обеспечения безопасности людей, переходящих с борта судна на посадочный штормтрап и с посадочного штормтрапа в шлюпку, командир шлюпки должен выделить из судовой команды 4-х человек:
2-х человек для страховки людей при переходе их с посадочного штормтрапа в шлюпку;
2-х человек для страховки людей при переходе их с палубы судна на посадочный штормтрап.
Члены экипажа, обеспечивающие страховку на палубе судна, должны иметь надетые предохранительные пояса, карабины стропов которых следует закрепить за прочные судовые конструкции.