Глава XIII. ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА | Общие положения

Глава XIII

ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА

Общие положения

392. Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.

На всех судах, находящихся в эксплуатации, должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба.

На судах, выведенных из эксплуатации, порядок несения вахтенной службы устанавливается судовладельцем.

Вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами.

Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы - на старшего помощника капитана и старшего механика.

Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.

К вахте должны привлекаться лица, получившие соответствующий отдых.

393. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. Ходовые или стояночные вахты назначает капитан исходя из конкретных обстоятельств.

Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превышать 4 часов.

Во время стоянки судна в порту или на рейде члены экипажа могут быть по распоряжению капитана оставлены на судне во внеурочное время (без выполнения основной работы) для обеспечения безопасности судна, в том числе противопожарной безопасности.

394. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств.

Лица командного состава являются на вахту не позднее чем за 10 минут до начала вахты.

Очередная смена предупреждается о вступлении на вахту не позднее чем за 15 минут. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных. На стоянке список вахты вывешивается на доске у трапа.

395. Вахтенные должны быть в установленной для данного рода службы одежде (форме). Кроме того, вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос при стоянке судна в порту должны иметь на левом рукаве нарукавную повязку с тремя полосами; общая ширина повязки - 4,5 см, каждой полосы - 1,5 см. Цвет полос:

для повязки вахтенного помощника капитана - синий, белый, синий;

для повязки вахтенного матроса - красный, белый, красный.

396. Без разрешения или приказания вышестоящего по вахте командира вахтенные не имеют права оставлять пост или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.

397. Вахтенные во время тревоги занимают свои места, предусмотренные расписанием по тревогам, только после передачи своего поста лицам, заступающим на вахту согласно расписанию по тревогам.

398. В течение вахты вахтенный помощник капитана, вахтенный механик, вахтенный электромеханик, вахтенный радиооператор и другие лица командного состава, несущие вахту, ведут необходимые записи, отражающие несение на судне вахтенной службы, а по окончании вахты вносят эти записи в соответствующие журналы согласно правилам их ведения.

399. При стоянках в портах любое лицо судового экипажа, имеющее необходимую квалификацию, распоряжением капитана может привлекаться к несению вахты на судне после соответствующего отдыха и инструктажа.

400. Заступающие на вахту обязаны получить разрешение о заступлении на вахту у вахтенного командира.

401. При использовании судовой администрацией береговой швартовной бригады для перешвартовки судна береговая швартовная бригада производит перешвартовку судна совместно с вахтенным персоналом. Руководитель береговой швартовной бригады при выполнении швартовных операций осуществляет руководство и несет ответственность за все действия членов швартовной бригады, связанные с перешвартовкой судна.

Подготовка судна к швартовным операциям является обязанностью вахтенной службы.

Вахтенный помощник капитана

Общие обязанности

402. Вахтенный помощник капитана является старшим по всей вахтенной службе судна и непосредственно подчиняется капитану, а в его отсутствие на судне - старшему помощнику капитана.

Вахтенный помощник капитана отвечает в пределах возложенных на него обязанностей за надлежащее несение на судне вахтенной службы и обеспечение безопасности судна, людей, находящихся на судне грузов и другого имущества, а также за предотвращение загрязнения морской среды.

Распоряжения вахтенного помощника капитана в пределах его полномочий обязательны для каждого члена судового экипажа и других лиц, находящихся на судне.

Никто, кроме капитана, а в его отсутствие - старшего помощника капитана, не имеет права отменять или изменять распоряжения вахтенного помощника капитана.

403. Вахтенный помощник капитана для выполнения работ, связанных с эксплуатацией судна, а также обеспечения безопасной стоянки судна имеет право вызвать из состава единой технической службы лиц соответствующей специальности и квалификации, уведомив старшего механика.

404. Вахтенный помощник капитана не имеет права отлучаться с вахты без разрешения капитана, а в его отсутствие - старшего помощника капитана.

При заступлении на вахту помощник капитана обязан ознакомиться с составом вахты и провести инструктаж по несению вахтенной службы, получить от сдающего вахту все необходимые сведения о месте стоянки судна, об окружающей обстановке, условиях стоянки, ходе грузовых операций, ремонтных и иных работах, наличии на борту капитана, командного состава, команды и других лиц, не входящих в состав экипажа, а также другие сведения, связанные с обеспечением безопасности судна и его эксплуатационной деятельностью, в том числе:

(01) о распоряжениях капитана по вахте;

(02) о балластировке судна и распределении судовых запасов воды, топлива и смазочных масел по танкам и цистернам;

(03) о судовых и ремонтных работах, обратив особое внимание на работы, ведущиеся на открытых палубах, с забортной арматурой и с применением открытого огня;

(04) о наличии плавсредств у борта и на бакштове;

(05) об открытых люках, горловинах и других открытых забортных отверстиях;

(06) о наличии воды в льялах и сточных колодцах;

(07) о назначенном времени готовности судна к выходу в рейс, заданной готовности главных двигателей и наличии судового снабжения.

405. При несении вахты помощник капитана обязан:

(01) обеспечивать своевременное и точное выполнение требований обязательного постановления по порту и других местных правил, международных правил для предупреждения столкновения судов в море и других международных правил, касающихся безопасности мореплавания, использования огней и других средств сигнализации;

(02) организовывать надлежащее несение вахтенной службы, обеспечивать на судне порядок и чистоту, а также надлежащую организацию наблюдения и связи;

(03) вести надежное наблюдение за состоянием судна, принимать меры по обеспечению безопасности людей, судна и груза, организовывать использование всех судовых средств пожаротушения;

(04) обеспечивать своевременное включение сигнально-отличительных огней, выставление знаков и сигналов, соответствующих положению, состоянию и роду занятий судна, контролировать их исправное действие;

(05) обеспечивать производство замеров воды в льялах и сточных колодцах и производить запись результатов замера в судовом журнале:

на ходу - каждую вахту;

на якоре и швартовах - не реже 2 раз в сутки;

при приеме воды, топлива, при плавании во льдах, в штормовых условиях и других особых случаях, когда требуется более частый контроль за возможным поступлением на судно забортной воды, - не реже одного раза в час;

при ударах судна о лед, причал, столкновениях с другим судном или плавающим предметом - немедленно.

Примечание. В штормовых условиях плавания, когда не представляется возможным произвести замеры воды в льялах, контроль за наличием воды в них производится путем контрольных откачек по указанию вахтенного помощника капитана; в случае повышения уровня воды докладывать капитану.

(06) вести наблюдение за креном и дифферентом судна;

(07) следить за температурным режимом и проветриванием трюмов;

(08) обеспечивать готовность дежурной шлюпки к спуску и принимать доклады от командиров шлюпок о готовности к спуску и отходу от борта, давать разрешение на спуск дежурных шлюпок и их отход; принимать доклады от командиров шлюпок по возвращении их на судно;

(09) следить за подходящими к судну и находящимися у его борта плавучими средствами, указывая им место стоянки у борта; при спуске на воду судовых плавсредств вести наблюдение за ними и принимать меры к своевременному подъему их на борт;

(10) при приеме людей на борт, при высадке людей с судна принимать меры, обеспечивающие их безопасность;

(11) при обнаружении опасности для судна (пожар, взрыв, пробоина), а также при падении человека за борт самостоятельно объявлять тревогу и принимать все меры для предотвращения опасности или спасения человека, упавшего за борт;

(12) вести записи в судовом журнале в соответствии с установленными правилами.

406. Вахтенный помощник капитана не должен сдавать вахту, если он сомневается в том, что заступающий помощник капитана находится в состоянии, при котором он может эффективно выполнять свои обязанности. В этом случае он обязан уведомить капитана.

Обязанности на ходовой вахте

407. При заступлении на вахту помощник капитана обязан:

(01) сверить компасный курс и общую поправку компаса с прокладкой на карте;

(02) ознакомиться по карте с районом плавания, навигационной обстановкой, а также с условиями и обстоятельствами плавания;

(03) проверить место судна по счислению на карте на момент приема вахты, сопоставив его с показаниями лага и последней обсервацией, при наличии возможности - самому определить место судна;

(04) выяснить действие преобладающих и предвычисленных приливов и течений на курс и скорость;

(05) проверить курс судна по гирокомпасу и магнитному компасу и его поправки, проверить скорость судна, поправку лага и соответствие работы главного двигателя заданному режиму;

(06) на судах с дистанционным управлением выяснить, как осуществляется управление главными двигателями механической установки в данный момент (с мостика или из машинного помещения);

(07) при управлении главными двигателями с мостика убедиться в исправном состоянии пульта управления и соответствии контролируемых параметров установленным нормам;

(08) убедиться в исправной работе технических средств судовождения;

(09) проверить отметку времени на ленте курсографа;

(10) убедиться, что его зрение адаптировалось к условиям видимости;

(11) в присутствии вахтенного помощника капитана, сдающего вахту, ознакомиться с окружающей обстановкой (берег, огни, суда), состоянием погоды и видимости, полученными прогнозами и штормовыми предупреждениями, а также со всеми распоряжениями, отданными капитаном в отношении плавания судна;

(12) убедиться в исправном действии ходовых огней;

(13) при выполнении маневра передача вахты не производится до момента, когда выполняемое действие будет полностью закончено.

408. Во время ходовой вахты вахтенный помощник капитана обязан:

(01) постоянно находиться на мостике и вести непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой. Пребывание его в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок для выполнения необходимой работы, связанной с исполнением его штурманских обязанностей, но перед этим он обязан лично убедиться, что это безопасно и что на период его отсутствия будет обеспечено надлежащее наблюдение;

(02) вести счисление пути судна. Использовать любую возможность для определения места судна навигационными, астрономическими и радиотехническими способами, выбирая наиболее подходящий в данных условиях;

(03) следить за исправным действием ходовых огней;

(04) каждый час и после каждого изменения курса судна сличать показания магнитного компаса с гирокомпасом и следить за точным удержанием судна на заданном курсе;

(05) контролировать работу технических средств судовождения и определять их поправки;

(06) при изменении гидрометеорологических условий, когда сохранение заданного курса становится небезопасным, когда в рассчитанное время не обнаружен берег, навигационный знак или ожидаемые глубины, когда неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло резкое изменение глубин, а также в случае неисправностей главного двигателя, рулевого устройства или какого-либо навигационного оборудования, при возникновении каких-либо сомнений немедленно докладывать капитану и действовать по его указанию. Во всех вышеперечисленных ситуациях вахтенный помощник капитана должен, если обстоятельства требуют этого, без промедления принимать меры для обеспечения безопасности судна;

(07) с момента обнаружения другого судна, идущего на сближение, для расхождения с которым требуется принятие каких-либо мер, вести наблюдение за изменением пеленга и дистанции с целью определения элементов движения встречного судна, результаты докладывать капитану, а в случае появления опасности немедленно принимать меры, обеспечивающие безопасность судна;

(08) твердо знать маневренные возможности своего судна;

(09) перед наступлением тумана, дождя, снегопада и других атмосферных явлений, ограничивающих видимость, доложить капитану, перейти на ручное управление рулем, немедленно подготовить к действию и включить РЛС и навигационные огни, проверить устройства для подачи звуковых сигналов, выставить наблюдателя, предварительно проинструктировав его, предупредить вахтенного механика о возможных реверсах, сличить часы штурманской рубки и машинного помещения, сделать отметку времени на курсограмме, по возможности определить место судна, в дальнейшем руководствоваться МППСС и (или) местными правилами.

При внезапном ухудшении видимости одновременно с принятием перечисленных мер и до прибытия капитана на мостик руководствоваться МППСС и (или) местными правилами плавания;

(10) при подходе к берегу, узкостям, каналам, районам мелководья и опасным местам заблаговременно предупредить капитана и вахтенного механика, выставить на бак боцмана или матроса I класса, подготовить якоря к отдаче, при плавании в этих районах пользоваться картой самого крупного масштаба, охватывающей район плавания и откорректированной на основе самой последней информации (на судах портового, технического и служебно-вспомогательного флота, постоянно работающих на определенных участках в узкостях и каналах, выставлять на баке боцмана или матроса I класса не требуется);

(11) опознавать все встречающиеся знаки и другие средства навигационного ограждения;

(12) в случае приближения шторма принять необходимые меры, обеспечивающие безопасность плавания судна в штормовых условиях;

(13) следить за надежностью крепления шлюпок и плотов, грузовых стрел и кранов, палубных грузов и подвижных предметов на палубе, состоянием люковых закрытий;

(14) в случае падения человека за борт объявить тревогу, самостоятельно принять все необходимые меры для его спасения и доложить капитану о случившемся и принятых мерах;

(15) обеспечивать производство гидрометеорологических наблюдений в установленные сроки;

(16) при приеме на борт судна лоцмана и оставлении им судна принимать меры, необходимые для обеспечения его безопасности;

несмотря на наличие лоцмана на борту, продолжать контролировать место судна и его движение, а при сомнениях в действиях или намерениях лоцмана немедленно доложить капитану и принять меры предосторожности;

(17) осуществлять связь с помощью световой и флажной сигнализации;

(18) при постановке судна на якорь определить место судна.

409. На ходовой вахте вахтенному помощнику капитана не разрешается заниматься каким-либо делом или принимать на себя какие-либо обязанности, не относящиеся к несению вахты.

410. Вахтенный помощник, несмотря на присутствие на мостике капитана, несет ответственность за обеспечение безопасности плавания судна в течение всего периода своей вахты до тех пор, пока капитан не примет управление судном на себя.

411. При управлении механической установкой с мостика на судах без постоянной вахты в машинном помещении и в ЦПУ вахтенный помощник капитана должен руководствоваться инструкцией по управлению механической установкой с мостика и вести наблюдение за поступающими сигналами о работе механической установки, при появлении неполадок в ее работе должен вызывать вахтенного механика. При плавании в сложных условиях обязательно вызывать вахтенного механика в машинное помещение.

412. Вахтенный помощник капитана в случаях грозящей опасности судну, людям, грузу имеет право изменять установленные капитаном курс, скорость, способ управления и режим работы главного двигателя. О произведенных изменениях немедленно должен доложить капитану.

Обязанности при стоянке судна на якоре

413. При стоянке судна на якоре вахтенный помощник капитана обязан:

(01) обеспечивать постоянное наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановкой, систематически контролировать место судна всеми доступными способами, принимать меры для предупреждения дрейфа;

(02) следить за натяжением и положением якорь-цепи, соответствием длины вытравленной якорь-цепи условиям стоянки;

(03) предупреждать возможность опасного сближения с другими судами или навигационными опасностями при рыскании судна на якоре и при изменении направления ветра и течения.

Обязанности при стоянке судна у причала

414. Во время стоянки судна у причала вахтенный помощник капитана обязан:

(01) следить за состоянием глубин у борта судна, надлежащим креплением и состоянием швартовных тросов, кранцев и соблюдением требований местных правил;

(02) при ухудшении погоды, а также при получении штормового предупреждения завести дополнительные швартовы и принять меры к обеспечению безопасной стоянки судна;

(03) следить, чтобы трап или сходни были надежно закреплены и оборудованы предохранительными сетками, поручни установлены, а леера натянуты, чтобы у трапа или сходни был наготове спасательный круг с бросательным концом, а также обеспечено надлежащее освещение;

(04) во время грузовых операций не допускать крена судна, контролировать погрузку в соответствии с грузовым планом и правильное использование судовых грузовых средств, руководить открытием и закрытием трюмов, следить, чтобы находящиеся у ватерлинии иллюминаторы были задраены;

(05) обеспечивать своевременное открытие и закрытие грузовых люков, горловин и вентиляторов и других палубных и бортовых отверстий;

(06) следить за соблюдением правил пожаробезопасности при выполнении работ по корпусной части;

(07) в отсутствие на судне капитана и старшего помощника капитана возглавлять борьбу за живучесть судна; при возникновении опасности на берегу, вблизи судна или на рядом стоящем судне принимать меры для обеспечения безопасности своего судна и оказания необходимой помощи;

(08) знать порядок вызова спасательных и пожарных средств порта, а при необходимости обеспечить их немедленный вызов;

(09) следить за состоянием пломб и печатей на опечатанных трюмах и помещениях;

(10) при проворачивании гребных винтов обеспечивать постоянное наблюдение и безопасность судна;

(11) обеспечивать своевременную подготовку судна к швартовным операциям (уборка трапов, заваливание шлюпбалок, кранов, стрел и т.п.), быструю приемку (подачу) швартовов, правильное использование кранцевой защиты;

(12) производить периодический обход и осмотр помещений судна в ночное время.

415. При уходе капитана с судна вахтенный помощник провожает его до трапа.

При возвращении капитана вахтенный помощник встречает его у трапа и докладывает ему о состоянии судна, производимых работах и имевших место происшествиях.

416. Пребывание посторонних лиц на судне допускается только с ведома вахтенного помощника капитана. На мостике могут находиться только лица, выполняющие служебные обязанности. Допуск посторонних лиц на мостик, в штурманскую рубку и в другие служебные помещения без разрешения капитана или старшего помощника капитана запрещается.

417. Вахтенный помощник капитана, если на судне велись работы по корпусной части не судовым составом, должен лично осмотреть все объекты работ и убедиться в безопасном состоянии судна.

418. Вахтенный помощник капитана имеет право в случае необходимости вызвать на верхнюю палубу оставшуюся на борту судна часть экипажа.

419. На судах, оборудованных радиотелефоном, на вахтенного помощника капитана возлагается обеспечение радиотелефонной связи в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР.

420. Во время стоянки судна на швартовах в порту вахтенный помощник капитана при отсутствии грузовых операций может в ночное время отдыхать в своей каюте, не снимая одежды.

Вахтенный матрос

Общие обязанности

421. Вахтенный матрос непосредственно подчиняется вахтенному помощнику капитана.

422. Прием и сдача вахты вахтенным матросом производится с разрешения вахтенного помощника капитана.

Во время несения вахты вахтенному матросу запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение иных поручений без разрешения вахтенного помощника капитана. Заступая на вахту, вахтенный матрос должен ознакомиться со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

423. Вахтенный матрос при стоянке судна на якоре или швартовах обязан неотлучно находиться на верхней палубе в месте, указанном вахтенным помощником капитана, вести наблюдение за окружающей обстановкой, следить за положением и натяжением якорь-цепи, швартовами, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличием и состоянием противокрысиных щитов на швартовах; следить за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.п.; о всех изменениях обстановки немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана.

В случае возникновения во время стоянки судна пожара на судне или вблизи него, а также в других аварийных случаях вахтенный матрос самостоятельно объявляет тревогу и действует по указанию вахтенного помощника капитана.

Обязанности вахтенного матроса-рулевого

424. Принимая вахту на руле, вахтенный матрос должен получить на это разрешение вахтенного помощника капитана, доложить о принятом курсе, выяснить у сменяющегося вахтенного матроса, как судно слушается руля.

Вахтенный матрос обязан строго удерживать судно на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывая вахтенному помощнику о всех неисправностях.

Вахтенный матрос обязан выполнять только команды капитана, вахтенного помощника капитана или лоцмана по указанию капитана.

Перед отходом судна с места стоянки вахтенный матрос обязан убедиться в исправном действии рулевого устройства и доложить вахтенному помощнику капитана. Вахтенный матрос на руле не должен считаться наблюдателем в то время, когда он управляет рулем, за исключением малых судов, где обеспечена возможность беспрепятственного кругового обзора с места рулевого.

После постановки судна на якорь или окончания швартовки вахтенный матрос имеет право отойти от руля только с разрешения вахтенного помощника капитана.

Обязанности вахтенного
матроса-наблюдателя (впередсмотрящего)

425. Вахтенный матрос-наблюдатель обязан неотлучно находиться на месте, указанном вахтенным помощником капитана, вести бдительное наблюдение за окружающей обстановкой, водной поверхностью, горизонтом, а также слуховое наблюдение. Обо всем замеченном вахтенный матрос-наблюдатель обязан немедленно докладывать вахтенному помощнику капитана, пользуясь средствами связи, предусмотренными судовой организацией.

Обязанности вахтенного матроса у трапа

426. Вахтенный матрос, заступая на вахту к трапу, обязан убедиться в исправном состоянии трапа, наличии предохранительной сетки и спасательного круга с линем.

При несении вахты у трапа вахтенный матрос осуществляет контроль за посещением судна, неотлучно находясь у трапа и не допуская на судно посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана.

В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также в других аварийных случаях вахтенный матрос самостоятельно объявляет тревогу и действует по указанию вахтенного помощника капитана.

Вахтенный механик

427. Вахтенный механик является начальником всей вахтенной службы механической установки и подчиняется непосредственно вахтенному помощнику капитана.

428. Вахтенный механик отвечает за надлежащее несение вахты в машинных помещениях, надежную работу всех технических средств механической установки, обеспечивающих безопасность судна и его нормальную эксплуатацию, безопасную организацию работ с выполнением правил техники безопасности, пожаробезопасности в машинных помещениях.

Вахтенный механик не имеет права отлучаться с вахты без разрешения старшего механика, а в его отсутствие - второго механика.

429. На судах, имеющих знак автоматизации Регистра СССР , при управлении механической установкой с мостика вахтенный механик может находиться вне машинного помещения, но его место пребывания должно быть известно вахтенному помощнику капитана.

При плавании в сложных условиях вахтенный механик обязан находиться в машинном помещении в посту управления механической установкой (кроме судов, на которых предусмотрено совмещение должностей помощника капитана и механика).

При выходе из строя средств автоматизации по управлению механической установкой с мостика или когда средства автоматизации не обеспечивают надежную работу технических средств механической установки, устанавливается обычное вахтенное обслуживание.

430. Заступая на вахту, вахтенный механик обязан лично проверить состояние работающих технических средств механической установки (включая рулевую машину и рефрижераторную установку), получить от сдающего вахту механика необходимые сведения о способе управления главными двигателями механической установки, работе технических средств, проводимых работах по техническому обслуживанию и ремонту и всех замечаниях и распоряжениях, переданных по вахте. Сдающий вахту механик обязан довести указанные данные до сведения принимающего вахту механика.

431. Вахтенный механик обязан:

(01) соблюдать установленный режим работы технических средств, правила технической эксплуатации судовых технических средств, инструкции и указания старшего механика по их обслуживанию;

(02) организовать надлежащее несение вахтенной службы и безопасную организацию работ в машинных помещениях;

(03) при обнаружении ненормальной работы технических средств или при угрозе их безопасной работе принимать соответствующие меры и докладывать старшему механику;

(04) контролировать выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту механической установки, производимых береговыми и судовыми специалистами, соблюдение ими правил техники безопасности и пожаробезопасности;

(05) следить за правильным и экономным расходованием во время вахты топлива, смазочных, обтирочных и других материалов;

(06) по распоряжению вахтенного помощника капитана производить прием, откачку и перекачку балласта, а также откачку воды из трюмных льял;

(07) следить за уровнем воды в льялах машинных помещений и с разрешения вахтенного помощника капитана производить откачку льяльных вод, не допуская загрязнения моря нефтепродуктами. Следить за тем, чтобы загрязненная вода и мусор не удалялись за борт в запрещенных местах;

(08) обеспечивать постоянную готовность к действию средств борьбы за живучесть судна, в случае тревоги обеспечивать действие необходимых технических средств;

(09) обеспечивать подачу электроэнергии и пара потребителям;

(10) вести машинный журнал в соответствии с правилами его ведения; на судах с автоматическим ведением машинного журнала контролировать работу фиксирующей аппаратуры, подписывать заполненные за вахту бланки и подшивать в соответствующий журнал с внесением их в опись;

(11) обеспечивать поддержание должного порядка и чистоты в машинных помещениях;

(12) при уходе из машинного помещения сообщать вахтенному мотористу (машинисту) или вахтенному котельному машинисту о месте своего пребывания.

432. Пробные пуски и проворачивание главных двигателей после выполненных ремонтно-профилактических работ вахтенный механик имеет право производить с разрешения вахтенного помощника, старшего механика и с ведома второго механика.

433. При возникновении сомнения во время несения вахты или при необходимости помощи вахтенный механик обязан доложить старшему механику.

Присутствие старшего механика в машинном помещении не снимает с вахтенного механика ответственности за несение вахты до тех пор, пока старший механик не возьмет управление механической установкой на себя, что должно быть взаимно понято.

434. В случае необходимости остановить главный двигатель или изменить режим работы механизмов, заданный с мостика, вахтенный механик обязан доложить об этом вахтенному помощнику капитана и старшему механику.

435. При непосредственной угрозе аварии или опасности для жизни людей в машинных помещениях вахтенный механик имеет право остановить главный двигатель или любой другой механизм и немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана и старшему механику.

Если внезапная остановка главных двигателей или других механизмов грозит аварией судну, капитан (вахтенный помощник) имеет право потребовать продолжения работы главного двигателя и механизмов, принимая ответственность за последствия на себя; о приказании капитана (вахтенного помощника) в этом случае делается запись в машинном и судовом журналах.

436. При обнаружении пожара или поступления внутрь корпуса судна забортной воды вахтенный механик обязан немедленно объявить тревогу и организовать тушение пожара или борьбу с водой, используя для этого все возможные и эффективные меры.

437. Вахтенный механик под свою ответственность и с разрешения старшего механика может поручить вахтенным выполнение работ по техническому обслуживанию и других работ непосредственно на посту или вблизи него. О проведении таких работ должна быть сделана запись в машинном журнале.

438. На судах, где не предусмотрено несение вахт электромеханиками и электриками, вахтенный механик обязан обеспечивать управление всеми техническими средствами судового электрооборудования.

При возникновении каких-либо неисправностей вахтенный механик обязан вызвать в машинное помещение электромеханика или лицо, его заменяющее.

439. На ходовой вахте вахтенный механик обязан:

(01) находиться на посту управления механической установкой и обеспечивать ее работу, при необходимости производить обход работающих технических средств в машинных помещениях, оставляя за себя вахтенного моториста (машиниста);

(02) строго соблюдать назначенный режим работы механической установки, не допускать его изменения; форсирование хода допускается только по команде с мостика;

(03) репетовать и исполнять команды и распоряжения с мостика; если выполнение команды (распоряжения) связано с угрозой аварии или опасностью для жизни людей в машинных помещениях, немедленно доложить об этом на мостик и старшему механику, при повторном приказании с мостика выполнять последнюю команду (распоряжение), произведя соответствующую запись в машинном журнале;

(04) не менее одного раза за вахту, независимо от наличия средств автоматизации, обеспечивать проверку работы рулевого устройства;

(05) получив от вахтенного помощника капитана информацию об изменении обстоятельств и условий плавания, докладывать об этом старшему механику и действовать согласно инструкции для вахтенного механика по обслуживанию механической установки.

При управлении главным двигателем с мостика вахтенный механик имеет право находиться в любом месте машинного помещения, но должен быть готовым в любой момент немедленно прибыть на пост управления и принять управление главным двигателем. Каждый переход с местного на дистанционное управление главным двигателем и обратно должен быть зафиксирован в машинном журнале.

440. Получив распоряжение с мостика о предстоящих маневрах, вахтенный механик обязан доложить об этом старшему механику и вызвать в машинное помещение электромеханика.

Прием-сдача вахты во время маневров или во время ликвидации последствий аварии допускается только с разрешения старшего механика при его нахождении в машинном помещении.

441. Заступая на стояночную вахту, механик обязан, кроме указанного в ст. 429 настоящего Устава, осмотреть все машинные помещения.

На стояночной вахте механик обязан:

(01) неотлучно находиться на судне и обеспечивать установленный режим работы технических средств; покидая машинное помещение, сообщать вахтенному мотористу (машинисту) о месте своего пребывания;

(02) принимать надлежащие меры по обеспечению живучести судна, его пожаробезопасности и надежной работы судовых технических средств;

(03) обеспечивать подачу пара, электроэнергии и воды для производственных и хозяйственно-бытовых нужд; при получении пара и электроэнергии с берега (другого судна) обеспечивать необходимые подключения;

(04) обеспечивать надежное несение вахт в машинных помещениях и присутствовать при смене вахт.

442. При стоянке судна на швартовах вахтенный механик при отсутствии ремонтно-профилактических работ в машинных помещениях имеет право в ночное время отдыхать у себя в каюте одетым.

Вахтенный моторист (машинист)

443. Вахтенный моторист (машинист) непосредственно подчиняется вахтенному механику.

Вахтенный моторист (машинист) при заступлении на вахту обязан:

(01) ознакомиться с состоянием и режимом работы обслуживаемых им технических средств;

(02) получить у сдающего вахту моториста (машиниста) сведения о состоянии обслуживаемых технических средств, а также о всех распоряжениях, передаваемых по вахте;

(03) доложить вахтенному механику о заступлении на вахту. Прием и сдача вахты производятся с разрешения вахтенного механика.

444. Во время вахты вахтенный моторист (машинист) обязан:

(01) находиться на своем посту и вести контроль за работой порученных ему действующих технических средств механической установки и осуществлять управление ими;

(02) соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств механической установки;

(03) выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах и другие его распоряжения;

(04) соблюдать правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(05) немедленно докладывать вахтенному механику о замеченных неполадках в работе технических средств и принимать меры к их устранению;

(06) при угрозе аварии или опасности для жизни людей доложить вахтенному механику и принять соответствующие меры; в случаях, не терпящих отлагательства, действовать немедленно и затем доложить вахтенному механику;

(07) при возникновении пожара или поступлении забортной воды внутрь корпуса судна немедленно объявить тревогу и предпринять все возможные и эффективные действия по борьбе с пожаром или с водой;

(08) поддерживать чистоту и порядок в машинном помещении;

(09) под руководством вахтенного механика осуществлять управление техническими средствами электрооборудования механической установки, если на судне не установлено несение вахт электриками.

Вахтенный котельный машинист

445. Вахтенный котельный машинист непосредственно подчиняется вахтенному механику.

Вахтенный котельный машинист при заступлении на вахту обязан:

(01) проверить уровень воды в котле, состояние топок, получить указания относительно очередности расходования топлива из бункеров;

(02) получить от сдающего вахту котельного машиниста сведения о заданном режиме работы котельной установки, о состоянии обслуживаемых технических средств, а также о всех распоряжениях, передаваемых по вахте;

(03) проверить работу автоматических средств (по возможности) и контрольно-измерительных приборов, клапанов всей системы питания и чистоту котельного помещения;

(04) доложить вахтенному механику о заступлении на вахту.

446. Во время вахты вахтенный котельный машинист обязан:

(01) находиться на своем посту неотлучно и вести контроль за работой порученных ему технических средств механической установки и осуществлять управление ими;

(02) соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств механической установки;

(03) обеспечивать давление пара в котлах в соответствии с указаниями вахтенного механика, правильный режим горения и правильное питание котлов водой;

(04) выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов и другие его распоряжения;

(05) соблюдать правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(06) немедленно докладывать вахтенному механику о замеченных неполадках в работе технических средств и принимать меры к их устранению;

(07) при угрозе аварии или опасности для жизни людей принять соответствующие меры и доложить об этом вахтенному механику;

(08) при возникновении пожара или поступлении забортной воды внутрь корпуса судна немедленно объявить тревогу и предпринять все возможные и эффективные действия по борьбе с пожаром или с водой;

(09) поддерживать чистоту и порядок в котельном помещении.

Вахтенный рефрижераторный машинист

447. Вахтенный рефрижераторный машинист подчиняется вахтенному механику.

Вахтенный рефрижераторный машинист при заступлении на вахту обязан:

(01) ознакомиться с состоянием и режимом работы всех технических средств рефрижераторных установок;

(02) получить у сдающего вахту рефрижераторного машиниста сведения о состоянии всех технических средств рефрижераторных установок, а также о всех распоряжениях, передаваемых по вахте;

(03) произвести осмотр и проверить работу всех технических средств рефрижераторных установок, убедиться в исправности контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;

(04) проверить готовность к действию аварийной вентиляции рефрижераторного помещения, чистоту и порядок в помещениях рефрижераторных установок;

(05) доложить вахтенному механику о заступлении на вахту.

448. Вахтенный рефрижераторный машинист обязан:

(01) вести контроль за работой всех технических средств рефрижераторных установок, обеспечивать бесперебойную работу их в заданном режиме и наблюдать за герметичностью систем;

(02) соблюдать правила технической эксплуатации и инструкции по обслуживанию технических средств судовых рефрижераторных установок, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) немедленно докладывать вахтенному механику о всех неисправностях в работе технических средств рефрижераторных установок и принимать меры к их устранению;

(04) при угрозе аварии или опасности для жизни людей доложить вахтенному механику и принять соответствующие меры; в случаях, не терпящих отлагательства, действовать немедленно и затем доложить вахтенному механику;

(05) при возникновении пожара или поступлении забортной воды внутрь корпуса судна немедленно объявить тревогу и предпринять все возможные и эффективные меры по борьбе с пожаром и водой;

(06) содержать в порядке и чистоте помещения рефрижераторных установок.

Вахтенный электромеханик

449. Вахтенный электромеханик подчиняется вахтенному механику и является начальником вахты электриков.

Вахтенный электромеханик (на электроходах) в части выполнения режима работы гребной электрической установки подчиняется вахтенному помощнику капитана и выполняет его команды с ведома вахтенного механика.

Вахтенный электромеханик отвечает за надлежащее несение вахты электриками и надежную работу технических средств судового электрооборудования.

Вахтенный электромеханик не имеет права отлучаться с вахты без разрешения вахтенного механика.

450. Заступая на вахту, вахтенный электромеханик обязан лично проверить состояние и режим работы технических средств судового электрооборудования, получить от сдающего вахту электромеханика сведения, характеризующие работу технических средств судового электрооборудования за прошедшую вахту, о проводимых работах по техническому обслуживанию и ремонту и всех замечаниях и распоряжениях, переданных по вахте. Сдающий вахту электромеханик обязан довести указанные данные до сведения принимающего вахту электромеханика.

451. Вахтенный электромеханик обязан:

(01) организовать бесперебойную работу всего судового электрооборудования, обращая особое внимание на электрооборудование, обеспечивающее нормальную эксплуатацию и безопасность судна;

(02) соблюдать установленный режим работы, правила технической эксплуатации судового электрооборудования, инструкции и указания старшего электромеханика по их обслуживанию;

(03) организовывать надлежащее несение вахтенной службы вахтенными электриками и безопасную организацию работ по техническому обслуживанию электрооборудования;

(04) обеспечивать включение и выключение генераторов и подачу электроэнергии потребителям в соответствии с распоряжениями вахтенного механика;

(05) немедленно докладывать вахтенному механику и старшему электромеханику при обнаружении ненормальной работы технических средств электрооборудования, принимая меры к устранению возникших неисправностей;

(06) контролировать ведение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования, производимых береговыми и судовыми специалистами, соблюдение ими правил техники безопасности и пожаробезопасности;

(07) своевременно контролировать состояние изоляции электрооборудования;

(08) вести электромеханический журнал в соответствии с правилами его ведения;

(09) поддерживать в чистоте и порядке все технические средства электрооборудования и прилегающие к ним площади и проходы;

(10) при уходе из машинного помещения сообщать вахтенному механику о месте своего пребывания.

452. При возникновении сомнений при несении вахты или при необходимости помощи вахтенный электромеханик обязан доложить старшему электромеханику.

453. Присутствие старшего электромеханика в машинном помещении не снимает с вахтенного электромеханика ответственности за несение вахты до тех пор, пока старший электромеханик не возьмет управление техническими средствами электрооборудования на себя, что должно быть взаимно понято.

454. Вахтенный электромеханик может производить отключение технических средств ответственного назначения только с ведома и разрешения вахтенного механика, кроме случаев, когда промедление может вызвать аварию судна или несчастный случай.

455. На ходовой вахте вахтенный электромеханик электрохода обязан:

(01) находиться в посту управления гребной электрической установкой, обеспечивать ее работу; при необходимости производить осмотр работающих технических средств гребной электрической установки с разрешения вахтенного механика;

(02) строго соблюдать назначенный режим работы гребной электрической установки, не допуская его изменения; форсирование хода допускается только по команде с мостика;

(03) репетовать и исполнять команды с мостика; если выполнение команды связано с угрозой аварии или опасностью для жизни людей, немедленно доложить об этом на мостик и вахтенному механику, при повторном приказании с мостика выполнять последнюю команду, произведя соответствующую запись в электромеханическом журнале, и доложить старшему электромеханику;

(04) получив от вахтенного помощника капитана информацию об изменении обстоятельств и условий плавания, докладывать об этом вахтенному механику и старшему электромеханику и действовать согласно инструкции для вахтенного электромеханика по обслуживанию гребной электрической установки.

456. При управлении гребной электрической установкой с мостика вахтенный электромеханик имеет право с разрешения вахтенного механика находиться в любом месте машинного помещения, но должен быть готовым в любой момент немедленно прибыть на пост управления и принять управление гребной электрической установкой на себя. Каждый переход с местного на дистанционное управление гребной электрической установкой и обратно должен быть зафиксирован в электромеханическом журнале.

457. После предупреждения с мостика о подходе к порту, прохождении узкости или ухудшении видимости вахтенный электромеханик обязан доложить старшему электромеханику.

Прием-сдача вахты во время маневров или ликвидации последствий аварии допускается только с разрешения старшего электромеханика при его нахождении в машинном помещении.

458. На стояночной вахте электромеханик обязан:

(01) неотлучно находиться на судне и обеспечивать установленный режим работы технических средств электрооборудования;

(02) обеспечивать подачу электроэнергии потребителям в соответствии с указаниями вахтенного механика;

(03) во время грузовых операций с применением судовых электрических средств следить за их работой;

(04) при получении электроэнергии с берега обеспечивать соблюдение правил техники безопасности;

(05) принимать меры по обеспечению живучести судна и его пожаробезопасности по электрической части;

(06) контролировать ремонт электрооборудования.

459. При стоянке судна на швартовах вахтенный электромеханик в ночное время с разрешения вахтенного механика может отдыхать у себя в каюте одетым.

Вахтенный электрик

460. Вахтенный электрик подчиняется вахтенному электромеханику, а где его нет, - вахтенному механику.

Вахтенный электрик при заступлении на вахту обязан:

(01) убедиться в нормальной работе технических средств электрооборудования;

(02) получить у сдающего вахту электрика сведения о состоянии обслуживаемых технических средств, а также о всех распоряжениях, передаваемых по вахте;

(03) доложить вахтенному электромеханику (механику) о заступлении на вахту.

461. Во время вахты вахтенный электрик обязан:

(01) находиться на своем посту и вести наблюдение за работой технических средств электрооборудования;

(02) соблюдать инструкции и правила технической эксплуатации судового электрооборудования;

(03) выполнять указания вахтенного электромеханика (механика) по обеспечению бесперебойной работы технических средств электрооборудования и другие его распоряжения, не производить включений и выключений технических средств ответственного назначения без указаний вахтенного электромеханика (механика);

(04) соблюдать правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(05) докладывать вахтенному электромеханику (механику) о замеченных неполадках в работе технических средств электрооборудования и принимать меры к их устранению;

(06) немедленно докладывать вахтенному электромеханику (механику) о срабатывании автоматических выключателей генераторов и электродвигателей ответственного назначения, необходимости смены сгоревших плавких вставок генераторов и электродвигателей ответственного назначения;

(07) при угрозе аварии или опасности для жизни людей доложить вахтенному электромеханику (механику) и принять соответствующие меры; в случаях, не терпящих отлагательства, действовать немедленно и затем доложить вахтенному электромеханику (механику);

(08) при возникновении пожара или поступлении забортной воды внутрь корпуса судна немедленно объявить тревогу и предпринять все возможные и эффективные действия по борьбе с пожаром или водой;

(09) поддерживать чистоту и порядок в машинном помещении.

Вахтенный радиооператор

462. Вахтенный радиооператор подчиняется непосредственно начальнику судовой радиостанции и несет вахту в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР.

На судах, где штатным расписанием предусмотрена должность только начальника радиостанции, на него возлагаются обязанности вахтенного радиооператора.

463. Вахтенный радиооператор отвечает за осуществление радиосвязи с судовыми и береговыми радиостанциями, а также наблюдение за сигналами тревоги, бедствия, срочности и безопасности.

464. Вахтенный радиооператор обязан:

(01) заступив на вахту, проверить готовность к действию аппаратуры радиостанции, в первую очередь аварийных установок и автоматического податчика сигналов тревоги и бедствия, а также ознакомиться со всеми распоряжениями по вахте;

(02) отмечать в радиотелеграфном журнале радиостанции время начала вахты или приема ее от сдающего и вести его в течение всей вахты;

(03) осуществлять радиообмен в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР и Руководством по радиосвязи морской подвижной службы;

(04) в случае приема сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности во время радиообмена прекратить обмен, сообщить о полученных сигналах капитану, вахтенному помощнику капитана и начальнику судовой радиостанции, а затем поступать согласно указаниям капитана, в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР и Руководством по радиосвязи морской подвижной службы;

(05) передавать сигналы тревоги, бедствия, срочности и безопасности только по распоряжению капитана судна или лица, его заменяющего;

(06) в установленные Руководством по радиосвязи морской подвижной службы минуты молчания прекратить работу по обмену и вести наблюдение за эфиром на частоте вызова и бедствия 500 кГц или 2182 кГц; во время несения вахты вести тщательное слуховое наблюдение за эфиром на частоте вызова и бедствия 500 кГц или 2182 кГц;

(07) соблюдать дисциплину в эфире, правила вызовов, ответов на вызовы и обмены, не допускать частных и некодируемых переговоров; требования контрольных и береговых радиостанций, касающиеся соблюдения дисциплины и порядка в эфире, должны исполняться вахтенным радиооператором немедленно и беспрекословно;

(08) обеспечивать своевременную передачу судовых гидрометеорологических наблюдений в адрес органов службы прогнозов Главного управления гидрометеорологической службы;

(09) не реже двух раз в сутки проверять часы в радиорубке по сигналам радиостанций точного времени.

465. Вахтенному радиооператору запрещается отлучаться из радиорубки и отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также допускать в рубку посторонних лиц и членов экипажа без служебных надобностей.

В радиорубке разрешается находиться только капитану судна, старшему помощнику капитана и первому помощнику капитана. Вахтенный радиооператор может оставить радиорубку только с разрешения капитана или начальника судовой радиостанции.

466. Все исходящие радиограммы, передаваемые вахтенным радиооператором, должны иметь визу капитана судна. Исключение составляют радиограммы пассажиров на пассажирском судне.

467. Вахтенный радиооператор обязан сохранять тайну радиотелеграфной корреспонденции и радиотелеграфных переговоров. Право контроля такой корреспонденции на судне имеет только капитан.

468. Вахтенный радиооператор, работающий на более мощной радиостанции или находящейся в лучших условиях в отношении прохождения связи, обязан во время рейса оказывать содействие связью другим судам.

469. Вахтенный радиооператор немедленно докладывает начальнику судовой радиостанции о выходе из строя радиопередатчика или приемника и принимает меры к исправлению.