Утверждено
Министерством культуры СССР
29 декабря 1976 г.
и согласовано
с Госкомтрудом СССР, Министерством
финансов СССР и ВЦСПС

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ И ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТЕАТРОВ

I. Общие положения

1. Действие Положения распространяется на работников всех театров независимо от их ведомственной подчиненности.

2. Вопросы, не предусмотренные настоящим Положением, регулируются общим законодательством о труде и специальными нормативными документами (Положение о порядке проведения конкурсов на замещение штатных должностей творческих работников в театрах и художественных коллективах, Положение о порядке формирования творческих составов в театрах, концертных организациях, музыкальных и танцевальных коллективах, Положение о порядке тарификации артистического и художественного персонала театров, музыкальных и танцевальных коллективов, Правила внутреннего трудового распорядка и др.).

II. Прием на работу и освобождение от работы

3. На основании ст. 10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде трудовые договоры заключаются:

на неопределенный срок;

на определенный срок не более трех лет;

на время выполнения определенной работы.

4. Оформление на работу производится на основании действующего законодательства, отраслевых Правил внутреннего трудового распорядка, а также действующего порядка формирования творческих составов театрально-зрелищных предприятий.

5. Прекращение трудовых отношений производится только по основаниям, предусмотренным законодательством.

Творческие работники (артисты, режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры, художники) могут быть также освобождены от работы в соответствии с Положением о порядке проведения конкурсов на замещение штатных должностей творческих работников в театрах и художественных коллективах и Положением о порядке формирования творческих составов в театрах, концертных организациях, музыкальных и танцевальных коллективах.

6. Приглашение на работу в разовом порядке всех категорий работников для постановок спектаклей, гастрольных выступлений в ведущей роли (партии) в спектаклях, для обслуживания выездных и гастрольных спектаклей производится в случае творческой или производственной необходимости и при наличии фонда заработной платы работников нештатного (несписочного) состава.

III. Организация труда

7. Все работы по выпуску новых и возобновляемых спектаклей, показу спектаклей текущего репертуара на стационаре, организации выездных, параллельных и гастрольных спектаклей, а также вся деятельность театра осуществляется по планам, утверждаемым руководством театра.

8. Правила внутреннего трудового распорядка в каждом театре устанавливаются директором театра по согласованию с комитетом профсоюза на основании отраслевых Правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Министерством культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры.

9. Круг обязанностей (работ), которые выполняет каждый работник театра в соответствии со своей специальностью и квалификацией или должностью, определяется квалификационно-должностными характеристиками, а также должностными инструкциями, положениями, техническими правилами, утверждаемыми в установленном порядке.

10. В целях улучшения культуры обслуживания зрителей, рациональной организации работ и уплотнения рабочего времени администрация театра вправе поручать:

а) артистам (в музыкальных театрах - солистам) всех тарифных категорий - исполнение любых ролей (партий), в том числе эпизодических, а также исполнение несложных двух ролей (партий) в одном спектакле, а артистам кукольных театров всех тарифных категорий - не более четырех ролей в одном спектакле;

б) артистам (кроме артистов высшей категории) всех театров - участие в массовых сценах со специальным вызовом их для выполнения этой работы и с зачетом ее в месячную норму выступлений;

в) творческим работникам (артистам, режиссерам, балетмейстерам и др.) в случае их незагруженности в отдельные периоды - участие в концертах, проводимых в других театрально-зрелищных предприятиях, или запись на пленку с репертуаром, исполняемым или подготовленным по месту работы, а также постановку спектаклей, программ и номеров в других театрах, филармониях, музыкальных коллективах, студиях грамзаписи, на радио, по телевидению, в кино, с зачетом этой работы в норму выступлений или норму постановок по месту основной работы и с возмещением этими организациями театру расходов, связанных с выплатой заработной платы;

г) всем артистам - участникам данного спектакля в драматических и музыкальных театрах - хоровое пение за сценой, а артистам первой и второй тарифных категорий, артистам хора и вспомогательного состава - кроме того и исполнение речевых шумов; балетмейстерам, хормейстерам, концертмейстерам музыкально-драматических театров и театров музыкальной комедии - подготовку танцевальных и вокальных партий со всеми исполнителями;

д) пианистам и баянистам драматических театров, а также заведующим музыкальной частью театров, где нет штатных артистов оркестра, - исполнение обязанностей аккомпаниаторов-концертмейстеров;

е) артистам хора - исполнение небольших сольных партий (компримарий);

ж) артистам всех тарифных категорий театров кукол - исполнение речевых и технических шумов и частичную перестановку декораций по ходу действия;

з) аккомпаниаторам-концертмейстерам драматических театров - исполнение музыкальных номеров по ходу действия;

и) артистам оркестра - исполнение музыкальных партий на сцене по ходу действия, если это даже связано с гримированием и костюмировкой, а также исполнение на своем инструменте партий или фрагментов партий других инструментов, транспонированных для данного инструмента;

к) рабочим всех специальностей, обслуживающим сцену, - исполнение технических шумов за сценой;

л) рабочим театров и мастерских - выполнение работ по своей специальности как по обслуживанию сцены, так и всего здания стационара театра;

м) машинистам сцены, монтировщикам сцены, костюмерам, гримерам, электроосветителям - переноску сценического имущества, а также его упаковку и распаковку, погрузку и разгрузку при перевозке всеми видами транспорта. При этом запрещается привлекать женщин для переноса сценического имущества весом более 20 кг; машинистам сцены, монтировщикам сцены, костюмерам, электроосветителям - перемещение и переноску музыкальных инструментов (роялей, пианино, фисгармоний, арф и т.п.) в пределах одного здания; при этом запрещается привлекать женщин к этой работе;

н) контролерам билетов и гардеробщикам - производство сухой уборки помещения театра, переноску мебели (весом не более 20 кг для женщин), штемпелевку билетов, выполнение обязанностей сторожей и отдельных поручений администрации;

о) дирижерам, режиссерам, хормейстерам и концертмейстерам (пианистам) - выполнение обязанностей звукорежиссера при записях на магнитофонную пленку музыкальных и драматических произведений.

При заключении с работниками трудового договора администрация обязана предупредить работника о возможности привлечения его к работам, предусмотренным в настоящем пункте, без дополнительной оплаты в пределах нормальной продолжительности рабочего времени.

11. Администрация театра не вправе требовать от артистов исполнения в концертах, организуемых театром, программ, концертных номеров, подготовленных артистом самостоятельно в свободное от работы время.

12. Театр за свой счет предоставляет работникам: сценические, репетиционные, производственные помещения, оборудование, аппаратуру, инструменты, сценические костюмы и обувь, грим, гримировальные принадлежности, реквизит, а также репетиционные костюмы и танцевальную обувь для спектаклей, репетиций и тренажа - артистам балета.

13. Работа артистов, режиссеров, художников, дирижеров, хормейстеров и балетмейстеров вне своего театра, по договорам в разовом порядке (осуществление постановки, участие в спектаклях, концертах, киносъемках, телепередачах и т.д.) допускается в каждом отдельном случае только с письменного разрешения директора театра.

IV. Нормирование труда

14. Артистам (кроме артистов вспомогательного состава), а также дирижерам, помощникам режиссеров и суфлерам устанавливаются нормы выступлений и участия в спектаклях, а художественному персоналу (режиссерам, художникам, дирижерам и балетмейстерам) - нормы постановок.

Указанные нормы устанавливаются с учетом особенностей творческого процесса в театрах и имеют своей целью повышение идейно-художественного уровня новых постановок и спектаклей текущего репертуара, охрану труда творческих работников и компенсацию за перевыполнение этих норм.

Нормы выступлений в спектаклях, нормы постановок и порядок их учета утверждаются Министерством культуры СССР по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.

15. Администрация театра обязана обеспечить равномерную загрузку артистов и художественного персонала в пределах установленных норм путем правильного планирования выступлений в спектаклях и подготовительно-репетиционной работы.

16. Месячная норма выступлений в спектаклях соответственно (пропорционально) снижается при поступлении на работу в театр или при освобождении от работы в нем в течение месяца, а также при отпуске, освобождении от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей и за дни болезни, совпадающие по репертуару с выступлениями данного работника.

При предоставлении отгулов за неиспользованные выходные дни месячная норма выступлений не корректируется.

17. При поступлении работников художественного персонала на работу в театр или освобождении от работы в нем в течение календарного года норма постановок для них соответственно (пропорционально) снижается.

18. В норму засчитываются только законченные и принятые в установленном порядке в течение данного календарного года постановки.

Капитальное возобновление постановки засчитывается за 0,5 единицы нормы. Капитальным возобновлением считается работа над постановкой, ранее находившейся в репертуаре театра, связанная для режиссера (балетмейстера) со значительным изменением режиссерского плана и вводом ряда новых исполнителей, для художника - с изменением оформления спектакля не менее чем на 50%.

19. В случае увольнения работника до окончания учетного периода перевыполнение нормы оплачивается при окончательном расчете по заработной плате с учетом фактически проработанного времени и количества выступлений или поставленных спектаклей.

20. Выступления в спектаклях сверх месячных норм допускаются в случаях производственной необходимости с разрешения комитета профсоюза.

21. Участие артиста, дирижера, помощника режиссера и суфлера в генеральной репетиции при общественном просмотре спектакля засчитывается в месячную норму выступлений.

22. Спектакли и концерты, проводимые профсоюзными организациями в порядке общественной работы (военно-шефские и другие шефские спектакли и концерты), в рабочее время в норму выступлений не засчитываются.

23. Участие артистов в радиопередачах, телевизионных передачах, киносъемках, концертах, записях на пленку для показа по телевидению, организуемых непосредственно дирекцией театра, как с текущим репертуаром, так и со специально подготовленной в рабочее время программой, засчитывается в выполнение их нормы выступлений в театре.

V. Рабочее время

24. Для работников театров устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем. При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов при недельной норме 41 час. Накануне выходных и праздничных дней продолжительность работы сокращается на 1 час.

Работники театров могут быть вызваны администрацией на работу не более двух раз в день.

Артист может быть вызван на репетиции один раз, а при незанятости в спектаклях - два раза в день. Артистов, занятых только в одном акте спектакля, администрация вправе занимать в репетиции второй раз в день в пределах длительности данного спектакля.

25. К работникам с ненормированным рабочим днем относятся работники, характер деятельности которых не позволяет строго регламентировать их рабочее время.

Перечень должностей работников театров с ненормированным рабочим днем утверждается Министерством культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры.

26. Учет рабочего времени ведется на каждого работника в отдельности.

Для работников театров, работа которых непосредственно связана с проведением и обслуживанием спектаклей и репетиций (помощники режиссеров, суфлеры, монтировщики сцены, костюмеры, гримеры-постижеры, электроосветители, контролеры билетов, гардеробщики, машинисты сцены, водители, занятые в выездных и гастрольных спектаклях, и другие), устанавливается суммированный месячный учет рабочего времени, с тем чтобы продолжительность рабочего времени за месяц не превышала нормального числа рабочих часов.

Месячная норма рабочего времени этих работников определяется путем умножения установленной продолжительности рабочего дня на количество рабочих дней в данном месяце с учетом сокращения рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни.

27. По соглашению между работником и администрацией театра может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени.

28. В рабочее время засчитывается:

а) время, затраченное на подготовку, проведение и завершение спектакля (загримирование, разгримирование, костюмировка, установка и разбор декораций и т.д.);

б) время, затраченное на участие в репетициях, включая занятия, тренаж и другие подготовительные работы, с момента явки на работу по распоряжению администрации до момента окончания работы, по фактической ее длительности, но не менее 2 часов в один вызов;

в) время, затраченное при выездных спектаклях с момента явки на сборный пункт в установленный срок до приезда в то место, где назначен спектакль, а также время, затраченное на возвращение к месту нахождения театра (но не более 7 часов в сутки на проезды в оба конца); время, затраченное на ожидание в случае задержки объявленного спектакля и продолжительность самого спектакля;

г) перерывы между спектаклями в пределах одного вызова на работу (например, между двумя утренними спектаклями); для работников кукольных театров - перерывы, но не более одного часа между спектаклями в пределах каждого вызова на работу;

д) время нахождения в пути во время гастролей по фактической длительности, но не более 7 часов в сутки;

е) время, установленное для проведения спектакля, при вызове артиста на спектакль для дежурства на случай замены (в запас);

ж) половина времени, установленного для проведения данного спектакля или репетиций, - в случае, когда работник явился, не будучи предупрежденным об отмене спектакля или репетиции;

з) время, затраченное на запись для производственных нужд театра, приравнивается к репетиции.

29. Время подготовки, проведения и завершения спектакля засчитывается в рабочее время по нормам, устанавливаемым администрацией по согласованию с комитетом профсоюза на каждый спектакль в отдельности.

Это время устанавливается по фактической продолжительности в следующих пределах: для артистов - от 2 до 4 часов; для рабочих и младшего обслуживающего персонала - от 3 до 6 часов; для работников театров кукол - от 1 часа 15 минут до 3 часов.

В тех театрах, где введена сменная работа, учитывается время, фактически затраченное на работу по спектаклю.

30. Во время репетиционной и подготовительной работы (самостоятельные репетиции, занятия) предоставляются перерывы для отдыха, засчитываемые в рабочее время:

артистам-вокалистам (солистам), артистам балета и хора - 20 минут после каждого часа работы;

артистам оркестра музыкальных театров - 15 минут после каждого часа работы;

артистам драматических театров - 10 минут после каждых 2 часов работы;

артистам театров кукол - 10 минут после каждого часа работы.

VI. Время отдыха

31. Время перерыва для приема пищи определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и в рабочее время не включается.

32. При двух вызовах на работу в день работникам предоставляется перерыв для отдыха между утренней и вечерней работой продолжительностью не менее 2,5 часов, а в дни школьных и студенческих каникул, а также в выходные и праздничные дни - не менее 2 часов.

Перерыв между окончанием вечерней и началом утренней работы следующего дня, в том числе при выездных и гастрольных спектаклях, не может быть менее 10 часов.

33. Работникам театров должен предоставляться через каждые шесть дней работы еженедельный непрерывный отдых (выходной день) продолжительностью не менее 42 часов.

Для работников артистического, художественного, руководящего и младшего обслуживающего персонала, а также для рабочих, непосредственно участвующих в проведении спектаклей и репетиций, допускается сокращение еженедельного непрерывного отдыха, но этот отдых должен быть продолжительностью не менее 36 часов.

34. Работа в выходные дни запрещается, за исключением следующих случаев: во время гастролей, школьных каникул, а также в случаях производственной необходимости в период работы на стационаре (замена спектакля, замена заболевшего исполнителя и т.п.).

В указанных случаях работникам должны быть предоставлены другие дни отдыха в течение ближайших двух недель.

Привлечение к работе в дни еженедельного отдыха допускается только с разрешения комитета профсоюза.

35. Выходные дни, полностью совпавшие со временем нахождения в пути в период гастролей или при выездных спектаклях, подлежат компенсации путем предоставления работникам другого дня отдыха в течение ближайших двух недель после возвращения к месту постоянной работы.

В случае возвращения с гастролей или выездного спектакля накануне выходного дня или в выходной день театра время еженедельного отдыха исчисляется с момента возвращения к месту нахождения театра.

36. Работникам, участвующим в гастрольной поездке, должны предоставляться выходные дни с уведомлением об этом работника за 3 дня. В случае непредоставления выходных дней в гастролях по графику дни отдыха могут предоставляться по возвращении их из поездки в суммированном виде в течение ближайших двух недель.

37. В ежегодные праздничные дни - 1 января, 8 марта, 1, 2 и 9 мая, 7 и 8 ноября и 7 октября <*> - не допускается проведение репетиций и занятий, кроме случаев, когда они необходимы для проведения в эти дни спектаклей и концертов (<*> согласно принятой в 1977 г. новой конституции СССР).

38. В тех случаях, когда администрация театра по производственным условиям не может предоставить работникам в предвыходные и предпраздничные дни сокращенный (6 часов) рабочий день или производит два вызова на работу в эти дни (утром и вечером), за каждые 7 таких дней работнику предоставляется один дополнительный день отдыха по скользящему графику с уведомлением об этом работника за 3 дня.

39. В случаях одного вызова в предвыходной и предпраздничный день на работу длительностью не свыше 6 часов, независимо от того, когда состоялся вызов (утром или вечером), рабочий день работников артистического, художественного и младшего обслуживающего персонала, а также рабочих считается сокращенным, и компенсация в этих случаях не производится. Работникам, не связанным с проведением спектаклей и репетиций, в предвыходные и предпраздничные дни устанавливается сокращенный рабочий день на общих основаниях.

Указанный порядок распространяется и на период гастрольных поездок.

40. Ежегодный оплачиваемый отпуск рабочим и служащим за первый год работы предоставляется по истечении 11 месяцев непрерывной работы в данном театре.

До истечения 11 месяцев непрерывной работы отпуск предоставляется: женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; рабочим и служащим - моложе восемнадцати лет.

Работникам, которые ко дню ухода в отпуск всей труппы не проработали 11 месяцев, ежегодный отпуск может быть предоставлен авансом, одновременно со всеми работниками.

41. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления отпусков.

42. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения рабочего или служащего, не использовавшего отпуск.

43. Работникам с нормированным рабочим днем ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 15 рабочих дней.

Рабочим и служащим моложе 18 лет ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью один календарный месяц.

Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью до 12 рабочих дней, при этом общая продолжительность отпуска не может превышать 24 рабочих дней, за исключением отдельных категорий работников некоторых театров, которым установлен отпуск большей продолжительности.

Продолжительность дополнительного отпуска по данной должности устанавливается директором театра по согласованию с комитетом профсоюза.

44. Рабочим и младшему обслуживающему персоналу, связанным с проведением спектаклей и репетиций, за сокращение еженедельного отдыха по производственной необходимости (п. 33) предоставляются дополнительные дни отдыха, но не более 9 рабочих дней, которые используются работниками по согласованию с администрацией в другой период или присоединяются к ежегодному отпуску (15 рабочих дней).

45. Руководители театров могут предоставлять работникам по их просьбе кратковременные отпуска по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам без сохранения заработной платы.

VII. Оплата труда

46. Оплата труда работников театров производится на основе действующего законодательства и в соответствии со схемами должностных окладов и другими нормативными документами, утверждаемыми в установленном порядке.

В месячные должностные оклады работников включена оплата за работу в ночное время.

47. Установление тарифных категорий и должностных окладов артистам и отдельным работникам художественного персонала производится в соответствии с Положением о порядке тарификации артистического и художественного персонала театров, концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утверждаемым Министерством культуры СССР по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС.

Работникам художественного персонала, для которых не предусмотрены тарифные категории, конкретные размеры должностных окладов устанавливаются директором театра в пределах утвержденного фонда заработной платы.

Установленные артистам и другим творческим работникам тарифные категории и должностные оклады являются обязательными для всех театров данной союзной республики, в которой эти работники проходили тарификацию.

48. Министерство культуры СССР по согласованию с ЦК профсоюза работников культуры может устанавливать в театрально-зрелищных предприятиях выдающимся деятелям искусства, имеющим почетное звание "Народный артист СССР", должностные оклады в размере 300, 325, 350 рублей в месяц, видным мастерам искусств, имеющим почетное звание "Народный артист", "Заслуженный деятель искусств" и "Заслуженный артист" союзных республик, а также в академических театрах отдельным артистам, дирижерам, режиссерам, балетмейстерам и хормейстерам из числа лиц, которым присвоена высшая квалификационная категория, - в размере 250, 275 и 300 рублей в месяц.

49. Высококвалифицированным рабочим театрально-зрелищных предприятий, постоянно занятым на особо сложных и ответственных работах, к качеству исполнения которых предъявляются специальные требования, месячные оклады устанавливаются в порядке и размерах, предусмотренных Перечнем профессий, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС с участием Министерства финансов СССР.

50. В целях усиления заинтересованности работников театров в увеличении объема выполняемых работ с меньшей численностью персонала, росте производительности труда, повышении уровня его нормирования и улучшения качества работ, руководители театров с разрешения вышестоящей организации и по согласованию с комитетом профсоюза могут вводить доплаты в размере до 30 процентов ставки или оклада рабочим, инженерно-техническим работникам, другим специалистам, служащим и младшему обслуживающему персоналу за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания и увеличение объема выполняемых работ.

Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ могут производиться работникам, профессии и должности которых включены в перечень, утвержденный в установленном порядке.

Доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания и увеличение объема выполняемых работ вводятся с разрешения вышестоящей организации после проверки наличия и при условии применения прогрессивных нормативов трудовых затрат и проведения соответствующих организационно-технических мероприятий, если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества работы.

Экономия от высвобождения каждой должности может использоваться на установление доплат в установленном выше порядке как одному, так и нескольким работникам, выполняющим функции высвобожденного работника. Указанные доплаты могут быть уменьшены или полностью отменены при пересмотре норм, а также ухудшении качества работ.

51. Работники театров за активное участие в создании на высоком идейно-художественном уровне новых постановок в установленные сроки и перевыполнение производственно-финансовых планов премируются в установленном порядке.

52. В случае производственной необходимости артисты, дирижеры, суфлеры и помощники режиссеров могут быть привлечены по согласованию с комитетом профсоюза к участию в третьем спектакле в один день. При этом за участие в третьем спектакле им выплачивается дополнительное вознаграждение в размере одной поспектакльной ставки без зачета в месячную норму выступлений.

53. Сольное пение и сольные танцы для артистов драмы и игра на музыкальных инструментах, если это для данного артиста не предусмотрено ролью (в том числе эпизодической), оплачиваются по соглашению между администрацией и артистом в размере 0,25 - 0,5 поспектакльной ставки артиста.

54. Работникам, участвующим в телевизионных передачах, проводимых по договорам с телевизионными студиями, устанавливается следующий порядок дополнительной оплаты за сложность работы:

артистам за выступление в спектаклях, передаваемых из телевизионной студии, в зависимости от значимости исполняемой роли и продолжительности выступления - от 0,25 до 1 разовой ставки за выступление в смешанном концерте;

артистам за репетиции, проводимые в телевизионной студии, в зависимости от их продолжительности - от 0,25 до 0,5 разовой ставки за выступление в смешанном концерте, а за генеральную репетицию (не более одной) - в размере 1 разовой ставки;

артистам за выступление в телевизионных передачах концертного характера - 0,25 соответствующей разовой концертной ставки;

художественному и другому персоналу, принимавшему участие в передачах, вознаграждение выплачивается пропорционально затрачиваемому времени на репетиции и передачи, исходя из 50% их должностного оклада по месту основной работы.

При отсутствии у артиста разовой концертной ставки оплата производится из расчета поспектакльной ставки, определяемой путем деления должностного оклада на норму выступлений, но не менее концертной ставки артиста второй категории и не более концертной ставки артиста высшей категории соответствующего жанра.

55. Аккомпаниаторам-концертмейстерам музыкальных театров за выступление вне рабочего времени в качестве аккомпаниаторов в концертах, организуемых театром, а также за игру в оркестре в разовом порядке оплачивается дополнительно по 0,5 дневной ставки за каждое выступление.

56. Артистам оркестров театров за музыкальное сопровождение танцев в фойе при коллективных посещениях спектакля оплачивается дополнительно по 0,5 дневной ставки.

57. В тех случаях, когда в силу производственной необходимости рабочие (электроосветители, костюмеры, гримеры и др.) и служащие привлекаются к участию в массовых сценах спектакля сверх рабочего времени, им производится дополнительная оплата в размере одной дневной ставки артиста вспомогательного состава, в которую включается оплата за репетиции.

58. При перевыполнении годовой нормы постановок оплата труда штатных режиссеров-постановщиков, режиссеров, балетмейстеров-постановщиков, балетмейстеров, художников-постановщиков и дирижеров производится исходя из установленных им при тарификации должностных окладов и годовой нормы постановок.

Главным режиссерам, главным дирижерам, главным балетмейстерам и главным художникам в случаях перевыполнения ими годовой нормы постановок оплата труда производится исходя из должностного оклада и норм постановок, установленных им при тарификации как режиссеру-постановщику, дирижеру высшей категории, балетмейстеру-постановщику, художнику-постановщику.

Оплата за перевыполнение установленных норм постановок производится по окончании календарного года.

59. Каждое участие в спектаклях артистов сверх установленной месячной нормы выступлений дополнительно оплачивается из расчета месячного оклада, деленного на месячную норму выступлений. Оплата дирижерам, помощникам режиссеров и суфлерам за переработку норм устанавливается применительно к условиям, предусмотренным для артистов театра.

Оплата переработки месячной нормы дирижирования спектаклями главным дирижерам производится из расчета оклада дирижера высшей категории, установленного им при тарификации, и нормы дирижирования, предусмотренной для дирижера данного театра.

Артистам, для которых установлен квартальный учет выполнения норм, оплата переработки норм выступлений производится по истечении квартала при перевыполнении суммированной нормы за квартал. При этом в течение первых двух месяцев квартала работнику выплачивается заработная плата в размере месячного оклада.

60. Выступления артистов театров кукол сверх установленной дневной нормы спектаклей оплачиваются в размере 0,5 дневной ставки за каждый сыгранный сверх дневной нормы спектакль.

61. Выступления артистов, дирижеров и участие помощников режиссеров и суфлеров в спектаклях, проводимых в праздничные дни (п. 37), оплачиваются:

за первое выступление - в размере двойной дневной ставки, а если поспектакльная ставка выше дневной ставки - в размере одной дневной и одной поспектакльной ставки без зачета в месячную норму выступлений.

Остальные выступления в данный праздничный день засчитываются в месячную норму выступлений на общих основаниях.

В случае предоставления артистам, дирижерам, суфлерам и помощникам режиссера с их согласия взамен денежной компенсации другого дня отдыха все выступления и участия в спектаклях в праздничные дни засчитываются в их месячную норму выступлений.

62. Всем остальным работникам театров, кроме указанных в п. 61, оплата за работу в праздничные дни производится в следующем порядке:

а) работникам, получающим месячный оклад, - в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки, если работа производилась сверх месячной нормы;

б) сдельщикам - по двойным сдельным расценкам;

в) работникам, оплачиваемым по часовым или дневным ставкам, - в размере двойной часовой или дневной ставки.

63. Работа в праздничный день оплачивается за фактически проработанные часы. Когда на праздничный день приходится часть рабочей смены, то в двойном размере оплачиваются часы, приходящиеся на праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

С согласия работника денежная компенсация за работу в праздничный день, если она не включалась в норму рабочего времени, заменяется предоставлением другого дня отдыха. В этом случае оплата за работу в праздничный день производится в одинарном размере сверх причитающейся заработной платы.

При подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.

64. Указанный в пунктах 61 - 63 порядок оплаты применяется также за работу в праздничные дни во время гастрольных поездок и выездных спектаклях.

65. Оплата сверхурочных работ при нормированном рабочем дне производится:

а) работникам с дневным учетом рабочего времени - за первые два часа в полуторном, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки (оклада);

б) работникам с суммированным месячным учетом рабочего времени - за два часа сверхурочной работы, умноженные на количество рабочих дней в данном месяце, - в полуторном размере, а остальное сверхурочное время - в двойном размере, независимо от того, как распределялась фактически сверхурочная работа по отдельным дням.

66. Оплата труда главных режиссеров, главных дирижеров, главных балетмейстеров и главных художников, а также режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, художников, приглашаемых в театры для разовых постановок спектаклей, производится из расчета должностного оклада по занимаемой должности и нормы постановок, установленных работнику по месту основной работы.

Если работник приглашен в театр, в котором установлена оплата труда более высокая, чем по месту основной работы, размер вознаграждения за разовую постановку спектакля определяется из расчета действующих в этом театре должностных окладов и норм постановок.

Оплата работнику стоимости проезда в оба конца, гостиницы и суточных производится по установленным законодательством нормам.

67. Отдельная постановка спектакля, осуществленная штатными артистами театра наряду с исполнением ими обязанностей артиста, оплачивается дополнительно сверх основной заработной платы из расчета годовой заработной платы режиссера-постановщика, балетмейстера-постановщика или режиссера, балетмейстера с учетом тарификации артистов по указанным должностям, деленной на его годовую норму постановок; в случае, если артисты осуществляют постановку впервые и не тарифицированы, оплата производится по минимальным ставкам.

Если артист в связи с постановкой спектакля частично освобождается от участия в спектаклях текущего репертуара, ему выплачивается в период постановки спектакля, помимо разовой оплаты за постановку, вознаграждение за фактическое количество выступлений, исходя из его разовой поспектакльной ставки; при этом гарантируется не менее 50 процентов оклада по должности артиста.

68. В случаях творческой целесообразности разрешается занимать отдельных работников художественного и руководящего персонала в спектаклях в качестве артистов с оплатой за каждое выступление в размере разовой поспектакльной ставки артиста (согласно его тарификации) сверх заработной платы по основной должности. При этом оплата за указанную работу не может превышать 50 процентов должностного оклада, предусмотренного для артистов данного жанра и категории. Дополнительная оплата за репетиции указанным работникам не производится.

69. Размер вознаграждения артистов, приглашаемых для разовых выступлений в спектаклях, определяется из расчета должностных окладов, установленных им при тарификации, и соответствующей нормы выступлений по основному месту работы.

Артистам (в том числе артистам оркестра), приглашаемым для разовых выступлений, выплачивается сверх заработка за выступления в спектаклях вознаграждение за каждое участие в репетиции, назначенной дирекцией, в размере 0,5 дневной ставки. При этом общий размер вознаграждения за участие в репетициях и выступлениях в спектаклях (при условии выступлений в пределах месячной нормы) не может превышать соответствующего должностного оклада.

70. Творческим работникам, выполняющим с разрешения администрации театра работу в другой организации с освобождением от работы в своем театре или при выезде на гастроли в другие театрально-зрелищные предприятия, заработная плата по месту основной работы не сохраняется.

В отдельных случаях за артистами может быть сохранена заработная плата по месту основной работы при условии выполнения ими нормы выступлений в спектаклях и участия в необходимой подготовительной работе.

71. За использование работником по договоренности с администрацией принадлежащих ему музыкальных инструментов на работе ему выплачивается денежная компенсация по нормам, установленным Министерством культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР и ВЦСПС, а по другим принадлежностям (реквизиту), в том числе гриму и гримировальным принадлежностям, размер денежной компенсации определяется соглашением сторон.

Выплата компенсации производится в размере 1/25,4 месячной нормы компенсации за каждый фактический день работы. Эта компенсация не выплачивается за время простоя, переезда, болезни, отпуска работника и в других случаях, когда музыкальные инструменты и другие принадлежности фактически не используются.

Перевозка и хранение громоздких музыкальных инструментов производится за счет администрации. За целостность и сохранность их ответственность несет театр.

72. В случае производственной необходимости и целесообразности, с учетом профиля оркестра, артистом оркестра может совмещаться игра на нескольких музыкальных инструментах.

За постоянное совмещение игры на нескольких музыкальных инструментах в музыкальных театрах производится дополнительная оплата в размере от 10 до 25% должностного оклада. При этом артистам оркестров этих театров дополнительная оплата производится за постоянное совмещение игры на следующих инструментах:

пианист - партию челесты, органа;

флейтист - партию пикколо, альтовой флейты;

гобоист - партию английского рожка;

кларнетист - партию бас-кларнета, кларнета "ЭС", "СС", "Д", саксофона;

фаготист - партию контрафагота, саксофона;

тромбонист - партию баритона, бас-трубы;

ударные инструменты - партии: виброфона, маримбофона, ксилофона, металлофона;

артисты оркестра - партии всех электроинструментов, кроме адаптеризированных.

По оркестрам остальных театров (драматических, музыкально-драматических, кукол и др.) перечень музыкальных инструментов, по которым производится дополнительная оплата за постоянное совмещение игры на нескольких музыкальных инструментах, устанавливается местными органами культуры или соответствующими ведомствами по согласованию с соответствующими профсоюзными органами в размере от 10 до 15%.

Конкретный размер дополнительного вознаграждения определяется директором театра по согласованию с комитетом профсоюза в зависимости от сложности и объема игры на совмещаемых инструментах и предусматривается в сметах или штатных расписаниях.

За совмещение игры на музыкальном инструменте, которое не является постоянным и носит разовый характер, оплата производится в размере 15% поспектакльной ставки, определяемой путем деления должностного оклада на месячную норму выступлений.

73. При выступлениях артистов оркестра сверх установленной нормы выплачивается за совмещение игры "а двух и более инструментах дополнительное вознаграждение за каждое фактическое выступление, определяемое путем деления дополнительной оплаты на месячную норму выступлений.

74. За время простоя, происшедшего не по вине работника (в случаях стихийных бедствий, аварийного ремонта зданий, отсутствия электроэнергии и др.), оплата работников производится в размере 50 процентов оклада (ставки). Месячная заработная плата в этом случае не может быть ниже установленного минимального размера заработной платы.

75. Для покрытия личных расходов работников в период нахождения их в гастрольной поездке, независимо от ее продолжительности, а также при возвращении с выездного спектакля позднее часа ночи, работникам театров выплачиваются суточные в порядке и размерах, установленных Министерством культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР.

76. Администрация театра обязана предоставить работникам за счет театра помещение для жилья в период гастролей или отдыха при выездных спектаклях.

Также относятся за счет театра расходы по оплате постельных принадлежностей при переездах по железной дороге в ночное время, по бронированию номеров в гостиницах и комиссионный сбор.

77. Рабочим и младшему обслуживающему персоналу при выездах на гастроли может производиться доплата в соответствии с Положением об оплате труда рабочих и младшего обслуживающего персонала театров, концертных организаций, музыкальных коллективов и цирков при выездах на гастроли.

78. За работником, не участвующим в гастрольной поездке, сохраняется заработная плата при условии выполнения предоставленной ему администрацией работы по специальности или другой производственно-творческой работы (в том числе и в других театрально-зрелищных предприятиях).

В случае отказа работника, не занятого в гастрольной поездке, от предложенной работы заработная плата за ним не сохраняется.

Работникам, не занятым в гастрольной поездке, которым администрация не может предоставить работу, оплата простоя производится в размере 50 процентов оклада (тарифной ставки), но не ниже установленного минимума заработной платы.

За работниками, которым установлены годовые нормы постановок (режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, художники), а также за помощниками главного режиссера по литературной части, заведующими музыкальной частью независимо от их участия в гастрольной поездке сохраняется заработная плата.

Дирекция театра не вправе уволить работника или предоставить ему при отсутствии согласия отпуск без сохранения заработной платы в связи с невозможностью использовать данного работника в гастрольной поездке.

79. За артистами, занятыми в гастрольном репертуаре, сохраняется заработная плата независимо от количества спектаклей, в которых они участвуют.

80. Рабочим и младшему обслуживающему персоналу за сопровождение транспорта со сценическим имуществом и оборудованием во время переезда на гастроли выплачивается дополнительное вознаграждение в размере от 2 до 4 рублей в сутки при условии, что эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

81. За исполнение артистами (кроме артистов театров кукол) технических шумов дополнительное вознаграждение выплачивается в зависимости от характера и сложности такой работы в размере от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. за каждый спектакль.

82. Контролеры билетов и гардеробщики получают дополнительное вознаграждение за продажу программ и либретто - в размере до 20 процентов номинальной стоимости проданных программ и либретто и за продажу буклетов и сводных театральных программ - в размере до 10 процентов номинальной стоимости проданных буклетов и сводных театральных программ.

VIII. Охрана труда

83. Администрация театра обязана обеспечить соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха, правил охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности, производственной санитарии на основе действующих положений, инструкций и правил.

84. Окончание работ по проведению спектаклей и репетиций позже 24 часов не допускается.

Выступление подростков должно заканчиваться не позже 22 часов.

Ночные работы после 24 часов могут производиться лишь специально вызванными рабочими для разборки и переноски декораций или для проведения в исключительных случаях монтировки спектаклей, а также работниками, в обязанности которых входит охрана и обслуживание помещений театра в ночное время.

85. Если время, затраченное на проведение выездного спектакля, включая переезды, превышает предельную продолжительность спектакля, указанную в п. 29 настоящего Положения, время репетиционной работы в дни таких спектаклей соответственно уменьшается.

Если время, затраченное на проведение выездных спектаклей и на переезды в оба конца, составляет или превышает нормальную продолжительность рабочего дня, а также при проведении в течение дня более 2 спектаклей репетиционная работа не проводится.

86. Артисты театров кукол при проведении в течение дня 4 спектаклей продолжительностью до 1 часа 15 минут каждый или 3 спектаклей продолжительностью более 1 часа 15 минут каждый к репетиционной работе не привлекаются.

87. Не допускается использование в ведущих (главных) партиях артистов-вокалистов (солистов) музыкальных театров в двух спектаклях в один день или в течение более двух дней подряд.

Когда роль или партия в спектакле текущего репертуара по своей сложности требует особой подготовки и большой затраты энергии, администрация театра в отдельных случаях освобождает артистов в день такого спектакля от участия в репетиции.

88. При переводе в соответствии с врачебным заключением на другую, более легкую работу беременных женщин (артисток - на производственно-творческую работу), а также при переводе матерей, кормящих грудью, и женщин, имеющих детей в возрасте до одного года, на другую работу в случае невозможности выполнения прежней работы за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.

89. Не допускается привлечение к работам в выходные дни и направление на гастроли и выездные спектакли беременных женщин и матерей, кормящих грудью, а также женщин, имеющих детей в возрасте до одного года.

Женщины, имеющие детей в возрасте от одного года до восьми лет, могут освобождаться по их просьбе от участия в гастрольных поездках и временно переводиться на работу по специальности или другую производственно-творческую работу по месту постоянного жительства с сохранением за ними окладов.

90. Артистки-вокалистки, артистки балета и хора в период физиологических изменений женского организма освобождаются от участия в спектаклях и репетициях на 3 дня, а артистки театров кукол и мимического ансамбля - на 2 дня. В этих случаях такие дни засчитываются в число рабочих дней.

Администрация вправе вызывать артистов-вокалистов и артистов балета в эти дни для присутствия на репетициях, а артисток хора, мимического ансамбля и балета второй тарифной категории - для участия в спектаклях и репетициях в массовых сценах без исполнения этими артистами танцев или вокальных партий.

Артистки драматических, детских и кукольных театров освобождаются в этот период от исполнения танцев и вокальных партий.

Освобождение от работы в этот период сверх установленных настоящим пунктом сроков может производиться только на основании листка о временной нетрудоспособности или справки медицинских учреждений.

91. Запрещается перевозить работников театров в гастрольных поездках и на выездные спектакли в автомашинах, не оборудованных для перевозки людей, груженных театральным оборудованием (имуществом) или не имеющих системы подогрева салона для холодного времени года.

92. При переездах на автомашинах или автобусах продолжительностью свыше 2 часов артистическому персоналу по прибытии на место назначения может предоставляться перерыв для отдыха длительностью от 1 до 2 часов.

93. Не допускается привлечение артистов к выступлениям в спектаклях в помещении или на открытом воздухе при температуре воздуха ниже +16° по Цельсию.