МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 июля 2011 г. N 807
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
МЕЖДУ ПРИГРАНИЧНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СОПРЕДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
С целью расширения устойчивого развития сферы культуры приграничных территорий Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Концепцию развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года согласно приложению.
2. Департаменту Генерального секретариата (Ю.А. Шубин) в двухмесячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.Е. Бусыгина.
Министр
А.А.АВДЕЕВ
Приложение
Утверждена
Приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 20 июля 2011 г. N 807
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
МЕЖДУ ПРИГРАНИЧНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СОПРЕДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
1. Общие положения
Концепция развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой совокупность современных взглядов и целевых установок в деятельности Министерства культуры Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на развитие приграничного сотрудничества в сфере культуры.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения Российской Федерации в области приграничного сотрудничества и культуры.
Концепция является составной частью системы развития сферы культуры в Российской Федерации.
Концепция конкретизирует и развивает применительно к области приграничного сотрудничества и культуры соответствующие положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Положения Концепции опираются на комплексную оценку состояния приграничного сотрудничества в сфере культуры (далее - приграничное культурное сотрудничество) и прогноз его развития, а также на системный анализ содержания и характера проблем в рассматриваемой сфере, отечественного и зарубежного опыта организации приграничного культурного сотрудничества.
Концепция является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, предприятий и организаций разных форм собственности, общественных объединений, ассоциаций и творческих союзов по обеспечению комплексного решения проблем культурного развития приграничных территорий Российской Федерации.
В положениях Концепции устанавливаются главная цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы, основные направления, этапы и приоритеты развития приграничного сотрудничества Российской Федерации в сфере культуры, а также определяются необходимые условия, система управления рисками и механизм контроля реализации Концепции.
Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений социально-экономической ситуации в Российской Федерации, характера, масштаба и содержания проблем приграничного культурного сотрудничества.
2. Термины и определения
Для целей настоящей Концепции используются следующие термины и определения:
приграничное сотрудничество в сфере культуры - часть международных отношений Российской Федерации, международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которая представляет собой согласованные действия субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации и субъектов приграничного сотрудничества сопредельных государств, направленные на культурное развитие территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации, повышение качества жизни населения этих территорий, укрепление взаимовыгодных и дружественных связей приграничных субъектов Российской Федерации и приграничных муниципальных образований с субъектами сопредельных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями сопредельных государств, определяемых международными договорами и законодательством Российской Федерации;
участники приграничного сотрудничества в сфере культуры в Российской Федерации - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления приграничных муниципальных образований в пределах своей компетенции, а также юридические и физические лица, которые участвуют в приграничном сотрудничестве в сфере культуры в рамках, предусмотренных законодательством;
приграничные субъекты Российской Федерации - субъекты Российской Федерации, территории которых прилегают к государственной границе Российской Федерации;
приграничные муниципальные образования - расположенные в приграничных субъектах Российской Федерации муниципальные образования, территории которых прилегают к государственной границе Российской Федерации;
субъекты приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации - Российская Федерация, приграничные субъекты Российской Федерации, приграничные муниципальные образования, от имени которых выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти приграничного субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов;
субъекты приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств - государственно-территориальные, административно-территориальные и муниципальные образования приграничных регионов сопредельных государств, рассматриваемые в качестве таковых в соответствии с внутренним правом этих государств;
соглашения о приграничном сотрудничестве в сфере культуры - соглашения приграничных субъектов Российской Федерации или (и) приграничных муниципальных образований с соответствующими субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств, заключаемые ими в лице своих уполномоченных органов в установленном порядке;
межкультурный диалог - открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а также группами людей различной этнической, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни;
социальная сплоченность - способность общества обеспечивать благополучие всех его членов, сводя к минимуму неравенство и избегая поляризации отдельных социальных слоев. Сплоченное общество представляет собой группу поддерживающих друг друга свободных индивидов, преследующих общие цели демократическими методами;
интеграция - двусторонний процесс и способность людей жить вместе, уважая достоинство каждого индивида, принципы общего блага, плюрализм и многообразие, на основе солидарности и отказа от насилия, а также их способность принимать участие в социальной, культурной, экономической и политической жизни;
соотечественники - лица, родившиеся в одном государстве либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
3. Основные проблемы приграничного
культурного сотрудничества
В настоящее время в рамках сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами выделяются следующие основные проблемы.
1. Совокупные результаты приграничной культурной деятельности (включая объемы предоставленных культурных услуг, условия доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, условия пользования учреждениями культуры и др.), которую осуществляют субъекты приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации, низки по сравнению с лучшей международной практикой, не соответствуют потенциалу отрасли культуры и постоянно растущему спросу на культурные продукты. Региональные диспропорции в данных результатах продолжают заметно усиливаться.
2. Длительное время в государственной культурной политике недооценивалась позитивная роль, которую приграничное культурное сотрудничество может играть в развитии сферы культуры Российской Федерации, а также его возможности существенно влиять на качество жизни населения, устойчивость и сбалансированность социально-экономического развития приграничных территорий, улучшение на долгосрочной основе взаимоотношений с сопредельными государствами.
3. Меры, предпринимаемые субъектами приграничного культурного сотрудничества Российской Федерации, как правило, недостаточно системны и носят преимущественно эпизодический и очаговый характер.
4. Межведомственное взаимодействие, осуществляемое субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры, находится на низком уровне.
5. При перемещении культурных ценностей через таможенные посты приграничных субъектов Российской Федерации возникают трудности, связанные с пограничным контролем, визовым режимом и таможенным оформлением. Высока стоимость транспортных и визовых расходов.
6. Усиливается неравенство в полноценном доступе к информации и накопленным в обществе знаниям у населения приграничных территорий, что обусловлено преимущественно существенными региональными диспропорциями в развитии информационно-коммуникационных технологий и низкой оснащенностью государственных и муниципальных учреждений культуры современными средствами телекоммуникации и интернет-технологиями.
7. Культурная инфраструктура приграничных территорий пришла в упадок, находится в неудовлетворительном состоянии и не соответствует существующим потребностям населения. Отсутствует достаточное количество современных концертных и театральных площадок, других объектов культуры, особенно востребованных в приграничном культурном сотрудничестве.
8. Подавляющее большинство государственных и муниципальных учреждений культуры в приграничных субъектах Российской Федерации имеют низкую материально-техническую обеспеченность и конкурентоспособность.
9. Отрасль культуры испытывает острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в организации культуры денежных средств и иных ресурсов, могут устанавливать, поддерживать и развивать контакты с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств, разрабатывать и успешно осуществлять совместные культурные проекты.
10. Проведение с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств совместных культурных мероприятий и развитие сетей партнерства испытывает крайний недостаток как в бюджетном, так и внебюджетном финансировании.
11. Качество и эффективность управления приграничным культурным сотрудничеством в Российской Федерации не соответствуют требованиям, обусловленным целями и задачами модернизации национальной экономики, реформирования бюджетного процесса и совершенствования социально-культурной сферы страны.
Рассматриваемая ситуация осложняется неблагоприятным влиянием ряда факторов:
политическая нестабильность, межнациональная и межконфессиональная напряженность и тлеющие военные конфликты в отдельных сопредельных государствах;
отсутствие между Россией и рядом соседних стран договоров по вопросам приграничного сотрудничества, а также специальных программ по вопросам культуры;
негативные последствия мирового экономического кризиса;
резкие различия в уровне жизни населения отдельных приграничных территорий и сопредельных государств;
затрудненность транспортной доступности;
языковые барьеры;
и другие факторы.
Успешное преодоление указанных проблем в условиях сложного и динамично изменяющегося внешнего контекста диктует необходимость выработки долгосрочной Концепции развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами.
4. Цель, задачи и ожидаемые результаты развития
приграничного сотрудничества в сфере культуры
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации уровень доходов и качество жизни россиян, включая доступ к культурным благам, к 2020 году должен достигнуть показателей, характерных для развитых экономик. Это предполагает переход экономики России на инновационный путь развития, возрастание роли человеческого капитала, создающего экономику на базе знаний и культуры, рост потребностей личности в культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей, создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, существенное улучшение качества культурной среды и условий жизни российских граждан, преодоление сохраняющихся диспропорций, вызванных разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в различных субъектах Российской Федерации, в том числе в приграничных территориях.
В связи с этим особая роль должна быть отведена приграничным территориям, которые в рамках международного культурного сотрудничества формируют позитивный имидж Российской Федерации, укрепляют российское культурное присутствие в мире, создают благоприятные условия для продвижения за рубеж культурных и духовных ценностей России.
Культура должна стать консолидирующим фактором экономического и социального развития приграничных территорий, фактором гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, в формировании идеологии мира, дружбы народов России и укрепления общероссийской гражданской идентичности.
Главной целью Концепции является устойчивое развитие сферы культуры приграничных территорий Российской Федерации на основе расширения международного сотрудничества, стимулирования культурной интеграции, продвижения культурного разнообразия и межкультурного диалога, углубления знаний в области истории и культурного наследия народов сопредельных государств.
В рамках достижения данной цели планируется решение следующих четырех задач.
1. Сохранение культурного наследия и расширение доступа к культурным ценностям и информации на приграничных территориях.
2. Развитие художественно-творческой деятельности.
3. Развитие художественного образования для трансграничного сотрудничества.
4. Укрепление потенциала приграничного сотрудничества.
Для оценки общественно значимых результатов реализации Концепции, которые необходимо достигнуть к 2020 году, применяется следующая система индикаторов:
индекс удовлетворенности населения приграничных территорий России качеством и доступностью услуг в сфере культуры, предоставляемых в рамках приграничного сотрудничества, составит более 90 процентов;
индекс удовлетворенности населения приграничных территорий России информированием по вопросам реализации Концепции составит более 90 процентов;
рост количества мероприятий в сфере культуры, осуществляемых в рамках приграничного сотрудничества, составит более чем в 10 раз;
количество посетителей мероприятий в сфере культуры, осуществляемых в рамках приграничного сотрудничества, в расчете на 1000 человек населения приграничных территорий превысит 530 ед. в год;
рост количества организаций культуры (приграничных территорий) разных форм собственности, участвующих в приграничном сотрудничестве, составит более чем в 5 раз;
доля государственных организаций культуры приграничных субъектов Российской Федерации, участвующих в приграничном сотрудничестве, среди всех государственных организаций культуры субъектов Российской Федерации составит 100 процентов;
доля муниципальных организаций культуры приграничных муниципальных организаций, участвующих в приграничном сотрудничестве, среди всех муниципальных организаций культуры приграничных муниципальных организаций составит 100 процентов;
доля муниципальных организаций культуры приграничных субъектов Российской Федерации, участвующих в приграничном сотрудничестве, среди всех муниципальных организаций культуры приграничных субъектов Российской Федерации превысит 30 процентов;
доля детей (до 14 лет) и молодежи (граждан в возрасте от 15 до 24 лет), участвующих в мероприятиях в сфере культуры, которые осуществляются в рамках приграничного сотрудничества, составит более 10 процентов от численности возрастных групп соответствующих категорий населения приграничных территорий;
количество совместных "круглых столов", семинаров, тренингов, форумов, конференций и других мероприятий по обмену опытом приграничного сотрудничества в сфере культуры превысит 120 единиц в год;
количество работников государственных и муниципальных организаций культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации по приграничному сотрудничеству, включая языковую подготовку, составит более 1000 человек;
доля сопредельных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о долгосрочном сотрудничестве в области культуры, составит 100 процентов;
доля сопредельных государств, которые участвуют в совместных программах приграничного сотрудничества в области культуры, составит 100 процентов.
Успешное выполнение Концепции позволит:
повысить устойчивость и стабильность процесса приграничного сотрудничества в сфере культуры, обеспечить постоянный обмен опытом и рост числа совместных международных проектов с различными партнерами;
расширить сеть организаций культуры и осуществить модернизацию их материально-технической базы;
повысить доступность, разнообразие и качество культурных услуг, улучшить управляемость развития сферы культуры приграничных территорий Российской Федерации;
обеспечить более полноценную интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и духовную жизнь населения, улучшить качество его жизни;
повысить интерес населения к изучению истории, языка и культуры сопредельных государств;
поддержать развитие культурного самосознания молодежи;
поддержать соотечественников, проживающих на приграничных территориях сопредельных государств, в сохранении ими своей культурной самобытности;
повысить доступность культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;
обеспечить вовлечение всех групп населения приграничных территорий в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
создать новые возможности для формирования стабильных и долгосрочных моделей культурного сотрудничества, приобретения ключевых компетенций в сфере культуры посредством международного сотрудничества;
усилить культурное сотрудничество между организациями и гражданами;
лучше сохранять традиционную культуру, развивать создание творческих индустрий на основе традиционной культуры с партнерами из сопредельных государств;
обеспечить создание и продвижение на международном рынке новых культурных продуктов;
повысить уровень занятости населения, создать благоприятные условия для экономического роста, увеличения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приграничных территорий Российской Федерации;
снизить периферийность приграничных регионов страны и связанных с этим проблем, в том числе сократить отток людей в центральные районы страны;
повысить эффективность использования культурных ресурсов и создания современной базы для развития культурного туризма в приграничных территориях;
содействовать развитию сфер образования, науки, спорта, молодежной политики, экологии и массовых коммуникаций;
укрепить существующие связи между народами, создать предпосылки для глубокого экономического, социального и политического сотрудничества, базирующегося на принципах взаимной выгоды, взаимной ответственности и взаимной поддержки;
содействовать взаимопониманию и дружбе, созданию обстановки доверия и добрососедства между участниками приграничного сотрудничества;
продвигать ценности, обеспечивающие социальную сплоченность общества, укрепление мира, профилактику этнополитического и религиозно-политического экстремизма и предотвращение конфликтов;
обеспечить сохранение и умножение культурных и духовных ценностей российского народа;
создать благоприятные условия для поддержки и обеспечения эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ и странах Балтии;
усилить интеграцию России в мировой культурный процесс и укрепить ее позитивный образ за рубежом.
Итогом осуществления Концепции станет достижение качественно нового уровня культурного развития приграничных территорий Российской Федерации, что позволит существенно улучшить доступ населения к культурным ценностям, участию в культурной жизни и пользованию учреждениями культуры, а также сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в многокультурном мире.
5. Принципы приграничного сотрудничества в сфере культуры
Реализация Концепции основывается на следующих основных принципах:
уважение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и сопредельных государств;
соблюдение международных договоров Российской Федерации и соглашений о приграничном сотрудничестве в сфере культуры, заключаемых приграничными субъектами Российской Федерации и приграничными муниципальными образованиями;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
учет особенностей территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств, в том числе характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей указанных территорий;
обеспечение доступа населения территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации к информации о приграничном сотрудничестве в сфере культуры;
учет интересов национальной безопасности Российской Федерации.
Концепция исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.
6. Основные направления развития приграничного
сотрудничества в сфере культуры
Достижение главной цели и решение задач Концепции будет обеспечено посредством осуществления комплекса взаимоувязанных мероприятий по следующим направлениям развития приграничного сотрудничества.
В рамках задачи "Сохранение культурного наследия и расширение доступа к культурным ценностям и информации на приграничных территориях" предполагается выполнение следующих мероприятий:
по направлению "Памятники истории и культуры, парки культуры и отдыха, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты":
- содействие поиску и учету объектов культурного наследия на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
- изучение и пропаганда историко-культурного наследия, организация обмена информацией, совместное проведение реставрационных и археологических работ, международных научных и практических семинаров, экспедиций, симпозиумов, встреч специалистов и экспертов;
- государственная охрана, сохранение, популяризация и использование объектов культурного наследия в приграничных муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации;
- поддержка участия молодежи в деятельности по реставрации исторических памятников;
- проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот;
- обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия;
- содействие организации краеведения, охране исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев в приграничных муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации;
- создание и модернизация досуговых объектов парков культуры и отдыха;
- восстановление в приграничных территориях имеющих культурно-историческое значение усадеб и других архитектурных и природных памятников, создание музеев, усадебно-этнографических комплексов и прочих объектов инфраструктуры сельского туризма;
по направлению "Библиотеки":
- расширение прямых связей между библиотеками, расположенными на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
- проведение совместных научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров в области библиотечного дела;
- обмен книжными выставками, взаимное участие в книжных ярмарках, проводимых на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
- организация книгообмена для распространения библиотечных фондов;
- содействие увеличению объемов комплектования и повышению уровня комплектования книжных фондов библиотек (до более чем 250 наименований книг на 1 тыс. человек в год) приграничных территорий;
- проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий, направленных на продвижение культурного разнообразия и межкультурного диалога;
- налаживание международных контактов и расширение прямых связей в области литературной и переводческой деятельности;
- содействие прямому приграничному сотрудничеству между издательствами, полиграфическими предприятиями, организациями-книгораспространителями и производителями полиграфического оборудования;
- создание благоприятных условий для распространения российской печатной продукции в сопредельных государствах и их печатной продукции на приграничных территориях Российской Федерации;
- содействие организации кружков и студий по изучению национального языка и языков сопредельных государств;
- содействие внедрению в библиотечное дело современных информационно-коммуникационных технологий, развитию электронных библиотечных услуг, в том числе предоставляемых с помощью сети Интернет;
- организация и перевод в электронный вид библиотечных фондов, в т.ч. на языках сопредельных государств;
- стимулирование сетевого объединения библиотек и доступа к библиотечным электронным ресурсам населения приграничных территорий и сопредельных государств, создание инфраструктуры подключения к ним с использованием сети Интернет;
- ускорение модернизации материально-технической базы библиотек приграничных территорий;
- развитие сформированных на базе региональных и муниципальных библиотек публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации;
по направлению "Музеи":
- продвижение сотрудничества и развития партнерства между музеями и центрами современного искусства приграничных территорий и сопредельных государств в целях укрепления культурных связей, сохранения и изучения общего исторического и культурного наследия;
- организация взаимовыгодного обмена музейными, художественными и фотовыставками, экспозициями современного искусства, специалистами, в том числе в сфере реставрационных работ;
- создание новых музейных экспозиций, совместная организация и проведение массовых музейных мероприятий, которые будут освещать различные вопросы истории культуры и общества приграничных территорий и сопредельных государств;
- расширение спектра услуг, предоставляемых музеями, расширение разнообразия форм деятельности и ее актуализация в соответствии с приоритетами приграничного сотрудничества;
- организация и проведение совместных музейных конференций, семинаров и других научно-практических мероприятий, направленных на обмен лучшим опытом;
- обмен информацией по новым музейным технологиям и сохранению историко-культурных ценностей;
- проведение технического оснащения и переоснащения музеев приграничных территорий;
- обеспечение адекватного развития процессов информатизации, связанных также с ведением комплектования, научной обработки, изучения, учета и хранения музейных фондов.
Задача "Развитие художественно-творческой деятельности" предусматривает осуществление следующих мероприятий:
по направлению "Театры":
- содействие установлению и развитию прямых связей между театрами, обмену исполнителями, постановочными группами, критиками и театроведами, приглашению режиссеров на постановку спектаклей, а также организации гастролей, участию в международных театральных фестивалях, проводимых в приграничных территориях и сопредельных государствах;
- организация выступлений театров, художественных коллективов и отдельных исполнителей в рамках проведения дней и недель культуры, а также мероприятий, посвященных юбилейным и знаменательным событиям в жизни приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
- создание новых театральных постановок и спектаклей, в т.ч. с социально значимой тематикой, имеющих воспитательную функцию (укрепление мира, предотвращение конфликтов, взаимопонимание и дружба между народами и странами, создание обстановки доверия, добрососедства и др.);
- поддержка в приграничных территориях различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
- предоставление грантов театральным коллективам;
- ремонт и реконструкция театральных зданий и концертных площадок приграничных территорий, оснащение их современным театральным оборудованием, содействие открытию новых сценических площадок и дополнительных сценических площадок для увеличения театральных организаций;
- содействие проведению международных драматургических фестивалей, мастер-классов, а также выпуску специализированных периодических изданий, публикующих пьесы современных авторов;
- поддержка и развитие русского театра в сопредельных государствах;
по направлению "Концертные организации, филармонии, киновидеозрелищные организации, цирки":
- установление прямых контактов между музыкальными учреждениями и концертными организациями, содействие обмену исполнителями, музыкальными коллективами и специалистами, а также расширению связей между творческими союзами приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
- постановка музыкальных и драматических произведений авторов сопредельных государств, создание совместных постановок, проведение совместных гастролей;
- стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, обеспечение поддержки новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, направленных на воспитание толерантности, способности жить в многообразном обществе и в сложном мире;
- продвижение классического и национального искусства народов приграничных территорий России в форме гастролей, конкурсов, выставок, фестивалей и стажировок в сопредельных государствах;
- проведение совместных международных семинаров, конференций, фестивалей, популяризирующих исполнительское искусство в мире;
- разработка и проведение творческих мероприятий и программ в сфере профессионального искусства, ориентированных на усиление социальной сплоченности общества, толерантности и дружбы между народами;
- поддержка международных гастролей ведущих драматических и музыкальных коллективов приграничных территорий;
- организация приграничного сотрудничества в области кинематографии, содействие реализации совместных кинопроектов и обмену кинопродукцией на коммерческой и некоммерческой основе;
- содействие участниками приграничного культурного сотрудничества созданию, продвижению и распространению кинопроизведений (в том числе для детей и юношества), направленных на формирование ценностных установок, связанных с укреплением мира, взаимопониманием и добрососедством между народами и странами;
- организация совместного производства документальных, художественных и анимационных фильмов, обмен и перевод документальных фильмов и кинохроник;
- организация встреч между деятелями кино и специалистами в области кинематографии, участие в совещаниях, конференциях и других мероприятиях;
- организация обмена между киноработниками и специалистами;
- обмен киномероприятиями с участием делегаций кинематографистов;
- организация и проведение обменных дней российского кино приграничных территорий и кино сопредельных государств;
- содействие участию в международных кинофестивалях, проводимых на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
- содействие развитию инфраструктуры киносети в населенных пунктах приграничных территорий численностью до 500 тыс. человек, в том числе посредством создания сети электронных и цифровых кинозалов, прежде всего, в малых городах и в отдаленных регионах, производства каркасно-тентовых кинотеатров, сборно-разборных кинозалов, передвижных киновидеоустановок (автоклубов) для сельской местности;
- содействие созданию качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусств (театра, кино, эстрады и др.) и применением современных технологий, а также с последующим их показом на цирковых площадках приграничных территорий и сопредельных государств;
- организация совместных и обменных гастролей российских и зарубежных цирков;
- сохранение и развитие цирковых конкурсов и фестивалей в приграничных территориях;
- организация индивидуальных стажировок российских артистов цирка у высокопрофессиональных цирковых мастеров и менеджеров в сопредельных государствах;
по направлению "Учреждения культурно-досугового типа":
- установление прямых связей между домами народного творчества и самодеятельными коллективами приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
- организация обмена информацией в области народного искусства, в том числе о международных фольклорных фестивалях, проводимых на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
- поощрение участия российских исполнителей и коллективов в международных фольклорных фестивалях, проводимых на территории сопредельных государств;
- содействие приглашению творческих коллективов и отдельных исполнителей из сопредельных государств на фестивали народной музыки, певческие праздники и другие музыкальные мероприятия, проводимые на приграничных территориях;
- поддержка организаций культуры, коллективов народного творчества, граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры, национальных общественных объединений приграничных территорий;
- внедрение грантовой поддержки и других мер стимулирования деятельности фольклорных коллективов и мастеров декоративно-прикладного искусства;
- популяризация традиций народной культуры различными формами творческой деятельности, издательскими проектами, а также в средствах массовой информации и сети Интернет;
- совместная с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств организация и проведение различных культурно-массовых мероприятий (выставок работ народных мастеров, творческих семинаров, праздников, представлений, смотров, фестивалей, концертов и т.д.), в том числе новых тематических выставок и смотров-конкурсов мастеров-художников народных художественных промыслов;
- создание в приграничных муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации условий для привлечения детей и молодежи к занятиям, связанным с народной культурой;
- сохранение, восстановление и пополнение собраний фольклорно-этнографических материалов, перевод их в электронную форму;
- выявление и картографирование территорий распространения и локализации языков, обычаев и традиций народов, проживающих на приграничных территориях;
- создание и обеспечение работы фольклорно-этнографических студий и коллективов, стимулирование их к созданию новых творческих постановок, приобретению музыкальных инструментов и костюмов, участию в фестивалях народного творчества;
- поддержка участниками приграничного культурного сотрудничества творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры (художников, композиторов и др.) посредством учреждения ежегодных стипендий, проведения творческих вечеров, чтений, презентаций, издания сборников;
- поддержка национальных общественных объединений, прежде всего, национально-культурных автономий, необходимых для сохранения их национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
- поддержка культурных мероприятий в области сохранения и развития нематериального культурного наследия проживающих на приграничных территориях народов Российской Федерации, включая организацию и проведение фестивалей, народных праздников, конкурсов народного творчества, фольклорно-этнографических и историко-краеведческих лагерей, туристических поездок просветительской и социальной направленности;
- ускорение модернизации материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
Задача "Развитие художественного образования для приграничного сотрудничества" включает следующие мероприятия:
- развитие в приграничных территориях Российской Федерации системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры;
- установление прямых связей между высшими и средними специальными учебными заведениями культуры приграничных территорий и сопредельных государств, формирование условий для повышения квалификации и творческих стажировок преподавателей и эквивалентного обмена на условиях взаимности учащимися, студентами, аспирантами, стажерами как на полный курс, так и на краткосрочное обучение, а также для создания новых культурных ресурсов;
- оказание поддержки в установлении и укреплении международных связей учреждений дополнительного образования в сфере культуры, организация обмена опытом преподавания и использования технических средств обучения;
- содействие организации и проведению совместных творческих семинаров, встреч и "круглых столов";
- укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений сферы культуры приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, в том числе проведение капитального ремонта учебных корпусов и студенческих общежитий;
- обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
- обеспечение учреждений художественного образования современными музыкальными инструментами, кино-, видео-, свето- и звукоаппаратурой, театральным оборудованием для постановки учебных и дипломных спектаклей;
- оказание взаимной помощи в подготовке, издании и обмене учебниками, методическими пособиями и хрестоматиями;
- проведение научных исследований и консультационных проектов для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры в приграничных территориях;
- поощрение изучения национальных языков сопредельных государств;
- расширение гуманитарного и массового начального художественного образования и эстетического воспитания в приграничных территориях.
В ходе выполнения задачи "Укрепление потенциала приграничного сотрудничества" предусматривается осуществление следующих мероприятий:
по направлению "Совершенствование нормативного правового обеспечения приграничного сотрудничества в сфере культуры" необходимо:
- совершенствование бюджетного, таможенного, налогового и земельного законодательства, регламентирующего деятельность по обеспечению приграничного сотрудничества в сфере культуры;
- создание согласованного правового поля для развития приграничных связей в сфере культуры, достижение совместимости законодательства приграничных территорий по вопросам культурного сотрудничества;
- совершенствование распределения полномочий и ответственности субъектов приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации при осуществлении ими широкого спектра приграничных культурных связей и деятельности;
по направлению "Модернизация технологий сферы культуры" необходимо:
- расширение сети организаций культуры приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, в том числе увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов и киноустановок), создание и внедрение мобильных многофункциональных культурных центров с возможностями обеспечения цифрового контента, доступа к библиотечным и музейным фондам, а также предоставления широкого спектра культурно-досуговых услуг, кинопоказа и др.;
- проведение модернизации и обеспечение инновационного развития сферы культуры приграничных территорий путем масштабного инвестирования в технологическое обновление государственных и муниципальных учреждений культуры, повсеместное внедрение и распространение в них новых информационных продуктов и технологий, создание многофункциональных культурных центров;
- содействие развитию сферы культуры приграничных территорий на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе: содействие подключению к сети Интернет музеев, библиотек, учреждений культурно-досугового типа и других организаций сферы культуры, расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения (в том числе дистанционного образования), расширение предоставления культурных услуг в электронном виде;
- перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов приграничных территорий, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет;
- осуществление на взаимовыгодной основе поставок оборудования и технических средств для учреждений культуры;
- расширения спектра электронно-коммуникативных и виртуальных форм приграничного сотрудничества в интересах развития диалога культур, повышения доверия друг к другу, а также в целях интеграции международных культурных связей;
направление "Развитие научного и методического обеспечения" предусматривает:
- организацию проведения научных исследований (в том числе совместных) по развитию приграничного сотрудничества в сфере культуры и публикацию полученных результатов;
- создание общих баз данных культурных и исторических памятников и объектов;
- осуществление международного сотрудничества в разработке стандартов качества культурных услуг;
- анализ и распространение лучшего российского и международного опыта развития приграничного сотрудничества в сфере культуры, включая организацию ежегодных конференций, проведение дней межкультурного общения (обсуждение совместных направлений деятельности и мероприятий, представление докладов, посвященных межкультурному диалогу и международному сотрудничеству);
- изучение и широкое распространение передового опыта в области развития приграничного культурно-познавательного туризма;
- проведение пилотных проектов по внедрению передового опыта приграничного сотрудничества в сфере культуры;
- разработку и внедрение методических рекомендаций по организации приграничного сотрудничества в сфере культуры для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
основными мероприятиями в рамках направления "Развитие кадрового потенциала" являются:
- подготовка и переподготовка работников государственных и муниципальных учреждений культуры по вопросам приграничного сотрудничества, включая вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений, а также языковую подготовку;
- подготовка и переподготовка специалистов органов управления культуры приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации по вопросам управления сферой культуры и продвижения культурных проектов на региональном и международном уровнях, включая организацию обменных курсов повышения квалификации с целью изучения культуры народов, проживающих в сопредельных государствах и приграничных территориях, а также проведение тренингов по таким темам, как сетевое взаимодействие и приграничный менеджмент в сфере культуры;
- совершенствование условий и оплаты труда государственных и муниципальных учреждений культуры приграничных территорий, а также пенсионного обеспечения творческих работников;
- совершенствование мер по привлечению талантливой и профессионально подготовленной молодежи для расширения приграничного сотрудничества в сфере культуры;
направление "Улучшение информированности о деятельности по приграничному сотрудничеству в сфере культуры" включает:
- создание специализированного портала "Приграничное сотрудничество в сфере культуры Российской Федерации";
- обмен оперативной информацией через размещение новостных материалов на официальных сайтах органов управления культуры приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации;
- создание телерадиопередач и репортажей с мест проводимых совместных событий;
- публикацию на постоянной основе общей информации о развитии приграничного сотрудничества в средствах массовой информации;
- выпуск информационных материалов (брошюр, буклетов, бюллетеней и др.), посвященных информированию основных заинтересованных сторон о результатах реализации деятельности по приграничному культурному сотрудничеству;
- совершенствование рекламно-информационной продукции учреждений культуры (карт, схем, афиш, путеводителей и др.);
- повышение активности участия средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности населения приграничных территорий;
направление "Совершенствование системы управления приграничным сотрудничеством в сфере культуры" предполагает:
- развитие систем планирования и контроля осуществления приграничного культурного сотрудничества в приграничных муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации;
- формирование и обеспечение функционирования региональных координационных советов по развитию приграничного культурного сотрудничества;
- разработку финансовых механизмов, ориентированных на стимулирование разработки и реализации проектов по развитию приграничного сотрудничества в сфере культуры;
- расширение и обновление форм совместной работы и методов управления приграничным культурным сотрудничеством (в том числе стратегическое управление и проектный менеджмент);
- проведение открытых конкурсов на присуждение грантов для поддержки проектов в области приграничного сотрудничества в сфере культуры;
- развитие волонтерства, благотворительности, меценатства, социальной ответственности бизнеса и государственно-частного партнерства в сфере культуры приграничных территорий;
- развитие туристско-рекреационных кластеров на приграничных территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием;
- повышение эффективности управления проектами на основе лучшего опыта в области приграничного культурного сотрудничества;
- создание системы мониторинга и оценки эффективности приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации.
7. Этапы и приоритеты реализации Концепции
Достижение главной цели и решение задач Концепции будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов социально-экономического развития приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
На первом этапе (2011 - 2016 гг.) должны быть сформированы необходимые условия для эффективной реализации Концепции, в том числе: совершенствование нормативной правовой базы в сфере приграничного сотрудничества; создание предпосылок для повышения доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры на приграничных территориях; развитие механизмов совместной поддержки творческой деятельности в сфере культуры, в том числе традиционной народной культуры; стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства; обеспечение поддержки новаторских и дебютных проектов в области приграничного сотрудничества; профессиональная подготовка и обучение (переквалификация) кадров по приграничному сотрудничеству, включая языковую подготовку; создание Интернет-портала "Приграничное сотрудничество в сфере культуры Российской Федерации"; предоставление возможностей гражданам приграничных территорий и сопредельных государств пользоваться библиотеками, центрами документации, архивами, музеями, галереями и иными культурными учреждениями, находящимися на других территориях; развитие туристических обменов с целью ознакомления с культурой приграничных территорий и сопредельных государств.
На втором этапе (2016 - 2020 гг.) в полной мере будет осуществляться выполнение мероприятий, принятых к реализации, мониторинг, контроль и оценка их эффективности, выявляться и внедряться лучший российский и зарубежный опыт по приграничному сотрудничеству в сфере культуры, регулярно проводиться информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации Концепции, внедряться инновации в сферу приграничного сотрудничества, обеспечивающие выход на современные стандарты качества услуг в сфере культуры.
Приоритетными социально значимыми категориями населения, на которые в первую очередь будет направлена деятельность по реализации Концепции, являются:
- лица, осуществляющие творческую деятельность в сфере культуры;
- дети (до 14 лет) и молодежь (граждане в возрасте от 15 до 24 лет);
- сельское население;
- представители региональных и местных национально-культурных автономий;
- представители коренных малочисленных народов;
- соотечественники, проживающие за рубежом;
- граждане государств - участников СНГ и Балтии.
8. Необходимые условия успешного выполнения Концепции
Для достижения цели и решения задач Концепции требуется:
активизация деятельности Минкультуры России по координации действий основных сторон, заинтересованных в развитии приграничного сотрудничества в сфере культуры;
развитие с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств отношений стратегического партнерства, ориентированных на долгосрочную перспективу с учетом необходимости укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции;
взаимоувязка реализации мероприятий по развитию приграничного сотрудничества в сфере культуры с осуществлением государственных, федеральных, региональных и муниципальных концепций, стратегий и программ социально-экономического развития;
скоординированность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях процессов совершенствования законодательства и нормативно-правового обеспечения, а также принятия иных мер, ориентированных на развитие сферы культуры приграничных территорий с учетом их региональной специфики и устойчивых конкурентных преимуществ;
усиление роли инноваций в развитии приграничного сотрудничества в сфере культуры посредством создания механизмов систематического обмена опытом и внедрения в деятельность по реализации Концепции лучшей российской и международной практики, в том числе проектного управления и других подходов и методов современного менеджмента, а также соответствующее обучение персонала;
совершенствование механизмов стимулирования (в том числе финансового) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания благоприятных условий для развития приграничного сотрудничества в сфере культуры;
повышение эффективности расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, направляемых на финансирование мероприятий приграничного культурного сотрудничества;
широкое привлечение внебюджетных источников финансирования выполнения мероприятий Концепции;
обеспечение подотчетности и прозрачности в реализации Концепции;
пропаганда в СМИ развития приграничного сотрудничества в сфере культуры и регулярное информационное сопровождение реализации Концепции.
9. Система управления рисками
Существенные риски достижения главной цели Концепции, решения ее задач и получения запланированных результатов обусловлены возможным негативным влиянием ряда факторов политического, экономического, социально-культурного и операционного характера.
К числу частично управляемых рисков относятся:
возможное существенное увеличение планируемых сроков согласования и утверждения Правительством Российской Федерации разработанных Министерством культуры Российской Федерации и другими федеральными государственными органами власти проектов нормативных правовых актов, требуемых для реализации Концепции, а также сроков рассмотрения их Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Для минимизации воздействия данного риска планируется на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
недостижение синхронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными сторонами. Для предотвращения воздействия данного риска планируется осуществление работы по заключению и контролю реализации специальных соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными сторонами.
Неуправляемыми рисками являются:
чрезвычайное положение или вооруженные конфликты на приграничных территориях Российской Федерации или сопредельных государствах;
трансграничная организованная преступность и терроризм;
острые проявления национализма, этнического и регионального сепаратизма, конфликты религиозного характера;
нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного уровня населения и вынужденных миграционных процессов.
В случае воздействия каких-либо из указанных выше факторов планируется осуществление оценки их масштабов, последствий и влияния на получение запланированных результатов, проведение соответствующей корректировки Концепции.
10. Механизм контроля реализации Концепции
В целях обеспечения успешной реализации Концепции формируется организационный механизм государственного контроля, включающий следующие основные компоненты:
создание в Минкультуры России Комиссии по реализации Концепции, основной задачей которой является принятие ключевых решений, связанных с координацией, межведомственным взаимодействием и контролем реализации Концепции. В состав данной Комиссии предполагается включить представителей основных заинтересованных сторон, в том числе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций культуры, общественных и научных организаций;
создание в органах управления культуры приграничных субъектов Российской Федерации рабочих органов по управлению реализацией Концепции в приграничных территориях;
включение в Государственную программу Российской Федерации "Культура России" и соответствующие программы субъектов Российской Федерации мероприятий по развитию приграничного культурного сотрудничества;
создание системы мониторинга реализации Концепции на федеральном и региональном уровнях;
ежегодное рассмотрение результатов реализации Концепции на заседаниях Координационного совета по культуре при Минкультуры России.
Деятельность Комиссии осуществляется на основе ежегодных планов работы.
Министерство культуры Российской Федерации осуществляет управление реализацией Концепции и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Концепции, подготавливает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Концепции, формирует отчетность о реализации Концепции, осуществляет контроль за ходом ее реализации и его корректировку.
Министерство культуры Российской Федерации обеспечивает общественное обсуждение результатов реализации Концепции и представление их в средствах массовой информации.
Ежегодно Министерство культуры Российской Федерации будет представлять отчет о результатах реализации Концепции в Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Общественную палату Российской Федерации, а также размещать его на своем официальном сайте в сети Интернет.