I. Общие положения

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ассистентуры-стажировки (далее - Порядок), разработан для образовательных организаций высшего образования (далее - образовательные организации), имеющих лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ассистентуры-стажировки (далее - программы ассистентуры-стажировки).

Порядок определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее - граждане), иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в образовательные организации по программам ассистентуры-стажировки, устанавливает перечень вступительных испытаний при приеме на обучение, особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья, а также особенности организации приема на целевое обучение по программам ассистентуры-стажировки.

2. Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств, в очной форме обучения <1>.

--------------------------------

<1> Часть 16 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).

3. Получение высшего образования по программам ассистентуры-стажировки включает в себя подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности <2>.

--------------------------------

<2> Часть 18 статьи 83 Федерального закона N 273-ФЗ.

4. Программы ассистентуры-стажировки самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией <3>.

--------------------------------

<3> Часть 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

Имеющие государственную аккредитацию программы ассистентуры-стажировки разрабатываются образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, разработку которых обеспечивает Министерство культуры Российской Федерации. Образовательные организации, которым в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) дано право разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты, имеют также право разрабатывать и утверждать программы ассистентуры-стажировки в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными такими организациями самостоятельно (далее - образовательные стандарты, утвержденные самостоятельно).

5. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств (специалитет или магистратура) <4>.

--------------------------------

<4> Часть 4 статьи 69 Федерального закона N 273-ФЗ.

6. Программы ассистентуры-стажировки реализуются по специальностям высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки (далее - специальности).

7. Программа ассистентуры-стажировки может иметь вид, характеризующий ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющий ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения.

Образовательная организация устанавливает вид программы ассистентуры-стажировки, конкретизирующий ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности.

В наименовании программы ассистентуры-стажировки указываются наименование специальности и вид указанной программы.

8. При осуществлении образовательной деятельности по программе ассистентуры-стажировки образовательная организация обеспечивает:

проведение учебных занятий по дисциплинам в форме лекций, групповых, индивидуальных занятий, консультаций, семинаров, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, самостоятельной работы и иных формах, устанавливаемых образовательной организацией;

проведение практики;

подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности;

проведение контроля качества освоения программы ассистентуры-стажировки посредством текущего контроля успеваемости, обязательной промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, а также иных форм, устанавливаемых образовательной организацией.

9. Программа ассистентуры-стажировки, разрабатываемая в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно - базовая часть и вариативная часть).

Базовая часть программы ассистентуры-стажировки является обязательной вне зависимости от вида программы ассистентуры-стажировки, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), и включает в себя дисциплины, установленные федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно) и государственную итоговую аттестацию.

При обучении по программе ассистентуры-стажировки образовательная организация обеспечивает иностранным гражданам и лицам без гражданства возможность изучения в рамках дисциплины (модуля) "Иностранный язык" русского языка как иностранного.

Вариативная часть программы ассистентуры-стажировки направлена на расширение и (или) углубление компетенций, определяемых федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательной организацией дополнительно к компетенциям, определяемым федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно) (в случае установления образовательной организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины и практики, установленные образовательной организацией. Содержание вариативной части формируется в соответствии с видом программы ассистентуры-стажировки.

Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины, входящие в состав базовой части программы ассистентуры-стажировки, а также дисциплины (модули), практики и квалификационная работа, входящие в состав вариативной части программы ассистентуры-стажировки в соответствии с видом указанной программы.

10. При реализации программы ассистентуры-стажировки образовательная организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы ассистентуры-стажировки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины являются обязательными для освоения.

При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация включает в программу ассистентуры-стажировки специализированные адаптационные дисциплины.

При реализации программы ассистентуры-стажировки, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), факультативные и элективные дисциплины, а также специализированные адаптационные дисциплины включаются в вариативную часть указанной программы в объеме, не превышающем общую трудоемкость освоения основной образовательной программы.

11. Результаты обучения по программе ассистентуры-стажировки должны соответствовать целям, заявленным в программе ассистентуры-стажировки, и формулируются в виде измеряемого уровня освоения компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках будущей профессиональной деятельности.

12. Результаты обучения должны учитывать требования профессиональных стандартов, квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

13. Образовательные организации при реализации программ ассистентуры-стажировки обязаны соблюдать права обучающихся, меры их социальной поддержки и стимулирования, предусмотренные Федеральным законом N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.