МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 декабря 2014 г. N 2479
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ (БИБЛИОТЕК,
ФИЛЬМОФОНДОВ, ЗООПАРКОВ, МУЗЕЕВ И ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МУЗЕЙНОГО ТИПА) С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ
В соответствии с пунктом 4 раздела V Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 137; 2014, N 19, ст. 2470), приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Н.А. Малакова.
Министр
В.Р.МЕДИНСКИЙ
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30 декабря 2014 г. N 2479
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
(БИБЛИОТЕК, ФИЛЬМОФОНДОВ, ЗООПАРКОВ, МУЗЕЕВ И ДРУГИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ МУЗЕЙНОГО ТИПА) С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации пункта 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4583) в соответствии с пунктом 4 раздела V Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст. 137; 2014, N 19, ст. 2470), Методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2013 N 235 (Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2013, N 8) (далее - приказ N 235) и Методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 N 504 (Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2013, N 12) (далее - приказ N 504), а также руководствуясь Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52 (ч. I), ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373), для предоставления методической помощи библиотекам, фильмофондам, зоопаркам, музеям и другим организациям музейного типа в установлении необходимой штатной численности персонала, позволяющей оказать заданное (определенное) количество услуг (объем работ) при типовых организационно-технических условиях деятельности указанных учреждений с учетом специфики отрасли при введении в действие типовых отраслевых норм труда.
Настоящие Методические рекомендации предлагаются для применения в соответствующих государственных (муниципальных) учреждениях культуры независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
2. В целях формирования штатной численности библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа в Методических рекомендациях используются следующие определения и понятия:
нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда <1>;
--------------------------------
<1> Статьи 160, 161 Трудового Кодекса Российской Федерации.
типовая (отраслевая) норма времени - затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги в сфере культуры одним или группой работников соответствующей квалификации учреждений культуры;
типовая (отраслевая) норма численности - установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных функций или объемов работ в учреждениях культуры;
типовая (отраслевая) норма обслуживания (выработки) - количество объектов <1>, которые работник или группа работников соответствующей квалификации учреждений культуры обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени;
--------------------------------
<1> Число пользователей, посетителей, посещений, экспонатов (музейных предметов), библиографических изданий, публикаций и записей, нотных изданий, видов (подвидов) животных и т.п.
основной персонал государственного (муниципального) учреждения - работники учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом учреждения целей деятельности этого учреждения, а также их непосредственные руководители.
Перечни должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, утверждены приказом Минкультуры России от 05.05.2014 N 763 (зарегистрирован в Минюсте России 24.06.2014 N 32841);
вспомогательный персонал государственного (муниципального) учреждения - работники учреждения, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом учреждения целей деятельности этого учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования.
Примерный перечень должностей, отнесенных к категории вспомогательного персонала организаций, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, утвержден приказом Минкультуры России от 25.09.2014 N 1668 (зарегистрирован в Минюсте России 15.10.2014 N 34335);
административно-управленческий персонал государственного (муниципального) учреждения культуры - работники учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также работники учреждения, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Примерный перечень должностей, отнесенных к категории административно-управленческого персонала учреждения, находящегося в ведении Министерства культуры Российской Федерации, утвержден приказом Минкультуры России от 08.04.2013 N 325 (зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2013 N 28994).
3. Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении несет работодатель. Организация работы, связанной с нормированием труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, может осуществляться как непосредственно руководителем учреждения, так и руководителем в установленном порядке может быть поручена одному из его заместителей.
С учетом численности работников и специфики деятельности учреждения для формирования или пересмотра штатной численности государственных (муниципальных) учреждений, а также выполнения работ, связанных с нормированием труда, рекомендуется создать специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда. При его отсутствии выполнение работ, связанных с нормированием труда, может быть возложено на структурное подразделение (работника), в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы.
Пересмотр норм труда на уровне учреждений рекомендуется осуществлять через каждые 5 лет с даты их утверждения и введения в действие, а также при изменении организации труда, внедрении новой техники и технологии.
4. При расчете норм труда и штатной численности в государственных (муниципальных) учреждениях рекомендуется учитывать все факторы, влияющие на величину затрат труда и условия выполнения работ:
технические - параметры технологического процесса, оборудования, приспособлений, требования к качеству продукции, услуг;
организационные - характеристики организации трудовых процессов, в том числе организации рабочих мест, систем и видов обслуживания, методов и приемов труда;
санитарно-гигиенические - характеристики производственной среды (освещенность рабочих мест, температура воздуха, шум, вибрация и другие);
психофизиологические - показатели, характеризующие влияние трудовых процессов на организм работника (затраты физической и умственной энергии, степень утомления и так далее);
социальные - характеристики профессионально-квалификационного уровня персонала, отношения к труду и другие (потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины, временной нетрудоспособности, текучести кадров и т.п.);
правовые - продолжительность рабочего времени, формы организации труда, условия выполнения работ и иные, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации;
структурные, экономические и другие факторы.
II. Формирование штатной численности государственных
(муниципальных) учреждений культуры (библиотек,
фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций
музейного типа) с учетом отраслевой специфики
5. Определение штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) осуществляется на основе типовых отраслевых норм труда.
5.1. Формирование штатной численности государственных (муниципальных) учреждений рекомендуется проводить применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения по следующим категориям персонала:
- основной;
- вспомогательный;
- административно-управленческий.
5.2. При расчете численности персонала рекомендуется определять трудозатраты по видам норм, которые представлены в типовых, отраслевых, межотраслевых и иных сборниках норм труда.
5.3. При отличии организационно-технических условий выполнения работ от тех, которые представлены в типовых сборниках норм труда, учреждения вносят изменения в показатели норм труда.
5.4. При отсутствии показателей норм труда на работы, которые выполняются в учреждении, в типовых сборниках по ним разрабатываются локальные (местные) нормы труда.
5.5. Штатная численность работников государственного (муниципального) учреждения культуры рассчитывается на основе норм труда с учетом плановых невыходов, устанавливаемых по данным бухгалтерского учета:
, (1)
где - штатная численность персонала учреждения культуры;
- нормативная численность;
- плановый коэффициент невыходов (отпуска, временная нетрудоспособность и т.д.), определяемый как
5.6. Нормативная численность основного и вспомогательного персонала учреждений культуры определяется с учетом специфики деятельности учреждения на основе норм численности, времени, обслуживания.
6. Формирование штатной численности работников библиотек и музеев.
Нормативная численность работников библиотек и музеев определяется на основе типовых показателей норм времени по видам работ по следующей формуле:
, (2)
где: - нормативная численность сотрудников учреждения;
- общие трудозатраты на объем работ планируемого периода, чел.·час.;
- фонд рабочего времени на планируемый период, час.;
Общие трудозатраты на оказание услуг библиотеками (музеями) определяются по следующей формуле:
, (3)
где: - показатель типовой нормы времени на i-й вид работ, в минутах;
- плановый объем выполнения i-го вида работ за регламентированный период времени, в условных единицах.
7. Формирование штатной численности работников фильмофондов.
Нормативная численность работников фильмофондов определяется на основе норм времени и выработки.
Нормативная численность работников фильмофондов на основе норм времени рассчитывается по формулам 2, 3.
Нормативная численность основного и вспомогательного персонала на основе норм выработки определяется по следующей формуле:
, (4)
где: - нормативная численность работников, чел.;
- показатель планового объема i-го вида работ на год, в условных единицах;
- норма выработки i-го вида работ за год, в условных единицах.
8. Формирование штатной численности работников зоопарков.
Нормативная численность работников зоопарка определяется на основе норм обслуживания, норм численности и норм времени.
Нормативная численность работников зоопарков на основе норм времени рассчитывается по формулам 2, 3.
9. Формирование штатной численности персонала с учетом введения в действие норм труда осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, приказами N 235 и N 504 и с учетом мнения представительного органа работников.
III. Пересмотр штатной численности работников библиотек,
фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций
музейного типа
10. Пересмотр штатной численности работников библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа осуществляется на основе результатов изменений норм труда <1>.
--------------------------------
<1> В течение года допускаются изменения штатной численности при условии отличия от действующих организационно-производственных, бюджетных и иных требований для выполнения работ.
Внесение изменений в типовые нормы труда работников указанных учреждений осуществляется при следующих условиях:
- отличие организационно-технических условий выполнения работ от тех, которые представлены в типовых сборниках норм труда;
- отсутствие показателей норм труда на работы, которые выполняются в учреждении (при изменении регламентов и стандартов оказания услуг, выполнения работ).
11. В этих целях рекомендуется применять аналитический метод нормирования труда с использованием двух видов наблюдений (фотографии рабочего времени и хронометража), данных учета и отчетности, результатов анализа организации труда и разработки мер по ее совершенствованию.
12. Порядок проведения работ для библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа осуществляется поэтапно в следующем порядке <1>:
--------------------------------
<1> Приказ Минтруда России от 31.05.2013 N 235.
- определение работ, по которым условия выполнения отличаются от типовых;
- выбор рабочих мест для проведения исследований;
- проведение исследований на выбранных рабочих местах;
- обработка результатов исследований;
- расчет показателей норм труда по результатам исследований;
- внесение изменений в типовые нормы труда по результатам расчета.