МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 декабря 2008 г. N 241
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
В МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" приказываю:
1. Ввести в действие Положение о гражданской обороне в Министерстве культуры Российской Федерации, согласованное с МЧС России.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 1134 "Об организационной структуре гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере ведения Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации".
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр
А.А.АВДЕЕВ
Утверждаю
Министр культуры
Российской Федерации
А.А.АВДЕЕВ
10 декабря 2008 года
Согласовано
Статс-секретарь - заместитель
Министра Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
В.А.ПУЧКОВ
26 ноября 2008 года
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 406, и Методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по разработке положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти.
1. Общие положения
Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права, смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.
Министерство культуры Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федерального архивного агентства.
Положение по гражданской обороне в Министерстве культуры Российской Федерации определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Министерстве культуры Российской Федерации, Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральном архивном агентстве, подведомственных учреждениях и организациях, а также содержание основных мероприятий гражданской обороны.
Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите работников, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по гражданской обороне в Министерстве культуры Российской Федерации организуются и проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
Ведение гражданской обороны в Министерстве культуры Российской Федерации осуществляется на основе Плана гражданской обороны Министерства культуры Российской Федерации и соответствующих планов гражданской обороны Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федерального архивного агентства, а также подведомственных организаций.
Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Министерство культуры Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральное архивное агентство в соответствии с установленными полномочиями содержат объекты гражданской обороны, создают необходимые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Руководство гражданской обороной в Министерстве культуры Российской Федерации осуществляет Министр культуры Российской Федерации.
Руководство гражданской обороной в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральном архивном агентстве, а также в подведомственных организациях осуществляют их руководители.
Министр культуры Российской Федерации и руководители подведомственных Федеральной службы, Федерального агентства, а также организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите работников.
Министр культуры Российской Федерации и руководители подведомственных Федеральной службы, Федерального агентства, а также организаций осуществляют руководство гражданской обороной через органы управления - структурные подразделения (работников), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Органом, осуществляющим управление гражданской обороной в Министерстве культуры Российской Федерации, является структурное подразделение Министерства, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, а в подведомственных Федеральной службе и Федеральном агентстве, а также подведомственных организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Органом повседневного управления являются службы ответственных дежурных Министерства, подведомственных Федеральной службы, Федерального агентства, а также организаций, находящихся в сфере ведения Минкультуры России.
Для координации действий при переводе гражданской обороны с мирного на военное время в Министерстве культуры Российской Федерации и подведомственных ему Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральном архивном агентстве, а также учреждениях и организациях, находящихся в сфере ведения Минкультуры России, создаются:
штаб гражданской обороны;
эвакуационные комиссии;
комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов;
вспомогательные нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны.
Полномочия, компетенция, а также порядок принятия решения созданных координационных органов определяются соответствующим положением или в решении руководителя о его создании.
Для организации всестороннего обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны Министерства культуры Российской Федерации, осуществляет взаимодействие с Управлением по делам ГО и ЧС Центрального административного округа г. Москвы, с Главным управлением МЧС России по г. Москве.
При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации ответственные дежурные Минкультуры России осуществляют связь:
с Московским городским центром управления в кризисных ситуациях;
с оперативным дежурным Управления ГО и ЧС ЦАО г. Москвы;
с оперативным дежурным МЧС России.
Подведомственные Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральное архивное агентство, организации осуществляют взаимодействие с территориальными органами МЧС России.
Министр культуры Российской Федерации и руководители подведомственных Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федерального архивного агентства, а также организаций в мирное время ежегодно докладывают вышестоящим органам управления о состоянии гражданской обороны в соответствии с утвержденным табелем срочных донесений по гражданской обороне на мирное время.
В военное время порядок и сроки представления докладов определяются утвержденным табелем срочных донесений по гражданской обороне на военное время.
Подготовка руководителей органов управления и сил гражданской обороны Министерства культуры Российской Федерации, а также подведомственных Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федерального архивного агентства, организаций проводится в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методических центрах по ГО и ЧС и на курсах гражданской обороны.
Обучение должностных лиц, сотрудников, личного состава вспомогательных нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны по вопросам гражданской обороны осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.
2. Основные задачи, функции и полномочия Министерства
культуры Российской Федерации в области гражданской обороны
Основными задачами Министерства культуры Российской Федерации в области гражданской обороны являются:
обучение работников в области гражданской обороны способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
эвакуация работников, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
обеспечение укрытия работников на станциях метрополитена, в защитных сооружениях и обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ силами вспомогательных нештатных аварийно-спасательных формирований в случае возникновения опасностей для работников при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, оказание первой медицинской помощи;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению);
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны Министерства культуры Российской Федерации.
Министерство культуры Российской Федерации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
разрабатывает и доводит требования нормативных актов в области гражданской обороны до сведения подведомственных организаций и контролирует их выполнение;
разрабатывает план гражданской обороны, организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;
планирует мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования Министерства культуры Российской Федерации в военное время;
создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности органы управления гражданской обороны и систему оповещения работников об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создает и содержит в целях гражданской обороны запасы материально-технических, индивидуальных и медицинских средств защиты.
3. Основные мероприятия Министерства культуры
Российской Федерации в области гражданской обороны,
организация и порядок их выполнения
3.1. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях обучения работников Министерства культуры Российской Федерации и подведомственных Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федерального архивного агентства, организаций в области гражданской обороны, являются:
планирование и проведение занятий, учений, тренировок с руководящим составом и работниками;
разработка методических материалов для проведения занятий с руководителями учебных групп и работниками;
обучение работников правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной защиты;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной, материально-технической базы;
обеспечение пропаганды знаний в области гражданской обороны, в том числе с использованием средств массовой информации (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841).
3.2. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением руководства и сотрудников Министерства культуры Российской Федерации и подведомственных Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федерального архивного агентства, организаций об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:
сбор, обработка и обмен информацией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для своевременного оповещения работников о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях;
предоставление имеющейся информации в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
поддержание в состоянии постоянной готовности автоматизированной системы оповещения.
3.3. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей, являются:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка районов размещения сотрудников, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
3.4. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:
поддержание защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и их техническое обслуживание;
подготовка и строительство быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа при переводе гражданской обороны с мирного на военное время;
обеспечение укрытия работников на станциях метро и в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
обеспечение выдачи работникам средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной защиты в установленные сроки.
3.5. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки.
3.6. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ, в случае возникновения опасностей для работников при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:
создание, оснащение и подготовка вспомогательных нештатных аварийно-спасательных формирований, а также разработка их функциональных обязанностей;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для проведения аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия с Управлением по делам ГО и ЧС по Центральному административному округу г. Москвы, Главным управлением МЧС России по г. Москве, а в подведомственных организациях с территориальными органами МЧС России и органами местного самоуправления.
3.7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением работников, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются:
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению материально-технических, медицинских и индивидуальных средств защиты;
осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения.
3.8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:
создание сил охраны общественного порядка, входящих в состав вспомогательных нештатных аварийно-спасательных формирований, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны.
3.9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задач, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования в военное время, являются:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по повышению устойчивости функционирования организаций;
планирование и проведение в угрожаемый период мероприятий по комплексной маскировке;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
3.10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, являются:
создание и обеспечение готовности постов радиационного, химического и биологического наблюдения, входящих в состав вспомогательных нештатных аварийно-спасательных формирований;
введение режимов радиационной защиты на объекте и прилегающей территории, подвергшихся радиоактивному заражению.
3.11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой работников, подвергшихся химическому заражению, являются:
заблаговременное создание запасов индивидуальных противохимических пакетов (ИПП-8);
заблаговременное создание запасов дезактивирующих и дезинфицирующих веществ и растворов.
3.12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил гражданской обороны, являются:
создание и оснащение современными техническими средствами личного состава вспомогательных нештатных аварийно-спасательных формирований;
разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;
определение порядка взаимодействия с Главным управлением ГО и ЧС г. Москвы и управлением по делам ГО и ЧС ЦАО г. Москвы.
4. Заключительные положения
Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых Министерством культуры Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации. Планирование средств федерального бюджета на проведение Министерством культуры Российской Федерации мероприятий в области гражданской обороны осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой Министерством финансов Российской Федерации.
Структурное подразделение Минкультуры России, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, готовит и представляет в финансово-экономическое подразделение Министерства культуры Российской Федерации предложения и обоснования необходимого объема средств федерального бюджета с учетом требований федеральных законов и нормативных правовых актов в области гражданской обороны.
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых подведомственными Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральным архивным агентством, а также учреждениями и организациями, осуществляется за счет средств организаций.
В целях осуществления контроля в области гражданской обороны структурное подразделение Минкультуры России, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны, планирует и проводит проверки состояния гражданской обороны, готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны подведомственных организаций к защите работников, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Неисполнение должностными лицами обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.