Приказ Минкультуры России от 28.11.2024 N 2398 "Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Благовещения", 1688 г., расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Волжская набережная, д. 51"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 ноября 2024 г. N 2398
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ", 1688 Г., РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ:
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЯРОСЛАВЛЬ, ВОЛЖСКАЯ
НАБЕРЕЖНАЯ, Д. 51
Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Благовещения", 1688 г., расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Волжская набережная, д. 51.
2. Департаменту государственной охраны культурного наследия (Р.А. Рыбало) обеспечить внесение соответствующих сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 28 ноября 2024 г. N 2398
ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ", 1688 Г., РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ:
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ЯРОСЛАВЛЬ, ВОЛЖСКАЯ
НАБЕРЕЖНАЯ, Д. 51
Градостроительные характеристики здания:
- местоположение и градостроительные характеристики здания, являющегося градостроительной доминантой, участвующего в формировании городских панорам и видов, в том числе создающий уникальный силуэт города с р. Волга;
- объемно-пространственная продольно-осевая композиция пятиглавой церкви, ориентированной с запада на восток, включающей объемы паперти, основного объема - двусветного четверика и апсиды;
- капитальные стены, сложенные из полнотелого красного глиняного кирпича;
- крыши, барабаны и купола храма и их конструкции, включая четырехскатную крышу четверика храма, увенчанную пятью главами на глухих цилиндрических барабанах с перетяжками и рядом поребрика на карнизе, месторасположение их на гребнях скатов; трехскатная крыша апсиды; скатная крыша над папертью; углы наклонов скатов крыши; характер исторического кровельного покрытия - металлический лист на фальцевом соединении; цвет кровельного покрытия - зеленый; "барочные" главы исполненные в виде вазонов увенчанные луковичной главкой, имеющие в основании восьмиугольник; материал глав - металлическое покрытие по форме, комбинированное с чешуйчатым; цвет глав - зеленый; завершение всех глав прорезными золочеными крестами на яблоках;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма, включая вертикальное и горизонтальное членение фасадов: рельефно-выделенный цоколь, угловые огибающие лопатки, цокольная тяга в виде поребрика, обрамленного валиками, профилированный венчающий карниз; полуколонны с квадратными базой и капителью, разделяющие полукружия апсиды; профилированные карнизы, тяги на барабанах всех глав;
- местоположение, форма, размер, декор оконных, дверных проемов паперти, четверика, апсид, лучковой формы в арочных нишах с плечиками, "лобиком" и откосами; ниш - киотов четверика с откосами по всему периметру; историческая растекловка оконных проемов и столярное заполнение дверных проемов; а также ставней и ворот, защищающих оконные и дверные проемы;
- пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен, опор и сводчатых перекрытий с воздушными металлическими связями;
- капитальные стены, ниши - киоты, сводчатые перекрытия, распалубки, оконные откосы, их материал;
- архитектурно-художественное оформление интерьеров: фресковая живопись на стенах, ее материал, колористическое решение и технология исполнения;
- металлическая сохранившаяся фурнитура - петли в стенах, засовы, замковые механизмы.
Фотофиксация
к предмету охраны объекта культурного наследия федерального
значения "Церковь Благовещения", 1688 г., расположенного
по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Волжская
набережная, д. 51
Описание предмета охраны
|
Фотофиксация предмета охраны
|
местоположение и градостроительные характеристики здания, являющегося градостроительной доминантой, участвующего в формировании городских панорам и видов, в том числе создающий уникальный силуэт города с р. Волга;
|
|
Вид на церковь со стороны реки Волги
|
|
объемно-пространственная продольно-осевая композиция пятиглавой церкви, ориентированной с запада на восток, включающей объемы вытянутой вдоль западного фасада паперти, повышенного прямоугольного в плане объема - двусветного четверика и объем примыкающей к восточной стене трехчастной апсиды;
|
|
Объемная композиция: паперть, четверик, апсида
|
|
капитальные стены, сложенные из полнотелого красного глиняного кирпича; кирпичные сводчатые перекрытия паперти, четверика, трехчастной апсиды;
|
|
Сомкнутый свод четверика
|
|
|
|
Сводчатые перекрытия трехчастной апсиды
|
|
|
|
Коробовый с распалубками свод паперти
|
|
крыши, барабаны и купола храма и их конструкции, включая четырехскатную крышу четверика храма, венчающую "барочную" главку на глухом цилиндрическом барабане с перетяжками и рядом поребрика на карнизе, четыре идентичных главы поменьше на стройных барабанах с перетяжками и рядом поребрика в верхней части, месторасположение их на гребнях скатов;
трехскатная крыша апсиды;
скатная крыша над папертью характер исторического кровельного покрытия - металлический лист на фальцевом соединении;
цвет кровельного покрытия - зеленый; "барочные" главы исполненные в виде вазонов увенчанные луковичной главкой, имеющие в основании восьмиугольник;
материал глав - металлическое покрытие по форме, комбинированное с чешуйчатым;
цвет глав - зеленый; завершение всех глав прорезными золочеными крестами на яблоках:
|
|
Крыша и главы четверика
|
|
|
|
Крыша апсиды
|
|
|
|
Скат крыши паперти
|
|
|
|
Оформление главы
|
|
композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма, включая вертикальное и горизонтальное членение фасадов:
|
|
рельефно-выделенный цоколь;
|
|
Рельефно выделенный цоколь и профилированная тяга с поребриком в уровне цоколя, база полуколонны
|
|
угловые огибающие лопатки;
|
|
|
|
цокольная тяга в виде поребрика, обрамленного валиками;
|
|
профилированный венчающий карниз;
|
|
полуколонны с квадратными базой и капителью, разделяющие полукружия апсиды;
|
|
профилированные карнизы, тяги и поребрики на барабанах всех глав;
|
|
Профилированный карниз, полуколонна, разделяющая апсиды, с капителью
|
|
|
|
Угловые лопатки четверика
|
|
|
|
Оформление барабана
|
|
местоположение, форма, размер, декор оконных, дверных проемов паперти, четверика, апсид, арочных с двойной четвертью, в арочных нишах с плечиками, "лобиком" и откосами;
|
|
Оконный проем с "лобиком", с двойной четвертью и со ставней
|
|
форма, размер ниш - киотов с откосами;
|
|
Ниши - киоты
|
|
историческая расстекловка оконных проемов и столярное заполнение дверных проемов;
|
|
Исторические столярные заполнения оконных и дверных проемов, историческая расстекловка
|
|
металлические ставни и ворота, защищающие оконные и дверные проемы;
|
|
Металлические дверные заполнения
|
|
пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен, опор и сводчатых перекрытий с воздушными металлическими связями;
|
|
Схема пространственно-планировочной структуры
|
|
архитектурно-художественное оформление интерьеров: фресковая живопись на стенах, ее материал, колористическое решение и технология исполнения (уточняется методами научной реставрации);
|
|
Фресковая роспись в интерьере
|
|
металлическая сохранившаяся фурнитура - петли в стенах, засовы, замковые механизмы.
|
|
|
|
Петли, засовы, замковые механизмы
|