МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 декабря 2017 г. N 2181

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА", 1152 Г. (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ,
СУЗДАЛЬСКИЙ РАЙОН, СЕЛО КИДЕКША, УЛИЦА СТАРАЯ, ДОМ 2-Г),
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "КОМПЛЕКС ЦЕРКВЕЙ БОРИСА
И ГЛЕБА В КИДЕКШЕ", 1152 Г. - XVII В.

Руководствуюсь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:

1. Утвердить предмет охраны объекта культурного наследия федерального значений "Церковь Бориса и Глеба", 1152 г. (Владимирская область, Суздальский район, село Кидекша, улица Старая, дом 2-г), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс церквей Бориса и Глеба в Кидекше", 1152 г. - XVII в., согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра
О.В.РЫЖКОВ

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 22 декабря 2017 г. N 2181

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА", 1152 Г. (ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ,
СУЗДАЛЬСКИЙ РАЙОН, СЕЛО КИДЕКША, УЛИЦА СТАРАЯ, ДОМ 2-Г),
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "КОМПЛЕКС ЦЕРКВЕЙ БОРИСА
И ГЛЕБА В КИДЕКШЕ", 1152 Г. - XVII В.

Градостроительные характеристики:

- местоположение: в восточной части села, на склоне, переходящем в пойменную часть реки Нерль;

- композиционная значимость (роль) в структуре окружающего ландшафта: объект, формирующий основное композиционное ядро исторической застройки села и окружающего ландшафта, является высотной доминантой;

- конфигурация застроенных и открытых пространств территории памятника;

- габариты, силуэт: силуэт характеризуется кубообразной формой с доминированием барабана и луковичной главы, основному объему подчинена более низкая алтарная часть и западный притвор;

- основные оси, масштаб памятника, характер расположения и взаимодействия сооружения в пространстве, соотношение открытых и закрытых пространств;

- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: обзор на памятник открывается с западной, восточной, северной и южной сторон, наилучшим видовым ракурсом является западный вид на храм со стороны главного подхода к нему.

Архитектурные характеристики:

- объемно-пространственная композиция: общие габаритные размеры основного объема храма в плане (15,5 x 15,5 м), включая притвор (15 x 28 м), основной объем доминирует в общей композиции, с востока к нему примыкают три полукруглые апсиды, с запада примыкает низкий притвор;

- высотные отметки: высота от уровня земли до верха карниза основного объема, высота от уровня земли до верха карниза апсид, высота от уровня земли до верха карниза притвора, общая высота основного объема с главой и крестом;

- перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: имеется перепад высот между основным объемом и алтарной частью, а также между основным объемом и притвором, акцентом общей архитектурно-пространственной композиции выступает четверик основного объема;

- силуэт и форма крыши: крыша основного объема четырехскатная, крыши трехчастного алтаря сферические, крыша притвора двухскатная;

- завершение: по центру основного объема расположен круглый кирпичный барабан с луковичной медной главой, увенчанной четырехконечным крестом с полумесяцем в основании, крест установлен на подкрестном шаре;

- конфигурация здания, выступающие и западающие части здания по фасадам: основной объем прямоугольный в плане, алтарь имеет такую же ширину, состоит из трех полукружий, притвор прямоугольный в плане, значительно уже основного объема;

- два глубоких аркосолия с погребениями в юго-западной и северо-западной частях храма;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:

1) основной объем: фасады имеют угловые и рядовые лопатки, которые образуют три прясла неравной ширины на западном фасаде и по два прясла неравной ширины на северном и южном фасадах, завершенные полукруглыми профилированными закомарами, промежутки между закомарами заложены белым камнем и кирпичом, образуя прямой карниз; на середине высоты стен между лопатками проходит аркатурный пояс с клинчатыми консолями, выше пояса идет ряд поребрика и отлив кладки, к вертикалям лопаток добавляются дополнительные уступы, переходящие наверху в профилировку закомар;

2) барабан: круглый в плане, поставлен на восьмигранный постамент и завершен луковичной главой, барабан украшен аркатурно-колончатым поясом, между колонками которого вписаны неглубокие ниши, в основании барабана расположены восемь декоративных кокошников, по верху проходит простой двухуступчатый карниз;

3) алтарь: северная и южная стены прямых участков алтаря завершаются аркатурным поясом с поребриком;

4) притвор: имеет угловые и рядовые лопатки, по периметру стен притвора проходит двухступенчатый карниз, цокольная часть облицована белокаменными блоками;

5) оконные проемы: сохранившиеся узкие щелевидные окна XII века расположены над аркатурным поясом и под аркатурным поясом в южном прясле западного фасада, а также в нижней части северного прясла западного фасада; остальные окна основного объема и алтаря имеют трехцентровые перемычки, помещены в прямоугольные ниши, окна притвора прямоугольные с лучковыми перемычками;

6) входные дверные проемы: дверные проемы основного объема имеют перспективные порталы, состоящие из уступов, переходящих без капителей в архивольт; дверной проем притвора прямоугольный с лучковой перемычкой, вид, материал, декоративное решение заполнения оконных и дверных проемов: прямоугольная форма деревянных оконных заполнений, северная и западная двери металлические с кованными элементами; дверь в притворе - деревянная с накладными металлическими элементами;

- вид обработки фасадной плоскости: белокаменная поверхность с затиркой тонким слоем известкового раствора на основном объеме и алтарной части, фасады притвора затерты и побелены по кирпичной кладке;

- колористическое решение фасадов: фасады храма имеют естественный цвет белого камня известняка, фасады притвора побелены, глава медная, крест и подкрестный шар позолочены;

- пространственно-планировочная структура интерьера: двухстолпная асимметричная структура внутреннего пространства храма, основной объем перекрыт системой кирпичных сводов по подпружным аркам, которые опираются на два центральных столба, расположенных несимметрично относительно поперечной оси основного объема; в западной части основного объема расположены хоры; притвор бесстолпный; вход в храм осуществляется через дверные проемы, расположенные на западном и северном фасадах;

- декоративное оформление интерьеров: основные белокаменные плоскости стен основного объема и алтаря без отделки, в центральной апсиде имеются настенные росписи нач. XX века ("Снятие с Креста", "Положение во гроб", "Тайная вечеря" и две ростовых фигуры святителей), свод основного объема расписан в виде небесного свода, подпружные арки имеют декоративный орнамент, на стенах аркосолий сохранились фрески XII века ("Святые жены", "Деисис"); на отдельных участках сохранились незначительные по площади фрагменты росписей XII века; стены трапезной в интерьере побелены по известковой затирке, в карнизной части стен проходит сложнопрофилированный штукатурный карниз, на плоском потолке притвора имеются росписи 1913 г., составляющие общую композицию "Сотворение мира" (девять медальонов со следующими сюжетами: "Первый день творения", "Второй день творения", "Третий день творения", "Четвертый день творения", "Пятый день творения", "Шестой день творения", "Седьмой день творения", "Грехопадение", "Изгнание из Рая"), вход из притвора в основной объем фланкируют фигуры Архангела Михаила и Архангела Гавриила;

- в интерьере основного объема и алтаря находятся археологические раскопы, экспонирующие основание белокаменного Престола, Горнее место, омфалий;

- особенности планировочных связей помещений: основной объем и алтарная часть соединены тремя арочными проемами, центральный из которых шире и выше боковых, основной объем и притвор соединены дверным проемом (западный перспективный портал четверика).

Конструктивные характеристики:

- фундамент: ленточный, фундаменты из булыжника глубиной 1,5 м;

- стены: основного объема и алтаря массивные несущие сложены из отесанных блоков белого камня с заполнением внутренней части стен бутовым камнем, пролитым известковым раствором, стены притвора кирпичные, имеют верстовую систему перевязки кирпичей в кладке;

- конструкция крыши основного объема и притвора стропильная, конструкция крыши апсидной части кружальная;

- кровельное покрытие: основной объем и апсиды покрыты гладкими металлическими медными листами, соединение кровельных листов фальцевое, водоотвод с крыши основного объема организованный, осуществляется за счет настенных желобов и водосточных труб, притвор имеет фальцевое рядовое покрытие;

- перекрытия: центральная часть основного объема перекрыта сомкнутым кирпичным сводом, который опирается на две продольных подпружных арки и поперечную арку, соединяющую столбы, а с востока - на стену; цилиндрический свод центрального нефа расположен в направлении север-юг, боковые нефы перекрыты цилиндрическими сводами, сориентированными в направлении запад-восток; пространство под хорами перекрыто цилиндрическими сводами; алтарная часть перекрыта системой кирпичных сводов: цилиндрический свод, расположенный в направлении север-юг, перекрывает сохранившуюся древнюю часть памятника, апсиды перекрыты конхами;

- полы: из белокаменных плит, имеется белокаменная солея с амвоном;

- проемы оконные: окна XII века щелевидные арочные, имеют широкие внутренние и наружные откосы, перекрыты коническими арочными перемычками; окна XVII века прямоугольные с трехцентровыми перемычками, окна XIX века прямоугольные с лучковыми перемычками; заполнения оконных проемов - деревянные блоки с переплетами;

- проемы дверные: входные дверные проемы основного объема с перспективными порталами, перекрыты белокаменными лучковыми перемычками, заполнение дверных проемов - наружные металлические дверные полотна с горизонтальными и вертикальными полосами, имеют металлические засовы, дверные полотна навешены на сохранившиеся металлические подставы; входной дверной проем притвора прямоугольный с кирпичной лучковой перемычкой.

Ландшафтные характеристики:

- исторический рельеф района расположения памятника, его характеристики, параметры, в том числе отметки рельефа и сохранившиеся элементы природного и антропогенного ландшафта местности XII - нач. XX вв.

Стилистические характеристики:

- белокаменное Владимиро-Суздальское зодчество XII века, представляет собой систему исторических наслоений архитектурных форм XII, XVII и XIX веков.

Археологический культурный слой:

- археологический культурный слой территории памятника XII - нач. XX вв.

Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Церковь Бориса и Глеба", 1152 г.
(Владимирская область, Суздальский район, село Кидекша,
улица Старая, дом 2-г), входящего в состав объекта
культурного наследия федерального значения "Комплекс
церквей Бориса и Глеба в Кидекше", 1152 г. - XVII в.

ПЛАН

Рисунок (не приводится)

Условные обозначения:
Элементы здания, входящие в предмет охраны

Рисунок (не приводится)
- Капитальные стены и перегородки
Рисунок (не приводится)
- Арки, перемычки, сводчатые перекрытия
Рисунок (не приводится)
- Композиционное и декоративное оформление фасадов
Рисунок (не приводится)
- Композиционное и декоративное оформление интерьеров