МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 16 сентября 2019 г. N 1369

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР", 1505 - 1509 ГГ., XVI - XVII ВВ.,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ - АНСАМБЛЬ
ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ XV - XVI, XVII, XVIII, XIX ВВ.",
XV - XVI, XVII, XVIII, XIX ВВ. (Г. МОСКВА)

Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Архангельский собор", 1505 - 1509 гг., XVI - XVII вв. (г. Москва, Кремль), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Московский Кремль - ансамбль памятников архитектуры XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв.", XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 16.09.2019 N 1369

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР", 1505 - 1509 ГГ., XVI - XVII ВВ.,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ - АНСАМБЛЬ
ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ XV - XVI, XVII, XVIII, XIX ВВ.",
XV - XVI, XVII, XVIII, XIX ВВ. (Г. МОСКВА)

Градостроительные характеристики объекта:

- местоположение в ансамбле Московского Кремля: в южной части Соборной площади;

- композиционная роль в планировочной структуре ансамбля Московского Кремля: градостроительная и композиционная доминанта Соборной площади, главный великокняжеский храм, усыпальница великокняжеского рода;

- габариты XVI - XIX века;

- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи с Кремлевской, Софийской и Берсеневской набережных, с Большого Каменного, Большого Москворецкого и Большого Устьинского мостов, с видовой площадки у Храма Христа Спасителя, с пешеходного Патриаршего моста.

Архитектурные характеристики и конструктивные элементы объекта:

- объемно-пространственная композиция монументального прямоугольного вытянутого в плане пятиглавого (с укрупненной центральной главой) трехнефного шестистолпного крестовокупольного храма XVI века с пятью пониженными апсидами, порталами, двумя приделами (северный - Св. Уара сер. XVI в., южный - Иоанна Предтечи 2-й пол. XVI в.), нартексом в западной части собора, контрфорсами 1773 г., встроенными в конструкцию галереи XVII в. на южном фасаде, южным притвором и коридором, пробитым в толще контрфорсов, палаткой 1-й трети XIX в. на южном фасаде, включая высотные отметки;

- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов XVI века, представляющее собой сочетание форм древнерусской и ренессансной архитектуры:

- членение лопатками на три прясла (на западном и восточном фасадах) и на пять прясел (на северном и южном фасадах);

- выделение центральной части западного фасада собора лоджией с папертью;

- местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов;

- столярные заполнения оконных и дверных проемов, их материал, характер оформления;

- белокаменные резные порталы на северном, западном и южном фасадах (с учетом реставрационных работ 2000-х гг.);

- двухъярусная декорация фасадов с профилированными высоким цоколем, междуэтажной тягой и венчающим карнизом, архивольтами нижнего яруса, декоративными раковинами в поле закомар, сложными капителями из листьев аканта и волют, резными порталами с полуциркульным завершением;

- декоративное оформление фасадов восточных приделов, в том числе местоположение и оформление оконных и дверных проемов;

- наружные росписи храма XVI века (фрески) западного портала с изображением Страшного суда и шесть композиций, иллюстрирующих Корсунскую легенду о крещении Руси;

- завершение храма XVI - XVIII вв. с позакомарным покрытием медной кровлей основного объема, группой из пяти куполов - центрального позолоченного луковичной формы (XVIII в.) на высоком барабане, четырех посеребренных шлемовидной формы (XVI в.) с позолоченным подзорами основания центрального купола, покрытия апсид и закомар;

- материал и характер отделки фасадных и внутренних поверхностей, включая кладку стен из кирпича, цоколь и декоративные детали - из белого камня;

- главы приделов с крестами, их конструкция, конфигурация, материал, характер покрытия и высотные отметки;

- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов южной пристройки 1833 г., в том числе местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов, белокаменный карниз, цоколь, подоконники, обрамления оконных проемов (с учетом реставрационных работ 2009 - 2010 гг.);

- белокаменное крыльцо паперти - лоджии на западном фасаде собора, крыльца малых порталов нартекса XVI века (реставрационные), крыльцо портала XVIII века на южном фасаде, их местоположение, конструкции, материал и декоративное оформление, в том числе каменные ступени, каменные плиты;

- капитальные стены в интерьере объема, включая первоначальные своды храма XVI века, своды приделов;

- пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен и сводчатых перекрытий XVI - XVII веков, включая систему расположение дверных проемов в интерьере храма;

- пространственно-планировочная структура интерьера южной пристройки в пределах капитальных стен и сводчатого перекрытия, включая местоположение, форму и размер дверных и оконных проемов, реставрационные зондажи на стене собора и западной стене пристройки (с учетом реставрационных работ 2009 - 2010 гг.);

- архитектурно-декоративное оформление интерьеров 1-й половины XVII века, включая характер покрытия пола (каменные плиты), трехступенчатая солея, резной иконостас рамной конструкции XVII века (4 яруса - Пророческий ряд, Деисусный ряд, Праздничный ряд, Местный ряд, завершено Распятием с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом);

- элементы архитектурно-декоративного убранства интерьеров, включая кирпичные профилированные импосты, откосы окон в виде кирпичной "лесенки", стенную нишу-печуру, покрытие пола из кирпича;

- фрески XVI - XVII века, их сюжеты, местоположение, XVII в. - художники под руководством изографа Оружейной палаты Московского Кремля Симона Ушакова, среди них Степан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Федор Зубов, Федор Козлов;

- белокаменные саркофаги великих княгинь и цариц, перенесенные из женского Вознесенского монастыря;

- гробницы представителей московских правящих династий (Рюриковичей и Романовых) XIV - нач. XVIII вв., их местоположение, конструкции, материал и декоративное оформление;

- рака святого царевича Димитрия с белокаменной сенью и литой решеткой XVII в., ее местоположение, конструкции, материал и декоративное оформление;

- рака благоверного князя Михаила Черниговского, XVII в., ее местоположение, конструкции, материал и декоративное оформление;

- осветительные приборы XIX века, их местоположение, конструкция, материал, в том числе "тощие свечи", люстра-паникадило;

- металлические заполнения дверных и оконных проемов XVII - нач. XX вв., кованые решетки, подставы, дверные полотна;

- археологический слой под площадью застройки объекта.

Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Архангельский собор",
1505 - 1509 гг., XVI - XVII вв., входящего в состав объекта
культурного наследия федерального значения "Московский
Кремль - ансамбль памятников архитектуры XV - XVI, XVII,
XVIII, XIX вв.", XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв. (г. Москва)

ПЛАН ПО ЦОКОЛЮ

Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Архангельский собор",
1505 - 1509 гг., XVI - XVII вв., входящего в состав объекта
культурного наследия федерального значения "Московский
Кремль - ансамбль памятников архитектуры XV - XVI, XVII,
XVIII, XIX вв.", XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв. (г. Москва)

ПЛАН 1-ГО ЯРУСА