МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1353
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА", 1476 ГОД, ВХОДЯЩЕГО
В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ
СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Сошествия Святого Духа", 1476 год (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, город Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 42), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", XIV - середина XX века.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1353
ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА", 1476 ГОД, ВХОДЯЩЕГО
В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ
СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
- местоположение церкви и ее ключевая роль в формировании Соборной площади и ансамбля Троице-Сергиевой Лавры;
- объемно-пространственная, сужающаяся кверху, композиция трехапсидной одноглавой церкви "иже под колоколы" 1476 г., включая форму и высоту прясел, апсид и килевидных закомар, арочного сквозного яруса звона, расположенного над ним светового барабана с щелевидными окнами (с учетом реставрации 1937 - 1960 гг.);
- луковичная с "юбкой" глава XVIII в. с декоративной отделкой XIX века в виде золоченых медных звезд по синему полю и медного золоченого пояса, проходящего по самому широкому месту луковицы, позакомарное покрытие четверика, покрытие конх апсиды, кокошников барабана, ажурный шестиконечный крест на "яблоке", с цепями, белокаменные водометы, восстановленные в процессе реставрации 1960 гг., их конструкция, конфигурация и материал;
- композиционное решение и архитектурно-декоративное оформление фасадов церкви 1476 г., включая белокаменный цоколь с рельефным профилем из стилизованных пальметт, размер, форму, местоположение и оформление дверных и оконных проемов, пучки колонок, членящие фасады четверика на прясла и оформляющие углы четверика, килевидные закомары, кокошники, перспективные входные порталы с килевидным завершением и "дыньками" со стороны западного, северного и южного фасадов, горизонтальный рельефный декоративный пояс из терракоты и поливных изразцов, проходящий на уровне пят закомар, по апсидам и по верху барабана главы, круглый киот с перспективным обрамлением в поле закомары центрального прясла на западном фасаде, декор апсид в виде вертикальных жгутов и гирлянд (с учетом реставрации 1937 - 1960 гг.);
- материал и характер отделки фасадов XV в., в том числе обмазка без штукатурки по кирпичной кладке, белокаменный цоколь и детали, декоративный рельефный фриз из терракоты и поливных изразцов;
- колористическое решение фасадов XV в. (с учетом реставрации 1937 - 1960 гг.);
- пространственно-планировочная структура интерьеров здания 1476 г. в пределах капитальных стен, четырех пилонов, связанных между собой системой арок, и купольного свода на парусах;
- капитальные стены, пилоны и купольный свод на парусах XV в. из большемерного кирпича с включением белокаменных деталей, их конструкция, материал, техника и технология кладки, связи;
- декоративная отделка интерьеров XV - XIX вв., ступенчатая солея и полы храма, выстланные белокаменными плитами (с учетом реставрации 1937 - 1960 гг.);
- живопись стен и сводов и колористическое решение интерьеров XVI - XX вв.;
- резной иконостас розового дерева 1866 г., его местоположение, конструкция, материал, композиционное решение и декоративное оформление, иконы;
- материал и характер заполнений дверных и оконных проемов XV в., с учетом реставрации XX в.;
- захоронения XV - XIX вв., в том числе надгробие и захоронение преп. митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), рака со Св. мощами наместника Троице-Сергиевой Лавры Антония (Медведева), комплекс захоронений XV - XIX вв. к востоку от алтаря церкви, с каменными надгробиями.