МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1349

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦАРСКИЕ ЧЕРТОГИ", 1680 - 1690 ГОДЫ, СЕРЕДИНА XVIII -
НАЧАЛО XX ВЕКА, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД",
XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Царские чертоги", 1680 - 1690 годы, середина XVIII - начало XX века (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 30), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", XIV - середина XX века.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1349

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦАРСКИЕ ЧЕРТОГИ", 1680 - 1690 ГОДЫ, СЕРЕДИНА XVIII -
НАЧАЛО XX ВЕКА, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД",
XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

- местоположение здания на границе северного хозяйственного двора Лавры, в примыкании с востока к углу Классного корпуса Духовной Академии, включая местоположение утраченных галерей и крылец-всходов, его роль в сохранении первоначальной планировочной и композиционно пространственной четверообразной структуры ансамбля Троице-Сергиевого монастыря, в формировании парадного и северного дворов монастыря, монастырского сада;

- объемно-пространственная композиция двухэтажного прямоугольного в плане с домовой церковью здания конца XVII - начала XX вв., включая высотные отметки по первоначальному венчающему карнизу, одноэтажные входные пристройки-тамбуры второй половины XIX в. южного парадного фасада, восьмигранный световой барабан с главкой домовой церкви в восточной части здания;

- двускатная крыша и луковичная золоченая граненая глава с прорезным крестом домовой церкви XIX в., их конструкция, конфигурация, материал, характер кровельного покрытия "в шашку", высотные отметки по конькам, сохранившаяся на чердаке металлическая кованая стропильная конструкция вальмовой крыши конца XVII - XVIII вв. из подкосов, стоек и стропил с клеймами заводов Демидовых (надпись "Сибирь" и бегущий соболь) и опорой на кирпичные своды и чердачное перекрытие;

- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов конца XVII - XIX вв., включая профилированные белокаменные цоколь, междуэтажные и венчающий карнизы с сухариками и без них, фризы из полихромных изразцов, полосы "бегунца", поребрика, декоративных консолей, гладкие угловые и стеновые лопатки, межоконные орнаментальные медальоны-изразцы в квадратных филенках второго этажа, местоположение, форму, размер и оформление сдвоенных оконных проемов первого этажа главных фасадов, второго этажа северного фасада и арочных окон восьмигранного барабана церкви тремя пилястрами с алмазным рустом в основании и разорванным фронтоном с прямоугольным сандриком и фигурным навершием, второго этажа главных фасадов тремя полуколонками с прямоугольным сандриком, облицованными полихромными изразцами, и верхним изразцовым панно в виде кокошника, первого этажа северного фасада разорванным фронтоном с прямоугольным сандриком и фигурным навершием, аттик восточного крыла главного фасада с нишами и кругами, два тамбура крылец главного фасада с угловыми витыми колонками, изразцовым фризом, профилированным карнизом и разорванным фронтоном, трехлопастными оконным и дверным проемами, их местоположение, форму, размер и оформление;

- материал и характер отделки фасадных поверхностей конца XVII - XIX вв., белый камень, окраска по гладкой штукатурке и полихромные изразцы восточного, южного и западного фасадов, обмазка по кирпичу северного фасада;

- колористическое решение фасадов (окраска под "бриллиантовый" руст восточного, главного южного и западного фасадов, побелка с выделением утраченных деталей цветом северного фасада);

- анфиладная пространственно-планировочная структура интерьеров здания конца XVII - XVIII вв. в пределах капитальных стен, сводчатых и плоских перекрытий, коммуникационных связей (дверей, арок, пространств лестниц, в том числе внутристенных);

- капитальные стены, перегородки, дверные и оконные откосы, ниши, цилиндрические своды с дуговыми распалубками первого этажа, сомкнутые своды второго этажа, лотковый свод с куполом и световым барабаном церкви второго этажа конца XVII - XIX вв., плоские перекрытия XIX в., их конструкция, материал, металлические связи, кладка из большемерного кирпича, счетные кирпичи в кладке чердачной части;

- три внутристенные каменные лестницы конца XVII в. на чердак, перекрытые сводами, центральная парадная чугунная литая лестница с полами площадок и ступенями из чугунных плит с рельефными узорами и ограждением из круглых декоративных стоек 1814 - 1817 гг., их местоположение, конструкции, материал, декоративное оформление;

- архитектурно-художественное оформление интерьеров конца XVII в. - XIX вв., в том числе реставрационные паркеты, резьба по гипсу и лепная отделка 1745 - 1748 гг. стен, откосов окон и дверей, арок, плафонов сводов бывших императорских покоев, 32 алебастровых клейма овальной формы с изображением "баталий" Петра Великого и девизами на потолке в бывшей императорской столовой, профилированные карнизы второго этажа, отделка распалубок XVII в. гирьками, стен, арок и сводов валиками и розетками, откосов окон и дверей, арок первого этажа;

- масляная живопись на холстах XIX в. в интерьерах первого этажа;

- колористическое решение интерьеров XVII в. - XIX вв. по результатам реставрационных исследований;

- печи и печи-камины с прибором середины XVIII в. - XIX вв., их местоположение и декоративное оформление, в том числе две изразцовые печи середины XVIII в., облицованные расписными полихромными изразцами с тематическими рисунками и растительными орнаментами, угловые камины с гладкими и рельефными белыми, а также рельефными цветными (голубые розетки на розовом фоне) изразцами XIX в.;

- трехъярусный иконостас домовой академической церкви, перенесенный в нее в конце XX в. из храма преподобного Харитона Исповедника в Огородниках, его материал, конструкция, композиционное решение и декоративное оформление, иконы;

- люстры и зеркала XIX - начала XX века;

- деревянная плотничья на шпонках, обшитая металлом дверь XIX в. на чердачную лестницу, материал (дерево) реставрационных дверных и оконных заполнений.