МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1347
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"УСПЕНСКИЙ СОБОР", 1559 - 1585 ГОДЫ, РАСПИСАН В 1684 ГОДУ,
РАСПИСАН В 1684 ГОДУ, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ
АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД",
XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Успенский собор", 1559 - 1585 годы, расписан в 1684 году, расписан в 1684 году (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 41), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", XIV - середина XX века.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1347
ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
УСПЕНСКИЙ СОБОР", 1559 - 1585 ГОДЫ, РАСПИСАН В 1684 ГОДУ,
РАСПИСАН В 1684 ГОДУ, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ
АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД",
XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
- местоположение, градостроительные и силуэтные характеристики собора 1559 - 1585, 1781 гг., участвующего в создании основных видовых панорам Троице-Сергиевой лавры, его ведущая роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля монастыря;
- объемно-пространственная композиция каменного пятиглавого пятиапсидного собора 1559 - 1585 гг., с тремя крытыми крыльцами-папертями XVIII - XIX вв., в том числе габариты, силуэтные характеристики, высотные отметки закомар, апсид, барабанов и венчающих карнизов папертей;
- луковичные главы с "юбками" собора 1751 - 1752 гг., XVIII - XIX вв., оцинкованные полувальмовые и посводные крыши крылец XIX в., медные покрытия закомар, апсид, золоченые кресты, выполненные при реставрации 1946 - 1960 гг., их конфигурация, высотные отметки, конструкции, материал, характер кровельного покрытия, колористическое и декоративное оформление центральной главы золочением и 4 боковых глав - окраской синим и золочеными звездами, медных конх золочеными подзорами, белокаменные водометы;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов собора 1559 - 1585 гг., XVIII - XIX вв., в том числе высокий наклонный цоколь, отделенный валиком, полуциркульные широкие прясла с закомарами, западные гладкие с верхним светом, южные и северные с колончатым аркатурным поясом и оконными проемами в два света, с гладкими, сильно выступающими стеновыми пилястрами и сдвоенными угловыми, с щелевидными арочными и расширенными прямоугольными оконными проемами, дверными перспективными порталами, апсиды с полукруглыми колонками, щелевидными арочными окнами в обрамлении с "бусинами", с профилированным широким карнизом и угловыми лопатками, барабаны с щелевидными окнами в рамках и с профилированными карнизами, центральный - с нижним профилированным поясом, боковые крыльца с гирьками, западное крыльцо с рустом, декоративными кронштейнами, крестами шишками, филенкой с надписью, аттиком, медальонами с живописью и крестом, лестницы крылец с ограждениями, следы примыкания паперти 1559 - 1585 гг. на западном фасаде, их местоположение, форма, размер и художественное оформление (с учетом реставрационных работ XX в.);
- материал и характер отделки фасадных поверхностей собора 1559 - 1585 гг., XVIII - XIX вв., известковая обмазка по кирпичу, белый камень;
- колористическое решение церкви 1559 - 1585 гг., XVIII - XIX вв. (в соответствии с материалами реставрационных исследований);
- оконные деревянные рамы, в том числе фрамужные заполнения и двери крылец-папертей собора, их материал, характер оформления, колористическое решение (с учетом реставрационных работ XX в.);
- пространственно-планировочная структура интерьеров двусветного крестовокупольного трехнефного четырехстолпного храма 1559 - 1585 гг. с алтарем, отделенным каменной преградой и разделенным четырьмя глухими стенами с более поздними проемами, перекрытого системов сводов на парусах, поддерживающих пять световых барабанов, с нижней Всехсвятской церковью в крипте 1893 - 1889 гг. и папертями XVIII - XIX вв. в пределах капитальных стен, дверных и арочных проемов, перекрытий, сводов, распалубок, ниш, арок, отметок полов и солеи (с учетом реставрационных работ XX в.);
- капитальные стены, столбы и сводчатые перекрытия собора 1559 - 1585 гг., XVIII - XIX вв. из большемерного кирпича и белого камня, их конструкция, материал, техника и технология кладки, система ее усиления деревянными и металлическими связями (с учетом реставрационных работ XX в.);
- внутристенная лестница 1559 - 1585 гг., лестница в крипту 1889 г., их материал, характер оформления, конструкции;
- декоративное оформление интерьеров собора 1559 - 1585 гг., XVIII - XIX вв., в том числе, оформление дверных и оконных проемов, перспективных порталов полуколонками, украшенными бусинами, доломитовые полы и солея, карнизы в нижней церкви 1889 г.;
- металлическое дверное заполнение из листового расписанного и полосового железа с дверными кольцами XVI - XVIII вв., его материал, характер оформления, техника исполнения, колористическое решение (с учетом реставрационных работ XX в.);
- кованые кубчатые и "в шахмат" решетки окон XVI - XIX вв., решетка ограждения солеи 1880 г.; решетки ограждений в крипте 1890 гг.; (с учетом реставрационных работ XX в.);
- фрески 1684 г. (с учетом реставрационных работ к. XIX - XX вв.);
- пятиярусный рамочный резной вызолоченный иконостас первой трети XVIII в., его местоположение, конструкции, материал, характер оформления, техника изготовления, колористическое решение;
- 76 икон, царские врата, врата жертвенника и дьяконника иконостаса XVIII в. и ранее;
- три яруса расписных деревянных хор с лестницами XVIII в. за иконостасом, их местоположение, конструкция, материал, характер оформления, техника изготовления, колористическое решение, росписи;
- иконостас с иконами придела Св. Федора Стратилата, конец XVIII в., его местоположение, конструкция, материал, характер оформления, техника изготовления, колористическое решение;
- иконостас с иконами, первая треть XIX в., его конструкция, материал, характер оформления, техника изготовления, колористическое решение;
- сень напрестольная резная, вызолоченная, первой трети XVIII в., ее конструкция, материал, характер оформления, техника изготовления, колористическое решение;
- митрополичье место резное, вызолоченное, первой трети XVIII в., его конструкция, материал, характер оформления, техника изготовления, колористическое решение;
- пристенные иконы XIX в. и ранее;
- осветительные приборы XVII - XIX вв., их конструкция, материал, характер оформления, техника изготовления;
- Св. мощи и захоронения, оформление надгробных плит;
- деревянная рака Преподобного Сергия Радонежского, 1392 г.