МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1345

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ТРАПЕЗНАЯ С ЦЕРКОВЬЮ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО",
1686 - 1692, 1747 - 1749 ГОДЫ, АРХИТЕКТОР И.И. ЖУКОВ,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Трапезная с церковью Преподобного Сергия Радонежского", 1686 - 1692, 1747 - 1749 годы, архитектор И.И. Жуков (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 10), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", XIV - середина XX века.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1345

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ТРАПЕЗНАЯ С ЦЕРКОВЬЮ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО",
1686 - 1692, 1747 - 1749 ГОДЫ, АРХИТЕКТОР И.И. ЖУКОВ,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

- местоположение, градостроительные и силуэтные характеристики здания, участвующего в формировании центральной части Сергиева Посада, ансамбля Троице-Сергиевой Лавры и южной стороны Соборной площади, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля;

- объемно-пространственная композиция вытянутого "кораблем" по оси восток-запад здания 1686 - 1692, 1747 - 1749, 1770, 1791, 1831 - 1832 гг., включающая подклет с братской кухней и трапезной, окруженный по периметру открытой арочной сводчатой на столбах галереей с верхним гульбищем и балюстрадой, на которое ведут две широкие лестницы, поставленный на подклет высокий двухэтажный одноглавый четверик храма с северным шатром над входом и пониженной трехчастной апсидой с востока, прямоугольной трапезной палатой с запада, выступом южного придела и парадными сенями с северо-западным шатром;

- медная с разжелобками полувальмовая крыша над объемом трапезной со стропильными висячими, выкованными кузнецом В.Е. Крестовщиковым, конструкциями 1747 - 1749 гг., медная крыша четверика на четыре ската с деревянными стропилами и посводное покрытие алтарной части с печными трубами, луковичная глава с крестом, крыши крылец и южного придела, их материал, конструкция, техника изготовления, конфигурация, характер кровельного покрытия, высотные отметки по конькам и подкрестовым яблокам (с учетом реставрационных работ XX века);

- композиционное решение и архитектурно-декоративное оформление фасадов 1686 - 1692 гг., построенное на соотношении большого ордера главного объема и верхнего четверика церкви, состоящего из высоких гладкоствольных кирпичных колонн и полуколонн, расписных перевитыми виноградными лозами, белокаменных витых колонн малого ордера входов и шатров, и еще меньшего, из резных белокаменных с гранатами и барочным орнаментом колонок по сторонам оконных проемов; местоположение, размер, форма и оформление арок гульбища, полуциркульных оконных и дверных проемов подклета, рамочные наличники дверей и окон церкви и трапезной с разорванными сандриками и подоконными фартуками, две памятные белокаменные доски с история закладки и освящения трапезного храма, картуши, филенки, верхние пояса стен трапезной и четверика храма из архивольтов с раковинами и сдвоенных коротких филенчатых пилястр, глухой барабан с волютами, арки с шишками-гирьками и гребешковые аттики с пинаклями входных шатров, каменные резные балясины и столбики балюстрады, мощение галереи чугунными плитами барочного рисунка;

- материал и характер отделки фасадных поверхностей 1686 - 1692 гг., включая затирку швов и побелку с покраской, белокаменные детали (цоколь, капители, картуши, гирлянды, фигуративные рельефные изображения, резные белокаменные памятные доски, резные балясины балюстрады, карнизы);

- колористическое полихромное решение фасадов 1686 - 1692 гг. с побелкой по обмазке подклета и раскраской плоскости фасадов "в шахмат" синими, желтыми, красными и зелеными цветами и чередованием цветов на криволинейных поверхностях апсид (уточняется в процессе реставрационных исследований);

- пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен, опор, сводчатых перекрытий, дверных и арочных проемов конца XVII - XIX веков, в том числе подклет со сводчатыми и двустолпною палатами, пространство основного объема храма с алтарной частью, отделенной от него тремя арочными проемами, трапезная, помещения южного придела и сеней, сводчатая палата во втором ярусе четверика;

- капитальные стены, опоры, своды, распалубки, откосы окон и дверей, гнезда ставен, пороги, квадратные металлические воздушные связи 1686 - 1692 гг., XVIII - XIX веков, в том числе, корытообразный с распалубками свод храма и цилиндрический свод палаты над ним, своды алтаря, полулотковые с дуговыми распалубками своды трапезной и южного придела, сомкнутый свод сеней, цилиндрические, сомкнутые и лотковые с распалубками своды в подклете, сомкнутый свод с распалубками двустолпной палаты братской трапезной, кирпичное основание башни над западным притвором на чердаке 1686 - 1692 гг. высотой около полутора метров, конструкция, техника кладки и материал (большемерный кирпич);

- внутристенные лестницы 1686 - 1692 гг., белокаменная из притвора на чердак, две кирпичные из храма на верхний ярус четверика в палату и одна в южном приделе из подклета на первый этаж, белокаменные наружные лестницы на гульбище 1770, 1791, 1831 - 1832 гг., северная с ограждением частично из каменных баляснин и западная двухмаршевая в сплошном каменном ограждении с медным окрытием, их местоположение, конструкция, материал и декоративное оформление;

- архитектурно-декоративное оформление интерьеров XVII - начала XX веков, в том числе полы из полихромной метлахской плитки 1903 г. в трапезной, сенях и в ризнице, из квадратных, уложенных по белокаменному основанию, металлических литых со звездчатым рисунком рельефных плит начала XIX века в палате над церковью, полы и солея из плит натурального камня в храме, подклете, братской трапезной, сложный лепной стеновой и плафонный скульптурный декор, включая позолоченные и с амальгамой картуши, гирлянды, орнаменты, цветочные букеты, связки экзотических плодов, раскрепованные тянутые профилированные карнизы;

- колористическое полихромное решение интерьеров XVII - XIX веков, в том числе, тонирование лепнины, серебрение, золочение;

- росписи в интерьерах 1778 - 1780 гг., XIX в., 1911 г.;

- четырехъярусный деревянный резной позолоченный иконостас с иконами из московской церкви Николая Чудотворца "Большой крест" на Ильинке 1688 г., 1948 г. его местоположение, конструкция, материал, композиционное решение и декоративное оформление, иконы;

- столярные заполнения оконных и дверных проемов со скобяным прибором XVIII - XIX веков, их местоположение, характер оформления и колористическое решение, включая внутренние двери;

- кузнечной работы двери из листового и полосового железа на клепках, с фигурными литыми накладками, тонированные, с засовами, ручками-кольцами, подставами, решетчатые с фрамугами из Большой трапезной в церковь Сергия, металлические кованые кубчатые и "в шахмат" оконные решетки, подстава ставен и дверей;

- осветительные приборы XVI - XIX веков;

- каменные надгробницы, св. мощи и захоронения в храме и захоронения с надгробными плитами князей Трубецких в северной части гульбища.