МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1330

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"НАДКЛАДЕЗНАЯ ЧАСОВНЯ", КОНЕЦ XVII ВЕКА, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ
СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Надкладезная часовня", конец XVII в. (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 44), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", XIV - середина XX века.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый
заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1330

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"НАДКЛАДЕЗНАЯ ЧАСОВНЯ", КОНЕЦ XVII ВЕКА, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В ГОРОДЕ
СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

- местоположение родника 1644 г. с часовней у юго-западного угла Успенского собора, роль часовни в композиционно-планировочной структуре ансамбля Троице-Сергиевой Лавры и Соборной площади;

- объемно-пространственная ярусная композиция часовни конца XVII в., состоящая из низкого кубовидного четверика, возведенного над ним крупного восьмерика с ребристым куполом и четырьмя окнами-люкарнами, верхнего светового граненого барабана с пониженным ребристым куполом и малого восьмерика-барабана 1806 г. с граненой главкой и крестом над ней, в том числе высотные отметки по завершениям ярусов;

- крыша четверика, купольные покрытия восьмериков конца XVII в., луковичная граненая золоченая главка с юбкой и золоченым крестом 1806 г., их материал, конструкция, высотные отметки, форма и декоративное оформление с кровельным покрытием "в шашку" (с учетом реставрационных работ XX в.);

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов часовни конца XVII в., в том числе, профилированный белокаменный цоколь, витые сдвоенные на общих пьедесталах белокаменные угловые колонки четверика с резным растительным орнаментом, украшенные виноградными лозами, плодами, цветами, оформление окон четверика белокаменными резными орнаментальными наличниками с подоконными филенками, колонками и сандриками сложной "разорванной" криволинейной формы, два из которых на главном западном фасаде с изображениями херувимов, крепованый профилированный карниз четверика, восемь декоративных шаров на тумбах, расположенных по углам четверика над колонками; резные белокаменные аркады на колонках-консолях восьмерика с фигурными деталями в пазухах, прямоугольные окна восьмерика с колонками на консолях, боковыми вертикальными филенками и лучковыми сандриками, полихромные майоликовые элементы декора, карниз восьмерика с имитацией "сухариков"; оформление четырех окон-фальшлюкарн купола восьмерика наличниками с волютами и треугольными сандриками; плоские пилястры светового барабана с арками над окнами и вписанными в них "веерами", карниз с кронштейнами; местоположение, размер и форма входного и оконных проемов и ниш;

- материал и характер отделки фасадных поверхностей конца XVII в., включая окраску по обмазке, белокаменные детали;

- каменный порог-ступень перед входом в часовню;

- реставрационная дверь из полосового и листового железа на жиковинах, кованые решетки XVII - XIX вв.;

- колористическое решение XVII в. - гранатовый с белыми деталями колер фасадов и многоцветная роспись под "бриллиантовый руст" верхних барабанов;

- ценинная икона Св. Сергия Радонежского у источника (в киоте над входом со стороны западного фасада), XVII в., и Иисуса Христа (в киоте на восточном фасаде), XIX в., их местоположение, техника исполнения;

- пространственно-планировочная зальная структура интерьера часовни конца XVII в., в пределах капитальных стен и граненого купола со световым барабаном;

- стены из большемерного кирпича на известковом растворе, восьмигранный купол на тромпах с отверстием световых барабанов кон. XVII в., их конструкции, материал, техника и технология выполнения, железные связи;

- колористическое решение интерьеров уточняется по результатам реставрационных исследований;

- росписи XIX вв. на стенах и в куполе;

- иконостас XIX в.;

- октагональная форма купели.