МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1299

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", XIV - середина XX века (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН

Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30 октября 2020 г. N 1299

ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА

- палеорельеф горы Маковец, на вершине которой расположен монастырь, пологой восточной Красногорской площади и оврагов нижнего подола, огибающих монастырь с юга, запада и севера;

- историческая система водообеспечения монастыря, в том числе речки Кончура, Вондюга и Копнинка, протекающие с трех сторон монастырского холма, каскады прудов с плотинами и отдельные пруды у подножья монастыря, водный канал на реке Кончуре под Переходным корпусом, родник в Надкладезной часовне, Пятницкий колодец Преподобного Сергия;

- дорожно-тропиночная сеть XIV - середины XX вв. горы Маковец и подольного монастыря, открытые пространства площади между Лаврой и Красными торговыми рядами, Соборной площади и низины подола;

- местоположение, силуэтные и градостроительные характеристики архитектурного ансамбля Лавры XIV - середины XX вв., состоящего из центрального ядра зданий, окружающих Троицкий собор и Соборную площадь по четырем сторонам света, с высотными доминантами - с запада колокольни, с востока Успенского собора и Надвратной церкви, с севера Царских чертогов и с юга трапезной церкви, ограниченных поясом каменных крепостных стен с башнями, Святыми, Успенскими, Каличьими и Водяными воротами, стенами подольного монастыря с Пафнутьевым садом и зданиями больницы и богадельни, Переходного корпуса, Странноприимного дома, монастырских лавок, двумя церквями бывшего Пятницкого монастыря и часовней Пятницкого колодца, монастырскими зданиями, прилегающими к Красногорской площади, и зданиями Конного двора, роль ансамбля как градостроительной доминанты Сергиева Посада в композиционно-планировочной структуре городской деревянной и каменной застройки, в видовых городских и ландшафтных панорамах;

- объемно-пространственная композиция ансамбля XV - середины XX вв., в том числе габариты, высотные и силуэтные характеристики зданий и сооружений, масштабные соотношения, исторически сложившаяся взаимосвязь высотных доминант;

- пространственно-планировочная структура ансамбля XIV - начала XX вв., в том числе "четверообразность" планировки обители, наличие центральной Соборной площади ансамбля, отмеченной группой сакральных зданий, основной планировочной оси восток-запад от Святых ворот до Троицкого собора - культового центра монастыря, фиксирующего планировочный центр обители середины XIV в., местоположение зданий, очертания и величина площадей, соотношение застроенных и незастроенных пространств, озелененных и не озелененных территорий, традиционное деление на обособленные монастырские дворы, в том числе дворы, расположенные под стенами Лавры (четкое зонирование территории крепости на общественно-культовую зону, расположенные с востока, юга и запада жилые закрытые зоны келий, северную территорию Московской Духовной Академии - бывший хозяйственный Житный двор, Подольный монастырь, Пятницкий монастырь, Красногорскую торговую площадь и Конный двор);

- схема исторического озеленения, построенная на сочетании мелких групп деревьев и крупного зеленого массива Академического сада между центром и периферией крепости, Пафнутьев сад в юго-западной части подола;

- общее колористическое решение ансамбля XV - начала XX вв., построенное на сочетании беленых древних памятников, келий и крепостных сооружений, яркой окраски церквей, Царских чертогов, часовен и колокольни XVII - XVIII вв., окраски желтой охрой построек ампирного периода и краснокирпичных построек рубежа XIX - XX вв.;

- элементы благоустройства XVI - начала XX вв., включая мощение, ограды палисадников и их местоположение;

- культурный слой XIV - XIX вв., включая археологические остатки рва, белокаменного моста у Красной башни и петровских бастионов;

- захоронения и надгробия кладбищ монастыря и Московской Духовной Академии XIV - начала XX вв., их местоположение, материал и оформление надгробий;

- мемориальная ценность Троице-Сергиевой Лавры как духовного центра России.