I. Общие положения
1. Настоящий Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам ассистентуры-стажировки, включающий в себя порядок приема на обучение по программам ассистентуры-стажировки (далее - Порядок), разработан для образовательных организаций высшего образования (далее - образовательные организации), имеющих лицензии на право осуществления образовательной деятельности по соответствующим программам ассистентуры-стажировки.
Порядок определяет особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, лица, поступающие), иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в образовательные организации по программам ассистентуры-стажировки, а также устанавливает перечень вступительных испытаний при приеме на обучение, в том числе особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
2. Программы ассистентуры-стажировки направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусств, в очной форме обучения <1>.
--------------------------------
<1> Часть 16 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30 (ч. I), ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562; N 6, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26 (ч. I), ст. 3388; N 30 (ч. I), ст. 4257; N 30 (ч. I), ст. 4263) (далее - Федеральный закон).
3. Получение высшего образования по программам ассистентуры-стажировки включает в себя подготовку квалификационной работы по соответствующей творческо-исполнительской специальности <1>.
--------------------------------
<1> Часть 18 статьи 83 Федерального закона.
4. Программы ассистентуры-стажировки самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией <1>. Имеющие государственную аккредитацию программы ассистентуры-стажировки разрабатываются образовательными организациями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, разработку которых обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, а образовательной организацией, имеющей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, - также в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными такой организацией самостоятельно (далее - образовательные стандарты, утвержденные самостоятельно).
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 12 Федерального закона.
5. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств (специалитет или магистратура).
6. Программы ассистентуры-стажировки реализуются по специальностям высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки (далее - специальности).
7. Программа ассистентуры-стажировки может иметь вид, характеризующий ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющий ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения.
Образовательная организация устанавливает вид программы ассистентуры-стажировки, конкретизирующий ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности.
В наименовании программы ассистентуры-стажировки указываются наименование специальности и вид указанной программы.
8. При осуществлении образовательной деятельности по программе ассистентуры-стажировки образовательная организация обеспечивает:
проведение учебных занятий по дисциплинам в форме лекций, групповых, индивидуальных занятий, консультаций, семинаров, научно-практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, самостоятельной работы, в иных формах, устанавливаемых образовательной организацией;
проведение практик;
проведение контроля качества освоения программы ассистентуры-стажировки посредством текущего контроля успеваемости, обязательной промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, а также иных форм, устанавливаемых образовательной организацией.
9. Программа ассистентуры-стажировки, разрабатываемая в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее соответственно - базовая часть и вариативная часть).
Базовая часть программы ассистентуры-стажировки должна указывать на результаты обучения, разрабатываемые в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно).
Базовая часть программы ассистентуры-стажировки является обязательной вне зависимости от вида программы ассистентуры-стажировки, обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), и включает в себя дисциплины, установленные федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), и итоговую (государственную итоговую) аттестацию.
При обучении по программе ассистентуры-стажировки образовательная организация обеспечивает иностранным гражданам и лицам без гражданства возможность изучения в рамках дисциплины (модуля) "Иностранный язык" русского языка как иностранного.
Вариативная часть программы ассистентуры-стажировки направлена на расширение и (или) углубление компетенций, определяемых федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), а также на формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательной организацией дополнительно к компетенциям, определяемым федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно) (в случае установления образовательной организацией указанных компетенций), и включает в себя дисциплины и практики, установленные образовательной организацией.
Содержание вариативной части формируется в соответствии с видом программы ассистентуры-стажировки.
Обязательными для освоения обучающимся являются дисциплины, входящие в состав базовой части программы ассистентуры-стажировки, а также дисциплины и практики, входящие в состав вариативной части программы ассистентуры-стажировки в соответствии с видом указанной программы.
10. При реализации программы ассистентуры-стажировки образовательная организация обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении программы ассистентуры-стажировки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Избранные обучающимся элективные дисциплины являются обязательными для освоения.
При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация включает в программу ассистентуры-стажировки специализированные адаптационные дисциплины.
При реализации программы ассистентуры-стажировки, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (образовательным стандартом, утвержденным самостоятельно), факультативные и элективные дисциплины, а также специализированные адаптационные дисциплины включаются в вариативную часть указанной программы в объеме, не превышающем нормативный срок освоения данной программы, и общую трудоемкость освоения основных образовательных программ.
11. Результаты обучения по программе ассистентуры-стажировки должны соответствовать целям, заявленным в программе ассистентуры-стажировки, и формулируются в виде измеряемого уровня освоения компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках будущей профессиональной деятельности.
12. Результаты обучения должны учитывать требования профессиональных стандартов, квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
13. Образовательные организации при реализации программ ассистентуры-стажировки обязаны соблюдать права обучающихся, меры их социальной поддержки и стимулирования, предусмотренные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.