МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 2019 г. N 472-05-07
Просим довести до сведения подведомственных учреждений с целью использования в работе Рекомендации о порядке использования объектов изобразительного искусства в рамках действующего законодательства об интеллектуальной собственности, разработанные Минкультуры России с учетом положений музейного законодательства.
Заместитель директора
Департамента музеев
Н.В.ЧЕЧЕЛЬ
Приложение
РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЯМИ ОБЪЕКТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Деятельность музеев в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и Музеях в Российской Федерации". Нормы данного закона содержат положения о порядке хранения и использования оригиналов произведений, выраженных в материальных носителях.
Указанный закон, однако, не распространяет свое действие на использование исключительных прав на произведение, которое регулируется четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нормы части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и нормы музейного законодательства Российской Федерации регулируют различные сферы правоотношений. Судебная практика разграничивает использование произведения как объекта, включенного в состав Музейного фонда Российской Федерации и объекта исключительных авторских прав, указывая на применимость в каждом случае различных норм права.
В соответствии с положениями части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности или иное вещное право на материальный носитель, в котором выражены результат интеллектуальной деятельности, существует одновременно с интеллектуальными правами на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Срок действия исключительного права на произведение установлен статьей 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации. После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние (статья 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации). Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
В соответствии со статьей 1227 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженный в этой вещи.
Таким образом музей, в случае если произведение не перешло в общественное достояние (т.е. если срок действия исключительного права не истек) может стать обладателем исключительного права на произведение только на основании соответствующего договора с автором (правообладателем) произведения.
Факт передачи музею оригинала произведения не означает переход к музею исключительного права на произведение. Положение о предоставлении исключительного права музею может быть зафиксировано в договоре купли-продажи произведения, договоре дарения и т.д. или предоставлено в рамках отдельного лицензионного договора или договора отчуждения, в соответствии со статьей 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случае если условия о предоставлении или передаче музею исключительного права отсутствуют, музей в своей деятельности обязан соблюдать положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части соблюдения прав авторов (правообладателей) произведений, охраняемых авторским правом.
Без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение может быть использовано музеем (не являющимся правообладателем произведения) в информационных, научных, учебных или культурных целях, предусмотренных статьей 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования,
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.
К указанным случаям могут быть отнесены анонсы и обзоры выставок, текущих событий деятельности музея в средствах массовой информации и сети Интернет, использование произведений из коллекции музея в передачах, сюжетах, носящих искусствоведческий, научно-просветительский характер.
Также, в соответствии с частью 2 статьи 1291 Гражданского кодекса Российской Федерации музей, не обладающий исключительным правом на произведение, вправе:
1) демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции;
2) передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.
Использование произведений иными способами, в случае отсутствия у музея исключительных прав, будет являться нарушением права автора (правообладателя). В таком случае, в целях правомерного использования произведения, музеям необходимо обращаться к авторам (правообладателям) объекта авторского права или в организацию по управлению правами на коллективной основе, представляющей их интересы, за получением соответствующего разрешения на использование произведения.
Во избежание нарушений действующего законодательства отмечаем необходимость совокупного применения положений музейного законодательства и законодательства об интеллектуальной собственности к музейному предмету как к материальной ценности и как к объекту авторского права.