Письмо Минкультуры РФ от 14.07.2010 N 45-01-39/04-ПХ "Об установлении примерных целевых показателей эффективности деятельности работников учреждений культуры, искусства, образовательных учреждений и науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июля 2010 г. N 45-01-39/04-ПХ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУКИ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, Министерство культуры Российской Федерации разработало совместно с НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России и согласовало с Российским Профсоюзом работников культуры "Примерные целевые показатели эффективности деятельности работников учреждений культуры, искусства, образовательных учреждений и науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации".
Целевые показатели разработаны в целях оказания практической и методической помощи федеральным учреждениям культуры и искусства, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для определения стимулирующих выплат и премирования работников учреждений за выполненную работу при разработке учреждениями локальных нормативных актов.
Порядок и условия установления стимулирующих выплат и премирования работников учреждения определены Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 августа 2008 г. N 64.
Стимулирующие выплаты осуществляются в пределах стимулирующей части фонда оплаты труда.
Стимулирование качества труда работников основывается на показателях качества, которые устанавливаются локальным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников.
Стимулирующие выплаты могут носить разовый или периодический характер. Максимальный период установления стимулирующих выплат - один год. Размер стимулирующих выплат работникам учреждения, период действия этих выплат и список работников, получающих данные выплаты, закрепляется приказом руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников.
Оценка эффективности деятельности работника производится на основе применения целевых показателей его работы, входящих в основу системы стимулирования и позволяющих определять размеры стимулирующих выплат. Для решения этой задачи, в первую очередь, необходимо определить данные показатели.
Определение целевых показателей эффективности деятельности работников проводится на основе анализа и увязки между собой следующих позиций: целей деятельности учреждения; программой его развития; целей деятельности отдельных структурных подразделений; характера деятельности разных категорий работников; круга их должностных обязанностей.
Таким образом, показатели эффективности деятельности работников находятся в общей связи с плановыми показателями деятельности учреждений, утвержденными приказами Минкультуры России для стимулирования труда руководителя учреждения.
Целевые показатели устанавливается на основе качественных показателей результата труда разных категорий работников и единиц измерения показателей.
П.В.ХОРОШИЛОВ
Приложение
Утверждаю
Заместитель Министра культуры
Российской Федерации
П.В.ХОРОШИЛОВ
ПРИМЕРНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУКИ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Согласованы с Российским профсоюзом работников культуры
23 июня 2010 г. N 03-12/73)
В соответствии со спецификой деятельности конкретного учреждения, структурного подразделения, предлагаемые примерные целевые показатели эффективности деятельности работников учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации могут быть конкретизированы, расширены.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат │ │ для работников учреждений исполнительского искусства │ ├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤ │Высокое │Данный показатель оценки эффективности│ │профессиональное │деятельности работников определяется на│ │мастерство с учетом │основании внутренних локальных актов│ │фактической загрузки в │учреждений, в которых устанавливается средняя│ │репертуаре │загрузка по должности (профессии) и применяется│ │ │при ее перевыполнении или как минимум│ │ │достижении. Может распространяться на:│ │ │артистический персонал; часть художественного,│ │ │административного персонала и рабочих,│ │ │непосредственно занятых в подготовке│ │ │представления и его проведении. Средняя│ │ │загрузка определяется исходя из общих│ │ │количественных параметров работы, которые│ │ │объективно применимы к анализу деятельности в│ │ │должности (профессии) (общее количество:│ │ │вызовов на репетиции, представления; ролей,│ │ │партий; участий в проведении и обслуживании│ │ │репетиций, представлений; видов выполняемых│ │ │работ по каждому проекту) к количеству│ │ │исполнителей, на которых распространяются│ │ │соответствующие показатели. Данный показатель│ │ │оценки эффективности деятельности работников│ │ │может быть применен при установлении│ │ │стимулирующих выплат (премия, надбавка,│ │ │повышающий коэффициент) за интенсивность и│ │ │высокие результаты работы, премий по итогам│ │ │работы. │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Особые творческие │за роль, исполнение концертной и цирковой│ │достижения │программы (номера), режиссуру, хореографию,│ │ │сценографию, костюмированное, музыкальное,│ │ │световое, звуковое и художественное оформление│ │ │спектакля, за постановку концертных и цирковых│ │ │номеров. Данный показатель оценки определяется│ │ │на основании внутренних локальных актов│ │ │учреждений, разработанных, согласованных и│ │ │утвержденных при непосредственном участии│ │ │творческих комиссий (художественных советов)│ │ │учреждений. Под особыми творческими│ │ │достижениями могут подразумеваться такие│ │ │личные профессиональные достижения, как:│ │ │номинация на профессиональную премию;│ │ │фактическое выполнение работы, отличающейся│ │ │своей сложностью (главная роль; сложная партия,│ │ │номер, отрывок; художественное решение и т.д.),│ │ │творческое новаторство. В локальном нормативном│ │ │акте данный показатель конкретизируется по│ │ │видам деятельности, согласно чему творческая│ │ │комиссия оценивает конкретного работника.│ │ │Данный показатель оценки эффективности│ │ │деятельности работников может быть применен при│ │ │установлении стимулирующих выплат (премия,│ │ │надбавка, повышающий коэффициент) за качество│ │ │выполняемых работ, премий по итогам работы. │ ├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤ │ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат │ │ для библиотечных работников │ ├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤ │Выполнение и │Данный показатель в первую очередь│ │перевыполнение │распространяется на работников, от трудовых│ │плановых показателей │функций которых зависит выполнение│ │по количеству │установленного плана. Как правило, составление│ │посещений, │перспективных, текущих планов и контроль за их│ │комплектования │выполнением входит в должностные обязанности│ │библиотечных фондов, │руководителей соответствующих структурных│ │справочно- │подразделений, однако по итогам отчетного│ │библиографического │периода (квартал, полугодие, год) этот│ │обслуживания и │показатель может быть применен ко всему│ │книговыдачи в год │персоналу. Данный показатель оценки│ │ │эффективности деятельности работников может│ │ │быть применен при установлении стимулирующих│ │ │выплат (премия, надбавка, повышающий│ │ │коэффициент) за интенсивность и высокие│ │ │результаты работы, премий по итогам работы. │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Количество и высокий│Работа по реставрации является важной│ │уровень │составляющей деятельности учреждения. Данная│ │отреставрированных │работа может быть разной по сложности и от│ │единиц │этого требует отдельных профессиональных│ │ │качеств (усидчивость, аккуратность, терпение).│ │ │В этой связи может возникнуть ситуация, когда│ │ │не все работники будут выполнять ее одинаково и│ │ │с надлежащим качеством. При этом по выполнению│ │ │других функций к ним не будет претензий.│ │ │Введение в систему стимулирования данного│ │ │показателя позволит в сложившейся ситуации│ │ │привлечь к данной работе специалистов, готовых│ │ │ее исполнять в необходимом количестве (согласно│ │ │установленному плану) и с надлежащим качеством.│ │ │Данный показатель оценки эффективности│ │ │деятельности работников может быть применен при│ │ │установлении стимулирующих выплат (премия,│ │ │надбавка, повышающий коэффициент) за│ │ │интенсивность и высокие результаты работы, за│ │ │качество выполняемых работ, премий по итогам│ │ │работы. │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Освоение и внедрение │Освоение и внедрение новых методик и технологий│ │инновационных методов │позволяет выходить на более высокий уровень│ │работы, направленных │как предоставления услуг, так и организации│ │на развитие библиотеки │рабочего процесса. Однако на начальном этапе│ │ │требует от работников дополнительных усилий по│ │ │освоению новаций. Для усиления│ │ │заинтересованности работников в освоении и│ │ │внедрении инновационных методов работы│ │ │целесообразно установить данный показатель в│ │ │увязке с временными требованиями, отведенными│ │ │на данный процесс. Данный показатель оценки│ │ │эффективности деятельности работников может│ │ │быть применен при установлении стимулирующих│ │ │выплат (премия, надбавка, повышающий│ │ │коэффициент) за интенсивность и высокие│ │ │результаты работы, премий по итогам работы. │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Высокий уровень │Высокий уровень подготовки и творческая│ │подготовки, творческая │активность работника являются профессионально-│ │активность в │деловыми качествами работника, характеризующими│ │организации и │не только его личную результативность, но и│ │проведении культурно- │высокий уровень мотивации. В этой связи данный│ │просветительских, │показатель оценки работника рекомендуется│ │обучающих мероприятий, │применять также и с целью поддержания его│ │научной, научно- │мотивации и, конечно же, для учета в заработной│ │методической и │плате работника оценки его труда в соответствии│ │издательской работе │с личной результативностью, как фактической,│ │ │так и планируемой. Данный показатель оценки│ │ │эффективности деятельности работников может│ │ │быть применен при установлении стимулирующих│ │ │выплат (премия, надбавка, повышающий│ │ │коэффициент) за интенсивность и высокие│ │ │результаты работы, премий по итогам работы. │ ├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤ │ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат │ │ для музейных работников │ ├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤ │Выполнение и │Данный показатель в первую очередь│ │перевыполнение │распространяется на работников, от трудовых│ │плановых показателей │функций которых зависит выполнение│ │по посещаемости, │установленного плана. Как правило, составление│ │экскурсионной и │перспективных, текущих планов и контроль за их│ │лекционной │выполнением входит в должностные обязанности│ │деятельности в год │руководителей соответствующих структурных│ │ │подразделений, однако по итогам отчетного│ │ │периода (квартал, полугодие, год) этот│ │ │показатель может быть применен ко всему│ │ │персоналу. Данный показатель оценки│ │ │эффективности деятельности работников может│ │ │быть применен при установлении стимулирующих│ │ │выплат (премия, надбавка, повышающий│ │ │коэффициент) за интенсивность и высокие│ │ │результаты работы, премий по итогам работы. │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Высокий уровень │Данный показатель оценки определяется│ │подготовки и │экспертным методом с учетом полученных отзывов│ │проведение лекций, │при непосредственном участии научных комиссий│ │экскурсий, музейных │(ученых советов). Позволяет дать оценку│ │мероприятий │качества результатов труда работника. Данный│ │ │показатель оценки эффективности деятельности│ │ │работников может быть применен при установлении│ │ │стимулирующих выплат (премия, надбавка,│ │ │повышающий коэффициент) за качество выполняемых│ │ │работ, премий по итогам работы. │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Участие в создании │Данный показатель позволяет оценить активность│ │новых постоянных, │работника в реализации проектов организации с│ │временных и │позиции его результативности и профессиональной│ │передвижных экспозиций │подготовленности. Данный показатель оценки│ │и выставок │эффективности деятельности работников может│ │ │быть применен при установлении стимулирующих│ │ │выплат (премия, надбавка, повышающий│ │ │коэффициент) за интенсивность и высокие│ │ │результаты работы, премий по итогам работы. │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Творческая активность │Творческая активность работника является│ │в научно-методической │профессионально-деловым качеством работника,│ │и (или) научно- │характеризующим не только его личную│ │исследовательской │результативность, но и его потенциал и уровень│ │работе │мотивации. В этой связи данный показатель│ │ │оценки работника рекомендуется применять также│ │ │и с целью поддержания его мотивации и, конечно│ │ │же, для учета в заработной плате работника│ │ │оценки его труда в соответствии с личной│ │ │результативностью, как фактической, так и│ │ │планируемой. Данный показатель оценки│ │ │эффективности деятельности работников может│ │ │быть применен при установлении стимулирующих│ │ │выплат (премия, надбавка, повышающий│ │ │коэффициент) за интенсивность и высокие│ │ │результаты работы, премий по итогам работы. │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Сохранение, │Работа по сохранению, реставрации и│ │реставрация и │комплектованию музейных фондов предъявляет к│ │комплектование │работнику особые требования к квалификации,│ │музейных фондов │наличие специальных знаний и навыков. В│ │ │зависимости от ее видов может│ │ │дифференцироваться ее сложность, и следовательно,│ │ │изменяться напряженность труда и содержание.│ │ │Для установления оценки деятельности работника│ │ │по данному показателю необходимо│ │ │классифицировать эти работы по их сложности.│ │ │Данный показатель оценки эффективности│ │ │деятельности работников может быть применен при│ │ │установлении стимулирующих выплат (премия,│ │ │надбавка, повышающий коэффициент) за│ │ │интенсивность и высокие результаты работы, за│ │ │качество выполняемых работ, премий по итогам│ │ │работы. │ ├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤ │ Показатели для определения стимулирующих выплат для педагогических │ │ работников в образовательных учреждениях │ ├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤ │Количество призеров │Данные показатели характеризуют потенциал│ │олимпиад, конкурсов, │работника, его творческую активность, уровень│ │частота участия в │подготовки и позволяют при оценке работника│ │конкурсах │количественно измерить его результативность.│ │ │Данные показатели оценки эффективности│ │ │деятельности работников могут быть применены при│ │ │установлении стимулирующих выплат (премия,│ │ │надбавка, повышающий коэффициент): за качество│ │ │выполняемых работ, премий по итогам работы │ ├───────────────────────┤ │ │Работа по │за интенсивность и высокие результаты работы,│ │методическому │премий по итогам работы │ │обеспечению учебного │ │ │процесса │ │ ├───────────────────────┤ │ │Количество выступлений │за интенсивность и высокие результаты работы,│ │на кафедре, педсовете, │премий по итогам работы │ │методобъединениях, │ │ │внедрение опыта │ │ │педагога на уровне │ │ │образовательного │ │ │учреждения, количество │ │ │проведенных и │ │ │положительно │ │ │отрецензированных │ │ │открытых занятий для │ │ │взаимопосещения │ │ ├───────────────────────┤ │ │Участие в │за интенсивность и высокие результаты работы,│ │профессиональных │премий по итогам работы │ │конкурсах, в работе │ │ │научно-практических │ │ │конференций │ │ │внутренних, отраслевых │ │ │и др. - частота │ │ │посещения конференций, │ │ │количество выступлений │ │ │в течение учебного │ │ │года │ │ ├───────────────────────┤ │ │Победы (номинации) в │за качество выполняемых работ │ │профессиональных │ │ │конкурсах │ │ ├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤ │ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат │ │ для работников учреждений науки │ ├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤ │Активность в научно- │Активность в научной деятельности зависит от│ │методической и (или) │профессиональных качеств работника, включающих│ │научно- │его творческий потенциал, квалификацию. В этой│ │исследовательской │связи у работников она может быть разной по│ │работе │количеству и сложности выполняемых работ. Таким│ │ │образом, при оценке работника его научную│ │ │активность можно определять количественными│ │ │значениями фактической загруженности в НИР, так│ │ │и уровнем сложности, важности выполняемой│ │ │работы. Уровни сложности или важности работы│ │ │классифицируются экспертным путем. Данный│ │ │показатель оценки эффективности деятельности│ │ │работников может быть применен при установлении│ │ │стимулирующих выплат (премия, надбавка,│ │ │повышающий коэффициент) за интенсивность и│ │ │высокие результаты работы, премий по итогам│ │ │работы. │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Публикации в │Данные показатели также характеризуют│ │международных и │творческую активность, самостоятельность│ │российских научных │работника, являются объективными в применении,│ │изданиях, публикации в │так как поддаются прямому учету. Данные│ │Российском индексе │показатели оценки эффективности деятельности│ │научного цитирования │работников могут быть применены при│ │(РИНЦ) и иных системах │установлении стимулирующих выплат (премия,│ │цитирования │надбавка, повышающий коэффициент) за│ ├───────────────────────┤интенсивность и высокие результаты работы,│ │Участие в │премий по итогам работы. │ │конференциях, │ │ │конгрессах и иных │ │ │научных мероприятиях │ │ ├───────────────────────┤ │ │Участие в │ │ │образовательном │ │ │процессе (разработка │ │ │методических │ │ │материалов, чтение │ │ │лекций, проведение │ │ │семинаров), │ │ │деятельность в │ │ │качестве научного │ │ │руководителя │ │ ├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤ │ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат для │ │ административно-управленческого персонала, работников бухгалтерии │ │ и экономических служб │ ├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤ │Выполнение и │Выполнение работ в соответствии с календарным│ │перевыполнение │графиком их проведения и надлежащим качеством.│ │плановых показателей │Данный показатель оценки эффективности│ ├───────────────────────┤деятельности работников может быть применен при│ │Своевременная │установлении стимулирующих выплат (премия,│ │подготовка учреждения │надбавка, повышающий коэффициент) за качество│ │к осенне-зимнему │выполняемых работ, премий по итогам работы. │ │сезону │ │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Своевременное и │В представленной формулировке показатель носит│ │качественное │общий характер, который может быть в локальном│ │выполнение показателей │нормативном акте раскрыт более точно. Так, по│ │содержания работы по │отношению к работникам различных служб│ │должности │учреждения могут применяться следующие│ │ │показатели: аттестация персонала; аттестация│ │ │рабочих мест по условиям труда; выполнение норм│ │ │по охране труда и здоровья персонала│ │ │учреждения; соблюдение финансовой дисциплины,│ │ │соблюдение сроков статистической и иной│ │ │отчетности; соблюдение требований пожарной│ │ │безопасности в учреждении и др.). Показателем│ │ │качества выполняемой работы и условием│ │ │положительной оценки работника могут являться -│ │ │отсутствие санкций со стороны проверяющих│ │ │органов или отсутствие санкций, повлиявших на│ │ │нормальное функционирование учреждения. Данный│ │ │показатель оценки эффективности деятельности│ │ │работников может быть применен при установлении│ │ │стимулирующих выплат (премия, надбавка,│ │ │повышающий коэффициент) за интенсивность и│ │ │высокие результаты работы, за качество│ │ │выполняемых работ, премий по итогам работы. │ ├───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┤ │ Показатели для определения размеров стимулирующих выплат │ │ для технического и обслуживающего персонала │ ├───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┤ │Обеспечение │Условием выполнения данного показателя является│ │бесперебойной работы │отсутствие аварийных ситуаций, поломок,│ │автотранспорта, │произошедших по причинам, не носящим│ │оборудования, техники, │объективного характера, или их устранение в│ │различной аппаратуры │установленные сроки с надлежащим качеством.│ │ │Также исполнение работником правил (норм,│ │ │инструкций) использования, обслуживания│ │ │(проведение профилактических мероприятий в│ │ │соответствующие сроки), хранения вверенных ему│ │ │технических средств. Данный показатель оценки│ │ │эффективности деятельности работников может│ │ │быть применен при установлении стимулирующих│ │ │выплат (премия, надбавка, повышающий│ │ │коэффициент) за качество выполняемых работ,│ │ │премий по итогам работы. │ ├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤ │Упреждение нарушений │Наблюдение за тем, чтобы посетители не нарушали│ │правил поведения при │правила поведения..., является одной из│ │осмотре экспозиции на │основных должностных обязанностей смотрителей│ │уровне, на │музейных. В этой связи немаловажной│ │профессиональном │составляющей оценки может являться уровень│ │уровне │проведения данной работы. А именно, степень│ │ │корректности работника по отношению к│ │ │посетителям, по недоразумению нарушающим│ │ │существующие правила. Данная функция должна│ │ │выполняться в форме, вызывающей понимание│ │ │посетителя, и без привлечения постороннего│ │ │внимания. Работа, выполняемая на таком уровне,│ │ │может быть признана как профессиональная. Одним│ │ │из факторов, влияющих на данную оценку,│ │ │является отсутствие жалоб на персонал в книге│ │ │отзывов. Данный показатель оценки эффективности│ │ │деятельности работников может быть применен при│ │ │установлении стимулирующих выплат (премия,│ │ │надбавка, повышающий коэффициент) за качество│ │ │выполняемых работ, премий по итогам работы. │ └───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘