I. Общие положения

I. Общие положения

Наименование государственной функции

1. Административный регламент исполнения Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом "Об электронной подписи" и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы (далее - Административный регламент), определяет сроки и последовательность совершения административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением аккредитованными удостоверяющими центрами требований, которые установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы.

Наименование федерального органа исполнительной власти,
исполняющего государственную функцию

2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением аккредитованными удостоверяющими центрами требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы (далее - государственная функция), осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России).

Выполнение административных действий в рамках исполнения государственной функции осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими Минкомсвязи России (далее - должностные лица) в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.

Структурное подразделение Минкомсвязи России, исполняющее государственную функцию, - Правовой департамент.

В процессе исполнения государственной функции Минкомсвязь России осуществляет взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих
исполнение государственной функции

3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4160, 4193; 2011, N 17, ст. 2310; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6788; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041; N 44, ст. 5633; N 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, N 11, ст. 1092, 1098; N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4220, 4235, 4256; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 53, 85; N 14, ст. 2022; N 18, ст. 2614; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4339, 4362, 4372) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, 3477; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3390) (далее - Федеральный закон об электронной подписи);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. N 1311 "О порядке оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещения расходов, понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7485);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2708; N 42, ст. 4825; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; 2010, N 13, ст. 1502; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; 2011, N 3, ст. 542; N 21, ст. 2965; N 44, ст. 6272; N 49, ст. 7283; 2012, N 39, ст. 5270; N 46, ст. 6347; 2013, N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 30, ст. 4305; N 31, ст. 4414; N 47, ст. 6554; 2015, N 2, ст. 491);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301; N 53, ст. 7958);

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915) (далее - приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141).

Предмет государственного контроля (надзора)

4. Предметом государственного контроля (надзора) при проведении проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, является соблюдение аккредитованными удостоверяющими центрами требований Федерального закона об электронной подписи, а также исполнение ранее выданного предписания аккредитованному удостоверяющему центру (в случае проведения внеплановой проверки).

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении
государственного контроля (надзора)

5. Должностные лица Минкомсвязи России имеют право:

а) запрашивать у юридических лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), на основании мотивированного запроса в письменной форме и получать от них информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

б) знакомиться с документами аккредитованного удостоверяющего центра, связанными с целями, задачами и предметом проверки;

в) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа Минкомсвязи России о назначении проверки посещать территорию аккредитованного удостоверяющего центра, используемые аккредитованным удостоверяющим центром при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, получать доступ к используемым удостоверяющим центром техническим средствам и программному обеспечению;

г) привлекать к проведению выездной проверки аккредитованных удостоверяющих центров экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемого лица, а также сотрудников иных органов государственной власти в пределах их компетенции.

6. Должностные лица Минкомсвязи России при осуществлении государственной функции обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять в соответствии с должностными регламентами возложенные законодательством Российской Федерации обязанности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц;

в) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа о проведении проверки Минкомсвязи России;

г) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица при проведении проверки давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

д) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица при проведении проверки информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

е) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица с результатами проверки;

ж) соблюдать сроки проведения проверки;

з) выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений;

и) не требовать от проверяемого юридического лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

к) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица ознакомить их с положениями Административного регламента;

л) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.

7. При проведении проверки должностные лица Минкомсвязи России не вправе:

а) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Минкомсвязи России;

б) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, за исключением случая проведения внеплановой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

в) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

г) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

е) превышать установленные сроки проведения проверки.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются
мероприятия по контролю (надзору)

8. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица при проведении проверки вправе:

а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

б) получать от Минкомсвязи России, ее должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Минкомсвязи России;

г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Минкомсвязи России, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого юридического лица при проведении проверки обязаны:

а) предоставить должностным лицам, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки;

б) предоставить должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Описание результата исполнения государственной функции

10. Результатом исполнения государственной функции в установленной сфере деятельности является установление фактов соответствия или несоответствия осуществляемой аккредитованным удостоверяющим центром деятельности (действий или бездействия), реализуемых ими услуг обязательным требованиям законодательства Российской Федерации в области использования электронной подписи.

11. Юридическими фактами, которыми заканчивается исполнение государственной функции в установленной сфере деятельности, являются:

а) вручение (направление) акта проверки руководителю аккредитованного удостоверяющего центра, иному должностному лицу или уполномоченному представителю аккредитованного удостоверяющего центра;

б) выдача предписания руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю аккредитованного удостоверяющего центра об устранении выявленных нарушений обязательных требований.