III. Порядок подготовки и оформления решений Министра и заместителей Министра

III. Порядок подготовки и оформления решений Министра
и заместителей Министра

3.1. Решения Министра могут оформляться в виде приказов, правил, инструкций, положений, писем, поручений и телеграмм.

Решения Министра, имеющие нормативный характер, издаются только в виде приказов.

Положения, инструкции и правила утверждаются приказами Министерства.

Правом издания нормативных правовых актов в Министерстве обладает Министр (лицо, исполняющее его обязанности).

Решения Министра по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства издаются в виде приказов ненормативного характера.

3.2. Поручения Министра и его заместителей оформляются в виде резолюций, а принятые на совещаниях - в виде протоколов. Оформление протокола совещания осуществляет департамент или Отдел Министерства, ответственный за подготовку и проведение совещания.

Проект протокола визируется директором департамента, начальником Отдела, ответственного за подготовку и проведение совещания, и представляется Министру (заместителю Министра), как правило, в течение суток после окончания совещания.

К проекту протокола совещания прилагается указатель рассылки (разнарядки), подписанный директором департамента, начальником Отдела Министерства, ответственного за проведение совещания.

Поручения, содержащиеся в письменной резолюции Министра, оформляются на бланке для резолюций Министра.

По вопросам, требующим рассмотрения и подготовки проекта решения Министерства, Министр дает письменные поручения, оформляемые протоколом проведенного у него совещания, а также устные указания директорам департаментов, начальникам Отделов Министерства.

3.3. В случае проведения межведомственного совещания копии протокола направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и организации, а также в заинтересованные департаменты, Отделы Министерства.

Копии протоколов совещаний у Министра (заместителя Министра) рассылаются исполнителям (в том числе заинтересованным федеральным органам исполнительной власти), как правило, в течение суток, а содержащие срочные или оперативные поручения - незамедлительно.

3.4. Контроль за исполнением поручений, содержащихся в протоколе совещания у Министра (заместителя Министра), осуществляется департаментом или Отделом Министерства, ответственным за проведение совещания, и Департаментом организационного развития Министерства.

3.5. В решениях и поручениях, как правило, устанавливается срок исполнения, началом его исполнения считается дата подписания.

Если исполнение поручено нескольким департаментам и (или) Отделам Министерства, службе и агентствам, то организует исполнение документа и несет ответственность за его окончательное исполнение должностное лицо, указанное первым. Соисполнители представляют ему информацию в течение первой половины срока, отведенного на исполнение руководством Министерства.

3.6. Корреспонденция, поступившая на имя Министра, заместителей Министра, а также в адрес Министерства без указания конкретного должностного лица, рассматривается в Департаменте организационного развития Министерства и, исходя из содержания, определяется ее дальнейшее направление (на доклад Министру, его заместителям, в департамент Министерства или Отдел Министерства).

Корреспонденцию, требующую оперативного исполнения, Департамент организационного развития Министерства самостоятельно направляет в соответствующий департамент, Отдел, который подготавливает необходимую информацию для доклада руководству Министерства.

Поступившая в Министерство международная корреспонденция направляется в Департамент международного сотрудничества для оперативного рассмотрения и проработки (в случае необходимости совместно с заинтересованными департаментами, Отделами Министерства).

Подготовка и оформление поручений Министра в виде проектов резолюций производится Департаментом организационного развития Министерства, подготовка и оформление поручений заместителей Министра - их секретариатами.

Рассмотренные руководством Министерства документы возвращаются в Департамент организационного развития Министерства для последующей записи резолюции в регистрационно-контрольную карточку. Подлинник документа направляется головному исполнителю, соисполнители получают копию сопроводительного письма. С содержанием приложения соисполнители знакомятся в системе электронного документооборота.

В службу и агентства до ввода в действие электронного документооборота направляется копия всего документа на бумажном носителе.

Документ в электронном виде хранится в базах данных Министерства, службы и агентств.

Порядок подготовки и принятия нормативных
правовых актов при осуществлении нормативного регулирования
в установленной сфере деятельности

3.7. Нормативные правовые акты Министерства издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе Министерства в пределах его компетенции.

3.8. Нормативные правовые акты издаются Министерством в виде приказов в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2002, N 40, ст. 3929; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 29, ст. 4472; N 32, ст. 4834; 2012, N 1, ст. 148; N 19, ст. 2419; N 27, ст. 3739; N 38, ст. 5102; N 49, ст. 6880; N 52, ст. 7491, 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6259; 2014, N 8, ст. 816; N 51, ст. 7434; 2015, N 6, ст. 965; 2016, N 20, ст. 2832; 2016, N 43, ст. 6028; 2017, N 32, ст. 5088), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2007 г., регистрационный N 9449) и Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Министерства, утверждаемой в установленном порядке.

Министерство проводит антикоррупционную экспертизу принятых им приказов (проектов приказов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.07.2010 N 95 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2010 г., регистрационный N 18106).

3.9. Подготовка проектов приказов осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым Министром планом на очередной календарный год.

В план подлежат включению нормативные правовые акты (приказы), разработка которых прямо не предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства.

Внесение изменений в указанный план осуществляется Министерством по согласованию с заместителями Председателя Правительства, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности Министерства.

Указанный план, а также информация о внесении в него изменений подлежат размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

3.10. Подготовка проекта приказа возлагается на один или несколько департаментов и (или) на один или несколько Отделов Министерства с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - круг специалистов научных и иных организаций, привлекаемых к этой работе.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных приказов могут создаваться рабочие группы.

3.11. Проекты приказов до направления в заинтересованные департаменты, Отделы Министерства на согласование направляются в Правовой департамент Министерства для проведения предварительной правовой экспертизы.

3.11.1. Проекты приказов направляются в Правовой департамент Министерства для проведения предварительной правовой экспертизы за подписью директора департамента или начальника Отдела Министерства (лица, исполняющего его обязанности).

Проект приказа, поступивший за подписью заместителя директора департамента Министерства, заместителя начальника Отдела Министерства, не соответствующий законодательству Российской Федерации, должным образом не оформленный, без приложения документов, на основании которых он разработан, Правовой департамент Министерства возвращает головному разработчику для доработки с указанием причин возврата.

По завершении предварительной правовой экспертизы Правовой департамент Министерства направляет проект приказа с замечаниями головному разработчику.

Правовой департамент Министерства осуществляет предварительную правовую экспертизу проектов приказов в зависимости от их объема (со дня их официального поступления в Правовой департамент Министерства со всеми прилагаемыми к нему документами и материалами), как правило, в следующие сроки:

а) при объеме проекта приказа до 5 листов - в течение не более 7 дней;

б) при объеме проекта приказа от 6 и до 30 листов - в течение не более 10 дней;

в) при объеме проекта приказа от 31 до 50 листов - в течение не более 15 дней;

г) при объеме проекта приказа более 50 листов - в течение не более 20 дней.

По решению Министра, заместителей Министра срок рассмотрения проекта приказа в Правовом департаменте может быть продлен, но не должен превышать 30 дней со дня его официального поступления в Правовой департамент Министерства.

3.11.2. Проекты приказов до их подписания подлежат обязательному согласованию с Правовым департаментом, а также с заинтересованными департаментами и (или) Отделами Министерства.

Проект приказа, не направлявшийся ранее на предварительную правовую экспертизу, рассматривается в сроки, установленные подпунктом 3.11.1 Регламента.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов приказов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, головной разработчик проекта приказа в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанного проекта на рассмотрение в Правовой департамент Министерства, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Проект указанного приказа размещается на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.

В случае если в отношении указанного проекта приказа необходимо проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта приказа обеспечивается в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2015, N 6, ст. 965; N 36, ст. 5037; N 44, ст. 6122; 2016, N 28, ст. 4738; N 43, ст. 6028; 2017, N 29, ст. 4374).

В случае если в отношении указанного проекта приказа необходимо проведение процедуры раскрытия информации о подготовке проекта нормативного правового акта и результатах его общественного обсуждения, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта обеспечивается в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965; N 31, ст. 4692; 2016, N 10, ст. 1423; N 15, ст. 2086; N 43, ст. 6028; 2017, N 4, ст. 657; N 29, ст. 4374), за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.

При этом повторное размещение проекта приказа на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами пятым и шестым настоящего пункта, требуется только в случае изменения его редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.

После согласования в Правовом департаменте проект приказа подлежит согласованию (визированию) у заместителей Министра, к компетенции которых относятся вопросы, затрагиваемые в проекте приказа.

3.12. Заместители Министра (в соответствии с распределением обязанностей), директора департаментов и начальники Отделов Министерства обеспечивают согласование проекта приказа, в том числе путем проведения согласительных совещаний.

При наличии неурегулированных разногласий по проекту приказа соответствующий заместитель Министра (уполномоченный директор департамента или начальник Отдела) докладывает о них Министру и действует в соответствии с его указаниями.

3.13. Приказы Министерства подписываются Министром (лицом, исполняющим его обязанности).

Представление проекта приказа на подпись Министру осуществляет головной разработчик через Департамент организационного развития Министерства.

К представляемому в Департамент организационного развития Министерства на подпись Министру проекту приказа прилагаются заявка на размещение приказа на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" и указатель рассылки (разнарядки) с обязательным включением в нее Департамента организационного развития Министерства и Правового департамента Министерства.

3.14. В целях подготовки проектов приказов межведомственного характера Министр по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы.

Согласование указанных проектов приказов осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

3.15. Заключения на проекты приказов Министерства, относящиеся к сферам деятельности службы и агентств, подписываются руководителями (заместителями руководителей) службы или агентств и представляются в Министерство, как правило, в 5-дневный срок с даты поступления проектов. По договоренности между соответствующими руководителями может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов не может превышать 30 дней.

По итогам анализа поступивших в установленный срок заключений Министр принимает решение о подписании приказа или его доработке.

3.16. Проекты приказов службы или агентств нормативного характера подлежат согласованию с Министерством.

Проекты приказов Министерства о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителей службы и агентств подготавливаются Департаментом организационного развития Министерства на основании решений Правительства Российской Федерации.

По представлению руководителей службы и агентств к награждению работников отрасли ведомственными наградами Департамент организационного развития Министерства подготавливает проекты приказов Министерства о поощрении.

При наличии обстоятельств, препятствующих подготовке проектов соответствующих решений по кадровым вопросам, директор Департамента организационного развития Министерства информирует об этом соответствующих руководителей службы и агентств, докладывает о них Министру и действует в соответствии с его указаниями.

3.16.1. Проекты приказов Министерства, которые не могут быть изданы без предварительного обсуждения на заседаниях общественного совета при Министерстве в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4997; N 52, ст. 7507; 2013, N 26, ст. 3332; 2017, N 29, ст. 4374) (далее - постановление N 877), направляются на заключение общественного совета при Министерстве.

3.17. Приказы, подлежащие государственной регистрации, направляются в Министерство юстиции Российской Федерации Министром (заместителем Министра) на бумажном носителе или в форме электронных документов. При этом нормативные правовые акты, созданные на бумажном носителе, содержащие в том числе сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и одна копия).

В случае если приказ подписан лицом, исполняющим обязанности Министра, должна прилагаться копия приказа о возложении соответствующих обязанностей.

Копии приказов должны быть заверены в установленном порядке, а также быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

На обороте каждого листа оригинала приказа проставляется виза директора Правового департамента Министерства.

К приказу прилагается справка (в одном экземпляре), которая подготавливается головным разработчиком в соответствии с пунктом 12 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, и подписывается директором Правового департамента.

Справка, прилагаемая к приказу, подписанному руководителями нескольких федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), подписывается руководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций).

Приказы Министерства, которые не могут быть изданы без предварительного обсуждения на заседаниях общественного совета при Министерстве в соответствии с требованиями постановления N 877, направляются на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации с приложением копий заключений общественного совета при Министерстве.

Сопровождение приказа, подлежащего государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, осуществляется головным разработчиком.

Государственная регистрация нормативных правовых актов Министерства, осуществляемая Министерством юстиции Российской Федерации, включает в себя: правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации; антикоррупционную экспертизу этого акта; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении правовой экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации и если при проведении антикоррупционной экспертизы в этом акте будут выявлены коррупциогенные факторы.

Приказы, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации Министерству с указанием причин отказа. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации Министр (лицо, исполняющее его обязанности) издает приказ об отмене приказа, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.

В сопроводительном письме, с которым направляется приказ об отмене приказа, необходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации.

Приказы, подлежащие государственной регистрации, публикуются и вступают в силу в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Приказы Министерства ненормативного характера вступают в силу со дня их регистрации в Департаменте организационного развития Министерства или в срок, указанный в самом приказе.

Приказы, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежат размещению (опубликованию) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Порядок вступления указанных приказов в силу определяется Министерством.

Департамент организационного развития Министерства осуществляет рассылку приказов Министерства, подлежащих государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Оформление договоров (контрактов, соглашений)

3.18. Проекты договоров, контрактов, соглашений (далее - проект договора) подготавливаются департаментами, Отделами Министерства во исполнение поручений Министра (заместителя Министра) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3.19. Подготовленный головным разработчиком проект договора до его согласования с заинтересованными департаментами, Отделами Министерства направляется за подписью директора департамента, начальника Отдела Министерства (лица, исполняющего его обязанности) в Правовой департамент Министерства для проведения предварительной правовой экспертизы.

Проект договора, не соответствующий законодательству Российской Федерации, должным образом не оформленный, без приложения документов, на основании которых он разработан, Правовой департамент Министерства возвращает головному разработчику для доработки с указанием причин возврата.

По завершении предварительной правовой экспертизы Правовой департамент Министерства осуществляет предварительное согласование либо направляет проект договора с замечаниями головному разработчику.

3.20. Правовой департамент Министерства осуществляет предварительную правовую экспертизу проектов договоров (со дня их официального поступления в Правовой департамент Министерства со всеми прилагаемыми к нему документами и материалами), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в зависимости от их объема, как правило, в следующие сроки:

а) при объеме проекта договора до 5 листов - в течение не более 7 дней;

б) при объеме проекта договора от 6 и до 30 листов - в течение не более 10 дней;

в) при объеме проекта договора от 31 до 50 листов - в течение не более 15 дней;

г) при объеме проекта договора более 50 листов - в течение не более 20 дней.

По решению Министра, заместителей Министра срок рассмотрения проекта договора в Правовом департаменте может быть сокращен или увеличен, но не должен превышать 30 дней со дня его официального поступления в Правовой департамент Министерства.

3.21. Представление проекта договора на подпись Министру (лицу, уполномоченному Министром) осуществляет головной разработчик.

К представляемому в Департамент организационного развития Министерства на подпись Министру (лицу, уполномоченному Министром) проекту договора прилагаются документы, на основании которых осуществлена его разработка.

3.22. Проекты договоров по исполнению финансовых обязательств подлежат обязательному согласованию с главным бухгалтером Министерства.