Утверждаю
Заместитель Министра связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
Д.М.АЛХАЗОВ
18 марта 2016 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОГРАММЕ И МЕТОДИКЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРИЕМОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ СИСТЕМЫ-112 В СУБЪЕКТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРИЕМОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМЫ-112

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации определяют порядок разработки программы и методики комплексных приемочных испытаний телекоммуникационной подсистемы системы-112 для целей проведения государственных приемочных испытаний системы-112 на территории субъекта Российской Федерации.

Методические рекомендации предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Правовая основа

Согласно Положению о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (утв. постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 958) государственные испытания развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112 являются завершающим этапом создания системы-112 в субъекте Российской Федерации.

Государственные испытания развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112 проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 34.603-92 и имеют статус государственных комплексных приемочных испытаний (далее - ГПИ) в соответствии со статусом приемочной комиссии.

В рамках реализации федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 223 (далее - ФПЦ 112), Минкомсвязь России осуществляет координацию направления Программы "Создание телекоммуникационной инфраструктуры системы-112", в которой предусмотрено мероприятие "Развертывание сети связи и передачи данных системы-112 в субъектах Российской Федерации". Ответственными за реализацию мероприятия "Развертывание сети связи и передачи данных системы-112 в субъектах Российской Федерации" в соответствии с Программой являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Постановление) создание системы-112 в субъекте Российской Федерации осуществляется по следующим этапам:

а) проектирование создания системы-112, в том числе разработка системного проекта телекоммуникационной подсистемы, имея в виду необходимость развертывания ее на всей территории субъекта Российской Федерации;

б) развертывание системы-112 в субъекте Российской Федерации (поэтапное);

в) опытная эксплуатация развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112;

г) государственные испытания развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112.

Минкомсвязь России в соответствии с Постановлением участвует в приемке выполненных работ по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации.

3. Порядок разработки программы и методики ГПИ
телекоммуникационной подсистемы системы-112

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению Государственных испытаний системы-112 субъектов Российской Федерации, согласованными и утвержденными МЧС России и Минкомсвязью России, в части проверки телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекту Российской Федерации необходимо согласовать с Минкомсвязью России программу и методику Государственных испытаний в части комплексной проверки телекоммуникационной подсистемы системы-112.

При этом субъект Российской Федерации вправе самостоятельно разработать программу и методику Государственных испытаний (далее - программа и методика) или использовать вариант типовой программы и методики, разработанный Минкомсвязью России (в Приложении).

Минкомсвязью России рекомендовано использование типовой программы и методики для направления на согласование и проведения Государственных испытаний системы-112 в субъекте Российской Федерации.

В типовую программу и методику включены основные составляющие проверки, а также предъявляемые требования к телекоммуникационной подсистеме системы-112 в субъектах Российской Федерации.

Субъекту Российской Федерации необходимо согласовать с Минкомсвязью России программу и методику Государственных приемочных испытаний системы-112 в части комплексной проверки телекоммуникационной подсистемы системы-112 не позднее чем за 30 (тридцать) дней до начала приемочных испытаний. Согласованная программа и методика Государственных приемочных испытаний системы-112 должна быть утверждена в установленном порядке уполномоченным представителем Администрации субъекта Российской Федерации до начала проведения приемочных испытаний.

Дополнительно субъекту Российской Федерации необходимо не позднее чем за 30 (тридцать) дней до начала приемочных испытаний представить в Минкомсвязь России план-график проведения Государственных испытаний и запрос о кандидатурах представителей Минкомсвязи России для включения в состав Государственной приемочной комиссии.

4. Особенности проведения ГПИ системы-112

В ходе проведения испытаний в субъекте РФ решаются следующие основные задачи:

- проверка реализации требований системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112 к построению инфраструктуры сети фиксированной связи и сети подвижной радиотелефонной связи;

- проверка реализации требований системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112 к построению инфраструктуры сети передачи данных для построения информационно-коммуникационной и иных подсистем системы-112.

В ходе проведения Государственных приемочных испытаний представители Минкомсвязи России в составе приемочной комиссии дополнительно оценивают выполнение следующих требований к схемам организации связи и предоставляемым материалам:

1. В случае реализации децентрализованной схемы приема и обработки вызовов системы-112, доведение всех вызовов на единый номер "112" от операторов связи, включая вызовы с территории муниципальных образований, до системы-112 должно осуществляться исключительно через ЦОВ-112, расположенного в административном центре субъекта РФ, до ЕДДС/ЦОВ и всех ДДС экстренных оперативных служб, находящихся в муниципальных образованиях через сеть передачи данных закрытого контура системы-112 без выхода в сеть связи общего пользования.

2. Схема организации связи, представляемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Государственной комиссии при проведении Государственных испытаний (далее - схема организации связи), должна соответствовать системному проекту проектом телекоммуникационной подсистемы системы-112, разработанному Минкомсвязью России для субъекта РФ (далее - системный проект), и должна быть согласована заинтересованными операторами связи.

3. Схема организации связи должна содержать информацию о маршрутных номерах для адресации вызовов по единому номеру "112" к УОВЭОС и ЦОВ-112, сформированных в соответствии с требованиями системного проекта действующими нормативными правовыми актами.

4. В соответствии с системным проектом взаимодействие операторов связи, обеспечивающих функционирование УОВЭОС, с ЦОВ-112 осуществляется по протоколу сигнализации SIP. Также в соответствии с п. 9 приказа Минкомсвязи России от 15.09.2015 N 346 "Об утверждении Правил применения оборудования узлов обслуживания вызовов экстренных оперативных служб" для оборудования УОВЭОС устанавливаются обязательные требования к параметрам систем и протоколов сигнализации при взаимодействии с оборудованием ЦОВ-112 в виде исключительного использования протокола сигнализации SIP.

5. Использование префикса при наборе единого номера "112" для доступа к системе-112 допускается только на этапе опытной эксплуатации системы-112. При проведении Государственных приемочных испытаний системы-112 в субъекте РФ коммутационная инфраструктура всех операторов связи должна поддерживать формат набора номера "1UV(x1(x2)".

Приложение

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
И МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНЫХ ПРИЕМОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ СИСТЕМЫ-112

ГЛОССАРИЙ

АИС - Автоматизированная информационная система

АИУС РСЧС - Автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

АПК - Аппаратно-программный комплекс

АПС - Автоматическая пожарная сигнализация

АРМ - автоматизированное рабочее место

АТС - Автоматическая телефонная станция

АТСК - Автоматическая телефонная станция координатная

АС - Автоматизированная система

БД - База данных

ГИС - Геоинформационная система

ГТС - Городская телефонная сеть

ГВЦН - Городской центр видеонаблюдения

ГУ МВД - Главное управление МВД России

ГУВД - Главное управление внутренних дел (Главное управление МВД России по субъекту РФ)

ДДС - дежурно-диспетчерская служба

ДЧ ГУ МВД - Дежурная часть Главного управления МВД России

ЕДДС - Единая дежурно-диспетчерская служба

ЖКХ - Жилищно-коммунальное хозяйство

КЛАДР - Классификатор адресов

КТС - Комплекс технических средств

МВД - Министерство внутренних дел Российской Федерации

МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ИОГВ - Исполнительные органы государственной власти

ОПТС - Опорно-транзитная станция

ОПС - Охранно-пожарная сигнализация

ОРМ - Оперативно-розыскные мероприятия

ОС - Охранная сигнализация

ОТМУС - Оконечно-транзитный местный узел связи

РКУ - Региональный коммутационный узел

РНИЦ - Региональный навигационно-информационный центр

РЦОВ - Резервный центр обработки вызовов

Система-112 - Система обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112"

СКУД - Система контроля и управления доступом

СМ - Сервер определения местоположения

СМП - Скорая медицинская помощь

СОРМ - Система обеспечения оперативно-розыскных мероприятий

СПРС - Сеть подвижной радиотелефонной связи

ССМП - Станция скорой медицинской помощи

ТЗУС - Транзитный зоновый узел связи

ТСКС-112 - технические средства передачи коротких текстовых сообщений на единый номер "112"

ТС - Транспортное средство

УАТС - Учрежденческая АТС

УВСЭ - Узел входящего сообщения электронный

УИВС - Узел исходящего и входящего сообщения

УИС - Узел исходящего сообщения

УИСК - Узел исходящего сообщения координатный

УОВЭОС - Узел обеспечения вызовов экстренных оперативных служб

УСС - Узел специальных служб

УССЭ - Узел специальных служб электронный

УФСБ - Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ФСБ - Федеральная служба безопасности Российской Федерации

ФИАС - Федеральная Информационная адресная система

ЦКП(С) - Центр коммутации подвижной радиотелефонной связи

ЦОВ - Центр обработки вызовов

ЦОД - Центр обработки

ЦУКС - Центр управления в кризисных ситуациях

ЦУС ФПС - Центр Управления Силами Федеральной Пожарной Службы

ЧНН - Час наибольшей нагрузки

ЭОС - Экстренные оперативные службы

1 ОБЪЕКТ ИСПЫТАНИЙ

1.1 Состав испытываемой системы

Объектом испытаний является телекоммуникационная подсистема системы-112 субъекта Российской Федерации (далее - субъекта РФ).

В состав объекта испытаний входят:

- оборудование узлов связи сетей связи общего пользования операторов связи, оказывающих услуги телефонной связи на территории субъекта РФ, включая также узлы обеспечения вызова экстренных оперативных служб (далее - УОВЭОС), непосредственно взаимодействующие с информационно-коммуникационной подсистемой системы-112;

- проверка технических средств передачи коротких текстовых сообщений на единый номер "112" (далее - ТСКС-112);

- информационные системы операторов связи, оказывающих услуги телефонной связи на территории субъекта, включая, системы управления сетевыми элементами и сетями связи, а также, в части обеспечения взаимодействия с ТСКС-112, средства обеспечения защиты информации;

- оборудование сетей связи общего пользования операторов связи, оказывающих услуги по передаче данных и аренде каналов связи, ресурсы которых задействованы в формировании коммуникационной инфраструктуры информационно-коммуникационной и иных подсистем системы-112;

- линии связи и каналообразующая аппаратура для присоединения системы связи объектов системы-112 к сети связи общего пользования.

В состав тестового окружения для проведения испытаний входят:

- Оконечные устройства пользователей сетей телефонной связи общего пользования;

- Объекты системы-112 - все объекты автоматизации, создаваемые и оснащаемые в рамках развертывания системы-112, взаимодействие между которыми обустраивается с использованием ресурсов сетей передачи данных общего пользования, либо посредством аренды каналов у операторов связи:

Центр обработки вызовов административного центра (далее - ЦОВ-112);

Резервный Центр обработки вызовов (далее - РЦОВ-112);

Учебно-методический центр;

Комплексы программно-технических средств системы-112 в ЦОВ-112/ЕДДС муниципальных образований (далее - МО);

Комплексы программно-технических средств ДДС экстренных оперативных служб;

Комплексы программно-технических средств ДДС и АВС ЖКХ, а также иных организаций информационное взаимодействие для которых организуется в системе-112 по решению органа исполнительной власти субъекта РФ.

Комиссия по проведению испытаний для проведения инструментальных проверок, при необходимости, вправе применять в процессе испытаний аттестованные и поверенные (если необходимо) средства автоматизации тестирования и диагностики, а также измерительные приборы и системы. Настоящий документ не регламентирует применение в процессе испытаний каких-либо средств автоматизации тестирования.

Для каждого из задействуемых в приемочных испытаниях узлов связи указывается точный адрес его расположения.

По результатам испытаний составляются Протокол(-ы) проведения испытаний и Акт, которые подписываются членами комиссии в установленном порядке.

1.2 Участники проведения испытаний

Комплексные приемочные испытания телекоммуникационной подсистемы системы-112 производятся в составе Государственных испытаний системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб.

Заказчиком Государственных испытаний системы-112 в субъекте РФ является Администрация субъекта РФ (далее - Заказчик), в котором развертывается система-112.

Исполнителем комплексных приемочных испытаний телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ является организация - эксплуатант системы-112 в субъекте РФ (далее - Исполнитель).

Государственные испытания системы-112 проводятся Государственной комиссией, состав которой утверждается Заказчиком.

В состав рабочей группы Государственной комиссии (далее - комиссии) по проведению комплексных приемочных испытаний телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ должны входить представители:

- органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на решение задач по созданию и эксплуатации системы-112 в субъекте РФ (Заказчика);

- организации - эксплуатанта системы-112 в субъекте РФ (Исполнителя);

- территориальных органов Роскомнадзора в субъекте РФ;

- операторов связи сетей фиксированной телефонной связи, реализующих не менее 5% номерной емкости в коде ABC, закрепленным за субъектом Российской Федерации;

- операторов связи сетей подвижной радиотелефонной связи, имеющих лицензии на предоставление услуг в субъекте РФ, включая MVNO, реализующих не менее 5% номерной емкости в коде DEF, закрепленным за субъектом Российской Федерации;

- операторов связи сетей передачи данных, ресурсы которых задействованы в формировании коммуникационной инфраструктуры информационно-коммуникационной и иных подсистем системы-112 субъекта РФ;

- организаций - эксплуатантов ДДС ЭОС, ДДС и АВС ЖКХ, а также иных организаций, информационное взаимодействие для которых организуется в системе-112 по решению органа исполнительной власти субъекта РФ.

Допускается привлекать к приемочным испытаниям представителей организации - разработчика ПТК системы-112 в субъекте РФ, организаций, уполномоченных в области информационной безопасности, научно-исследовательских организаций вышеперечисленных ведомств, не указанных выше операторов связи, оказывающих услуги связи на территории данного субъекта РФ, а также других организаций, участвующих в эксплуатации системы-112.

2 ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЙ

Целью проведения испытаний является проверка соответствия объекта испытаний:

- функциональным требованиям, предъявляемым к телекоммуникационной подсистеме системы-112:

системным проектом телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта РФ, утвержденным в установленном порядке Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации <1>,

техническим проектом системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта РФ, утвержденным в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта РФ и согласованным в установленном порядке МЧС России в комплексе решений, реализованных в рамках ФЦП-112;

- нормативной правовой базе отрасли "Связь", нормативной правовой базе РФ и субъекта РФ, указанной в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ;

- методологической базе:

построения систем-112,

отрасли "Связь";

- международным стандартам и рекомендациям, указанным в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ;

- внутренним нормам и правилам хозяйствующих субъектов (операторов связи, а также организации - эксплуатанта системы-112 субъекта РФ), участвующих в построении и эксплуатации телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ.

--------------------------------

<1> Системный проект не включает в себя технические проекты и рабочую документацию по конкретным узлам связи, создаваемым, либо модернизируемым, в процессе построения системы-112. Данная проектная документация разрабатывается собственниками узлов связи (операторами связи) за счет собственных средств.

Целями проведения испытаний также являются проверки:

- квалификации эксплуатирующего и обслуживающего персонала сетей связи операторов связи в части обеспечения взаимодействия с эксплуатационным персоналом системы-112 субъекта РФ;

- полноты и качества эксплуатационной и регламентной документации операторов связи в части обеспечения взаимодействия с системой-112 субъекта РФ.

В ходе проведения испытаний в субъекте РФ решаются следующие основные задачи:

- проверка реализации требований системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112 к построению инфраструктуры сети фиксированной связи и сети подвижной радиотелефонной связи для построения телекоммуникационной подсистемы системы-112, включая:

Доведение вызова (сообщения пользователя) от оконечного абонентского оборудования до рабочего места операторского персонала ЦОВ системы-112;

Обеспечение вызова (или передачи короткого текстового сообщения) от операторского персонала ЦОВ системы-112 к оконечному абонентскому оборудованию пользователей в сетях электросвязи общего пользования (обратного вызова);

- проверка реализации требований системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112 к построению инфраструктуры сети передачи данных для построения информационно-коммуникационной и иных подсистем системы-112;

- проверка реализации требований к уровню предоставления услуг (Service Level Agreement - SLA), указанных в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ;

- проверка реализации требований к обеспечению единым точным временем элементов телекоммуникационной и иных подсистем системы-112.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

3.1 Порядок проведения испытаний

Решение о проведении комплексных приемочных испытаний телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ (в составе Государственных испытаний) принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на создание и эксплуатацию системы-112 субъекта РФ, на основании результатов опытной эксплуатации системы-112 субъекта РФ в целом, в комплектации и функциональной реализации предъявляемой для проведения Государственных испытаний, продолжительностью не менее трех месяцев.

К моменту проведения комплексных приемочных испытаний телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ участники проведения испытаний (территориальное подразделение Роскомнадзора в субъекте РФ, операторы связи):

- подготавливают справку по наличию/отсутствию жалоб/претензий на функционирование телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ во время опытной эксплуатации системы-112 субъекта РФ в целом (Роскомнадзор);

- фиксируют и оформляют, для предоставления комиссии по проведению испытаний, релевантную, в соответствии с системным проектом телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ, статистическую информацию по функционированию основных узлов связи и функциональных элементов телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ в процессе опытной эксплуатации (ТЗУС, УОВЭОС, ОПТС с функциями УОВЭОС, а также ТСКС-112), в том числе по характеристикам обслуженной нагрузки:

Количество и интервалы ЧНН;

Количество вызовов в ЧНН;

Средняя продолжительность занятия;

Доля вызовов с ответом оператора;

Средняя продолжительность активной фазы вызова (после ответа оператора до разъединения);

Доля вызовов с разъединением до ответа по инициативе вызывающего пользователя;

Доля вызовов с разъединением до ответа по истечении выдержки времени ожидания ответа;

Доля неуспешных вызовов по занятости;

Доля неуспешных вызовов по иным причинам;

- подготавливают к представлению комиссии проектную документацию и акты, подтверждающие ввод в эксплуатацию (в соответствии с системным проектом телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ):

вновь введенных для обеспечения функционирования системы-112 элементов инфраструктуры сетей связи общего пользования,

модернизированных (без нового строительства) элементов инфраструктуры сетей связи общего пользования;

- готовят к представлению комиссии (по требованию) исполнительную документацию, определяющую фактическую конфигурацию узлов связи, требования к которым определены в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ.

3.2 Место проведения и продолжительность испытаний

В данном разделе указывают место, дату и продолжительность комплексных приемочных испытаний телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ.

Указываются узлы связи (с адресом их нахождения), на которых проводятся выездные испытания и опрос эксплуатационного персонала.

Рассмотрение предварительно подготовленной для проведения испытаний технической документации производится комиссией в помещениях, предоставляемых Заказчиком.

Результатом комплексных приемочных испытаний будет являться отработка всех программ испытаний на определенных, по выбору комиссии, объектах телекоммуникационной подсистемы системы-112, оценка квалификации эксплуатирующего и обслуживающего персонала, а также, наличие и качество необходимой эксплуатационной и регламентной документации.

3.3 Перечень ранее проведенных испытаний

В данном разделе указываются реквизиты:

- письменных уведомлений операторам подвижной радиотелефонной и фиксированной связи о начале использования номера "112" в режиме опытной эксплуатации с приложением перечня муниципальных образований субъекта РФ, подключенных к системе-112 и актов приемки соответствующих территориальных сегментов системы-112 в опытную эксплуатацию;

- актов, подтверждающих ввод в эксплуатацию (первичное тестирование связности и возможности совместного функционирования при первичном присоединении узлов связи, либо организации выделенных направлений связи в рамках существующего присоединения) по всем объектам, перечисленным в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ:

вновь введенных для обеспечения функционирования системы-112 элементов инфраструктуры сетей связи общего пользования,

модернизированных (без нового строительства) элементов инфраструктуры сетей связи общего пользования;

- ранее проведенных Государственных испытаний системы-112 в субъекте РФ, в том случае если комплексные приемочные испытания телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ проводятся в порядке проверки устранения замечаний, выявленных в процессе вышеозначенных Государственных испытаний.

3.4 Перечень предъявляемых на испытания документов

В соответствии с ГОСТ 34.603-92 для проведения Государственных испытаний системы-112 в субъекте РФ должна быть предъявлена следующая документация, используемая также в процессе проведения комплексных приемочных испытаний телекоммуникационной подсистемы системы-112:

- акты ранее проведенных Государственных испытаний;

- согласованный актуальный технический проект на создание системы-112 в субъекте РФ;

- согласованный актуальный системный проект телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ;

- акт приемки системы-112 в опытную эксплуатацию;

- рабочие журналы опытной эксплуатации вновь введенных для обеспечения функционирования системы-112 элементов инфраструктуры сетей связи общего пользования в субъекте РФ (УОВЭОС, ОПТС с функциями УОВЭОС);

- акт завершения опытной эксплуатации системы-112 и ее допуска к приемочным испытаниям;

- программа и методика комплексных приемочных (Государственных) испытаний.

Заказчик приемочных испытаний системы-112 в субъекте РФ вправе расширить перечень предоставляемой документации, необходимой для проведения испытаний, и потребовать от Исполнителя:

- техническое задание на создание системы-112 в субъекте РФ;

- рабочую (исполнительную) документацию на объекты системы-112;

- программу обучения персонала системы-112;

- отчетные материалы по всем выполненным работам в области создания системы-112 в субъекте РФ.

4 ОБЪЕМ ИСПЫТАНИЙ

4.1 Перечень этапов испытаний и проверок, а также количественные и качественные показатели

Государственные испытания в части комплексных приемочных испытаний телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ предусматривают следующие этапы проверки.

4.1.1 Проверка комплектности и качества проектной документации

Представленная документация проверяется на соответствие нормативной правовой базе, РД и ГОСТ, оценивается ее полнота содержание и качество в части принятых технических решений.

Проверяется:

- соответствие концептуальных и технических решений в следующем порядке:

Концепция системы-112 субъекта РФ

Технический проект системы-112 субъекта РФ;

Системный проект телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ

Технические проекты и рабочая документация на объекты инфраструктуры системы-112 субъекта РФ;

Технические проекты и рабочая документация на вновь введенные и модернизированные (с изменением сетевого статуса) для обеспечения функционирования системы-112 элементы инфраструктуры сетей связи общего пользования;

- соответствие фактически реализованных технических решений для вновь введенных, либо модернизированных для обеспечения функционирования системы-112 в субъекте РФ элементов инфраструктуры сетей связи общего пользования в субъекте РФ (УОВЭОС, ОПТС с функциями УОВЭОС) системному проекту телекоммуникационной подсистемы системы-112.

Для вновь введенных для обеспечения функционирования системы-112 элементов инфраструктуры сетей связи общего пользования и модернизированных (с изменением сетевого статуса) элементов инфраструктуры сетей связи общего пользования проверяется наличие сертификационных (сертификат соответствия, декларация соответствия) документов системы сертификации "Электросвязь".

Проверка считается успешно выполненной, если вся представленная документация соответствует предъявляемым требованиям.

4.1.2 Проверка организационно-распорядительной и хозяйственной документации

Представленная документация проверяется на соответствие проектной документации, оценивается ее полнота содержание и качество в части соответствия актуальной нормативной правовой базе отрасли "Связь".

Проверяется наличие двухсторонних Соглашений об информационном взаимодействии, заключаемых организацией - эксплуатантом системы-112 с операторами связи и организациями, эксплуатирующими основные узлы связи и функциональные элементы телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ (ТЗУС, УОВЭОС, ОПТС с функциями УОВЭОС, а также SMS-112). Проверка считается успешно выполненной, если такие соглашения определяют:

- для операторов связи сетей фиксированной телефонной связи, реализующих не менее 5% номерной емкости в коде ABC, закрепленным за субъектом Российской Федерации:

порядок доведения вызова (факсимильного сообщения пользователя) от оконечного оборудования пользователей, являющихся абонентами данного оператора связи, либо абонентами присоединенных сетей связи общего пользования иных операторов связи, до рабочего места операторского персонала ЦОВ системы-112, включая вопросы резервирования и обеспечения живучести системы-112, в том числе в режиме аварийного функционирования;

порядок обеспечения вызова (передачи короткого текстового сообщения) от операторского персонала ЦОВ системы-112 к оконечному абонентскому оборудованию пользователей в сетях электросвязи общего пользования (обратного вызова);

- операторов связи сетей подвижной радиотелефонной связи, имеющих лицензии на предоставление услуг в субъекте РФ, включая MVNO, реализующих не менее 5% номерной емкости в коде DEF, закрепленным за субъектом Российской Федерации;

порядок обеспечения доведения вызова (короткого текстового сообщения) от оконечного оборудования пользователей, в том числе обслуживаемых по роуминговым соглашениям оператора связи, до рабочего места операторского персонала ЦОВ системы-112, включая вопросы резервирования и обеспечения живучести системы-112;

порядок обеспечения вызова (или передачи короткого текстового сообщения) от операторского персонала ЦОВ системы-112 к оконечному абонентскому оборудованию пользователей в сетях электросвязи общего пользования (обратного вызова).

Проверяется наличие договорных отношений, обеспечивающих предоставление операторами связи услуг передачи данных и аренды каналов связи для формирования сети передачи данных системы-112 субъекта РФ. В данной проверке также рассматривается соответствие абонируемой пропускной способности определенной в ТЗ на проектирование системы-112 в соответствии с адресным списком ЦОД и абонентских пунктов следующих типов:

- ЦОВ,

- ЕДДС/ЦУКС,

- ДДС,

- взаимодействующая организация в системе-112 субъекта РФ,

а также иных объектов размещения оборудования подсистем системы-112, за исключением телекоммуникационной подсистемы. Также проверяется наличие в договоре сквозного соглашения о качестве обслуживания (SLA).

Проверка считается успешно выполненной, если документация предъявляется комиссии в требуемом объеме и вся представленная документация соответствует предъявляемым требованиям.

4.1.3 Проверка эксплуатационной документации

Для операторов связи сетей телефонной связи проверяется:

- наличие плана адресации абонентских пунктов системы-112 в сети телефонной связи общего пользования;

- наличие плана адресной манипуляции и графа альтернативной маршрутизации для тех узлов связи, для которых данная функциональность определена схемами резервирования в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ;

- наличие эксплуатационных регламентов, содержащих, в том числе, процедуру управления инцидентами с указанием контактных реквизитов ответственных сотрудников организации - эксплуатанта системы-112 субъекта РФ.

Для операторов связи сетей передачи данных, ресурсы которых используются для построения сети передачи данных системы-112, проверяется:

- регламентация разграничения доменов и зон ответственности;

- наличие целостного описания виртуальной частной сети (VPN) системы-112;

- наличие плана адресации пограничных устройств абонентских пунктов системы-112;

- наличие плана альтернативной маршрутизации трафика для тех узлов связи, для которых данная функциональность определена схемами резервирования в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ;

- наличие эксплуатационных регламентов, содержащих, в том числе, процедуру управления инцидентами с указанием контактных реквизитов ответственных сотрудников организации - эксплуатанта системы-112 субъекта РФ.

Проверка считается успешно выполненной, если документация предъявляется комиссии в требуемом объеме и вся представленная документация соответствует предъявляемым требованиям.

4.1.4 Проверка результатов опытной эксплуатации

Производится анализ справки по наличию/отсутствию жалоб/претензий на функционирование телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ во время опытной эксплуатации системы-112 субъекта РФ в целом, подготовленной к проведению испытаний территориальным подразделением Роскомнадзора.

Производится анализ подготовленных к проведению испытаний статистических данных:

- по характеристикам обслуженной нагрузки;

- по использованию резервных направлений связи;

- по характеристикам непроизводительного занятия:

распределение причин разъединения;

распределение средней длительности непроизводительного занятия;

- по журналам событийной сигнализации УОВЭОС и ЦОВ-112.

Производятся (по выбору комиссии) интервью эксплуатационного персонала УОВЭОС, ЦОВ-112, СМ и ТСКС-112, а также сменного персонала ЦОВ-112, ЕДДС МО.

Проверка считается успешно выполненной, если анализ результатов опытной эксплуатации показывает соответствие функциональных характеристик телекоммуникационной подсистемы системы-112, определенным в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ, и отсутствие не устраненных замечаний, выявленных по результатам опытной эксплуатации.

4.1.5 Функциональное тестирование телекоммуникационной подсистемы системы-112.

Посредством проведения функциональных тестов проверяется реализация основных проектных решений системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ операторами связи.

Проверка считается успешно выполненной, если достигнуты положительные результаты всех проведенных функциональных тестов.

4.1.6 Проверка доступности системы-112

Выполняется для:

- операторов связи сетей фиксированной телефонной связи, реализующих не менее 5 (пять) % номерной емкости в коде ABC, закрепленным за субъектом Российской Федерации;

- операторов связи сетей фиксированной телефонной связи, реализующих менее 5 (пять) % номерной емкости в коде ABC, закрепленным за субъектом Российской Федерации (один или два оператора связи по выбору комиссии, желательно с присутствием сети в административном центре субъекта РФ и одном или нескольких муниципальных образованиях);

- операторов связи сетей подвижной радиотелефонной связи (далее - СПРТС), имеющих лицензии на предоставление услуг в субъекте РФ, включая MVNO, реализующих менее 5 (пять) % номерной емкости в коде DEF.

Производятся серии по 100 контрольных вызовов, инициируемых с оконечных устройств пользователей сетей упомянутых выше операторов связи в утренний и в вечерний ЧНН, определенный по данным оператора связи.

Выполняются проверки реализации альтернативной маршрутизации трафика для обработки избыточной нагрузки на УОВЭОС, ТЗУС, ЦКПС, ОПТС /выполняющая функции УОВЭОС МО/ (выборочно, по выбору комиссии).

Для СПРТС выполняются выборочные (функциональные) проверки доступности системы-112 при инициации вызова:

- внутрисетевым роумером;

- внутренним роумером;

- международным роумером;

- абонентом собственной сети с ограничением связи по отсутствию средств на счете;

- внутрисетевым роумером с ограничением связи по отсутствию средств на счете;

- абонентом иной сети в отсутствие роумингового соглашения;

- внутренним роумером, включая абонентов MVNO, с ограничением связи по отсутствию средств на счете;

- международным роумером с запрещенной функцией международного роуминга.

Для сетей фиксированной телефонной связи выполняются выборочные (функциональные) проверки доступности системы-112 при инициации вызова с оконечного оборудования пользователя, включенного в абонентские комплекты электромеханических и квазиэлектронных сельских АТС с целью проверки функционирования в закрытом плане нумерации (отсутствия индекса выхода на местную сеть при наборе пользователем номера "112").

Проверка доступности системы-112 для сетей фиксированной телефонной связи и СПРТС осуществляется с территории не менее трех муниципальных образований субъекта РФ (выборочно, по выбору комиссии).

Проверка считается успешно выполненной, если достигнуты положительные результаты всех проведенных функциональных тестов и комплексных испытаний, релевантных к данному разделу.

4.1.7 Комплексная проверка живучести системы-112

Выполняются проверки реализации альтернативной маршрутизации трафика для ситуаций недоступности/отказов направлений связи на УОВЭОС, ТЗУС, ЦКПС, ОПТС /выполняющая функции УОВЭОС МО/, ЦОВ-112 (выборочно, по выбору комиссии). Определяется уровень функциональности системы-112 при реализации резервирования средствами телекоммуникационной подсистемы.

Выполняются (по согласованию с оператором связи) проверки реализации режима аварийного функционирования на УОВЭОС, ОПТС /выполняющая функции УОВЭОС МО/, ЦОВ-112/ЕДДС (выборочно, по выбору комиссии).

Проверка считается успешно выполненной, если достигнуты положительные результаты комплексных испытаний, релевантных к данному разделу.

4.2 Последовательность проведения испытаний

Испытания проводятся в три этапа:

- проверка и анализ документации, подготовленной к проведению испытаний;

- функциональное тестирование (по операторам связи);

- комплексные испытания (с проверкой задействования ресурсов нескольких операторов связи).

Проведение испытаний на каждом из этапов по времени не зависит от проведения остальных этапов.

4.2.1 Проверка и анализ документации

Таблица 1

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Испытываемый функционал
Наименование испытаний
Методика испытаний
Документ отчетности
Организационная готовность телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта РФ к вводу в промышленную эксплуатацию
Проверка комплектности и качества проектной документации
Экспертная оценка членов комиссии на основании докладов организации - эксплуатанта системы-112, операторов связи (в части своих объектов) и представленной документации
Протокол проверки
Проверка организационно-распорядительной и хозяйственной документации
Экспертная оценка членов комиссии на основании доклада организации - эксплуатанта системы-112 и представленной документации
Проверка эксплуатационной документации
Экспертная оценка членов комиссии на основании докладов операторов связи и представленной документации
Проверка результатов опытной эксплуатации
Экспертная оценка членов комиссии на основании докладов: территориального подразделения Роскомнадзора; организации-эксплуатанта системы-112; операторов связи и представленной документации

4.2.2 Функциональное тестирование

4.2.2.1 Операторы фиксированной связи

Испытания проводятся для следующих операторов фиксированной связи, имеющих лицензии на предоставление услуг связи на территории субъекта РФ;

- Операторов фиксированной связи, имеющих абонентскую емкость более 5% от общей абонентской емкости фиксированной связи в субъекте РФ:

- Не менее двух операторов фиксированной связи, имеющих абонентскую емкость менее 5% от общей абонентской емкости фиксированной связи в субъекте РФ.

Таблица 2

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
"ПОРЯДОК ДОВЕДЕНИЯ ВЫЗОВА"

Испытываемый функционал
Наименование испытаний
Методика испытаний
Документ отчетности
Доведение вызова (включая факсимильное сообщение) от оконечного оборудования пользователей до рабочего места операторского персонала ЦОВ системы-112
Анализ результатов тестирования присоединения
Экспертная оценка членов комиссии на основании интервью персонала оператора связи и представленной документации
Протокол испытаний по каждому оператору связи
Функциональные тесты доведения вызова
Функциональные тесты альтернативной маршрутизации

Таблица 3

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
"ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ОТ ОПЕРАТОРСКОГО ПЕРСОНАЛА ЦОВ
СИСТЕМЫ-112 К ОКОНЕЧНОМУ АБОНЕНТСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ"

Испытываемый функционал
Наименование испытаний
Методика испытаний
Документ отчетности
Обеспечение вызова от операторского персонала ЦОВ системы-112 к оконечному абонентскому оборудованию пользователей (обратного вызова)
Анализ результатов тестирования присоединения
Экспертная оценка членов комиссии на основании интервью персонала оператора связи и представленной документации
Протокол испытаний по каждому оператору связи
Функциональные тесты обратного вызова
Функциональные тесты альтернативной маршрутизации при обратном вызове

4.2.2.2 Операторы подвижной радиотелефонной связи, включая MVNO

Испытания проводятся для всех операторов подвижной радиотелефонной связи, имеющих лицензии на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи на территории субъекта РФ.

Таблица 4

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ "ДОВЕДЕНИЕ ВЫЗОВА"

Испытываемый функционал
Наименование испытаний
Методика испытаний
Документ отчетности
Доведение вызова от оконечного оборудования пользователей СПРС до рабочего места операторского персонала ЦОВ системы-112
Анализ результатов тестирования присоединения
Экспертная оценка членов комиссии на основании интервью персонала оператора связи и представленной документации
Протокол испытаний по каждому оператору связи
Функциональные тесты доведения вызова от оконечного оборудования пользователей СПРС до рабочего места операторского персонала ЦОВ системы-112
Функциональные тесты альтернативной маршрутизации при обратном вызове

Таблица 5

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАТНОГО ВЫЗОВА"

Испытываемый функционал
Наименование испытаний
Методика испытаний
Документ отчетности
Обеспечение обратного вызова от рабочего места операторского персонала ЦОВ системы-112 до оконечного оборудования пользователей СПРС
Анализ результатов тестирования присоединения
Экспертная оценка членов комиссии на основании интервью персонала оператора связи и представленной документации
Протокол испытаний по каждому оператору связи
Функциональные тесты обратного вызова от рабочего места операторского персонала системы-112 до оконечного оборудования пользователей СПРС
Функциональные тесты альтернативной маршрутизации при обратном вызове

Таблица 6

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ЭКСТРЕННЫХ
КОРОТКИХ ТЕКСТОВЫХ СООБЩЕНИЙ"

Испытываемый функционал
Наименование испытаний
Методика испытаний
Документ отчетности
Обеспечение доведения экстренных коротких текстовых сообщений (SMS) от оконечного оборудования пользователей СПРС до рабочего места операторского персонала ЦОВ системы-112
Анализ результатов тестирования присоединения
Экспертная оценка членов комиссии на основании интервью персонала оператора связи и представленной документации
Протокол испытаний по каждому оператору связи
Функциональные тесты доведения экстренных коротких текстовых сообщений (SMS)
Комплексные испытания обеспечения надежности передачи экстренных коротких текстовых сообщений (SMS)
Проверка методов и средств обеспечения информационной безопасности в процессе передачи экстренных коротких текстовых сообщений (SMS) (в соответствии проектной документации)

Таблица 7

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ОБРАТНЫХ
КОРОТКИХ ТЕКСТОВЫХ СООБЩЕНИЙ"

Испытываемый функционал
Наименование испытаний
Методика испытаний
Документ отчетности
Обеспечение передачи коротких текстовых сообщений (SMS) от операторского персонала ЦОВ системы-112 к оконечному абонентскому оборудованию пользователей
Анализ результатов тестирования присоединения
Экспертная оценка членов комиссии на основании интервью персонала оператора связи и представленной документации
Протокол испытаний по каждому оператору связи
Функциональные тесты передачи коротких текстовых сообщений (SMS) от операторского персонала ЦОВ системы-112 к оконечному абонентскому оборудованию пользователей
Комплексные испытания обеспечения надежности передачи коротких текстовых сообщений (SMS) от операторского персонала ЦОВ системы-112 к оконечному абонентскому оборудованию пользователей
Проверка методов и средств обеспечения информационной безопасности в процессе передачи экстренных коротких текстовых сообщений (SMS) от операторского персонала ЦОВ системы-112 к оконечному абонентскому оборудованию пользователей (в соответствии проектной документации)

4.2.2.3 Единое точное время

Испытания проводятся для оператора, предоставляющего в систему-112 субъекта РФ сигнал единого точного времени.

Таблица 8

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНЫМ ТОЧНЫМ ВРЕМЕНЕМ"

Испытываемый функционал
Наименование испытаний
Методика испытаний
Документ отчетности
Обеспечение единым точным временем элементов телекоммуникационной и иных подсистем системы-112
Анализ результатов тестирования присоединения
Экспертная оценка членов комиссии на основании интервью персонала оператора связи и представленной документации
Протокол испытаний
Функциональные тесты обеспечения единым точным временем объектов телекоммуникационной подсистемы системы-112
Функциональные тесты обеспечения единым точным временем объектов и функциональных элементов иных подсистем системы-112
Проверка методов и средств обеспечения информационной безопасности в процессе обеспечения единым точным временем объектов и функциональных элементов системы-112 (в соответствии проектной документации)

4.2.2.4 Функционирование сети передачи данных

Испытания проводятся для оператора, предоставляющего услуги передачи данных и аренды каналов связи для функционирования системы-112 субъекта РФ.

Таблица 9

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
"ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ"

Испытываемый функционал
Наименование испытаний
Методика испытаний
Документ отчетности
Функционирование сети передачи данных системы-112 субъекта РФ
Анализ результатов тестирования присоединения
Экспертная оценка членов комиссии на основании интервью персонала оператора связи и представленной документации
Протокол испытаний
Функциональные тесты определения пропускной способности сети передачи данных системы-112
Функциональные тесты достоверности передачи данных системы-112
Функциональные тесты альтернативной маршрутизации в сети передачи данных системы-112
Проверка методов и средств обеспечения информационной безопасности в сети передачи данных системы-112 (в соответствии проектной документации)

4.2.3 Комплексные испытания

4.2.3.1 Доступность системы-112

Таблица 10

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
ДОСТУПНОСТИ СИСТЕМЫ-112

Испытываемый функционал
Наименование испытаний
Методика испытаний
Документ отчетности
Доступность системы-112
Выполнение контрольных вызовов
Протокол испытаний по каждому оператору связи
Функциональные тесты аварийного режима функционирования при доведении вызова
Протокол испытаний по оператору связи, эксплуатирующему УОВЭОС
Функциональные тесты внешнего (межрегионального) резервирования при доведении вызова
Протокол испытаний

Для каждого пункта программы испытаний выполняются действия:

- Выбирается указанная методика испытаний;

- Определяется перечень исполнителей для проведения испытаний;

- Выполняются шаги в соответствии с методикой испытаний;

- Результат испытания предъявляется комиссии и оценивается в соответствии с критерием (ожидаемым результатом), указанным в методике испытания;

- Результат испытания для пункта программы заносится в таблицу оценки результатов испытаний документов (протоколов испытаний).

Перед началом испытаний функциональных объектов системы-112 в субъекте РФ каждому члену ГК (далее - эксперту) раздаются рабочие анкеты по каждой осуществляемой проверке.

Для каждой осуществляемой проверки создается рабочая анкета.

В ходе проведения испытаний эксперты отмечают в анкете достижение качественных или количественных критериев (ожидаемых результатов), указанных в каждой методике. При наличии замечаний эксперт указывает их в примечании.

Аналогично осуществляется проверка функциональных возможностей телекоммуникационной подсистемы системы-112. В рабочей анкете каждый привлекаемый эксперт отмечает реализацию функциональной возможности в ходе проведения испытаний.

По завершении испытаний каждого функционального объекта проводится обработка рабочих анкет экспертов. Обработке подлежат результаты испытаний по каждому пункту методики.

Пункт методики считается выполненным (критерий считается достигнутым), если его реализация (положительный результат) отмечена большинством экспертов, участвующих в проведении испытаний (половина членов группы ГК + 1).

Если мнение эксперта не совпадает с принятым ГК выводом по результатам испытаний, то он вправе отметить свое особое мнение в своей рабочей анкете. Все рабочие анкеты сохраняются и прилагаются к протоколам испытаний.

Функционирование проверяемой телекоммуникационной подсистемы системы-112 признается успешным, если все ожидаемые критерии (результаты) по каждому пункту методик проверки объекта достигнуты.

Функциональные возможности телекоммуникационной подсистемы системы-112 считаются реализованными, если по каждой возможности тестируемой подсистемы успешно достигнуты ожидаемые критерии.

4.3 Перечень работ, проводимых после завершения, требования к ним объем и порядок проведения

Возникшие в ходе проведения испытаний замечания комиссии фиксируются в протоколе испытаний. На основании протоколов испытаний Исполнителем разрабатывается план устранения замечаний, согласовываемый Государственной комиссией. При необходимости Государственная комиссия назначает дату (временные рамки) проведения повторных испытаний, указывая ее в Акте Государственных испытаний.

Исполнитель обязан произвести устранение замечаний Государственной комиссии в соответствии с разработанным планом.

5 УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

5.1 Условия проведения испытаний

Испытания на объектах телекоммуникационной подсистемы системы-112 проводятся в условиях функционирования, предусмотренных проектной документацией (условия окружающей среды) на соответствующие объекты операторов связи для режима штатного функционирования.

5.2 Условия начала и завершения отдельных этапов испытаний

Необходимыми условиями начала проведения испытаний являются:

- выполнение всех пуско-наладочных работ технических и программных средств телекоммуникационной подсистемы и других подсистем системы-112 на всех объектах автоматизации на территории субъекта РФ;

- успешное завершение опытной эксплуатации системы-112 субъекта РФ, включая устранение выявленных недостатков;

- реализация требований по материально-техническому обеспечению испытаний в соответствии с разделом 6 настоящего документа;

- обеспечение участия в испытаниях необходимого количества специалистов с уровнем подготовки в соответствии с разделом 5.8 настоящего документа;

- обеспечение безопасности проведения испытаний в соответствии с разделом 5.5 настоящего документа.

Испытания считаются завершенными при условии проверки выполнения всех положений системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112.

Порядок проведения испытаний на каждом объекте должен соответствовать следующим требованиям:

- Начало проведения испытаний объявляется ответственным за проведение испытаний на объекте в присутствии членов государственной комиссии после проверки выполнения условий проведения испытаний.

- Каждое испытание начинается по распоряжению ответственного за проведение испытаний на объекте. Порядок проведения испытаний должен соответствовать представленной в настоящем документе последовательности.

- В ходе проведения каждого испытания:

Ответственный за проведение испытаний - объявляет о начале и завершении каждой проверки; руководит действиями персонала; дает необходимые пояснения по требованию членов государственной комиссии.

Персонал, участвующий в испытаниях - по распоряжению ответственного за проведение испытаний на объекте совершает действия, предписываемые методикой испытания, выполняемой на испытаниях ролью и соответствующими роли должностными инструкциями.

Члены государственной комиссии - наблюдают за проведением проверок, сравнивают ожидаемые и полученные результаты, при необходимости обращаются за разъяснениями к ответственному за проведение испытаний.

- Завершение каждого испытания объявляется ответственным за проведение испытаний на объекте. Результаты испытания и возникшие в ходе проведения испытания замечания комиссии фиксируются в протоколе испытаний.

5.3 Имеющиеся ограничения по проведению испытаний

Климатические условия эксплуатации, при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к техническим средствам в части условий их эксплуатации.

Испытания, связанные с искусственным понижением или нарушением доступности системы-112 для какой-либо группы пользователей должны производиться по согласованию организации - эксплуатанта системы-112 субъекта РФ и оператора(ов) связи, ресурсы сетей которых реконфигурируются для проведения данного вида испытаний, в часы наименьшей нагрузки системы-112. Продолжительность такого рода испытаний должна быть ограничена.

5.4 Требования к техническому обслуживанию системы

Техническое обслуживание телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте РФ на период испытаний осуществляет штатный персонал операторов связи, обслуживающий объекты связи.

5.5 Меры, обеспечивающие безопасность и безаварийность проведения испытаний

Во время проведения испытаний должны быть обеспечены требования электробезопасности, действующие на объектах связи и системы-112, обслуживающий персонал объектов связи, системы-112 и члены комиссии должны пройти соответствующий инструктаж.

5.6 Порядок взаимодействия организаций, участвующих в испытаниях

Заказчик определяет и согласует с операторами связи, в части отсутствия ограничений на выполнение регламентных работ ТОиЭ в указанный период, срок проведения испытаний, а также извещает все организации (операторов связи), которые должны принять участие в испытаниях.

Заказчик определяет приемочную комиссию.

Все представители организаций (операторов связи) участвующие или привлекаемые к участию в испытаниях должны строго руководствоваться указаниями Председателя комиссии. При несогласии с выводами по результатам испытаний члены комиссии могут написать свое особое мнение.

5.7 Порядок привлечения экспертов для исследования возможных повреждений в процессе проведения испытаний

При необходимости оценки специфических параметров работы телекоммуникационной подсистемы системы-112 при расхождении в оценке результатов испытаний, для разрешения споров, получения однозначных оценок, к испытаниям могут привлекаться специалисты в соответствующих областях, при этом их привлечение оформляется отдельным распоряжением Заказчика.

По результатам работы привлекаемые эксперты излагают свои заключения и рекомендации в Протоколе проведения экспертизы.

5.8 Требования к персоналу, проводящему испытания, и порядок его допуска к испытаниям

Персонал, проводящий испытания, должен обладать следующими навыками и опытом:

- общие навыки работы с персональным компьютером;

- знакомство с операционными системами Windows 7, 8 (уровень пользователя);

- навыки работы с оконечным телекоммуникационным оборудованием (уровень пользователя).

Персонал для проведения испытаний предоставляет Заказчик, а на объектах операторов связи сами операторы связи, владеющие данным объектом. В случае отсутствия персонала с требуемой квалификацией, к испытаниям привлекается персонал сторонних организаций.

Отказы, неисправности и замечания, возникшие в процессе испытаний, регистрируются и заносятся в протокол испытаний.

Под отказом понимается неисправность, приводящая к невозможности выполнения хотя бы одной из реализованных функций телекоммуникационной подсистемы в момент проведения испытания, либо зафиксированная участниками испытаний в иное время.

6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

Состав технических средств телекоммуникационной подсистемы системы-112 определяется документами системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112, проектной документации на элементы инфраструктуры сетей связи общего пользования, вновь введенные, либо модернизированные (без нового строительства), для обеспечения функционирования системы-112.

Для проведения испытаний могут использоваться специализированные инструментальные средства, обеспечивающие автоматизацию проведения процедур проверок, в том числе хронометраж основных показателей назначения телекоммуникационной подсистемы системы-112. В случае применения автоматизированных средств проведения испытаний к ним прилагаются соответствующие методические рекомендации и пункты программы и методики, испытания по которым проводятся с использованием автоматизированных средств.