2.1.2. Отправления с товарными вложениями

2.1.2. Отправления с товарными вложениями

В 2013 г. общий объем отправлений с товарными вложениями составил 268,7 млн. отправлений <1>.

--------------------------------

<1> Здесь и далее источники фактических и прогнозных данных по сегменту отправлений с товарными вложениями в Российской Федерации - данные ФГУП "Почта России"; данные отраслевых экспертов: Вуксанович З. (ООО "Студио Модерна"), Яценко М., Зубов И., Иванов А. (Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли), Тихомиров Е. (eBay), Солдаткина С. (Ридерз Дайджест), Блинова Н., Березинский П. (Спортмастер), Зеленко Д. (Аккорд Пост), Ярошевский П. (Бета Продакшн), Магдалюк И. (ОТТО Групп Раша), Калинин К. (Мир книги); АКИТ, "E-commerce в России, итоги 2013 года", 2014; Data Insight, "Электронная торговля в России 2014", 2014; PWC, "Тотальные продажи. Ожидания потребителей определяют будущую модель розничного бизнеса", 2014; East-West Digital News, "E-commerce in Russia, Executive summary", 2014; анализ BCG.

В денежном выражении объем соответствующих услуг достиг примерно 73,375 млрд. руб., то есть увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2010 г., когда он составлял 35,927 млрд. руб.

В 2013 г. 30% от объема услуг по доставке почтовых отправлений с товарными вложениями в денежном выражении составили отправления, совершаемые внутри крупных городов (с населением более 500 тыс. человек), 25% - отправления, совершаемые между крупными городами, 15% - отправления, совершаемые внутри регионов, 20% - другие внутренние почтовые отправления и 10% - международные отправления.

Сегмент отправлений, совершаемых внутри крупных городов, на 90% состоит из отправлений юридических лиц физическим лицам.

Этот сегмент в основном представлен отправлениями участников рынка дистанционной торговли (доставка товаров покупателям онлайн-магазинов, рекламных каталогов пользователям и пр.).

Остальную долю занимают отправления, осуществляемые между юридическими лицами. Как правило, это доставка юридически значимых документов (договоров, счетов-фактур и пр.), а также небольших по размеру товаров, которые могут пересылаться в виде почтовых отправлений.

В целом сегмент посылочных отправлений юридических лиц в адрес физических лиц является крупнейшим на рынке и составляет 51,800 млрд. руб. (70,6%); рынок отправлений между юридическими лицами - 18,308 млрд. руб. (24,9%); отправления физических лиц - 3,267 млрд. руб. (4,5%).

Основной рост будет наблюдаться в сегменте отправлений, совершаемых юридическими лицами в адрес физических лиц, ввиду развития дистанционной торговли (доля которой на сегодняшний день в общем объеме розничной торговли не превышает 2 - 3%, в то время как, например, в Великобритании этот показатель уже превышает 10% <1>), активного роста электронной коммерции на уровне 20 - 25% в год, внедрения новых услуг (например, упрощенного возврата товаров в онлайн-магазин) и постепенного улучшения качества услуг почтовой связи (покрытием, скоростью и ценовым предложением) за счет усиления конкуренции на межрегиональных рынках.

--------------------------------

<1> Источник: АКИТ, "E-commerce в России, итоги 2013 года", 2014; Copenhagen Economics, 'E-Commerce and Delivery: A study of the state of play of EU parcel markets with particular emphasis on e-commerce', 2013; интервью с экспертами НАДТ и BCG.

Ожидается рост как внутреннего рынка отправлений юридических лиц в адрес физических лиц, так и международного.

Развитие последнего связано со значительным увеличением объема международных почтовых отправлений, прежде всего, мелких пакетов. В такой форме обычно пересылаются товары, приобретаемые гражданами Российской Федерации в зарубежных онлайн-магазинах. Подобные товары характеризуются достаточно низкой ценой, но при этом более широким ассортиментом, чем тот, который может предложить отечественный рынок.

Кроме того, в настоящее время идет процесс русификации международных сайтов электронной коммерции и возмещения иностранными государствами стоимости доставки за рубеж.

Рост внутрироссийского рынка доставки населению почтовых отправлений с товарными вложениями обусловлен в основном увеличением межрегионального сегмента, который на сегодняшний день развит значительно меньше, чем внутригородской и внутрирегиональный сегменты, в связи с неудовлетворительным качеством и высокой стоимостью межрегиональной доставки.

Основная масса онлайн-магазинов, за исключением ограниченного числа крупных игроков, сейчас предлагают только внутригородскую и внутрирегиональную доставку.

Развитие качественной услуги межрегиональной доставки откроет для таких магазинов возможность расширения клиентской базы за счет заказчиков по всей стране.

По экспертным оценкам среднегодовой темп роста сегмента отправлений, совершаемых юридическими лицами в адрес физических лиц, до 2018 г. составит 14 - 18% и 12 - 13% в период с 2018 до 2020 гг.

В сегменте отправлений, совершаемых между юридическими лицами, ожидается ежегодный рост на уровне 8 - 10% с 2014 г. до 2020 г.

Доля сегмента отправлений физических лиц будет расти медленно. Прогнозируемый среднегодовой темп роста: 3% до 2017 г. и 2% с 2018 до 2020 гг.

По экспертным оценкам в количественном выражении среднегодовой темп прироста сегмента почтовых отправлений с товарными вложениями составит примерно 10% в год. В итоге емкость указанного сегмента рынка в 2020 г. составит около 482,4 млн. отправлений. Емкость рынка в денежном выражении составит 195,7 млрд. руб., при этом 87% будет приходиться на почтовые отправления дистанционной торговли, 10% - на отправления, осуществляемые между компаниями, и 3% - на отправления физических лиц.