2.1.1. Отправления с письменными сообщениями

2.1.1. Отправления с письменными сообщениями

Под отправлениями с письменными сообщениями в целях настоящей концепции понимаются письменная корреспонденция, счета, каталоги и прочие отправления с вложениями на бумажном носителе.

В настоящее время письменная корреспонденция представлена как традиционным изложением информации на бумажном носителе, так и электронными письмами. Также применяются технологии гибридной почты, позволяющие осуществлять рассылку электронных сообщений на бумажном носителе или переводить в электронный вид информацию, пересылаемую на бумажном носителе.

В 2013 г. было отправлено 3 283 млн. единиц <1> отправлений с письменными сообщениями, включая отправления госорганов, физических и юридических лиц, в том числе рассылку счетов.

--------------------------------

<1> Здесь и далее источники фактических и прогнозных числовых данных по сегменту письменной корреспонденции в Российской Федерации - данные ФГУП "Почта России"; данные отраслевых экспертов: Вуксанович З. (ООО "Студио Модерна"), Яценко М., Зубов И., Иванов А. (Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли), Тихомиров Е. (eBay), Солдаткина С. (Ридерз Дайджест), Блинова Н., Березинский П. (Спортмастер), Зеленко Д. (Аккорд Пост), Ярошевский П. (Бета Продакшн), Магдалюк И. (ОТТО Групп Раша), Калинин К. (Мир книги); IPC Postal Regulatory Database; IPC "Global Postal Industry Report", 2012; Accenture, "International Postal Liberalization - Comparative Study of US and Key Countries", PostNL, "European Postal Markets", 2012; анализ BCG.

68,4% от всех отправлений с письменными сообщениями, или около 2 245 млн. единиц, составили отправления юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных органов), из которых 1 605 млн. отправлений - рассылка физическим лицам адресной рекламы, каталогов и другой корреспонденции.

На пересылку различных документов, осуществляемую между юридическими лицами, в 2013 г. приходилось 512 млн. отправлений, на отправления в государственные и муниципальные органы - 128 млн.

Отправления государственных и муниципальных органов составили 711 млн. единиц, или 21,7% всего рынка отправлений с письменными сообщениями. Среди них можно выделить следующие основные группы: отправления в рамках судебной системы Российской Федерации - 196 млн., других правоохранительных органов - 37 млн., Федеральной налоговой службы - 170 млн., Пенсионного фонда Российской Федерации - 81 млн., других органов государственной власти и местного самоуправления - 227 млн.

Отправления физических лиц составили всего 9,9% рынка, или 326 млн., в частности: отправления другим физическим лицам - 97 млн., юридическим лицам - 63 млн., государственным и муниципальным органам - 166 млн.

В период до 2020 г. ожидается снижение объемов отправлений физических лиц - с 326 млн. до 200 млн. к 2018 г. и до 155 млн. отправлений к 2020 г.

В настоящее время на международном рынке отправлений с письменными сообщениями наблюдается общая тенденция к замещению информации на бумажном носителе электронными письмами в связи с развитием современных средств связи: электронной почты, текстовых телефонных сообщений, социальных сетей и т.п.

На рынке отправлений с письменными сообщениями многих стран, в том числе США, Великобритании, Голландии и Германии <1>, отмечается снижение сначала темпов роста, а затем и их объемов.

--------------------------------

<1> Источник: Всемирный Почтовый Союз, UPU Postal Statistics, http://www.upu.int/en/resources/postal-statistics/query-the-database.html, 01.02.2014.

В мировом масштабе темпы замещения пересылаемой информации на бумажном носителе электронными письмами в период с 2000 по 2013 гг. составили от 3 до 7% в год.

После 2018 г. ожидается активный переход деловой корреспонденции юридических лиц на электронную форму в связи с появлением современных ИТ-решений для защищенной пересылки юридически значимых документов, распространением электронной подписи и пр.

Спад в сегменте отправлений, направляемых юридическими лицами в адрес государства, основу которого составляют документы, подаваемые юридическими лицами в различные государственные и муниципальные органы, в период до 2016 - 2018 гг. также обусловлен переходом на технологию представления документов в электронной форме. По мере внедрения государственными и муниципальными органами технологий электронного документооборота ожидается ускорение этого спада.

Сегмент отправлений, осуществляемых юридическими лицами в адрес населения, будет расти при условии развития рассылки каталогов и адресной рекламы.

Рост рассылки каталогов связан с рядом факторов, прежде всего, с выходом на рынок каталогов новых компаний в рамках электронной коммерции и традиционной розничной дистанционной торговли, увеличением количества циклов каталожных рассылок в связи с ускорением пересылки почтовых отправлений и распространением услуг дистанционной торговли в стране.

Рост сегмента адресной рекламы будет зависеть от появления полноценной комплексной услуги по разработке, доставке и мониторингу рекламных отправлений, рассчитанных на определенную аудиторию. На сегодняшний день в России нет организованного рынка адресной рекламы, уровень распространения данной услуги крайне низок, в то время как в США, Норвегии, Италии <1> и многих других странах рекламные отправления формируют самостоятельный развитый сегмент письменной корреспонденции.

--------------------------------

<1> Источник: Accenture, 'Postal Universal Service Obligation (USO) International Comparison: International Postal Liberalization - Comparative Study of US and Key Countries', 2008; Всемирный Почтовый Союз, UPU Postal Statistics, http://www.upu.int/en/resources/postal-statistics/query-the-database.html, официальные сайты почтовых операторов.

На основе изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время Российская Федерация имеет большой потенциал развития адресной рекламной рассылки.

Такая рассылка является более эффективной, чем реклама в Интернете. Для сравнения: отклик на сообщение, которое содержится в адресной рекламной рассылке, составляет около 4%, в то время как отклик на рекламу в Интернете в среднем не превышает 0,1% <1>. Чтобы успешно реализовать данный потенциал, на рынке должна появиться соответствующая комплексная услуга с возможностью ее предоставления по всей стране.

--------------------------------

<1> Источник: Direct Marketing Association (DMA) '2012 Response Rate Report', 2012.

В долгосрочной перспективе на сегмент отправлений с письменными сообщениями государственных органов повлияет ряд тенденций.

В 2014 - 2016 гг. сохранится тенденция оптимизации и консолидации почтовых отправлений государственными органами, например, отказ от части отправлений Пенсионным фондом Российской Федерации или объединение уведомлений по нескольким налогам в единое почтовое отправление Федеральной налоговой службой.

В 2016 - 2020 гг. ожидается активный переход таких отправлений в электронную форму.

В связи с этим в период до 2020 г. ожидается сокращение количества отправлений с письменными сообщениями государственных и муниципальных органов - с 711 млн. до 550 млн. в 2018 г. и до 445 млн. в 2020 г.

В целом объем рынка отправлений на бумажном носителе продолжит снижаться и к 2020 г. составит примерно 2,9 млрд. единиц.