7. Законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации

7. Законопроектная деятельность и порядок
участия в деятельности палат Федерального Собрания
Российской Федерации

Планирование законопроектной деятельности и порядок
ее организации

7.1. Министерство, осуществляя функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, разрабатывает проекты федеральных законов во исполнение планов законопроектной деятельности Правительства и соответствующих поручений, а также по собственной инициативе.

7.2. В установленные сроки предложения о разработке проектов федеральных законов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства представляются профильными департаментами в департамент, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства.

Указанные предложения должны содержать:

рабочее наименование проекта федерального закона, в случае необходимости его концепцию и проект технического задания на его разработку, которые согласовываются в установленном порядке;

наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя и перечень соисполнителей;

информацию о предполагаемых сроках рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве и внесения его в Государственную Думу.

7.3. Сводные предложения подготавливаются соответствующим департаментом, визируются директором департамента, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и иными должностными лицами, определенными Министром, и докладываются Министру для последующего представления в Минюст России.

7.4. Директора профильных департаментов Министерства обеспечивают подготовку и представление Министру законопроекта с необходимыми приложениями для его внесения в Правительство.

Законопроект, необходимые приложения к нему и сопроводительное письмо в Правительство визируются директорами департаментов Министерства, директором департамента, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, статс-секретарем - заместителем Министра, иными заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей), а при необходимости - иными должностными лицами, определенными Министром, и подписываются Министром (лицом, исполняющим его обязанности).

Участие в работе палат Федерального Собрания
Российской Федерации

7.5. Министр, статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра, директора департаментов Министерства (по поручению Министра) могут участвовать в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Регламентом Правительства, Типовым регламентом, регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.

Другие должностные лица Министерства могут присутствовать и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих групп, экспертных советов и участвовать в иных мероприятиях палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководствуясь официальной позицией Правительства. Поручение или согласие на участие в указанных мероприятиях может быть дано Министром, статс-секретарем - заместителем Министра, заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей).

7.6. Координация работы в Министерстве по обеспечению участия его представителей в деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.

7.7. Министр (заместители Министра) по приглашению палат Федерального Собрания Российской Федерации участвуют в заседаниях и отвечают на вопросы членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат.

О приглашении на заседание палаты Федерального Собрания Российской Федерации Министр информирует Председателя Правительства.

В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации Министр уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которому поручено участвовать в заседании и отвечать на поставленные вопросы.

7.8. Должностные лица Министерства, являющиеся официальными (специальными) представителями Правительства по законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания Российской Федерации, координируют свою деятельность по представлению в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации позиции Правительства с полномочными представителями Правительства в соответствующих палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

Министерство обязано предоставлять полномочным представителям Правительства в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, официальному (специальному) представителю Правительства необходимую информацию, касающуюся законопроектов и поправок к ним, и согласовывать позицию Министерства на основании позиции Правительства по указанному вопросу.

Порядок подготовки проектов заключений, поправок
и официальных отзывов Правительства на законопроекты

7.9. Подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты осуществляется в Министерстве с соблюдением требований, установленных Регламентом Правительства, в 20-дневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство. Если Государственной Думой и Правительством определен меньший срок, в Министерстве организуется оперативная подготовка соответствующих проектов в установленный срок.

7.10. Поступившие на заключение в Министерство законопроекты направляются на рассмотрение в соответствующие департаменты, в том числе в департамент, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей), иным должностным лицам, определенным Министром.

Документы, подготовленные департаментами Министерства, визируются директорами этих департаментов, подписываются Министром или его заместителем (в соответствии с распределением обязанностей) и направляются головному исполнителю в 15-дневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство (если иной срок не установлен Правительством). Подписание электронного документа осуществляется Министром или его заместителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Проекты заключений, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации (проекты заключений на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета), согласовываются в порядке, установленном для согласования проектов актов Правительства.

7.11. Директор департамента Министерства - головного исполнителя подготовки проекта заключения, поправок или официального отзыва Правительства на законопроект не позднее чем за два дня до истечения установленного Регламентом Правительства срока обеспечивает подготовку соответствующего проекта, его согласование (визирование) департаментами Министерства, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей), иными должностными лицами, определенными Министром, а также директором департамента, на который возложены функции по правовому обеспечению деятельности Министерства, и статс-секретарем - заместителем Министра и представляет проект Министру для последующего направления в Правительство в соответствии с пунктом 7(1) Регламента Правительства.

7.12. Поступившие из Аппарата Правительства в Министерство законопроекты с запросом о представлении проектов отзывов, замечаний и предложений для подготовки проектов официальных отзывов Правительства на законопроекты направляются директорам департаментов Министерства и иным должностным лицам, определенным Министром.

7.13. Принятые Государственной Думой в первом чтении законопроекты, поступившие в Министерство в установленном порядке из Аппарата Правительства, направляются директорам департаментов и иным должностным лицам, определенным Министром, для подготовки поправок или иных предложений.

Директор департамента Министерства - головного исполнителя обеспечивает подготовку, согласование и представление Министру для последующего направления в Правительство в установленный срок проекта поправок или официального отзыва.

Если направление поправок к принятому в первом чтении законопроекту нецелесообразно, Министерство готовит проект официального отзыва на законопроект.

7.14. Проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты с приложением поступивших от субъектов права законодательной инициативы или из Государственной Думы и полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти материалов вносятся в Правительство Министром (лицом, исполняющим его обязанности) согласно пункту 7(1) Регламента Правительства.

В соответствии с Регламентом Правительства неурегулированные разногласия по проектам заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты рассматриваются на заседании Комиссии Правительства по законопроектной деятельности с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, между которыми эти разногласия существуют.

Порядок рассмотрения парламентских запросов,
запросов и обращений членов Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации и депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации

7.15. Подготовка проекта ответа на парламентский запрос к Председателю Правительства и заместителям Председателя Правительства осуществляется Министерством по их поручению.

В случае если для подготовки проекта ответа требуется участие нескольких федеральных органов исполнительной власти, его подготовка и согласование осуществляются в порядке, установленном Регламентом Правительства в отношении исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства и протоколах заседаний Правительства, а также поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства.

Проект ответа на парламентский запрос с соответствующими обосновывающими материалами представляется в Правительство Министром (лицом, исполняющим его обязанности) в случаях, когда Министерство является головным исполнителем поручения, в указанный в поручении срок.

7.16. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) или депутата Государственной Думы в Правительство, к Председателю Правительства или заместителям Председателя Правительства, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства, направляются директорам соответствующих департаментов для рассмотрения и подготовки ответа.

Подготовленный ответ на депутатский запрос направляется в Аппарат Правительства в установленный срок. Ответ на обращение (предоставление запрашиваемых документов или сведений) дается Министром или его заместителем в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в Правительство.

Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы к Министру рассматриваются в Министерстве в аналогичном порядке и в те же сроки, если иное не предусмотрено поручением Министра (заместителя Министра).

Парламентский запрос к Министру (заместителю Министра) рассматривается с учетом того, что ответ на данный запрос должен быть дан не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной срок, установленный палатой, в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или в письменной форме за подписью должностного лица, которому направлен запрос (лица, временно исполняющего его обязанности).

7.17. Обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам их ведения к Председателю Правительства, заместителям Председателя Правительства, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства или непосредственно к Министру, направляются директорам соответствующих департаментов Министерства.

О результатах рассмотрения обращений Министр (заместители Министра), а также уполномоченный директор департамента Министерства сообщают в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки. Копии ответов направляются в Аппарат Правительства (полномочному представителю Правительства в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации).