МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 августа 2011 г. N 299

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ
В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И СУДЕБНЫХ АКТОВ

В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909; N 29, ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368; N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927; ст. 2930; N 29, ст. 4420), и во исполнение Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 63 "Об утверждении структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. N 37 "Об утверждении Положения о Департаменте нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний".

Министр
А.В.КОНОВАЛОВ

Утверждено
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 26 августа 2011 г. N 299

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ,
АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ
НАКАЗАНИЙ И СУДЕБНЫХ АКТОВ

I. Общие положения

1. Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Департамента являются:

1. Обеспечение реализации Министерством полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей;

2. Обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

3. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; осуществление координации и контроля деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов (далее - подведомственные федеральные службы);

4. Обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в сферах исполнения уголовных наказаний, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы.

5. Департамент вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата Министерства в части, касающейся Департамента, и представляет их в установленном порядке.

6. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями и территориальными органами Министерства, учреждениями Министерства, подведомственными Министерству федеральными службами, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственными органами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями.

II. Полномочия

7. Департамент осуществляет следующие полномочия:

1. По поручению руководства Министерства разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации (далее - Министр) для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, а также предложения для формирования планов и прогнозных показателей деятельности Министерства;

2. Организует рассмотрение в структурных подразделениях Минюста России проектов планов и прогнозных показателей деятельности подведомственных федеральных служб, а также отчетов об их исполнении в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации и Минюстом России. При необходимости по согласованию с курирующим заместителем Министра проекты планов и показатели деятельности направляются на доработку в подведомственные федеральные службы и представляются в установленном порядке на утверждение Министру;

3. Принимает участие в подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности, а также проектов ежегодных планов и показателей деятельности подведомственных федеральных служб на основе соответствующих документов структурных подразделений Минюста России с учетом предложений подведомственных федеральных служб;

4. Обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

5. Представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и предложения в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

6. В рамках своей компетенции участвует в работе по подготовке правовых заключений о целесообразности разработки законопроектов федеральными органами исполнительной власти;

7. Проводит правовую экспертизу:

проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, касающихся установленной сферы деятельности;

8. Разрабатывает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, направляет на согласование руководителям структурных подразделений Министерства;

9. Осуществляет согласование проектов нормативных правовых актов Министерства по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

10. Осуществляет рассмотрение проектов приказов подведомственных федеральных служб на соответствие их законодательству Российской Федерации и приказам Министерства;

11. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, разрабатывает на этой основе предложения о мерах по совершенствованию деятельности Министерства;

12. Обобщает практику деятельности подведомственных федеральных служб и принимает меры, направленные на ее совершенствование;

13. В рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

13.1. Проводит проверку принятых Минюстом России нормативных правовых актов, разработка проектов которых осуществлялась Департаментом, с целью выявления в них коррупциогенных факторов при мониторинге их применения;

14. По поручению руководства Министерства готовит проекты официальных федеральных конституционных законов и федеральных законов, касающихся исполнения уголовных наказаний, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и поправок к ним;

15. Проводит антикоррупционную экспертизу:

проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, касающихся исполнения уголовных наказаний, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при проведении их правовой экспертизы;

проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов при проведении их правовой экспертизы;

16. Организует реализацию Министерством полномочий по подготовке распоряжений Министерства о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы;

17. В пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства;

18. Осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных федеральных служб законодательству Российской Федерации;

19. Контролирует исполнение подведомственными федеральными службами поручений Министра, данных во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства;

20. Организует и в установленном порядке принимает участие в проведении проверок деятельности подведомственных федеральных служб;

21. По поручению руководства Министерства принимает участие в проведении проверок деятельности территориальных органов Министерства;

22. Готовит проекты ежегодных докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по исполнению судебных актов и актов иных органов, о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах;

23. Анализирует состояние и тенденции развития законодательства, ход исполнения федеральных законов и государственных программ, деятельность Департамента по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает соответствующие меры по устранению выявленных недостатков и закреплению положительных тенденций;

24. Осуществляет представление и защиту интересов Министерства и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

25. Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций, относящихся к компетенции Департамента;

26. Представляет Министру предложения о приостановлении или отмене решений подведомственных федеральных служб;

27. Рассматривает предложения подведомственных федеральных служб по вопросам:

внесения изменений в положения о подведомственных федеральных службах;

совершенствования законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции подведомственных федеральных служб;

создания, реорганизации и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, для представления в Правительство Российской Федерации;

создания, реорганизации и ликвидации следственных изоляторов, в том числе непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний;

изменения вида режима и лимита наполнения учреждений, исполняющих наказания;

создания и ликвидации изолированных участков с различными видами режима в учреждениях, исполняющих наказания;

создания помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора, в учреждениях, исполняющих наказания;

создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, обеспечивающих деятельность Федеральной службы судебных приставов, для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

28. Рассматривает совместно с Департаментом государственной службы и кадров Министерства предложения по:

структуре и штатной численности центрального аппарата подведомственных федеральных служб для последующего представления Президенту Российской Федерации;

внесению изменений в проект перечня должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий для последующего представления Президенту Российской Федерации;

установлению в соответствии с законодательством Российской Федерации перечня должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий;

назначению на должность и освобождению от должности заместителей директора Федеральной службы исполнения наказаний и лиц, замещающих должности высшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе;

назначению на должность и освобождению от должности заместителей директора Федеральной службы судебных приставов и руководителей ее территориальных органов - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации;

присвоению специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам уголовно-исполнительной системы и классных чинов федеральным государственным гражданским служащим, замещающим в уголовно-исполнительной системе должности федеральной государственной гражданской службы высшей и главной групп должностей;

представлению к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации и к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов и территориальных органов, работников уголовно-исполнительной системы, а также лиц, оказывающих содействие уголовно-исполнительной системе и Федеральной службе судебных приставов в решении возложенных на нее задач;

29. В пределах своей компетенции принимает участие в работе по реализации Министерством полномочий по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) по вопросам, касающимся сферы исполнения уголовных наказаний;

30. В рамках своей компетенции принимает участие в обеспечении реализации Министерством полномочий по согласованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о заключении, прекращении, приостановления действия или временном применении международных договоров Российской Федерации, содержащих нормы уголовно-исполнительного законодательства, а также регулирующих порядок признания и исполнения судебных актов и актов других органов;

31. В пределах своей компетенции вносит предложения о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам исполнения уголовных наказаний, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, и по вопросам, относящимся к сфере деятельности судебных приставов;

32. Осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства.

III. Организация деятельности

8. Департамент возглавляет директор Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства.

Директор подчиняется Министру, а также заместителю Министра, курирующему Департамент.

Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.

Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Министерства по представлению Директора.

9. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:

1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Министерства интересы Министерства в органах государственной власти, государственных, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Министерства;

распределяет обязанности между своими заместителями, участвует в подготовке должностных регламентов гражданских служащих;

утверждает положения об отделах Департамента;

вносит предложения по изменению структуры и штатного расписания центрального аппарата Министерства в части, касающейся Департамента;

вносит предложения по совершенствованию организации и управления, в том числе правового регулирования деятельности структурных подразделений центрального аппарата, учреждений, территориальных органов Министерства, подведомственных федеральных служб;

представляет руководству Министерства проекты нормативных правовых актов Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и письма организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение гражданскими служащими Департамента обращений и писем, полноту и законность принимаемых по ним решений;

привлекает в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;

обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Министерства, территориальными органами и учреждениями Министерства, структурными подразделениями подведомственных федеральных служб и федеральных органов исполнительной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Министерства и работы коллегии Министерства;

вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, аттестации, направлении на профессиональную подготовку, повышении квалификации и стажировки, в том числе за рубеж, гражданских служащих Департамента, а также о присвоении им классных чинов государственной гражданской службы; о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении; включении их в состав рабочих групп, комиссий, а также направлении в служебные командировки;

проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

в соответствии с установленным в Министерстве порядком делопроизводства визирует организационно-распорядительные документы, контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования;

организует и контролирует в Департаменте исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства, документов и поручений руководства Министерства;

обеспечивает и в пределах своих полномочий контролирует соблюдение гражданскими служащими Департамента законодательства Российской Федерации о государственной службе, а также служебного распорядка;

дает в пределах своей компетенции поручения гражданским служащим Департамента, обязательные для исполнения;

представляет руководству Министерства гражданских служащих Департамента для включения их в состав рабочих групп, комиссий, а также для направления в служебные командировки;

подписывает служебную документацию в пределах компетенции Департамента;

обеспечивает в Департаменте режим конфиденциальности служебной переписки и работы с информацией, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также информации, не подлежащей разглашению;

пользуется иными правами, предоставленными Директору законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства.

10. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Министерства, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания.

Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для исполнения гражданскими служащими Департамента.

11. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.

12. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей.

13. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства.

14. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.