V. Организация и осуществление ведомственного пожарного надзора на объектах учреждений и органов УИС

V. Организация и осуществление ведомственного пожарного
надзора на объектах учреждений и органов УИС

Организация ведомственного пожарного надзора

66. Ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны УИС по проверке соблюдения работниками УИС и осужденными требований пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС и принятие мер по результатам проверок.

Ведомственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами (инспекторами по ведомственному пожарному надзору УИС) ВПС УБ ФСИН России, отделов (инспекций) ВПО территориальных органов УИС и подразделений ВПО учреждений УИС.

67. Основными направлениями осуществления ведомственного пожарного надзора является контроль за:

соблюдением требований пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС;

соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции подведомственных зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении объектов учреждений и органов УИС;

соблюдением требований пожарной безопасности при ведомственной приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий, сооружений учреждений и органов УИС;

соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов учреждений и органов УИС.

68. Инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС подразделяются в порядке их подчиненности, а также по предоставленным полномочиям на обслуживаемой территории (объектах) на следующие категории.

Инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС:

главный инспектор по ведомственному пожарному надзору УИС - начальник ВПС УБ ФСИН России;

старшие инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС - заместитель начальника и инспекторский состав ВПС УБ ФСИН России.

Территориальные инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС:

главный инспектор по ведомственному пожарному надзору УИС субъекта Российской Федерации - начальник ОВПО территориального органа УИС;

старшие инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС субъекта Российской Федерации - заместитель начальника и инспекторский состав ОВПО территориального органа УИС.

Инспектора по ведомственному пожарному надзору учреждения УИС:

старший инспектор по ведомственному пожарному надзору учреждения УИС - начальник подразделения ВПО учреждения УИС;

инспектора по ведомственному пожарному надзору учреждения УИС - заместители начальника, инспекторский состав, начальники дежурных караулов подразделения ВПО учреждения УИС;

младшие инспектора по ведомственному пожарному надзору учреждений УИС - помощники начальников караулов, командиры отделений, пожарные.

69. При осуществлении ведомственного пожарного надзора указания и распоряжения вышестоящих инспекторов по ведомственному пожарному надзору УИС обязательны для исполнения нижестоящими инспекторами по ведомственному пожарному надзору УИС. Вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.

70. Вышестоящие инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС вправе отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими инспекторами по ведомственному пожарному надзору УИС.

71. Инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС имеют право:

осуществлять ведомственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности учреждениями и органами УИС, а также работниками УИС, осужденными и другими лицами, находящимися на объектах учреждений и органов УИС;

проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов учреждений и органов УИС, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

вносить начальникам (руководителям) объектов, учреждений и органов УИС предложения о выполнении требований пожарной безопасности;

вручать начальникам (руководителям) объектов учреждений и органов УИС, должностным и ответственным лицам за пожарную безопасность обязательные для исполнения предписания ВПО УИС (приложение 5) по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

принимать участие в работе комиссий по выбору площадок строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов учреждений и органов УИС;

подготавливать и передавать материалы в органы государственного пожарного надзора для составления протоколов об административных правонарушениях в случаях обнаружения нарушений требований пожарной безопасности и невыполнения предписаний и постановлений ВПО УИС.

входить беспрепятственно в порядке, установленном в УИС, на все объекты, здания и помещения учреждений и органов УИС;

осуществлять контроль за выполнением требований по сертификации в области пожарной безопасности, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними;

проводить ведомственную экспертизу проектной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение объектов учреждений и органов УИС, по результатам которой подготавливать и выдавать подтверждение соответствия по пожарной безопасности объектов учреждений и органов УИС требованиям технических регламентов, стандартов, правил пожарной безопасности, норм пожарной безопасности;

приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов учреждений и органов УИС с вынесением постановления (приложение 6). После устранения нарушений делать отметку в постановлении о разрешении работы (эксплуатации) указанного объекта;

проводить служебные проверки о нарушениях требований пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС;

принимать участие в подготовке проекта приказа о дисциплинарном наказании должностных лиц и лиц, ответственных за пожарную безопасность объектов учреждений и органов УИС, в случаях обнаружения нарушения требований пожарной безопасности и невыполнения предписаний и постановлений ВПО УИС;

требовать и получать в установленном порядке от учреждений и органов УИС, должностных лиц сведения и документы о состоянии пожарной безопасности подведомственных объектов, а также получать от работников УИС и осужденных данные, необходимые документы и объяснения о происшедших пожарах и их последствия.

Инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС обязаны:

контролировать выполнение требований пожарной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами, давать обязательные для исполнения предписания ВПО УИС по устранению нарушений требований пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС;

применять в установленном порядке предоставленные полномочия для обеспечения своевременного выполнения учреждениями и органами УИС, сотрудниками, работниками УИС и осужденными требований пожарной безопасности, а также предписаний пожарной охраны;

консультировать в установленном порядке работников учреждений и органов УИС и осужденных по вопросам пожарной безопасности;

выезжать в установленном порядке на пожары, происшедшие на объектах учреждений и органов УИС, принимать участие в работе комиссий по расследованию обстоятельств и причин возникновения пожаров, а также в выявлении лиц, причастных к их возникновению;

проводить противопожарную пропаганду в области пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС по средствам массовой информации;

информировать в установленном порядке руководство учреждений и органов УИС о нарушениях требований пожарной безопасности на подведомственных объектах;

содействовать деятельности ПТК, ДПД, СПБ;

вести предусмотренные настоящим Наставлением учет и анализ проводимой надзорной деятельности, а также заполнять регламентные документы;

взаимодействовать в установленном порядке с соответствующими должностными лицами УИС и ГПС по вопросам пожарной безопасности объектов учреждений и органов УИС;

знать и выполнять требования нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению ведомственного пожарного надзора на объектах учреждений и органов УИС;

знать требования нормативных документов по пожарной безопасности в объеме, необходимом для осуществления ведомственного пожарного надзора на обслуживаемой территории (объектах);

знать противопожарное состояние и пожарную опасность обслуживаемых объектов учреждений и органов УИС и контролировать выполнение должностными лицами учреждений и органов УИС, лицами, ответственными за пожарную безопасность, работниками УИС и осужденными требований пожарной безопасности;

в установленном порядке вести учет проводимой работы и ее анализ по направлениям деятельности в соответствии с должностными обязанностями;

анализировать состояние пожарной безопасности на обслуживаемых объектах учреждений и органов УИС;

организовывать и проводить занятия с личным составом подразделения ВПО учреждения УИС по профилактике пожаров на подведомственных объектах;

выполнять другие обязанности в соответствии с должностными инструкциями, а также исполнять распоряжения, отдаваемые вышестоящими инспекторами по ведомственному пожарному надзору в пределах установленной для них компетенции.

Осуществление надзора (контроля) за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС

72. Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС осуществляется в ходе проверок, проводимых в рамках мероприятий по контролю.

73. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые проверки подразделяются на детальные и контрольные.

Детальная проверка проводится в целях установления фактического положения дел, изучению, оценке состояния и результатов деятельности объектов учреждений и органов УИС по обеспечению пожарной безопасности, выработке мер по повышению ее эффективности.

Контрольная проверка проводится в целях изучения состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе детальной проверки.

74. Внеплановые проверки проводятся инспекторами по ведомственному пожарному надзору УИС в случаях:

получения информации о происшедшем пожаре, наличии нарушений требований пожарной безопасности, способных привести к возникновению пожара либо создающих угрозу жизни и вреда здоровью людей;

ухудшения основных показателей деятельности учреждений, органов УИС и подразделений ВПО учреждений УИС.

Внеплановые проверки также проводятся сотрудниками ОВПО территориальных органов УИС и руководством подразделений ВПО учреждений УИС с целью контроля за организацией и несением службы личным составом подразделений ВПО учреждений УИС, уровнем пожарной безопасности отдельных зданий, помещений, систем противопожарной защиты, связи, с учетом особенностей объектов учреждений УИС, времени года, обстановки с пожарами. Периодичность данных проверок устанавливается ОВПО территориальных органов УИС.

Внеплановые проверки объектов учреждений УИС проводятся руководством подразделений ВПО учреждений УИС не реже одного раза в месяц (в ночное время), при этом особое внимание уделяется зданиям и помещениям с массовым пребыванием людей, а также производственным объектам, которые функционируют круглосуточно.

75. Детальные проверки объектов учреждений и органов УИС проводятся ОВПО территориальных органов УИС один раз в 3 года, как правило в период инспектирования учреждений УИС территориальными органами УИС. Также детальные проверки могут проводиться начальниками подразделений ВПО учреждений УИС по решению начальников учреждений УИС.

76. Периодичность контрольных проверок устанавливается начальником ОВПО территориального органа УИС с учетом анализа обстановки с пожарами и их последствиями, противопожарным состоянием объектов учреждений и органов УИС, но не реже одного раза между детальными проверками.

77. Детальные и контрольные проверки объектов учреждений УИС проводятся в соответствии с графиками проверок, разрабатываемыми ОВПО территориальных органов УИС и утверждаемыми начальником территориального органа УИС.

Проверки осуществляются в присутствии руководства учреждений и органов УИС с участием начальников подразделений ВПО учреждений УИС, председателей ПТК учреждений УИС и заинтересованных специалистов служб учреждений и органов УИС.

78. При детальных проверках объектов учреждений и органов УИС контролируются:

исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов и требований нормативных документов в области пожарной безопасности, а также предлагаются обязательные для исполнения должностными лицами, лицами, ответственными за пожарную безопасность, работниками УИС и осужденными мероприятия по устранению выявленных при обследовании нарушений требований пожарной безопасности;

выполнение указаний, распоряжений, решений коллегий и оперативных совещаний ФСИН России и территориальных органов УИС;

деятельность руководства учреждений, органов УИС и ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности, выполнение требований пожарной безопасности на закрепленных за ними объектах;

организация и несение службы личным составом подразделения ВПО учреждения УИС, его боеготовность, порядок содержания и размещения пожарной техники и оборудования;

состояние помещений в здании пожарного депо, учебно-тренировочной базы, порядок размещения личного состава;

соблюдение требований пожарной безопасности работниками учреждений, органов УИС и осужденными;

выполнение предписаний пожарной охраны, постановлений, предложений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;

наличие приказов, определенных п. 20 Наставления;

знание работниками учреждений и органов УИС и осужденными действий на случай возникновения пожара;

обеспечение безопасности работников УИС и осужденных на случай возникновения пожара, содержание путей эвакуации в соответствии с требованиями пожарной безопасности, наличие инструкций о мерах пожарной безопасности, планов эвакуации на объектах учреждений и органов УИС, наличие индивидуальных и коллективных средств спасения;

обеспеченность средствами пожаротушения, связи и оповещения, автоматическими системами обнаружения и тушения пожаров, противодымной защитой, состояние внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения;

порядок использования и хранения легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей, взрывчатых веществ, лакокрасочных материалов и веществ;

правильность учета пожаров и полнота проведения по ним служебных проверок;

наличие у предприятий учреждений или органа УИС, осуществляющих производство продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификата или декларации соответствия);

наличие у изготовителей (поставщиков) в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной безопасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

соответствие на строящихся и реконструируемых объектах учреждений и органов УИС выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Оформление результатов мероприятий по надзору (контролю)

79. По результатам детальных проверок выполнения требований пожарной безопасности составляется предписание ВПО УИС по установленной форме в 3 экземплярах, которые подписываются инспектором по ведомственному пожарному надзору УИС, проводившим проверку. Первый экземпляр вручается под роспись начальнику (руководителю) учреждения или органа УИС, а остальные остаются в ОВПО территориального органа ФСИН России и подразделении ВПО учреждения УИС.

80. В предписания ВПО УИС включаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленных для соответствующих этапов создания и эксплуатации объектов. При этом делаются ссылки на соответствующие нормативные документы в области пожарной безопасности с указанием их наименования и номеров пунктов, требования которых нарушены.

81. На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на период проектирования и строительства, требования новых нормативных документов не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений может привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

82. При изменении функционального назначения существующих объектов учреждений и органов УИС, а также в случаях изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание могут быть включены дополнительные мероприятия, обоснованные требованиями нормативных документов, соответствующих новому назначению этих объектов учреждений и органов УИС.

83. Сроки выполнения предлагаемых в предписании мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются инспекторами по ведомственному пожарному надзору УИС и в необходимых случаях, в том числе требующих капитальных вложений на стадии строительства, реконструкции, согласовываются с начальником учреждения или органа УИС. При этом учитывается степень потенциальной опасности выявленных нарушений требований пожарной безопасности для жизни и здоровья людей.

84. По результатам контрольных проверок в предписании ВПО УИС детальной проверки делаются соответствующие отметки о выполнении или невыполнении мероприятий, предложенных ранее к выполнению, а также отражаются результаты мероприятий контрольных проверок.

85. При выявлении в ходе контрольных проверок новых нарушений требований пожарной безопасности в установленном порядке составляется и вручается начальникам (руководителям) учреждений и органов УИС дополнение к предписанию ВПО УИС по установленной форме.

86. По результатам внеплановых проверок в течение трех дней после ее окончания подготавливается докладная записка на имя начальника (руководителя), принявшего решение на проведение внеплановой проверки. В необходимых случаях к докладной записке может прилагаться справка о результатах внеплановой проверки.

87. При проверках сотрудниками ОВПО территориальных органов УИС организации и несения службы личным составом подразделений ВПО учреждений УИС, их боеготовности, ведения служебной документации, порядка содержания и размещения пожарной техники, оборудования, состояния помещений в зданиях пожарных депо, учебно-тренировочной базы, порядка размещения личного состава, составляется справка по результатам проверок.

88. Результаты проверок в установленном порядке доводятся до начальников (руководителей) учреждений и органов УИС.

Начальники (руководители) учреждений и органов УИС на основании предписания обязаны издать приказ о назначении ответственных должностных лиц и сроках исполнения мероприятий, предложенных предписанием, контроль за исполнением предписания осуществляется ОВПО территориальных органов УИС и подразделениями ВПО учреждений УИС.

89. Решение о приостановлении эксплуатации объекта надзора (контроля) принимается инспектором по ведомственному пожарному надзору УИС в пределах его компетенции при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении объектов учреждений и органов УИС. При этом инспектор по ведомственному пожарному надзору УИС выносит постановление о приостановлении полностью или частично работы предприятия (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ.

90. В постановлении о приостановлении эксплуатации указываются только нарушения требований пожарной безопасности, непосредственно создающие угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей. При этом делаются ссылки на соответствующие нормативные документы с указанием их наименования и номеров пунктов, требования которых нарушены.

91. Постановление о приостановлении эксплуатации объекта надзора (контроля) оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр постановления о приостановлении эксплуатации для приведения его в исполнение вручается начальникам (руководителям) объектов учреждений и органов УИС под расписку. Второй экземпляр хранится в ОВПО территориального органа УИС или подразделении ВПО учреждения УИС.

92. Постановление о приостановлении действует до устранения нарушений, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, и внесения в него соответствующей записи инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС, вынесшего постановление о приостановлении, или вышестоящего инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС о разрешении дальнейшей эксплуатации объекта надзора (контроля). Обо всех случаях приостановления эксплуатации объектов учреждений и органов УИС информируются их руководители.

93. Постановление о приостановлении работы или эксплуатации может быть изменено или отменено вышестоящим инспектором по ведомственному пожарному надзору УИС. Решение об этом излагается в письменной форме с указанием мотивов изменения или отмены исполнения постановления.

94. За нарушения требований пожарной безопасности работники УИС привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осужденные привлекаются к ответственности в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

95. В случаях выявления нарушения требований пожарной безопасности, невыполнения в установленные сроки мероприятий, предложенных для исполнения предписаниями ВПО учреждений УИС, инспектора по ведомственному пожарному надзору в пределах своих полномочий должны принять меры, направленные на привлечение в установленном порядке к административной или дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требования пожарной безопасности.

96. Для привлечения к административной ответственности лиц, нарушивших требования пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС, инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС подготавливают необходимые материалы и направляют их в орган государственного пожарного надзора для составления протоколов об административных правонарушениях в области пожарной безопасности и решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

97. Для привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, нарушивших требования пожарной безопасности на объектах учреждений и органов УИС, инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС подготавливают рапорт на начальника (руководителя) учреждения или органа УИС для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. В рапорте указываются: дата, время, название объекта, где проводилась проверка, должностное лицо или лицо, ответственное за пожарную безопасность, работники УИС или осужденные, которыми были нарушены требования пожарной безопасности (указываются конкретные требования и ссылка на нормативные документы). Инспектора по ведомственному пожарному надзору УИС принимают участие в подготовке проекта приказа о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.