МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 июня 2009 г. N 174
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909, N 29, ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53, ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте конституционного законодательства.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 54 "Об утверждении Положения о Департаменте конституционного законодательства и законодательства о безопасности".
Министр
А.В.КОНОВАЛОВ
Утверждено
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 4 июня 2009 г. N 174
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
I. Общие положения
1. Департамент конституционного законодательства (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства юстиции Российской Федерации.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Департамента являются:
1) обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники, а также отсутствия в них коррупциогенных факторов в сферах:
- защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах;
- организации деятельности и реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (в части полномочий государственных органов и органов местного самоуправления);
- миграционного законодательства, за исключением вопросов трудовой миграции;
- законодательства о Государственном гербе Российской Федерации, Государственном флаге Российской Федерации и Государственном гимне Российской Федерации;
- уголовного законодательства;
- уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства;
- законодательства об административных правонарушениях;
- законодательства о деятельности судов, за исключением законодательства о третейских судах и международном коммерческом арбитраже;
- законодательства о военной и правоохранительной службе, за исключением вопросов материального, социального и пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, проходящих правоохранительную службу, а также членов их семей;
- законодательства о статистическом учете;
- организации и проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов;
- противодействия экстремистской деятельности (в части уголовной и административной ответственности);
- оборота наркотических средств и психотропных веществ (в части полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, уголовной и административной ответственности);
- противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации;
- законодательства о персональных данных;
- законодательства о государственной и общественной безопасности в части, касающейся:
государственной тайны;
частной детективной и охранной деятельности;
оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
обороны;
военного и чрезвычайного положения;
контртеррористических операций и боевых действий (за исключением мер социальной реабилитации участников указанных операций (действий));
мобилизационного резерва (за исключением вопросов управления государственным имуществом);
космической деятельности;
противодействия терроризму;
противодействия коррупции (в части уголовной и административной ответственности);
безопасности дорожного движения;
пожарной безопасности;
транспортной безопасности;
безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
радиационной безопасности населения;
2) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) организация и координация работы по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов.
4. В Департаменте для выполнения возложенных на него задач создаются структурные подразделения - отделы. Предложения о внесении изменений в структуру и штатное расписание центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента, представляются в установленном порядке.
5. Департамент осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами Минюста России и федеральными государственными учреждениями.
II. Полномочия
6. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и представляет Министру юстиции Российской Федерации и его заместителям для внесения Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
2) представляет предложения для включения в план работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России;
3) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
4) разрабатывает проекты нормативных правовых актов Минюста России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
5) в рамках своей компетенции участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
6) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
7) проводит правовую экспертизу концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
8) готовит проекты официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проекты поправок к ним по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
9) проводит антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов, разработанных структурными подразделениями Минюста России;
10) исключен. - Приказ Минюста России от 09.10.2013 N 188;
11) проводит в установленном порядке аккредитацию юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
12) проводит антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, вносимых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
13) представляет предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также о включении предложений о разработке проектов федеральных законов в проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
14) в рамках своей компетенции участвует в работе по подготовке правовых заключений о целесообразности разработки законопроектов федеральными органами исполнительной власти;
15) принимает участие в реализации Минюстом России полномочий по согласованию в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложений о заключении, прекращении, приостановлении действия или временном применении международных договоров Российской Федерации;
16) принимает участие в реализации Минюстом России полномочий по внесению предложений о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации;
17) принимает участие в реализации Минюстом России полномочий по подготовке заключений о соответствии положений международного договора Российской Федерации законодательству Российской Федерации;
18) осуществляет организационное обеспечение деятельности рабочих групп по подготовке заседаний Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по конституционной безопасности, Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности;
19) осуществляет представление и защиту интересов Министерства и Правительства Российской Федерации в судах Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
20) в пределах своей компетенции участвует в работе по внедрению достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность территориальных органов Минюста России;
21) в пределах своей компетенции участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России;
22) осуществляет рассмотрение обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
23) участвует в мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России;
24) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции Департамента законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор Департамента конституционного законодательства (далее - Директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России.
Директор подчиняется Министру юстиции Российской Федерации, а также заместителю Министра, курирующему Департамент.
Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказами Минюста России по представлению Директора.
8. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий Директор:
1) по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, представляет по доверенности или по поручению руководства Минюста России интересы Минюста России в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных, общественных организациях и судах, во взаимоотношениях с должностными лицами органов власти иностранных государств, иностранных и международных организаций; участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Минюста России;
2) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения граждан и письма организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение федеральными государственными гражданскими служащими Департамента обращений и писем, а также полноту и законность принятых по ним решений;
3) в рамках полномочий, установленных нормативными правовыми актами Минюста России, запрашивает и получает от структурных подразделений, территориальных органов и учреждений Минюста России документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, дает им в связи с этим обязательные для исполнения поручения, ведет с ними переписку;
4) привлекает в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;
5) распределяет обязанности между своими заместителями, участвует в подготовке должностных регламентов;
6) утверждает положения об отделах Департамента;
7) вносит предложения по изменению структуры и штатного расписания центрального аппарата Минюста России в части, касающейся Департамента;
8) обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Минюста России, территориальными органами и учреждениями Минюста России, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
9) вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Минюста России и работы коллегии Минюста России;
10) вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, аттестации, направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку, в том числе за рубежом, федеральных государственных гражданских служащих Департамента, а также о присвоении им классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении; включении их в состав рабочих групп, комиссий, а также о направлении в служебные командировки;
11) проводит совещания, семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
12) в соответствии с установленным в Минюсте России порядком делопроизводства визирует организационно-распорядительные документы, контролирует соблюдение порядка их оформления и согласования;
13) исключен. - Приказ Минюста России от 09.10.2013 N 188;
14) пользуется иными правами, предоставленными Директору законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минюста России.
9. Для решения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, осуществления контроля за выполнением планов работы и поручений руководства Минюста России, а также обмена опытом работы в Департаменте могут проводиться оперативные совещания.
Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом и являются обязательными для федеральных государственных гражданских служащих Департамента.
10. Департамент осуществляет свою деятельность на основе текущего и перспективного планирования, в том числе плана работы Департамента.
11. В случае отсутствия Директора его обязанности исполняет один из его заместителей.
12. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.
13. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.