МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 ноября 2015 г. N 11-126260/15

Во исполнение подпункта 33.2 пункта 33 Плана основной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2015 год, утвержденного приказом Минюста России от 12.01.2015 N 1, Департаментом по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации подготовлен обзор применения законодательства при решении проблемных вопросов в сфере государственной регистрации и при осуществлении контроля за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.

Направляем указанный обзор для использования в работе.

Директор Департамента
по делам некоммерческих организаций
В.А.ТИТОВ

Приложение

ОБЗОР
ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ И ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В целях выработки единой правоприменительной практики территориальным органам Минюста России рекомендуется руководствоваться следующим.

1. По вопросу предоставления политическими партиями и их структурными подразделениями отчетности в Минюст России и его территориальные органы.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон N 95-ФЗ) региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган Минюста России информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах.

Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа (пункт 2 статьи 27 Закона N 95-ФЗ).

Политическая партия и ее региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня (пункт 4 статьи 27 Закона N 95-ФЗ).

Форма отчетности структурного подразделения политической партии, предусмотренной Законом N 95-ФЗ, законодательно не установлена.

Представление в территориальные органы Минюста России иных форм отчетности, установленных для некоммерческих организаций, от структурных подразделений политической партии не требуется.

Трехгодичный срок для предоставления информации региональным отделением политической партии либо иным зарегистрированным структурным подразделением политической партии следует исчислять с момента государственной регистрации структурного подразделения политической партии в качестве юридического лица (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц), либо с момента представления последнего отчета структурного подразделения политической партии.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона N 95-ФЗ политическая партия вправе представить сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты в Министерство юстиции Российской Федерации.

2. По вопросу управления автономной некоммерческой организацией.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) положения Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.

Специальным законом, определяющим правовое положение отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, является Закон N 7-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации управление деятельностью автономной некоммерческой организацией осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона N 7-ФЗ высший орган управления автономной некоммерческой организации - коллегиальный.

Положения статей 123.24 - 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации требований к составу и порядку формирования высшего органа управления, в отличие от исполнительного органа автономных некоммерческих организаций, не предусматривают.

Следовательно, высший орган управления автономной некоммерческой организации является коллегиальным. Он может состоять из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом организации, утвержденным учредителем (учредителями) организации.

Компетенция высшего органа управления для всех некоммерческих организаций предусмотрена пунктом 2 статьи 29 Закона N 7-ФЗ. Однако с учетом положений пункта 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ данная норма применяется, в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Так, положениями статей 123.24 - 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена исключительная компетенция учредителя (учредителей) автономной некоммерческой организации. К такой компетенции отнесено принятие учредителем (учредителями) решений о:

преобразовании автономной некоммерческой организации в фонд;

принятие в состав учредителей новых лиц;

утверждение устава;

определение порядка управления;

создание постоянно действующего коллегиального органа (органов);

назначение единоличного исполнительного органа.

В случае если в соответствии с уставом высшим органом управления автономной некоммерческой организации не являются учредители, отдельно выделяется компетенция учредителей (учредителя) организации, несмотря на то, что часть вышеперечисленных вопросов в соответствии с положениями пункта 2 статьи 29 Закона N 7-ФЗ отнесена к исключительной компетенции высшего органа управления.

3. По вопросу указания в наименовании некоммерческой организации двух организационно-правовых форм.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 4 Закона N 7-ФЗ (для общественных организаций также статьей 28 Закона N 82-ФЗ) наименование некоммерческой организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и характер деятельности.

Анализ законодательства о некоммерческих организациях показывает, что каждая организационно-правовая форма имеет ряд присущих ей особенностей: правовое положение, порядок создания, управления деятельностью организации и другие.

Следовательно, использование в наименовании некоммерческой организации двух организационно-правовых форм недопустимо независимо от того, является это именем собственным, заключенным в кавычки, или нет.

Вместе с тем в наименовании некоммерческой организации наряду с указанием на ее организационно-правовую форму могут использоваться слова, употребляемые в других значениях, например, слова "ассоциация", "союз" или "фонд". Использование указанных слов наряду с организационно-правовой формой допустимо с учетом следующего.

Слова "ассоциация", "союз", помимо прочего, означают объединение (сообщество), связанное общими признаками или интересами.

Таким образом, если положения учредительных документов дают представление о том, что организация является общественным объединением, созданным в организационно-правовой форме общественной организации, и наименование организации соответствует пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 28 Закона N 82-ФЗ, использование в наименовании организации слова "союз", указывающего в данном случае на объединение лиц по интересам, допустимо (например, союз любителей собак).

Использование слова "фонд" допустимо при условии его использования в значении "совокупность ресурсов", "запасы", "лучшая часть чего-либо": "библиотечный фонд", "донорский фонд", "земельный фонд".

4. По вопросу наименования образовательной организации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) наименование образовательной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Статьей 22 Закона N 273-ФЗ определено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом.

Указанные формы некоммерческих организаций закреплены также в главе 2 Закона N 7-ФЗ.

Таким образом, разделение образовательных учреждений на государственные, муниципальные или частные имеет целью информирование потребителей образовательных услуг об учредителях образовательных учреждений.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.06.2013 N ДЛ-151/17 разъяснено, что указание в наименовании образовательной организации на форму собственности (государственная, муниципальная или частная) является необязательным.

Вместе с тем Министерство юстиции Российской Федерации полагает, что слова "государственное", "муниципальное" или "частное" могут отсутствовать в полном наименовании образовательного учреждения только в том случае, если в нем содержится полное наименование его учредителя.

Также следует отметить, что понятие "негосударственное образовательное учреждение" было закреплено пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", который утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Закона N 273-ФЗ. Положения принятого закона, также как и положения Закона N 7-ФЗ, вышеуказанной организационно-правовой формы для некоммерческих организаций не предусматривают.

5. По вопросу наименования профессиональных союзов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации профессиональные союзы (профсоюзные организации), созданные в качестве юридических лиц, относятся к числу общественных организаций. Слова "Общественная организация" согласно указанной норме относятся к организационно-правовой форме.

Организационно-правовая форма юридического лица подлежит указанию в его наименовании. Если законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, допускается указание только на ее вид (пункт 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 4 Закона N 82-ФЗ профессиональный союз является отдельным видом общественного объединения.

Кроме того, законом предусмотрен уведомительный порядок государственной регистрации данного вида организаций; положения Закона N 82-ФЗ и статей 123.4 - 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации по отношению к профессиональным союзам применению не подлежат; органы юстиции контроль за деятельностью профессиональных союзов не осуществляют.

Учитывая изложенное, указание в наименовании профессионального союза на "общественную организацию" не является обязательным, и отсутствие такого указания не является основанием для отказа в государственной регистрации.

6. По вопросу наименования адвокатских образований.

Федеральным законом от 13.07.2015 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в Гражданский кодекс Российской Федерации введена статья 123.16-2 и внесены изменения в статью 50 вышеуказанного кодекса.

Теперь адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации.

С учетом статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации адвокатское образование (являющееся юридическим лицом) - самостоятельная организационно-правовая форма; коллегия адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация - ее виды.

До вступления в силу данных изменений адвокатские образования создавались в организационно-правовой форме ассоциации, указание на которою подлежало включению в наименование.

Учитывая изложенное, приведение наименований ранее зарегистрированных адвокатских образований, содержащих указание на ассоциацию, осуществляется посредством внесения изменений в наименование адвокатского образования и учредительные документы (устав). Данная процедура не является реорганизацией в форме преобразования.

Указание в наименовании на "адвокатское образование, являющееся юридическим лицом" не является обязательным, достаточно указание на его вид, например, коллегия адвокатов или адвокатское бюро.

Кроме того, с учетом положений пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" наименование коллегии адвокатов и адвокатского бюро должно содержать указание на субъект Российской Федерации, на территории которого они учреждены.

7. По вопросу государственной регистрации территориального общественного самоуправления.

Особенности создания и организации деятельности территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) регламентированы специальным законом - Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), в частности, статьей 27 данного федерального закона.

Согласно указанной норме закона ТОС образовывается гражданами в пределах территории их проживания, т.е. подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; и иные территории проживания граждан.

Границы ТОС устанавливаются представительным органом поселения внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории, где организуется ТОС, например, органом местного самоуправления.

Гражданами, проживающими на определенной территории, с учетом действующего законодательства являются физические лица, зарегистрированные в жилом помещении на постоянной или временной основе.

Место проживания - это юридически оформленное место (жилое помещение, дом и пр.), в котором физическое лицо имеет постоянную и (или) временную регистрацию.

Можно выделить следующие этапы создания ТОС:

1 этап: проведение учредительного собрания (учредителями являются лица, принявшие решения о его создании, формировании органов управления и утверждении устава, проживающие в пределах территории создаваемого ТОС).

2 этап: регистрация устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления, в административно-территориальные границы которого входит территория, где образовывается ТОС.

На втором этапе устав ТОС подлежит регистрации в соответствующем органе местного самоуправления. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава органом местного самоуправления (пункт 5 статьи 27 закона N 313-ФЗ).

3 этап: приобретение ТОС правоспособности (статуса) юридического лица - регистрация в соответствующем территориальном органе Минюста России (не является обязательным этапом, ТОС может действовать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица).

Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 27 Закона N 131-ФЗ ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Такой организационно-правовой формой в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации является общественная организация.

Таким образом, в случае государственной регистрации ТОС в качестве юридического лица с учетом особенностей, предусмотренных статьей 27 Закона N 131-ФЗ, применению подлежат положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 82-ФЗ.

В частности, наименование ТОС должно содержать указание на организационно-правовую форму - "общественная организация", а также на территориальную сферу деятельности - территорию, в пределах которой создано ТОС.

При государственной регистрации ТОС, учитывая пункт 5 статьи 27 Закона N 131-ФЗ (ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава органом местного самоуправления), правомерность учреждения ТОС, а также состав и необходимое количество учредителей ТОС территориальным органом Минюста России не проверяется. Достоверность и правомерность учреждения (создания) ТОС подтверждается регистрацией его устава органом местного самоуправления.

В заявлении о государственной регистрации юридического лица при его создании (форма Р11001) в сведениях об учредителях, учитывая правила заполнения заявления, подлежат указанию все лица, принявшие решение о создании ТОС независимо от их количества.

Учитывая, что ТОС является общественной организацией, правовая экспертиза устава территориальным органом Минюста России проводится на соответствие законодательству о некоммерческих организациях.

Дополнительно сообщаем, что проблемные вопросы в сфере государственной регистрации и при осуществлении контроля за деятельностью религиозных организаций отражены в письме Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России от 31.08.2015 N 11-100870/15. Кроме того, в ближайшее время будет направлено решение Методического совета по вопросам государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций при Министерстве юстиции Российской Федерации, содержащее также вопросы изменений в законодательстве, касающихся правового положения религиозных объединений.