МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 ноября 2019 г. N 08-142489/19

В Департаменте конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации рассмотрено указанное письмо по вопросу применения статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации, и сообщается следующее.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ.

Сфера действия статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ в части регулирования института государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления, предельно широко сформулирована в части 2 данной статьи и не исключает применение установленных данной статьей правил в отношении государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий с учетом ряда особенностей, также предусмотренных Федеральных законом N 131-ФЗ.

Контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления, регламентированный статьей 77 Федерального закона N 131-ФЗ, осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления, направления запроса органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации.

Однако порядок осуществления государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий отчасти регламентируется иными, равными по силе, специальными предписаниями Федерального закона 131-ФЗ (статья 21) и подлежит установлению законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 6 статьи 19).

Так, государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется в форме контроля за переданными полномочиями (управленческий контроль) и государственного внутреннего финансового контроля за использованием предоставленных местным бюджетам субвенций на исполнение переданных полномочий (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 131-ФЗ).

В случае если порядок осуществления контроля за переданными полномочиями предусматривает его проведение в виде проверок деятельности органов местного самоуправления, такие проверки должны планироваться, проводиться, координироваться и учитываться в едином реестре проверок по правилам статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ. Сроки и условия исполнения запросов также должны соблюдаться в соответствии с данной статьей.

В то же время контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, как правило, осуществляется в условиях высокой интенсивности, поскольку органы местного самоуправления во многих случаях действуют как территориальные агенты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находясь с последними в едином управленческом цикле, и взаимодействие с органами местного самоуправления либо мониторинг (наблюдение) за деятельностью органов местного самоуправления и ее эффективностью по исполнению переданных полномочий осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в постоянном режиме, при котором не возникает потребности в организации и проведении отдельных проверок деятельности органов местного самоуправления.

Аналогичная позиция высказана Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (URL-ссылка: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Otvetstvennost-organov-i-dolzhnostnyh-li/Kontrol-i-nadzor-za-deyatelnostyu-organo/item/154868/).

В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий согласно части 3 статьи 21 Федерального закона N 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации дают им обязательные для исполнения письменные предписания по устранению таких нарушений. Право органов государственной власти субъектов Российской Федерации давать такие предписания согласно данным нормативным положениям не обусловлено результатами проведения плановых и внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления.

Помимо этого, следует учитывать, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций (часть 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ).

Соблюдение целей и условий предоставления субвенций местным бюджетам является обязательным требованием, а не отдельным полномочием органов местного самоуправления. Поэтому, по мнению Минфина России (письма от 12 сентября 2014 г. N 02-10-10/45828 и от 4 августа 2015 г. N 02-10-09/45065), положения статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ не применяются к осуществлению органами государственной власти субъекта Российской Федерации внутреннего государственного финансового контроля деятельности органов местного самоуправления по использованию ими субвенций, предоставленных им на осуществление переданных полномочий.

Заместитель директора Департамента
конституционного законодательства,
развития федеративных отношений
и местного самоуправления
Е.Н.ГАТАЛОВ