МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЗОР
ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ
МИНЮСТА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В ходе осуществления Министерством юстиции Российской Федерации контроля за деятельностью религиозных организаций выявлено, что религиозными организациями допускаются следующие типичные нарушения законодательства Российской Федерации, а именно:
1. Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон о свободе совести) религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
Кроме того, пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческие организации к которым, в том числе относятся и религиозные организации, вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
Несмотря на это при осуществлении органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций, в том числе в ходе мониторинга информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в частности на официальных сайтах и страницах в социальных сетях, каналах на видео хостингах и телеграмм каналах религиозных организаций выявляются случаи использования религиозными организациями сокращенных наименований, а также символики, описание которой отсутствует или не соответствует описанию символики, содержащемуся в их уставах.
Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования является административным правонарушением, предусмотренным частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с подпунктом "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности юридического лица.
В нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации указанные сведения в отношении религиозных организаций в ЕГРЮЛ нередко отсутствуют и (или) не соответствуют целям создания и видам деятельности религиозной организации, предусмотренным их уставами.
3. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Закона о свободе совести религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией, должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации и содержать сведения о ее структуре.
Статьей 9 Закона о свободе совести предусмотрено наличие в структуре религиозной организации "участников", которыми в зависимости от вида религиозной организации (местная или централизованная) являются физические или юридические лица - религиозные организации.
Вместе с этим в нарушение вышеуказанных требований в уставе религиозной организации полномочия по ведению учета участников у какого-либо из ее органов, как правило, отсутствуют.
Кроме того, по результатам анализа представляемых религиозными организациями на проверки документов устанавливается, что должный учет своих участников религиозными организациями зачастую не ведется.
Так, например, в сведениях о структуре централизованной религиозной организации, представленных на проверку, указаны сведения о местных религиозных организациях, которые согласно информации, размещенной в ЕГРЮЛ, исключены из указанного реестра в связи с их ликвидацией.