Приложение N 5
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 09.01.2019 N 2н
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 230
"АУДИТОРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ"
Международный стандарт аудита МСА 230 "Аудиторская документация" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".
|
Введение
Сфера применения настоящего стандарта
1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по подготовке аудиторской документации при проведении аудита финансовой отчетности. В Приложении перечислены прочие МСА, в которых содержатся те или иные требования и рекомендации по вопросам документации. Эти конкретные требования по составлению документации, содержащиеся в прочих МСА, не накладывают каких-либо ограничений на применение настоящего стандарта. Законами или нормативными актами могут быть установлены дополнительные требования к документации.
Характер и назначение аудиторской документации
2. Аудиторская документация, отвечающая требованиям настоящего стандарта и специфическим требованиям к документации, содержащимся в прочих применимых МСА, обеспечивает:
(a) доказательства, обосновывающие сделанный аудитором вывод о достижении основных целей аудитора <1>;
--------------------------------
<1> МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита", пункт 11.
(b) доказательства того, что аудит был спланирован и проведен в соответствии с Международными стандартами аудита и применимыми законодательными и нормативными требованиями.
3. Аудиторская документация выполняет целый ряд дополнительных функций, включая следующее:
- помогает аудиторской группе планировать и проводить аудит;
- помогает членам рабочей группы, ответственным за надзор, в руководстве и надзоре за аудиторской работой, а также в исполнении обязанностей по проверкам качества выполнения обязанностей в соответствии с МСА 220 (пересмотренным) <2>;
--------------------------------
<2> МСА 220 (пересмотренный) "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункты 29 - 34.
- позволяет аудиторской группе нести ответственность за свою работу;
- позволяет вести запись вопросов, сохраняющих значимость для будущих аудиторских заданий;
- обеспечивает проведение проверок качества выполнения задания проверок <24> других видов заданий по проверкам <25> и мониторинг деятельности в рамках системы управления качеством аудиторской организации;
--------------------------------
<24> Международный стандарт управления качеством (МСК) 2 "Проверки качества выполнения заданий".
<25> МСК 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг", пункт A135.
<3> - <4> Сноски исключены. - Поправки, утв. Приказом Минфина России от 16.10.2023 N 166н.
- обеспечение возможности проведения внешнего инспектирования в соответствии с применимыми законодательными, нормативными или прочими требованиями.
Дата вступления в силу
4. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.
Цель
5. Цель аудитора состоит в подготовке документации, которая обеспечивает:
(a) достаточные и надлежащие данные, обосновывающие аудиторское заключение;
(b) доказательства того, что аудит был спланирован и проведен в соответствии с Международными стандартами аудита и применимыми законодательными и нормативными требованиями.
Определения
6. Для целей Международных стандартов аудита следующие термины имеют приведенные ниже значения:
(a) аудиторская документация, рабочая документация, рабочие документы - записи о выполненных аудиторских процедурах, полученных уместных аудиторских доказательствах и сделанных аудитором выводах;
(b) аудиторский файл - одна или более папок, либо иные бумажные или электронные носители информации, предназначенные для хранения данных, содержащие данные, представляющие собой аудиторскую документацию, относящуюся к конкретному заданию.
(c) опытный аудитор - лицо (которое может быть как сотрудником аудиторской организации, так и сторонним по отношению к этой организации специалистом), обладающее практическим опытом проведения аудита и достаточным пониманием следующих вопросов:
(i) аудиторских процедур;
(ii) Международных стандартов аудита и применимых требований законодательства и нормативных требований;
(iii) бизнес-среды, в которой ведет деятельность аудируемая организация;
(iv) аудиторских вопросов и вопросов подготовки финансовой отчетности применительно к отрасли, в которой осуществляет свою деятельность организация.
Требования
Своевременная подготовка аудиторской документации
7. Аудитор должен готовить аудиторскую документацию своевременно (см. пункт A1).
Документация о выполненных аудиторских процедурах и собранных аудиторских доказательствах
Форма, содержание и объем аудиторской документации
8. Аудитор должен готовить аудиторскую документацию, которая достаточна для того, чтобы опытный аудитор, ранее не связанный с проведением конкретного аудиторского задания, мог понять (см. пункты A2 - A5, A16 - A17):
(a) характер, сроки и объем выполненных аудиторских процедур для соблюдения Международных стандартов аудита и применимых законодательных и нормативных требований (см. пункты A6 - A7);
(b) результаты выполненных аудиторских процедур и собранные аудиторские доказательства;
(c) значимые вопросы, возникшие в ходе аудиторского задания, сделанные по ним выводы и значимые профессиональные суждения, использованные при формулировании этих выводов (см. пункты A8 - A11).
9. При документировании характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур аудитор должен зафиксировать:
(a) каковы отличительные характеристики протестированных статей или вопросов (см. пункт A12);
(b) кто выполнял аудиторскую работу, с указанием даты, на которую такая работа была завершена;
(c) кто проверял выполненную аудиторскую работу, с указанием даты и объема такой проверки (см. пункт A13).
10. Аудитор должен документировать обсуждения значимых вопросов с руководством, лицами, отвечающими за корпоративное управление, включая характер обсужденных вопросов, а также того, когда и с кем происходили эти обсуждения (см. пункт A14).
11. Если аудитор выявил информацию, которая не соответствует его окончательным выводам в отношении того или иного значимого вопроса, аудитор должен документировать, каким образом он разрешил это несоответствие (см. пункт A15).
Отступление от того или иного применимого требования
12. Если, в исключительных обстоятельствах, аудитор сочтет необходимым отступить от выполнения того или иного применимого требования того или иного МСА, аудитор должен документировать, каким образом выполненные им альтернативные аудиторские процедуры достигают целей, предусмотренных этим требованием, а также каковы причины допущенного отступления (см. пункты A18 - A19).
Вопросы, возникшие после даты аудиторского заключения
13. Если, в исключительных обстоятельствах, аудитор выполняет новые или дополнительные аудиторские процедуры или приходит к новым выводам после даты аудиторского заключения, он должен документировать (см. пункт A20):
(a) каковы обстоятельства, с которыми он столкнулся;
(b) выполненные новые или дополнительные аудиторские процедуры, собранные аудиторские доказательства и сделанные выводы, их влияние на аудиторское заключение;
(c) когда и кем были внесены и проверены соответствующие изменения в аудиторскую документацию.
Окончательное формирование аудиторского файла
14. После даты аудиторского заключения аудитор должен своевременно собрать аудиторскую документацию в аудиторский файл и завершить административные процедуры окончательного формирования аудиторского файла (см. пункты A21 - A22).
15. По завершении окончательного формирования аудиторского файла аудитору запрещается удалять или выбрасывать какую бы то ни было аудиторскую документацию до истечения срока ее хранения (см. пункт A23).
16. Если в обстоятельствах, не подпадающих под описанные в пункте 13, аудитор по завершении окончательного формирования аудиторского файла сочтет необходимым видоизменить существующую аудиторскую документацию или дополнить ее новыми документами, он должен, вне зависимости от характера изменений или дополнений, документировать следующее (см. пункт A24):
(a) конкретные причины таких изменений и дополнений;
(b) когда и кем они были внесены и проверены.
* * *
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
Своевременная подготовка аудиторской документации (см. пункт 7)
A1. Своевременная подготовка достаточной и надлежащей аудиторской документации помогает повысить качество выполнения аудиторского задания и облегчает проведение результативной проверки и оценки собранных аудиторских доказательств и сделанных выводов до завершения работы над аудиторским заключением. Документация, подготовленная после того, как аудиторская работа уже выполнена, скорее всего, окажется менее точной, чем та документация, которая готовилась по ходу выполнения этой работы.
Документация о выполненных аудиторских процедурах и собранных аудиторских доказательствах
Форма, содержание и объем аудиторской документации (см. пункт 8)
A2. Форма, содержание и объем аудиторской документации зависят от таких факторов, как:
- размер и сложность организации;
- характер выполняемых аудиторских процедур;
- выявленные риски существенного искажения;
- значимость собранных аудиторских доказательств;
- характер и объем выявленных расхождений;
- необходимость документирования того или иного вывода или обоснования вывода, которые не очевидны из выполненных работ или собранных аудиторских доказательств;
- применявшаяся методология и инструментарий проведения аудита.
A3. Аудиторская документация может вестись на бумаге либо на электронных или иных носителях. Примеры аудиторской документации:
- аудиторские программы;
- аналитические документы;
- памятные записки по проблемным вопросам;
- краткие перечни значимых вопросов;
- письма-подтверждения и письменные заявления;
- контрольные перечни;
- переписку (включая электронную) по значимым вопросам.
Аудитор может включить в аудиторскую документацию выдержки или копии документов аудируемой организации (например, значимые и специфические договоры и соглашения). Аудиторская документация, однако, не должна подменять собой бухгалтерские записи организации.
A4. Аудитор не обязан включать в аудиторскую документацию изначальные черновые варианты рабочей документации и финансовой отчетности, заметки, в которых отражены неполные или предварительные соображения, исходные копии документов, которые были впоследствии исправлены из-за опечаток и прочих ошибок, а также дублирующие документы.
A5. Устные пояснения аудитора сами по себе не представляют достаточного обоснования выполненной аудитором работы или сделанных им выводов, но могут использоваться для раскрытия и разъяснения информации, содержащейся в аудиторской документации.
Документация по соблюдению Международных стандартов аудита (см. пункт 8(a))
A6. В принципе соблюдение требований настоящего стандарта приведет к тому, что аудиторская документация будет достаточной и адекватной конкретным обстоятельствам. Для разъяснения применения настоящего стандарта с учетом специфики того или иного МСА такой прочий стандарт аудита может содержать уточняющие требования по составлению документации. Эти конкретные требования по составлению документации, содержащиеся в прочих МСА, не накладывают каких-либо ограничений на применение настоящего стандарта. Более того, отсутствие в каком-либо МСА требований по документированию не означает, что выполнение такого стандарта не предполагает составления документации.
A7. Аудиторская документация обеспечивает доказательства того, что проведенный аудит соответствует Международным стандартам аудита. Однако документирование аудитором в ходе аудита всех рассмотренных вопросов или всех выработанных профессиональных суждений не является ни обязательным, ни практически осуществимым. Кроме того, аудитор не обязан документировать отдельно (например, в контрольном перечне) факт соблюдения тех требований, соблюдение которых подтверждается документами, приобщенными к аудиторскому файлу. Например:
- наличие надлежащим образом документированного плана аудита показывает, что аудитор планировал проводимый аудит;
- наличие в аудиторском файле подписанного письма-соглашения об условиях задания показывает, что аудитор согласовал условия аудиторского задания с руководством или, если уместно, с лицами, отвечающими за корпоративное управление;
- аудиторское заключение, в котором содержится надлежащим образом оформленное мнение с оговоркой в отношении финансовой отчетности клиента, показывает, что аудитор выполнил требование выразить мнение с оговоркой в соответствующих обстоятельствах, описанных в Международных стандартах аудита;
- может использоваться целый ряд способов, показывающих соблюдение в рамках аудиторского файла тех требований, которые обычно применяются на протяжении всего аудита:
- - например, может не существовать единого способа документирования профессионального скептицизма аудитора. Тем не менее, аудиторская документация может обеспечить наличие доказательств применения аудитором профессионального скептицизма в соответствии с Международными стандартами аудита. Например, применительно к оценочным значениям возможна ситуация, когда полученные аудиторские доказательства как подтверждают утверждения руководства, так и противоречат им, документирование включает то, как аудитор оценил эти доказательства, в том числе профессиональные суждения, сделанные при формировании заключения о достаточности и уместности полученных аудиторских доказательств;
- - тот факт, что руководитель задания принял на себя ответственность за руководство работой членов рабочей группы, надзор за ними и проверку их работы <28>, может подтверждаться в аудиторской документации целым рядом способов. В частности, это может быть документация, которая свидетельствует о надлежащем и достаточном вовлечении руководителя задания в проведение аудита, например участие в обсуждениях рабочей группы.
--------------------------------
<28> МСА 220 (пересмотренный), пункт 29.
<5> Сноска исключена. - Поправки, утв. Приказом Минфина России от 16.10.2023 N 166н.
Документальное оформление значимых вопросов и соответствующих значимых профессиональных суждений (см. пункт 8(c))
A8. Оценка значимости того или иного вопроса требует объективного анализа фактов и обстоятельств. Примеры значимых вопросов:
- вопросы, приводящие к возникновению значительных рисков (как это определяется в МСА 315 (пересмотренном) <6>);
--------------------------------
<6> МСА 315 (пересмотренный), пункт 4(e).
- результаты аудиторских процедур, указывающие на то, что (a) финансовая отчетность может быть существенно искажена или что (b) существует необходимость пересмотреть прежнюю оценку аудитором рисков существенного искажения, а также меры, принимаемые аудитором в ответ на эти риски;
- обстоятельства, значительно затрудняющие применение аудитором необходимых аудиторских процедур;
- замечания, которые могут привести к той или иной модификации мнения аудитора или к включению в аудиторское заключение раздела "Важные обстоятельства".
A9. Важным фактором при определении формы, содержания и объема аудиторской документации по значимым вопросам являются масштабы применения профессионального суждения при проведении работ и при оценке их результатов. Документация о выработанных профессиональных суждениях, если они носят значительный характер, позволяет пояснить выводы аудитора и повысить качество суждения. Эти вопросы представляют особенный интерес для тех, кто отвечает за анализ аудиторской документации, включая специалистов, задействованных на последующих аудиторских заданиях, когда они занимаются вопросами, сохраняющими свою значимость (например, при проведении ретроспективной проверки оценочных значений).
A10. Некоторые примеры обстоятельств, при которых в соответствии с пунктом 8 следует подготавливать аудиторскую документацию в отношении использования профессионального суждения, включают следующее, если вопросы и суждения являются значимыми:
- обоснование вывода аудитора, когда от аудитора требуется обязательно рассмотреть определенную информацию или факторы, и это рассмотрение является значимым в контексте проводимого аудита;
- основа для вывода аудитора в отношении обоснованности тех или иных областей субъективных суждений, сделанных руководством;
- основа для оценки аудитором того, являются ли оценочное значение и соответствующее раскрытие информации обоснованными в контексте применимой концепции подготовки финансовой отчетности или являются искаженными;
- основа для вывода аудитора по вопросу подлинности документа, когда в ходе аудита аудитором были выявлены некие обстоятельства, заставившие его усомниться в подлинности данного документа, и по этому поводу было проведено специальное расследование (например, с использованием процедур, связанных с экспертизой или подтверждением).
- если применяется МСА 701 <7>, решение аудитора относительно ключевых вопросов аудита, о которых следует сообщить, или об их отсутствии.
--------------------------------
<7> МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении".
A11. Аудитор может счесть полезным подготовить и сохранить в составе аудиторской документации краткую сводку (иногда называемую запиской или меморандумом о завершении работ), в которой описываются значимые вопросы, выявленные в ходе аудита, и то, каким образом они были разрешены, или которая включает ссылки на другую подтверждающую аудиторскую документацию, содержащую эту информацию. Такая сводка может способствовать проведению эффективных проверок и инспектирования аудиторской документации, особенно по масштабным и сложным аудиторским заданиям. Кроме того, подготовка такой сводки может помочь аудитору при рассмотрении значимых вопросов. Она может также помочь аудитору оценить ситуацию на предмет того, не оказывается ли в свете выполненных аудиторских процедур и сделанных выводов, что существует по крайней мере одна значимая цель, установленная в каком-либо Международном стандарте аудита, которой аудитор не может достичь, что делает невозможным выполнение им основных целей аудитора.
Указание конкретных протестированных статей или вопросов, а также исполнителя и проверяющего (см. пункт 9)
A12. Фиксирование таких отличительных признаков служит решению целого ряда задач. Например, это дает возможность аудиторской группе обеспечить собственную подотчетность за выполненные работы и облегчает проведение расследований случаев расхождений или несоответствий. Отличительные признаки будут варьироваться в зависимости от применяемой аудиторской процедуры и тестируемой статьи или вопроса. Например:
- для подробного тестирования выпущенных организацией заказов на закупки аудитор может определить отбираемые для тестирования документы по их датам или по уникальным номерам заказов на закупки;
- для процедуры, требующей отбора из данной генеральной совокупности или проверки всех статей сверх установленной суммы, аудитор может зафиксировать объем проводимой процедуры и обозначить соответствующую генеральную совокупность (например, все записи в бухгалтерских регистрах сверх установленной суммы);
- для процедуры, требующей систематической выборки из генеральной совокупности документов, аудитор может обозначить отбираемые документы путем указания их источника, начала диапазона выборки и ее интервала (например, систематическая выборка отчетов об отгрузке, отбираемых из журнала отгрузки за период с 1 апреля по 30 сентября, начиная с отчета номер 12345 и отбирая каждый 125-й отчет);
- для процедуры, требующей опроса конкретных сотрудников аудируемой организации, аудитор может зафиксировать даты проведения опросов, а также фамилии и наименования должностей этих сотрудников аудируемой организации;
- для процедуры наблюдения аудитор может описать наблюдаемый процесс или вопрос, имеющих отношение к нему лиц, соответствующие обязанности этих лиц, а также где и когда выполнялось наблюдение.
A13. МСА 220 (пересмотренный) содержит требования относительно того и руководство о том, как проверять аудиторскую документацию <8>. Требование документировать, кто именно проверял выполненную аудиторскую работу, не означает необходимости отражать в каждом рабочем документе подтверждение того, что он был проверен. Это требование, однако, означает, что следует документировать то, какая аудиторская работа проверялась, кто проверял эту работу и когда она была проверена.
--------------------------------
<8> МСА 220 (пересмотренный), пункты 29 - 34.
Документирование обсуждений значимых вопросов с руководством, лицами, отвечающими за корпоративное управление, и иными лицами (см. пункт 10)
A14. Документация не ограничивается только документами, подготовленными аудитором, но может включать и иные надлежащие документы, такие как протоколы заседаний, подготовленные персоналом организации и согласованные с аудитором. В число прочих лиц, с которыми аудитор может обсудить значимые вопросы, могут входить другие сотрудники внутри организации, а также внешние по отношению к ней лица, такие как консультанты, оказывающие услуги по договору с организацией.
Документация о том, каким образом были разрешены несоответствия (см. пункт 11)
A15. Требование документировать то, каким образом аудитор разрешал несоответствия в информации, не предполагает, что аудитор должен хранить документацию, которая неверна или устарела.
Особенности малых организаций (см. пункт 8)
A16. Аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации. Кроме того, в том случае, когда в ходе аудита руководитель задания выполняет всю проводимую аудиторскую работу, документация не будет включать вопросы, которые должны документироваться исключительно для того, чтобы проинформировать или проинструктировать членов аудиторской группы или чтобы обеспечить доказательства проведения проверки документации прочими членами аудиторской группы (например, будет нечего документировать по вопросам обсуждений или организации контроля в группе). Тем не менее руководитель задания выполняет основополагающее требование пункта 8 о подготовке аудиторской документации, которую в состоянии понять опытный аудитор, поскольку аудиторская документация может подлежать проверке внешними лицами для законодательных или нормативных целей.
A17. При подготовке аудиторской документации аудитор малой организации может счесть целесообразным и эффективным решением составление единого документа по всем аспектам аудита, включающего в необходимых случаях ссылки на подтверждающие материалы в рабочей документации. Примеры вопросов, которые могут документироваться в едином документе при аудите малой организации, включают понимание организации и ее окружения, применимую концепцию подготовки финансовой отчетности, а также систему внутреннего контроля организации, общую стратегию и план аудита, существенность, определенную в соответствии с МСА 320 <9>, оцененные риски, значимые вопросы, отмеченные в ходе аудита, и сделанные выводы.
--------------------------------
<9> МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита".
Отступление от того или иного применимого требования (см. пункт 12)
A18. Требования Международных стандартов аудита составлены таким образом, чтобы дать возможность аудитору достичь целей, описанных в Международных стандартах аудита, и таким образом достичь общих целей аудитора. Следовательно, если только речь не идет об исключительных обстоятельствах, Международные стандарты аудита призывают соблюдать все требования, которые являются применимыми в обстоятельствах проводимого аудита.
A19. Требование документирования применяется лишь к тем положениям, которые являются применимыми в конкретных обстоятельствах. Данное требование не является применимым <10> лишь в тех случаях, когда:
--------------------------------
<10> МСА 200, пункт 22.
(a) весь тот или иной МСА не является значимым (например, если у организации нет службы внутреннего аудита, никакие положения МСА 610 (пересмотренного, 2013 г.) <11> не являются применимыми);
--------------------------------
<11> МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов", пункт 2.
(b) требование является обусловленным, а оговоренное условие отсутствует (например, требование модифицировать аудиторское мнение при условии невозможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, в то время как такая невозможность отсутствует).
Вопросы, возникшие после даты аудиторского заключения (см. пункт 13)
A20. Примеры исключительных обстоятельств включают факты, которые стали известны аудитору после даты аудиторского заключения, но которые существовали на эту дату и которые, если бы они стали известны на эту дату, могли бы вызвать внесение изменений в финансовую отчетность или модификацию мнения аудитора в аудиторском заключении <12>. Соответствующие изменения в аудиторской документации проверяются в соответствии с требованиями, изложенными в МСА 220 (пересмотренном) <13>.
--------------------------------
<12> МСА 560 "События после отчетной даты", пункт 14.
<13> МСА 220 (пересмотренный), пункты 29 - 34.
Окончательное формирование аудиторского файла (см. пункты 14 - 16)
A21. МСК 1 (или не менее строгие требования национального законодательства) требует, чтобы системы управления качеством аудиторских организаций устанавливали цели в области обеспечения качества таким образом, чтобы сбор документации по заданию осуществлялся на своевременной основе после даты выпуска аудиторского заключения <14>. Надлежащий предельный срок для завершения окончательного формирования аудиторского файла обычно не превышает 60 дней после даты аудиторского заключения <15>.
--------------------------------
<14> МСК 1, пункт 31(f).
<15> МСК 1, пункт A83.
A22. Завершение окончательного формирования аудиторского файла после даты аудиторского заключения представляет собой административную процедуру, не предполагающую выполнение каких-либо новых аудиторских процедур или формирование новых выводов. Однако в процессе формирования аудиторского файла в аудиторскую документацию могут вноситься изменения, если они носят административный характер. Примеры таких изменений:
- удаление или изъятие устаревшей документации;
- сортировка, упорядочение и расстановка ссылок в рабочей документации;
- подписание контрольных перечней, относящихся к процессу формирования файла по заданию;
- документирование аудиторских доказательств, которые аудитор собрал, обсудил и согласовал с соответствующими членами аудиторской группы до даты аудиторского заключения.
A23. МСК 1 или не менее строгие требования национального законодательства требуют, чтобы системами управления качеством аудиторских организаций устанавливались цели в области обеспечения качества для решения соответствующих задач по хранению документации по заданию для удовлетворения потребностей аудиторской организации, соблюдения законов и нормативных актов, соответствующих этических требований или профессиональных стандартов <16>. Срок хранения документации по аудиторским заданиям обычно составляет не менее пяти лет с даты аудиторского заключения о финансовой отчетности организации или с даты аудиторского заключения о финансовой отчетности группы, если оно оформлялось позже, когда это применимо <17>.
--------------------------------
<16> МСК 1, пункт 31(f).
<17> МСК 1, пункт A85.
A24. Пример обстоятельств, при которых аудитор может счесть необходимым видоизменить существующую аудиторскую документацию или добавить новую аудиторскую документацию после завершения окончательного формирования аудиторского файла, - это необходимость внести пояснения в существующую аудиторскую документацию вследствие комментариев, полученных в ходе деятельности по мониторингу или внешнего инспектирования.
Приложение
(см. пункт 1)
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К АУДИТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЧИХ МСА
Данное приложение приводит перечень пунктов других МСА, которые содержат особые требования к документированию. Данный перечень не отменяет необходимости рассматривать требования и соответствующее руководство по применению, а также прочие пояснительные материалы, содержащиеся в Международных стандартах аудита.
- МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий", пункты 10 - 12;
- МСА 220 (пересмотренный) "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункт 1;
- МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности", пункты A44 - A47;
- МСА 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности", пункт 29;
- МСА 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление", пункт 23.
- МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности", пункт 12;
- МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения", пункт 32;
- МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита", пункт A14;
- МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски", пункты 28 - 30;
- МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита", пункт 15;
- МСА 540 (пересмотренный) "Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации", пункт 39;
- МСА 550 "Связанные стороны", пункт 28;
- МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов", пункт 50;
- МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов", пункты 36 - 37.
- МСА 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации", пункт 25