Одобрены
Советом по развитию
внутреннего финансового аудита
18 апреля 2023 года, протокол N 1

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (РАБОТНИКОВ),
НАДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Общие положения

Настоящие Рекомендации направлены на оказание помощи в обеспечении профессионального развития должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица (работника), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо), членов аудиторской группы) путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации (профессионального уровня), необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита.

Настоящие Рекомендации предлагают основные тематические направления, изучение и поддержание уровня знаний по которым необходимо для осуществления внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом, членами аудиторской группы), на высоком профессиональном уровне, не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят рекомендательный характер.

В целях профессионального развития указанных (работников) должностных лиц использовать настоящие Рекомендации целесообразно:

- руководителям главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор (администратор) бюджетных средств);

- субъекту внутреннего финансового аудита (уполномоченному должностному лицу, членам аудиторской группы);

- должностным лицам структурных подразделений главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, в полномочия которых входят вопросы организации профессионального развития.

Также настоящие Рекомендации могут быть использованы при разработке программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки, при организации образовательных курсов, конференций, круглых столов, служебных стажировок, иных мероприятий соответствующими организациями, в том числе образовательными организациями.

Цель, способы и планируемые результаты
профессионального развития

Профессиональное развитие субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы) направлено на освоение (совершенствование) общепрофессиональных компетенций в сфере внутреннего финансового аудита, способствующих повышению качества реализации (выполнения) должностных прав и обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

В ходе профессионального развития рекомендуется получение информации, умений, знаний и практического опыта по следующим направлениям:

1) бюджетный процесс;

2) организационная структура главного администратора (администратора) бюджетных средств;

3) организация и осуществление внутреннего финансового аудита;

4) общепрофессиональные компетенции.

Для достижения поставленной цели профессиональное развитие должностным лицом (работником) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом, членами аудиторской группы) осуществляется в первую очередь путем:

1) самостоятельного изучения, в том числе в ходе планирования аудиторских мероприятий (оценки бюджетных рисков), положений законодательных и иных нормативных правовых (правовых) актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения в части бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств по:

- формированию проекта бюджета;

- исполнению бюджета;

- осуществлению бюджетного учета;

- формированию и представлению бюджетной отчетности.

Для поддержания знаний в актуальном состоянии рекомендуется на регулярной основе проводить мониторинг и осуществлять ознакомление с информацией об изменениях, внесенных в нормативные правовые (правовые) акты (муниципальные правовые акты), касающиеся вопросов бюджетного процесса.

Кроме того, рекомендуется обеспечивать ознакомление с информацией (в том числе разъяснениями и аналитическими материалами) по вопросам исполнения бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе размещаемой на официальных сайтах Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и Федеральной антимонопольной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) самостоятельного изучения, в том числе в ходе планирования аудиторских мероприятий (оценки бюджетных рисков), организационной структуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе путем изучения:

- структуры и способов взаимодействия субъектов бюджетных процедур;

- внутренних (ведомственных) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств (в том числе положений о его структурных подразделениях, должностных регламентов (инструкций) должностных лиц (работников), принимающих участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур);

- алгоритмов выполнения бюджетных процедур в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств;

3) самостоятельного изучения в области организации и осуществления внутреннего финансового аудита:

- основных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части организации и осуществления внутреннего финансового аудита;

- федеральных стандартов внутреннего финансового аудита и методических рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита;

- подходов к формированию суждений о надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности (существенности ошибок), а также эффективности и результативности использования бюджетных средств (например, путем изучения результатов контрольных, экспертно-аналитических мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля, аналитических мероприятий Федерального казначейства, проводимых в соответствии с положениями статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- международных стандартов внутреннего аудита в части, не противоречащей федеральным стандартам внутреннего финансового аудита;

- основных положений международных стандартов аудита, в том числе положений Международного стандарта аудита 610 "Использование работы внутренних аудиторов";

4) самостоятельного развития и поддержания компетенций и навыков, не связанных напрямую с деятельностью по осуществлению внутреннего финансового аудита, в частности:

- системное, логическое мышление, умение анализировать и оценивать информацию, делать объективные выводы, способность их аргументировать и расставлять приоритеты для дальнейших планов;

- выявление и анализ причинно-следственных связей;

- планирование деятельности и эффективное распределение имеющихся ресурсов;

- грамотное изложение материала в письменном виде;

- коммуникативные навыки и выстраивание продуктивных рабочих отношений, в том числе при организации (обеспечении) взаимодействия (коммуникации) с субъектами бюджетных процедур.

Также допускается прохождение должностным лицом (работником) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом, членами аудиторской группы) обучения в рамках дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) и иных мероприятий по профессиональному развитию (образовательных курсов, конференций, круглых столов, служебных стажировок, иных мероприятий) в сфере внутреннего финансового аудита и ведения бюджетного учета и составления, утверждения и представления бюджетной отчетности, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по специализированным направлениям деятельности и общепрофессиональным компетенциям. Указанные мероприятия могут осуществляться путем очно-заочного обучения (тренинги, лекции, семинары, мастер-классы, кейсы) с применением методов дистанционного обучения (вебинары, видео-лекции, тестовые задания, интерактивные кейсы (формат интерактивного онлайн-обучения, основанный на принципе погружения пользователя в игровую среду, максимально приближенную к реальным условиям работы).

При выборе программ дополнительного профессионального образования и иных мероприятий по профессиональному развитию рекомендуется руководствоваться примером тематического плана профессионального развития, приведенного в настоящих Рекомендациях.

Программы дополнительного профессионального образования и иные мероприятия могут подразделяться в зависимости от уровня обучения (например, базовый и углубленный).

Изучение целей внутреннего финансового аудита и способов его организации (тема 1 примера тематического плана профессионального развития) также может включаться в вопросы программы дополнительного профессионального образования и иные мероприятия, предусмотренные для лиц, замещающих должности руководителей.

Пример тематического плана профессионального развития

Тема 1. Правовые основы организации и осуществления внутреннего финансового аудита. Порядок организации внутреннего финансового аудита.

1.1. Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита (определение внутреннего аудита, миссия, кодекс этики, стандарты).

1.2. Отличие внешнего аудита и внутреннего аудита, внутреннего аудита и внутреннего финансового аудита, внутреннего финансового аудита и контроля учредителя (ведомственного контроля в сфере закупок).

1.3. Правовые основы организации и осуществления внутреннего финансового аудита:

- положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, система федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;

- определение и цели осуществления внутреннего финансового аудита.

1.4. Порядок организации внутреннего финансового аудита: выбор оптимальной формы организации внутреннего финансового аудита в зависимости от условий деятельности организации.

Тема 2. Риск-ориентированный подход при осуществлении внутреннего финансового аудита. Оценка бюджетных рисков.

2.1. Подходы к формированию суждения в рамках оценки бюджетных рисков: способы определения и оценки последствий реализации, причин, критериев оценки бюджетных рисков, в том числе оценки существенности ошибки.

2.2. Подходы к формированию и использованию в деятельности субъекта внутреннего финансового аудита информации, содержащейся в реестре бюджетных рисков, в том числе источники информации для его формирования.

2.3. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков: цель и подходы к оценке бюджетных рисков.

Тема 3. Планирование деятельности.

3.1. Составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий: источники формирования данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий и инструменты их оценки, применение риск-ориентированного подхода при планировании деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

3.2. Эффективное распределение имеющихся ресурсов при планировании внутреннего финансового аудита.

3.3. Подходы к выбору между внесением изменений в план проведения аудиторских мероприятий и проведением внеплановых аудиторских мероприятий.

3.4. Формирование вопросов аудиторского мероприятия.

Тема 4. Основы проведения аудиторских мероприятий и заключение.

4.1. Проведение аудиторского мероприятия:

- подходы к выбору методов внутреннего финансового аудита с учетом особенностей объектов внутреннего финансового аудита;

- сплошной и выборочный способы изучения объектов внутреннего финансового аудита: случаи применения, применение статистических инструментов анализа, методы экстраполяции результатов выборки;

- анализ информации и принятие решений о формировании выводов, предложений и рекомендаций;

- выбор рабочей документации аудиторского мероприятия и способы ее систематизации.

4.2. Формирование заключения:

- стиль изложения заключения, примеры заключений в зависимости от целей аудиторского мероприятия, выявленных нарушений и (или) недостатков;

- примеры существенных ошибок в заключении.

4.3. Организация эффективной коммуникации и взаимодействия с субъектами бюджетных процедур при проведении аудиторских мероприятий.

Тема 5. Аудиторские мероприятия в зависимости от целей осуществления внутреннего финансового аудита и заключение.

5.1. Понятие системы внутреннего контроля. Задачи внутреннего финансового контроля. Элементы внутреннего контроля (контрольная среда, управление рисками, контрольные действия, информация и коммуникации, мониторинг). Вопросы аудиторского мероприятия в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля. Оценка схемы построения (эффективности) контрольных действий объекта внутреннего финансового аудита. Инструменты анализа информации, конкретные примеры и алгоритмы проведения аудиторских мероприятий, интерпретация выявленных фактов, выявление реальных причин и условий, выявление и описание возможных негативных последствий (рисков), формирование выводов, предложений и рекомендаций. Подходы к оценке надежности внутреннего финансового контроля.

5.2. Основные положения бюджетного законодательства Российской Федерации и федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов в отношении ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Вопросы аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Подходы к определению существенных данных и показателей бюджетной отчетности. Инструменты анализа информации, конкретные примеры и алгоритмы проведения аудиторских мероприятий, интерпретация выявленных фактов, выявление реальных причин и условий, выявление и описание возможных негативных последствий (рисков), формирование выводов, предложений и рекомендаций. Подходы к оценке достоверности бюджетной отчетности.

5.3. Экономность и результативность использования бюджетных средств. Основные подходы к оценке эффективности использования бюджетных средств. Вопросы аудиторского мероприятия в целях повышения качества финансового менеджмента, в том числе подготовка предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств и способы формирования выводов. Инструменты анализа информации, конкретные примеры и алгоритмы проведения аудиторских мероприятий, интерпретация выявленных фактов, выявление реальных причин и условий, выявление и описание возможных негативных последствий (рисков), формирование выводов, предложений и рекомендаций.