VIII. Законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания
Планирование законопроектной деятельности и порядок
ее организации
8.1. Министерством разрабатываются проекты федеральных законов во исполнение планов законопроектной деятельности Правительства, иных актов Правительства, а также по собственной инициативе.
8.2. Предложения о разработке проектов федеральных законов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства представляются директорами департаментов в департамент Министерства, на который возложены функции по подготовке сводных предложений по законопроектной деятельности.
Указанные предложения должны содержать:
рабочее наименование проекта федерального закона;
в случае необходимости концепцию и проект технического задания на разработку проекта федерального закона, которые согласовываются в установленном порядке;
наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя и перечень соисполнителей;
ориентировочные сроки рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве Российской Федерации и внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Сводные предложения Министерства подготавливаются соответствующим департаментом, визируются директором Правового департамента, заместителями Министра и докладываются Министру для последующего представления в Министерство юстиции Российской Федерации.
Копии направленных Министром в Министерство юстиции Российской Федерации документов оперативно направляются указанным департаментом статс-секретарю - заместителю Министра.
8.3. Для рассмотрения в Правительстве директорами департаментов подготавливается и представляется руководству Министерства законопроект с необходимыми материалами, в том числе:
пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и концепции законопроекта;
финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);
перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства, необходимых для обеспечения действия норм вносимого законопроекта;
проект распоряжения Правительства о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания;
необходимые заключения, предусмотренные Регламентом Правительства.
В случае, если законопроектом предусматривается возложение на Президента Российской Федерации или на Правительство регулирования правоотношений, к законопроекту прилагается изложение правовых норм, принятие которых предполагается указанным законопроектом.
Сопроводительное письмо в Правительство, законопроект и указанные дополнительные к нему документы визируются директорами соответствующих департаментов, директором Правового департамента (кроме финансово-экономического обоснования), заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и подписываются Министром.
Копии направленных Министром в Правительство документов оперативно направляются департаментом, осуществляющим разработку проекта закона, статс-секретарю - заместителю Министра.
8.4. Согласование проектов федеральных законов осуществляется в порядке, установленном для согласования актов Правительства. Неурегулированные разногласия рассматриваются Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
8.5. Представление Министерством законопроектов в палаты Федерального Собрания и передача законопроектов иным субъектам права законодательной инициативы не допускаются.
Особенности подготовки проекта федерального закона
о федеральном бюджете
8.6. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) разрабатывается Министерством совместно с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с бюджетным законодательством в порядке и в сроки, утверждаемые Правительством.
Порядок и сроки разработки проекта федерального бюджета в Министерстве утверждаются Министром.
8.7. Организация и координация составления проекта федерального закона о федеральном бюджете возлагаются на соответствующий департамент Министерства, который:
доводит до департаментов Министерства порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления с проектом федерального бюджета;
обеспечивает в пределах компетенции Министерства, устанавливаемой Правительством, работу правительственного координационного органа по формированию проекта федерального бюджета;
формирует проект федерального закона о федеральном бюджете с необходимыми документами и материалами для представления в Правительство.
8.8. Департаменты Министерства в рамках своей компетенции:
рассматривают предложения федеральных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации, а также других органов и организаций, определяемых Правительством;
разрабатывают и направляют в департамент, осуществляющий координацию составления проекта федерального закона о федеральном бюджете, собственные предложения и материалы по федеральному бюджету;
участвуют в работе правительственного координационного органа по формированию проекта федерального бюджета;
рассматривают и направляют в департамент, осуществляющий координацию составления проекта федерального закона о федеральном бюджете, законопроекты и иные документы, подлежащие внесению в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете, представленные федеральными министерствами.
8.9. Сопроводительное письмо в Правительство и законопроект визируются заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей), Правовым департаментом и представляются вместе с приложениями к законопроекту и другими необходимыми материалами на рассмотрение Министра. Копии направленных Министром в Правительство документов оперативно направляются департаментом, осуществляющим координацию составления проекта федерального закона о федеральном бюджете, статс-секретарю - заместителю Министра.
Участие в работе Федерального Собрания
8.10. Министр, заместители Министра и директора департаментов участвуют в работе Федерального Собрания в соответствии с регламентами палат и представляют Министерство по вопросам, находящимся в установленной ему сфере ведения.
8.11. Иные должностные лица Министерства могут присутствовать (участвовать) и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих группах, экспертных советов и иных мероприятиях Федерального Собрания только по поручению или с согласия Министра, заместителей Министра и директоров департаментов.
Указанные должностные лица, участвующие в мероприятиях Федерального Собрания, представляют только соответствующие департаменты Министерства. Официальная позиция Министерства по рассматриваемым в Федеральном Собрании вопросам может быть представлена только Министром, заместителем Министра, директором департамента.
8.12. Координация участия представителей Министерства в мероприятиях Федерального Собрания осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра, который уведомляет полномочного представителя Правительства в соответствующей палате Федерального Собрания об участии Министерства в работе палаты и ее органов.
8.13. Министр по приглашению палат Федерального Собрания, полученному не менее чем за 5 дней до заседания, участвует в заседании и отвечает на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат.
О приглашении на заседание палаты Федерального Собрания Министр информирует Председателя Правительства.
В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания Министр уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которому поручено прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.
Оформление соответствующего письменного уведомления осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.
8.14. Должностные лица Министерства, являющиеся официальными (специальными) представители Правительства по законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, координируют свою деятельность по представлению в Государственной Думе и Совете Федерации позиции Правительства с полномочными представителями Правительства в соответствующих палатах Федерального Собрания.
В соответствии с Типовым Регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Правительством, Министерство обязано предоставлять официальному (специальному) представителю Правительства необходимую информацию, информировать его о позиции Министерства по законопроектам, поправкам и согласовывать с ним указанную позицию.
8.15. Координация работы в федеральном органе исполнительной власти по предоставлению соответствующей информации для официальных (специальных) представителей Правительства из иных федеральных органов исполнительной власти осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.
Директора департаментов обеспечивают предоставление необходимой информации официальным (специальным) представителям Правительства в согласованные с ними сроки.
8.16. Представители Министерства не вправе выражать в палатах Федерального Собрания свою позицию по законопроектам, рассматриваемым палатами, поправкам к ним без ее согласования с официальными (специальными) представителями Правительства по соответствующим законопроектам, а в случае, если участие официального (специального) представителя Правительства не предусмотрено, - с полномочным представителем Правительства в соответствующей палате Федерального Собрания.
Информацию об итогах участия представителей Министерства в указанных мероприятиях соответствующие руководители структурных подразделений (департаментов) Министерства представляют полномочным представителям Правительства в палатах Федерального Собрания и статс-секретарю - заместителю Министра.
Порядок подготовки проектов заключений, поправок
к проектам федеральных законов и официальных отзывов
Правительства на законопроекты
8.17. Подготовка заключений, поправок и официальных отзывов Правительства проводится Министерством в соответствии с порядком, установленным Правительством.
Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Министерства, по запросу заместителей Министра или директоров департаментов предоставляют им необходимую информацию в срок, указанный в запросе.
8.18. В соответствии с Регламентом Правительства законопроект, поступивший на заключение в Правительство от субъекта права законодательной инициативы или от Государственной Думы с финансово-экономическим обоснованием и иными необходимыми материалами, в двухдневный срок направляется Аппаратом Правительства для подготовки проекта заключения в обязательном порядке в Министерство.
Полученные на заключение в Министерство законопроекты направляются структурным подразделением, обеспечивающим организацию документооборота в Министерстве, на рассмотрение соответствующим директорам департаментов, в Правовой департамент и в копии - заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей), статс-секретарю - заместителю Министра.
Подготовленные в департаментах документы визируются соответствующими директорами департаментов, директором Правового департамента, подписываются заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и направляются федеральному органу исполнительной власти (головному исполнителю) не позднее 15-дневного срока с даты поступления законопроекта в Правительство (если иные сроки не установлены Правительством). Копии указанных заключений направляются директорами департаментов статс-секретарю - заместителю Министра.
Проекты заключений, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, согласовываются в порядке, установленном для согласования актов Правительства.
8.19. В случае, когда головным исполнителем является Министерство, директор департамента не позднее чем за 2 дня до истечения установленного Регламентом Правительства срока (20 дней с даты поступления законопроекта в Правительство, если иные сроки не установлены Правительством) обеспечивает подготовку проекта заключения или официального отзыва, его согласование (визирование) директором Правового департамента, статс-секретарем - заместителем Министра, соответствующим заместителем Министра и представляет Министру для последующего направления документа в Правительство.
При невозможности представления заключения в Правительство в 20-дневный срок заместитель Министра или директор департамента согласовывает с субъектом права законодательной инициативы продление срока рассмотрения законопроекта и письменно информирует Аппарат Правительства о достигнутом согласии.
8.20. Поступившие в Министерство из Аппарата Правительства законопроекты из Государственной Думы с запросом отзывов, замечаний и предложений направляются структурным подразделением, обеспечивающим организацию документооборота в Министерстве, соответствующим директорам департаментов и статс-секретарю - заместителю Министра для подготовки проектов официальных отзывов Правительства.
8.21. Принятые Государственной Думой в первом чтении законопроекты, поступившие в Министерство в установленном порядке из Аппарата Правительства, направляются структурным подразделением, обеспечивающим организацию документооборота в Министерстве, соответствующим директорам департаментов и статс-секретарю - заместителю Министра для подготовки поправок или иных предложений.
В случае, если Министерство является головным исполнителем, директор соответствующего департамента обеспечивает подготовку, согласование с соисполнителями и представление Министру для последующего направления в Правительство в установленный срок проекта поправок или официального отзыва.
В случае, если направление поправок к принятому в первом чтении законопроекту нецелесообразно, Министерством может быть подготовлен официальный отзыв или заместителем Министра (или, по его указанию, директором департамента) может быть направлено заключение (согласованное с статс-секретарем - заместителем Министра) полномочному представителю Правительства в Государственной Думе об отсутствии замечаний.
8.22. Подготовка проектов заключений, официальных отзывов и поправок осуществляется в Министерстве с соблюдением требований по согласованию, предусмотренных Регламентом Правительства, как правило, в 20-дневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство. Если Государственной Думой и Правительством определены более сжатые сроки, в Министерстве организуется оперативная подготовка соответствующих проектов в установленные сроки.
8.23. Головной исполнитель при необходимости согласовывает срок продления подготовки заключения Правительства с соответствующим субъектом права законодательной инициативы, срок представления официального отзыва или поправок Правительства - с соответствующим комитетом Государственной Думы и представляет информацию о достигнутых договоренностях полномочным представителям Правительства в палатах Федерального Собрания.
8.24. Проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства с приложением всех поступивших от субъекта права законодательной инициативы или из Государственной Думы и полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти материалов вносятся в Правительство исключительно Министром или заместителем Министра, исполняющим его обязанности. В соответствии с Регламентом Правительства неурегулированные разногласия по проектам заключений, официальных отзывов и поправок Правительства рассматриваются на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности с участием руководителей, между которыми эти разногласия существуют.
В случае, если после рассмотрения разногласий по замечаниям Министерства принято отрицательное решение, соответствующий заместитель Министра или директор департамента информирует об этом Министра и действует в соответствии с принятым им решением.
8.25. Копии материалов, направляемых Министерством в палаты Федерального Собрания по запросам палат или их комитетов, направляются директорами департаментов полномочным представителям Правительства в соответствующих палатах и статс-секретарю - заместителю Министра.
Порядок рассмотрения парламентских запросов,
запросов и обращений депутатов Государственной Думы
и членов Совета Федерации
8.26. Подготовка проекта ответа на парламентский запрос к Председателю Правительства, Заместителям Председателя Правительства осуществляется Министерством по их поручению.
В случае, если для подготовки проекта ответа требуется участие нескольких федеральных органов исполнительной власти, его проработка, подготовка и согласование осуществляются в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства и настоящим Регламентом для исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства и протоколах заседаний Правительства, а также поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Заместителей Председателя Правительства.
Проект ответа на парламентский запрос с соответствующими обосновывающими материалами представляется в Правительство Министром в срок, указанный в поручении.
8.27. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство, к Председателю Правительства или его Заместителю, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства, направляются структурным подразделением, обеспечивающим организацию документооборота в Министерстве, соответствующим директорам департаментов для рассмотрения и подготовки ответа.
Подготовленный ответ на депутатский запрос направляется в Аппарат Правительства в установленный срок. Ответ на обращение (представление запрашиваемых документов или сведений) дается Министром (заместителем Министра) в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в Правительство.
Сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются с соблюдением требований, установленных федеральным законом о государственной тайне.
8.28. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы к Министру рассматриваются в Министерстве в аналогичных порядке и сроках, указанных в пункте 8.27, если иное не предусмотрено резолюцией Министра или заместителя Министра.
8.29. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания к Министру или его заместителю могут быть направлены ими для проработки и ответа в федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Министерства, в соответствии с их полномочиями и сферой деятельности.
8.30. Обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Председателю Правительства, его Заместителю, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства, или непосредственно к Министру направляются структурным подразделением, обеспечивающим организацию документооборота в Министерстве, соответствующим директорам департаментов для ответа.
О результатах рассмотрения обращений директора департаментов сообщают в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки. Копии указанных ответов направляются полномочному представителю Правительства в соответствующей палате Федерального Собрания и статс-секретарю - заместителю Министра.