МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 августа 2011 г. N 275

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4844; 2011, N 1, ст. 238; N 3, ст. 544; N 4, ст. 609; N 10, ст. 1415; N 12, ст. 1639; N 14, ст. 1935) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте межбюджетных отношений.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 107 "Об утверждении Положения о Департаменте межбюджетных отношений" <1>.

--------------------------------

<1> В редакции Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2010 г. N 484 "О внесении изменений в некоторые акты Министерства финансов Российской Федерации".

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

Утверждено
Приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 2 августа 2011 г. N 275

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Департамент межбюджетных отношений (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство), обеспечивающим осуществление функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности в части взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и взаимоотношений бюджетов субъектов Российской Федерации с бюджетами муниципальных образований, организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами центрального аппарата Министерства, федеральными службами и организациями, находящимися в ведении Министерства, а также иными органами государственной власти (в том числе субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

4. Департамент осуществляет следующие полномочия:

4.1. подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента;

4.2. подготавливает к утверждению в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Департамента, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

4.3 осуществляет:

4.3.1. составление проекта федерального бюджета, а также подготовку документов и материалов, подлежащих внесению одновременно с ним в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в части финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;

4.3.2. составление свода консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, мониторинг и анализ исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, подготовку заключений и аналитических справок об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

4.3.3. определение объема, структуры и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам в установленной сфере деятельности Департамента;

4.3.4. определение размеров межбюджетных трансфертов в ходе исполнения федерального бюджета и их передачу бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

4.3.5. методологическое руководство в области распределения и предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, составления и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также по реформированию бюджетной системы, разработки и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, в сфере антикризисных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

4.3.6. рассмотрение вопросов по составлению и согласованию проектов государственных программ Российской Федерации в установленной сфере ведения Департамента;

4.3.7. рассмотрение предложений по разработке и реализации проектов стратегий социально-экономического развития федеральных округов, планов мероприятий по их реализации, перечней приоритетных инвестиционных проектов;

4.3.8. рассмотрение предложений по разработке и реализации проектов федеральных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

4.3.9. участие в рассмотрении и подготовке заключений к проекту федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период в части, относящейся к установленной сфере ведения Департамента;

4.3.10. подготовку заключений к планам мероприятий по подготовке и проведению на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации;

4.3.11. участие в финансировании мероприятий в рамках международного сотрудничества по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента;

4.3.12. финансовое обеспечение непредвиденных расходов, осуществляемых за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда Президента Российской Федерации, резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также оказание экономической и гуманитарной финансовой помощи иностранным государствам и выполнение других обязательств государства, связанных с внешнеэкономической деятельностью, в том числе:

4.3.12.1. рассмотрение документов, обосновывающих необходимость выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористических актов, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористических актов правомерными действиями;

4.3.12.2. подготовку материалов и организацию финансового обеспечения реализации решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам выделения бюджетных ассигнований из резервных фондов;

4.3.12.3. рассмотрение отчетных данных о целевом использовании средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации;

4.3.12.4. подготовку материалов по вопросам оказания МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи иностранным государствам, а также эвакуации российских граждан из-за рубежа в случае чрезвычайных ситуаций и организацию финансового обеспечения реализации указанных вопросов;

4.3.12.5. подготовку материалов по вопросам оказания МИД России гуманитарной финансовой помощи иностранным государствам, а также выполнения других обязательств государства, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и организацию финансового обеспечения реализации указанных вопросов;

4.3.13. внесение на рассмотрение руководства Министерства предложений по составлению и уточнению сводной бюджетной росписи расходов федерального бюджета;

4.3.14. предоставление расходных расписаний на основании казначейского уведомления в соответствии с порядком, установленным Минфином России, и подготовку распоряжений на перечисление средств федерального бюджета в установленной сфере ведения Департамента;

4.3.15. оценку изменения параметров бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в связи с изменениями бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, условий социально-экономического развития;

4.3.16. подготовку в установленном порядке предложений о предоставлении субъектам Российской Федерации средств на возвратной основе и контроль за их возвратом, определение источника их погашения;

4.3.17. подготовку типовых соглашений об условиях предоставления дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

4.3.18. участие в работе по подготовке порядка проведения реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед федеральным бюджетом;

4.3.19. участие в работе по реформированию и финансовому оздоровлению жилищно-коммунального комплекса совместно с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по разработке и реализации государственных программ в данной сфере;

4.3.20. разработку форм государственной поддержки развития городов-наукоградов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, монопрофильных муниципальных образований и других муниципальных образований;

4.3.21. подготовку предложений по установлению нормативов формирования расходов на оплату труда и (или) содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4.3.22. мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оценку качества управления региональными финансами;

4.3.23. участие в оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и разработке методологии оценки эффективности органов местного самоуправления;

4.3.24. подготовку заседаний Рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации и Рабочей группы Минфина России по реформированию межбюджетных отношений по вопросам совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации, предоставления и распределения дополнительной финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации;

4.3.25. рассмотрение и подготовку заключений на законопроекты и проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования межбюджетных отношений и механизма предоставления межбюджетных трансфертов, а также по вопросам разграничения полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

4.3.26. подготовку материалов для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

4.3.27. рассмотрение отчетности об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, подготовку расчетов ожидаемого исполнения по доходам и расходам;

4.3.28. участие в учете взаимных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

4.3.29. подготовку докладов руководству Министерства, а также инициативных предложений для представления в Правительство Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений и социально- экономического развития субъектов Российской Федерации;

4.3.30. подготовку аналитических и информационных материалов для направления в Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти;

4.3.31. взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации по вопросам межбюджетных отношений, исполнения федерального бюджета в части межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, относящихся к установленной сфере ведения Департамента;

4.3.32. участие в разработке предложений по распределению доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с бюджетным законодательством;

4.3.33. участие в подготовке порядка взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4.3.34. анализ соответствия бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству;

4.3.35. экспертизу и подготовку проектов заключений на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации проектов законов о бюджетах высокодотационных субъектов Российской Федерации;

4.3.36. подготовку предложений по применению мер принуждения к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, предусмотренных бюджетным законодательством;

4.3.37. анализ и распространение лучшего опыта по управлению общественными финансами на региональном и местном уровне;

4.3.38 содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

4.3.39. разработку предложений по установлению квалификационных требований к лицам, замещающим должность руководителя финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

4.3.40. рассмотрение проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов, заключений и ответов на письма, подготовленные другими департаментами, по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

4.3.41. рассмотрение запросов и ходатайств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

4.3.42. участие в работе Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

4.3.43. проведение консультаций с представителями международных финансовых организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

4.4. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

4.5. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

4.6. подготавливает и представляет руководству Министерства предложения по созданию координационных, совещательных органов и рабочих групп (в том числе межведомственных) по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

4.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

4.8. организует профессиональную подготовку работников Департамента, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

4.9. осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образующихся в процессе деятельности Департамента;

4.10. участвует в обеспечении контроля исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации;

4.11. выполняет мероприятия в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны;

4.12. осуществляет иные функции, устанавливаемые приказами Министерства, поручениями Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации и его заместителя, осуществляющего координацию и контроль деятельности Департамента.

5. Департамент имеет право по вопросам, находящимся в сфере ведения:

взаимодействовать (в том числе вести переписку) с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, структурными подразделениями Аппарата Правительства, а также другими органами государственной власти (в том числе субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления и организациями, а также департаментами Министерства;

взаимодействовать (в том числе вести переписку) с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении Министерства;

взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

проводить совещания;

осуществлять иные права, устанавливаемые приказами Министерства.

6. Департамент подчиняется Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру финансов Российской Федерации.

Координация и контроль деятельности Департамента осуществляется заместителем Министра финансов Российской Федерации в соответствии с приказом Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации о распределении обязанностей между ним и его заместителями.

7. Структура и штатная численность работников Департамента определяются Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации.

8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации.

Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации.

Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций и полномочий Департамента в установленной сфере деятельности в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями.

В случае временного отсутствия директора Департамента его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с приказом Министерства.

9. Директор Департамента:

осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий, функций и состояние исполнительской дисциплины;

обеспечивает в установленном порядке подготовку для направления в Правительство проектов актов, по которым требуется решение Правительства;

обеспечивает в установленном порядке подготовку проектов нормативных правовых актов Министерства;

обеспечивает рассмотрение и, при необходимости, согласование внесенных в Министерство обращений, проектов актов и других документов, подготавливает заключения на них;

привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

проводит совещания с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, а также по иным вопросам, находящимся в их сфере ведения;

визирует проекты нормативных правовых актов и иных документов, подготовленных в Департаменте или поступивших ему на согласование;

обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций;

представляет Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру финансов Российской Федерации предложения о структуре и штатном расписании Департамента в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;

распределяет обязанности между своими заместителями и работниками Департамента;

утверждает положения об отделах Департамента и должностные регламенты работников Департамента;

подготавливает и представляет в установленном порядке предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в Департаменте, о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента;

вносит предложения о применении мер дисциплинарной ответственности к работникам Департамента;

вносит в установленном порядке предложения о поощрении работников Департамента, представлении к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами Российской Федерации и знаками отличия Министерства;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению организации и методов работы Департамента, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации его работников;

обеспечивает организацию и правильное ведение делопроизводства в Департаменте в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Министерства;

организует исполнение и контроль поступивших в Департамент документов;

обеспечивает режим секретности проводимых в Департаменте работ;

участвует в установленном порядке в заседаниях коллегии Министерства, а также в совещаниях, проводимых Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации и его заместителями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

осуществляет руководство мероприятиями Департамента в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия и функции, устанавливаемые Регламентом Министерства, а также приказами и поручениями Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра и заместителя Министра (в соответствии с распределением обязанностей).

По поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра или заместителя Министра директор Департамента может в установленном порядке принимать участие в заседаниях Правительства Российской Федерации, совещаниях у Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, заседаниях правительственных и межведомственных комиссий, советов и оргкомитетов, коллегий федеральных органов исполнительной власти, мероприятиях Федерального Собрания Российской Федерации, Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного Государства, высших органов Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства и иных мероприятиях.

10. Документы, направляемые от имени Департамента по вопросам, входящим в его компетенцию, подписываются директором Департамента или в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей - его заместителями.