МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 27 декабря 2013 г. N 141н

О СОЗДАНИИ И ВЕДЕНИИ
ЕДИНОГО ПОРТАЛА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331), в целях обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок создания и ведения единого портала бюджетной системы Российской Федерации.

2. Утратил силу. - Приказ Минфина России от 03.03.2016 N 18н.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко.

Министр
А.Г.СИЛУАНОВ

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 27.12.2013 N 141н

ПОРЯДОК
СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ПОРТАЛА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящий Порядок создания и ведения единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок) определяет правила создания и ведения единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее - портал бюджетной системы).

2. Портал бюджетной системы входит в состав государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет"), создаваемой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 1275-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 31, ст. 4773; 2013, N 48, ст. 6259).

3. Портал бюджетной системы размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) и имеет доменное имя www.budget.gov.ru.

4. Министерство финансов Российской Федерации является функциональным заказчиком портала бюджетной системы. Создание и ведение портала бюджетной системы осуществляется Федеральным казначейством.

5. Портал бюджетной системы состоит из открытой и закрытой частей. Открытая часть портала бюджетной системы предназначена для публикации в сети Интернет информационного ресурса портала бюджетной системы. Закрытая часть портала бюджетной системы предназначена для обеспечения авторизованного доступа пользователей к системе "Электронный бюджет".

6. Информация, размещаемая на портале бюджетной системы, в совокупности составляет информационный ресурс портала бюджетной системы.

7. Информационный ресурс портала бюджетной системы является общедоступным, а его использование - безвозмездным.

8. Создание портала бюджетной системы включает в себя стадии формирования технических требований и частного технического задания, эскизного и технического проектирования, разработки портала бюджетной системы, составления документации на портал бюджетной системы, ввода в действие, включая опытную эксплуатацию и приемочные испытания портала бюджетной системы.

9. Стадии создания портала бюджетной системы реализуются последовательно, каждая стадия начинается после приемки и (или) утверждения результатов предшествующей стадии.

10. Приемку результатов выполнения стадий создания портала бюджетной системы осуществляет Межведомственная комиссия по приемке результатов выполнения работ по созданию и развитию системы "Электронный бюджет", формируемая Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 658 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4228; 2016, N 4, ст. 536).

11. Технологические, программные и лингвистические средства портала бюджетной системы (далее - средства портала бюджетной системы) должны быть совместимы с техническими и программно-аппаратными комплексами, используемыми при создании системы "Электронный бюджет", и соответствовать следующим требованиям:

1) средства портала бюджетной системы должны обеспечивать:

а) круглосуточную доступность информации для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической (без участия человека) обработки информационными системами, без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений;

б) доступность информации через веб-обозреватель без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя портала бюджетной системы требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы с пользователя портала бюджетной системы;

в) отсутствие шифрования или защиты от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя портала бюджетной системы с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель и общедоступное программное обеспечение просмотра информации и документов;

г) отсутствие необходимости регистрации пользователей портала бюджетной системы или предоставления персональных данных, а также необходимости заключения лицензионных или иных соглашений для доступа к информационному ресурсу портала бюджетной системы. Необходимость регистрации пользователей портала бюджетной системы для доступа к информационному ресурсу портала бюджетной системы допускается только для использования отдельных установленных настоящим Порядком сервисов портала бюджетной системы;

д) возможность размещения на портале бюджетной системы информации на русском языке, государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках в соответствии с порядком размещения и предоставления информации на портале бюджетной системы, устанавливаемым Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

е) возможность представления информации в открытой части портала бюджетной системы в форме инфографики, мультимедиа, гипертекстовой форме, в форме электронного документа, графической форме, а также в форме открытых данных и базы данных с соблюдением следующих требований:

при представлении информации на портале бюджетной системы в форме инфографики должно обеспечиваться визуальное наглядное представление информационного ресурса портала бюджетной системы;

при представлении информации на портале бюджетной системы в гипертекстовой форме должна быть обеспечена возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя;

при представлении информации на портале бюджетной системы в форме электронного документа должна быть обеспечена возможность ее сохранения на технических средствах пользователей портала бюджетной системы, и допускающая после сохранения просмотр, поиск и копирование произвольного фрагмента текста средствами общедоступного программного обеспечения просмотра информации и документов;

при представлении информации на портале бюджетной системы в форме открытых данных должна быть обеспечена возможность ее размещения в формате CSV, XML, RDF (либо в ином формате, позволяющем осуществлять автоматизированную обработку информации, который соответствует национальным и международным стандартам структурирования информации), а также через программный интерфейс (API), имеющий опубликованную спецификацию. Программный интерфейс должен обеспечивать возможность полностью автоматического (без участия человека) доступа ко всем сведениям набора открытых данных. Для каждого набора открытых данных должен быть размещен паспорт набора открытых данных. Форматы и правила оформления набора открытых данных, а также содержание включаемой в него информации, форматы и правила оформления паспорта набора открытых данных должны соответствовать требованиям к размещению государственными органами и органами местного самоуправления в сети Интернет общедоступной информации об их деятельности в форме открытых данных, определенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4107);

при представлении видео, фотографий, анимации, аудио на портале бюджетной системы в форме мультимедиа должна быть обеспечена возможность их просмотра средствами веб-обозревателя, средствами общедоступного программного обеспечения просмотра информации и документов или средствами портала бюджетной системы. Форма мультимедиа должна допускать копирование и сохранение информации на технические средства пользователя портала бюджетной системы;

при представлении структурированной информации о показателях бюджетной системы Российской Федерации на портале бюджетной системы в форме базы данных должна быть обеспечена возможность поиска и формирования наборов данных указанных показателей, в том числе проведения экономико-статистического анализа, с возможностью последующего представления в форме электронного документа, обеспечивающей возможность сохранения на технических средствах пользователей портала бюджетной системы и допускающей после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента данных средствами соответствующей программы для просмотра, или в форме открытых данных, созданной с использованием средств интерфейса программирования приложений портала бюджетной системы (API);

при размещении на портале бюджетной системы информации, содержащей показатели пространственных данных, должно быть обеспечено ее представление на картографических ресурсах портала бюджетной системы;

ж) возможность прохождения самостоятельной регистрации пользователями на портале бюджетной системы для использования коммуникативных и аналитических сервисов портала бюджетной системы;

з) авторизацию зарегистрированных пользователей портала бюджетной системы для использования коммуникативных и аналитических сервисов портала бюджетной системы;

и) предоставление аналитических и коммуникативных сервисов портала бюджетной системы, обеспечивающих пользователям портала бюджетной системы возможность:

участия в опросах и голосованиях, проводимых на портале бюджетной системы, а также просмотра их результатов и статистики;

поиска и формирования наборов данных информации, представленной на портале бюджетной системы в форме базы данных, в том числе проведения экономико-статистического анализа, с возможностью последующего представления в форме электронного документа или форме открытых данных, созданной с использованием средств интерфейса программирования приложений портала бюджетной системы (API);

общения с другими пользователями портала бюджетной системы на портале бюджетной системы по темам и рубрикам портала бюджетной системы;

получения почтовых или иных сообщений портала бюджетной системы об изменении выбранных пользователем портала бюджетной системы разделов информационного ресурса портала бюджетной системы.

Аналитические и коммуникативные сервисы портала бюджетной системы, обеспечивающие поиск и формирование наборов данных информации, представленной на портале бюджетной системы, общение с другими пользователями портала бюджетной системы, получение почтовых или иных сообщений портала бюджетной системы, должны быть доступны только зарегистрированным пользователям портала бюджетной системы.

к) предоставление учетных сервисов портала бюджетной системы, позволяющих осуществлять:

учет посещаемости всех страниц портала бюджетной системы путем размещения на всех страницах портала бюджетной системы программного кода ("счетчика посещений"), предоставляемого общедоступными системами сбора статистики в сети Интернет и обеспечивающего фиксацию факта посещения страницы пользователем портала бюджетной системы;

раскрытие в сети Интернет сводных данных о посещаемости портала бюджетной системы (количество посещений и уникальных посетителей портала бюджетной системы, его отдельных страниц по часам, дням и месяцам), хранение и доступность для пользователей портала бюджетной системы указанных сводных данных за последние три года;

ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью программного обеспечения и технологических средств портала бюджетной системы, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации на портале бюджетной системы, фиксировать точное время, содержание изменений и информацию о пользователе портала бюджетной системы, осуществившем действия по размещению, изменению и удалению информации на портале бюджетной системы;

л) непревышение суммарной длительности перерывов в работе портала бюджетной системы в сети Интернет 36 часов в месяц (за исключением перерывов вследствие непреодолимой силы). При необходимости проведения плановых технических работ, в ходе которых доступ пользователей портала бюджетной системы к информации, размещенной на портале бюджетной системы, будет невозможен, уведомление об этом должно быть размещено на главной странице портала бюджетной системы не менее чем за сутки до начала работ.

В случае возникновения технических неполадок, неполадок программного обеспечения, проблем, влекущих невозможность доступа пользователей портала бюджетной системы к порталу бюджетной системы или к его отдельным страницам, на портале бюджетной системы должно быть размещено в срок, не превышающий двух часов с момента возобновления доступа, объявление с указанием причины, даты и времени прекращения доступа, а также даты и времени возобновления доступа к информации.

м) информационное взаимодействие с иными государственными и муниципальными информационными системами посредством системы "Электронный бюджет" (далее - иные информационные системы) в целях получения информации, подлежащей размещению на портале бюджетной системы. При информационном взаимодействии портала бюджетной системы с иными информационными системами должны соблюдаться следующие требования:

обеспечение защиты передаваемых сведений от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этих сведений из иной информационной системы и до момента их поступления на портал бюджетной системы;

обеспечение соблюдения конфиденциальности информации ограниченного доступа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

обеспечение доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

обеспечение фиксации даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

незамедлительное информирование участников информационного взаимодействия о сбоях и нарушениях в работе портала бюджетной системы и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований об обеспечении информационной безопасности, определенных настоящим Порядком;

обеспечение реализации незамедлительных мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования портала бюджетной системы и иных информационных систем и случаев нарушения требований об обеспечении информационной безопасности;

обеспечение достоверности и актуальности сведений, передаваемых из иных информационных систем на портал бюджетной системы, а в случае установления недостоверности сведений - обеспечение их актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности сведений заинтересованных участников взаимодействия;

обеспечение подписания усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) информации, направленной иной информационной системой на портал бюджетной системы;

н) применение электронной подписи при размещении, изменении или удалении информации на портале бюджетной системы, а также обеспечение возможности проверки электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации;

о) защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;

п) строгую аутентификацию и авторизацию работников организаций, осуществляющих действия по размещению, изменению и удалению информации на портале бюджетной системы, а также действий по администрированию портала бюджетной системы;

р) ежедневное копирование всей размещенной на портале бюджетной системы информации и электронных журналов учета операций на резервный материальный носитель, обеспечивающее возможность их восстановления;

с) хранение резервных материальных носителей с ежедневными копиями всей размещенной на портале бюджетной системы информации и электронных журналов учета операций (хранению подлежат все ежедневные копии за последнюю неделю), с еженедельными копиями всей размещенной на портале бюджетной системы информации (хранению подлежат все еженедельные копии за последний месяц), с ежемесячными копиями всей размещенной на портале бюджетной системы информации (хранению подлежат все ежемесячные копии не менее трех лет);

т) проведение регулярного мониторинга доступности функций портала бюджетной системы;

2) технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся на портале бюджетной системы, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;

3) программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования порталом бюджетной системы, а также форматы размещенной в открытой части портала бюджетной системы информации должны:

предоставлять пользователям портала бюджетной системы возможность беспрепятственного поиска и получения всей текстовой информации, размещенной на портале бюджетной системы, включая поиск информации в информационном ресурсе портала бюджетной системы, по ее реквизитам, содержанию, а также по фрагментам текста, содержащегося в информационном ресурсе портала бюджетной системы;

предоставлять пользователям портала бюджетной системы возможность поиска и получения информации, размещенной на портале бюджетной системы, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами;

предоставлять пользователям портала бюджетной системы возможность определить дату и время размещения информации, а также дату и время последнего изменения информационного ресурса портала бюджетной системы;

обеспечивать работоспособность портала бюджетной системы под нагрузкой, определяемой числом обращений к порталу бюджетной системы, двукратно превышающим максимальное суточное число обращений к порталу бюджетной системы пользователей портала бюджетной системы, зарегистрированное за последние 6 месяцев эксплуатации портала бюджетной системы; на момент ввода в эксплуатацию портала бюджетной системы - под нагрузкой не менее 100 000 обращений к порталу бюджетной системы в месяц;

обеспечивать пользователю портала бюджетной системы возможность навигации, поиска и использования текстовой информации, размещенной на портале бюджетной системы, при выключенной функции отображения графических элементов страниц в веб-обозревателе;

предоставлять пользователям портала бюджетной системы возможность пользоваться порталом бюджетной системы посредством клавиатуры, а также с применением различных устройств ввода-вывода, в том числе сенсорных экранов;

предоставлять пользователям портала бюджетной системы возможность масштабировать (увеличивать и уменьшать) шрифт и элементы интерфейса портала бюджетной системы средствами веб-обозревателя;

обеспечивать пользователям портала бюджетной системы возможность выбора версий портала бюджетной системы, оптимизированных для использования посредством электронных вычислительных машин с различными размерами диагонали экрана, мобильных устройств. Для лиц с ограниченными возможностями должна быть обеспечена возможность выбора специальных версий портала бюджетной системы;

обеспечивать автоматическое определение территориального расположения пользователя портала бюджетной системы средствами портала бюджетной системы и представления информационного ресурса портала бюджетной системы в зависимости от территориального расположения пользователя портала бюджетной системы (в случае, если возможность определения территориального расположения не отключена пользователем портала бюджетной системы в веб-обозревателе);

4) дизайн портала бюджетной системы должен быть индивидуален.

Страницы портала бюджетной системы должны разрабатываться по единым стандартам дизайна портала бюджетной системы и в соответствии с макетами страниц портала бюджетной системы, формируемыми Министерством финансов Российской Федерации.

5) навигационные средства портала бюджетной системы должны обеспечивать:

доступность пользователям портала бюджетной системы всей размещенной на портале бюджетной системы информации путем последовательного перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы портала бюджетной системы. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более пяти;

предоставление пользователю портала бюджетной системы наглядной информации о структуре портала бюджетной системы и о местонахождении отображаемой страницы в этой структуре;

размещение на каждой странице портала бюджетной системы главного меню, ссылки на главную страницу, ссылки на карту портала бюджетной системы, наименования портала бюджетной системы;

описание в заголовках и подписях на страницах портала бюджетной системы содержания (назначения) данной страницы, наименования текущего раздела и отображаемого документа; отображение в заголовке окна веб-обозревателя наименования страницы портала бюджетной системы, описывающего ее содержание (назначение);

отображение в текстовом адресе каждой страницы портала бюджетной системы в сети Интернет (универсальный указатель ресурса, URL) положения данной страницы в логической структуре портала бюджетной системы при обеспечении соответствия текстового адреса страницы ее содержанию (назначению) и использовании при его написании стандартных правил транслитерации;

предоставление пользователю портала бюджетной системы на странице портала бюджетной системы возможности перехода к иным страницам портала бюджетной системы и сайтам, дополняющим представляемую информацию и соответствующим отображаемому на странице информационному ресурсу портала бюджетной системы, в том числе переходы:

на другие страницы портала бюджетной системы;

на официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации;

на обсуждения в форумах и социальных сетях;

на официальные сайты федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, содержащие дополнительную информацию и сервисы, соответствующие информационному ресурсу портала бюджетной системы;

на иные официальные сайты в соответствии с составом информации, размещаемым на портале бюджетной системы;

создание специальной страницы портала бюджетной системы для публикации информации в форме открытых данных, на которой обеспечивается ведение реестра наборов открытых данных, состоящего из совокупности сведений о наборах открытых данных, позволяющих однозначно идентифицировать каждый набор открытых данных и получить в автоматическом режиме ключевые параметры, которые характеризуют такой набор открытых данных, включая его наименование, обладателя, гиперссылку на размещение в сети Интернет и формат;

присутствие на каждой странице портала бюджетной системы навигационных возможностей быстрых переходов к наиболее часто используемым разделам или сервисам портала бюджетной системы. Быстрые переходы должны иметь форму гиперссылок, обеспечивающих прямой доступ к соответствующим страницам и сервисам портала бюджетной системы;

6) программно-технические средства администрирования портала бюджетной системы должны обеспечивать:

изменение меню портала бюджетной системы с помощью средств администрирования портала бюджетной системы, без требований по доработке программных средств портала бюджетной системы;

изменение информационного ресурса портала бюджетной системы средствами административного интерфейса;

возможность управления средствами расположения и публикации информационных блоков портала бюджетной системы, а также изменения их содержания и порядка;

предоставление средств формирования и ведения перечня сведений, составляющих информационный ресурс портала бюджетной системы;

ведение прав доступа для размещения, изменения и удаления информации на портале бюджетной системы;

изменение дизайна портала бюджетной системы без изменения структуры портала бюджетной системы;

7) средства защиты информации портала бюджетной системы должны соответствовать положениям приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 августа 2009 г. N 104 "Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 сентября 2009 г., регистрационный N 14874) и приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 31 августа 2010 г. N 416/489 "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18704).

13. Ведение портала бюджетной системы включает в себя работы по эксплуатации портала бюджетной системы и развитию портала бюджетной системы.

14. В рамках работ по эксплуатации портала бюджетной системы обеспечивается:

техническое сопровождение предоставления и размещения информации на портале бюджетной системы, в том числе обеспечение процедур автоматизированной загрузки информации на портал бюджетной системы;

бесперебойное функционирование средств портала бюджетной системы, а также их соответствие требованиям, установленным настоящим Порядком;

резервное копирование информационного ресурса портала бюджетной системы и резервирование программных и технических средств портала бюджетной системы;

доступность информации и сервисов, предоставляемых порталом бюджетной системы;

круглосуточная консультационная поддержка пользователей портала бюджетной системы;

организационная, консультационная и техническая поддержка организаций, осуществляющих предоставление и размещение информации на портале бюджетной системы, в том числе обеспечение авторизированного доступа работников этих организаций к порталу бюджетной системы;

информационная безопасность портала бюджетной системы, в том числе предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного доступа, несанкционированного уничтожения, искажения информации портала бюджетной системы, блокирования доступа к порталу бюджетной системы;

защита технических средств обработки информации от воздействий, в результате которых нарушается их функционирование;

проведение работ и профилактических мероприятий по обслуживанию технических средств, общесистемного программного обеспечения портала бюджетной системы в соответствии с порядком и сроками, установленными в требованиях и нормах технической эксплуатации программных и технических средств;

устранение ошибок в работе портала бюджетной системы, в том числе по обращениям пользователей портала бюджетной системы;

восстановление портала бюджетной системы при обнаружении сбоев в его работе, в том числе в связи с вирусными и иными атаками;

проведение мониторинга и анализа состояния информационных ресурсов, технических и программных средств портала бюджетной системы;

формирование и предоставление в Министерство финансов Российской Федерации оперативных и ежемесячных отчетов о функционировании портала бюджетной системы.

15. Требования к эксплуатации портала бюджетной системы устанавливаются документацией, разрабатываемой в рамках создания и развития системы "Электронный бюджет".

16. Работы по развитию портала бюджетной системы производятся в соответствии с правилами, установленными настоящим Порядком для создания портала бюджетной системы. Функциональные требования к развитию портала бюджетной системы формирует Министерство финансов Российской Федерации. При формировании Министерством финансов Российской Федерации предложений по развитию портала бюджетной системы учитываются предложения, направленные в адрес Министерства финансов Российской Федерации Федеральным казначейством, а также пользователями портала бюджетной системы.