МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 1 августа 2016 г. N 130н

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 2015 Г. N 143Н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА"

В целях приведения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации приказываю:

1. Внести в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 сентября 2015 г. N 143н "Об утверждении Положения об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 октября 2015 г., регистрационный N 39311; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16 октября 2015 г., N 0001201510160020) изменения согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
А.Г.СИЛУАНОВ

Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 01.08.2016 N 130н

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 СЕНТЯБРЯ 2015 Г. N 143Н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА"

1. Преамбулу после слов "ст. 2393" дополнить словами "; 2016, N 18, ст. 2632".

2. Пункт 2 после слова "представлении" дополнить словами "отчета о результатах аудиторской проверки и".

3. В Положении об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита, утвержденном указанным приказом (далее - Положение):

1) пункт 2 после слов "внутреннего финансового аудита" дополнить словами "и не участвующим в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого Министерством, являются структурные подразделения Министерства, подведомственные Министерству федеральные казенные учреждения, являющиеся администраторами и получателями средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" (далее - объекты аудита).";

3) пункт 6 дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

"Не допускаются к проведению аудиторских проверок должностные лица субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.";

4) в пункте 16 цифру "14" заменить цифрой "15";

5) в пункте 24:

слова "по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению" исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

"Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки осуществляются в порядке согласно приложению N 4 к настоящему Положению.";

6) пункты 25 - 27 исключить;

7) пункт 28 изложить в следующей редакции:

"28. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах аудиторской проверки в соответствии с Порядком составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки согласно приложению N 6 к настоящему Положению.";

8) пункты 29 - 31 исключить;

9) в приложении N 1 к Положению:

а) подпункт "б" пункта 5 изложить в следующей редакции:

"б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов внутреннего финансового аудита. <1>";

б) сноску "<1>" после слов "ст. 2393" дополнить словами "; 2016, N 18, ст. 2632";

в) в пункте 6:

в абзаце первом после слов "ст. 2393" дополнить словами "; 2016, N 18, ст. 2632";

в подпункте "г" слова "подразделения внутреннего финансового аудита" заменить словами "уполномоченного подразделения";

г) пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. В плане предусматриваются аудиторские проверки (перечень аудиторских проверок), которые могут осуществляться по следующим направлениям:

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при составлении и представлении документов в Министерство, необходимых для составления и рассмотрения проекта федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" на соответствующий период;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при составлении и представлении документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам федерального бюджета, расходам федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при составлении, утверждении и ведении бюджетной росписи по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства, казенных учреждений, и их исполнение;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении осуществления предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении осуществления предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий подведомственным Министерству федеральным государственным бюджетным учреждениям (далее - бюджетные учреждения) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении формирования и утверждения государственных заданий бюджетным учреждениям и выполнения ими государственных заданий;

аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении процедуры ведения бюджетного учета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бухгалтерского учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций.";

10) приложение N 3 к Положению исключить;

11) приложение N 4 к Положению изложить в следующей редакции:

"Приложение N 4
к Положению об осуществлении
Министерством финансов Российской
Федерации внутреннего финансового
аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации России
от 21 сентября 2015 г. N 143н

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ АКТА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
И СРОКИ ЕГО РАССМОТРЕНИЯ ОБЪЕКТОМ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. Результаты аудиторской проверки оформляются в письменном виде актом аудиторской проверки (далее - Акт), который подписывается должностным лицом подразделения Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное подразделение), назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным (далее - проверяющий), а в случае проведения аудиторской проверки группой должностных лиц субъекта аудита (далее - аудиторская группа) - руководителем аудиторской группы, назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки.

2. В Акте указываются:

а) наименование аудиторской проверки;

б) наименование объекта внутреннего финансового аудита;

в) номер Акта, дата и место его составления;

г) основания для проведения аудиторской проверки: номер и дата приказа о назначении аудиторской проверки; номер пункта годового плана внутреннего финансового аудита, в соответствии с которым осуществляется аудиторская проверка; программа аудиторской проверки с указанием даты ее утверждения;

д) фамилии, имена, отчества руководителя аудиторской группы (проверяющего), аудиторской группы уполномоченного подразделения и их должности;

е) период, за который проведена аудиторская проверка;

ж) даты начала и окончания аудиторской проверки;

з) вид аудиторской проверки (камеральная проверка, выездная проверка, комбинированная проверка);

и) краткая информация об объекте внутреннего финансового аудита;

к) перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре).

3. Акт содержит краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе исследуемых вопросов со ссылкой на документы, прилагаемые к Акту, и на заключения экспертов (в случае привлечения независимых экспертов для проведения экспертизы).

При наличии по проверяемой теме (внутренней бюджетной процедуре) указаний в актах, заключениях, представлениях и предписаниях Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства (его территориальных органов) на соответствующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в акте приводятся результаты внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита по данной внутренней бюджетной процедуре, и оценка его надежности.

4. При выявлении нарушений и недостатков в Акте указываются:

положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены:

виды выявленных нарушений с указанием кодов и видов средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);

причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;

сумма ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки.

Не допускается включение в Акт предположений и сведений, не подтвержденных документами.

5. Выводы по результатам аудиторской проверки должны содержать:

а) оценку надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объекта внутреннего финансового аудита по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством.

6. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

7. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для уполномоченного подразделения; один экземпляр - для объекта внутреннего финансового аудита. При проведении аудиторской проверки обособленного подразделения федерального казенного учреждения, подведомственного Министерству, Акт составляется в трех экземплярах: один экземпляр - для уполномоченного подразделения; один экземпляр - для объекта внутреннего финансового аудита; один экземпляр - для вышестоящей организации объекта внутреннего финансового аудита. При проведении аудиторской проверки по мотивированному обращению контрольного или правоохранительного органа для указанного органа составляется дополнительный экземпляр Акта.

8. Каждый экземпляр Акта подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.

Подписанный руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы Акт направляется руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.

Документ, подтверждающий факт направления Акта объекту внутреннего финансового аудита, приобщается к материалам аудиторской проверки.

9. Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения под роспись руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) одного экземпляра Акта либо день получения объектом внутреннего финансового аудита Акта, направленного в адрес объекта внутреннего финансового аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

О получении Акта руководитель объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре Акта, который остается у руководителя аудиторской группы (проверяющего), содержащую дату получения Акта, подпись и расшифровку этой подписи.

10. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) устанавливает срок для ознакомления руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) с Актом и его подписания, но не менее 5 рабочих дней со дня вручения (получения) Акта.

Если у руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и возражения по Акту, об этом делается отметка в Акте, письменные замечания и возражения вместе с подписанным Актом представляются руководителю аудиторской группы (проверяющему). Данные замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.

11. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по Акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту внутреннего финансового аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.

Заключение направляется объекту внутреннего финансового аудита по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) под роспись.";

12) в приложении N 5 к Положению:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Годовой отчет составляется уполномоченным подразделением на основании отчетов о результатах, проведенных в отчетном финансовом году аудиторских проверках, и содержит:

1) информацию о проведенных в отчетном финансовом году плановых аудиторских проверках, включающую:

перечень объектов внутреннего финансового аудита, в отношении которых в отчетном году планировалось осуществление внутреннего финансового аудита и фактически проведен внутренний финансовый аудит;

темы аудиторских проверок, проведенных в отчетном финансовом году;

количество должностных лиц уполномоченного подразделения, принимавших участие в проведении аудиторских проверок;

о соответствии сроков проведения аудиторских проверок утвержденному годовому плану осуществления внутреннего финансового аудита на соответствующий календарный год;

2) информацию о результатах осуществления внутреннего финансового аудита:

об условиях и причинах нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведения аудиторской проверки в количественном и денежном выражении;

о наличии бюджетных рисков, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

о недостатках и хищениях, выявленных в ходе аудиторских проверок, в том числе в количественном и денежном выражениях;

о наличии или отсутствии возражений по результатам осуществления внутреннего финансового аудита со стороны объекта внутреннего финансового аудита;

о степени надежности внутреннего финансового контроля, осуществленного объектом внутреннего финансового аудита;

о достоверности представленной объектом внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности и соответствии ведения бюджетного учета объектом внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством;

3) предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, о необходимости принятия мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета;

4) информацию о передаче материалов аудиторских проверок в Федеральное казначейство и правоохранительные органы;

5) информацию о привлечении к ответственности должностных лиц объектов внутреннего финансового аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;

6) информацию о проведении внеплановых аудиторских проверок, соблюдении сроков их проведения и результатах аудиторских проверок;

7) выводы о степени надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством и подведомственными Министерству федеральными казенными учреждениями (далее - казенные учреждения), достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", бюджетной отчетности казенных учреждений.";

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Годовой отчет представляется уполномоченным подразделением Министру финансов Российской Федерации.";

в) в пункте 5 слова "и пояснительная записка к нему размещаются" заменить словом "размещается";

13) дополнить Положение приложением N 6 следующего содержания:

"Приложение N 6
к Положению об осуществлении
Министерством финансов Российской
Федерации внутреннего финансового
аудита, утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации России
от 21 сентября 2015 г. N 143н

ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ
АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

1. Отчет о результатах аудиторской проверки (далее - Отчет) составляется на основании акта аудиторской проверки и содержит информацию об итогах проведенной аудиторской проверки.

2. Отчет составляется назначенным приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство) о проведении аудиторской проверки должностным лицом (проверяющим), руководителем группы должностных лиц (руководитель аудиторской группы) подразделения Министерства, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, не позднее 15 рабочих дней после подписания руководителем объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным им лицом) акта аудиторской проверки.

При наличии замечаний и возражений (далее - замечания) у руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) по акту аудиторской проверки Отчет составляется не позднее 15 рабочих дней после направления руководителем аудиторской группы (проверяющим) объекту внутреннего финансового аудита письменного заключения на замечания.

3. Согласно пункту 53 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), Отчет содержит информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

б) информацию о наличии или об отсутствии по результатам аудиторской проверки возражений со стороны объекта внутреннего финансового аудита;

в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности;

г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством;

д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля структурных подразделений объекта внутреннего финансового аудита, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации".

4. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектом внутреннего финансового аудита, и достоверности его бюджетной отчетности основываются на результатах аудиторской проверки, отражающих:

наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований необходимости такого контроля;

наличие в картах внутреннего финансового контроля излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых форм проведения внутреннего финансового контроля (контрольных действий);

наличие контрольных действий внутреннего финансового контроля, не в полной мере охватывающих операции по внутренним бюджетным процедурам составления и исполнения федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", имеющие высокую степень оценки бюджетных рисков;

подтверждение достоверности показателей бюджетной отчетности по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации".

5. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектом внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством, основываются на результатах аудиторской проверки, отражающих:

наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на соблюдение требований, предусмотренных методологией и стандартами бухгалтерского учета, установленных Министерством;

оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектом внутреннего финансового аудита, неправомерные действия которого в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к искажениям бюджетной отчетности.

6. Отчет с приложением акта аудиторской проверки, возражений к акту аудиторской проверки (при наличии) и проекта решения Министра финансов Российской Федерации по результатам рассмотрения Отчета, направляется руководителем аудиторской группы (проверяющим) Министру финансов Российской Федерации.

7. По результатам рассмотрения Отчета Министр финансов Российской Федерации принимает одно или несколько из следующих решений:

а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в Федеральное казначейство (его территориальные органы) и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.".