Раздел 2. ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Раздел 2. ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Введение

2.1 Размер и характер вознаграждения аудитора могут создать угрозы личной заинтересованности, шантажа. Далее представлены требования, а также поясняющие положения по применению концептуального подхода к их соблюдению в соответствующих обстоятельствах.

Сравнительный размер вознаграждений

Все аудируемые лица

2.2.П1. Если общая сумма вознаграждений, полученных от какого-либо аудируемого лица, составляет существенную часть от общей суммы всех вознаграждений, получаемых аудиторской организацией, то зависимость от данного аудируемого лица и обеспокоенность о сохранении взаимоотношений с ним создают угрозу личной заинтересованности, шантажа.

2.2.П2. При оценке уровня возникшей угрозы рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) действующая структура аудиторской организации;

б) является ли аудиторская организация вновь созданной или давно осуществляет деятельность на рынке;

в) значимость аудирумого лица, с количественной и/или качественной точек зрения, для аудиторской организации.

2.2.П3. Примером меры предосторожности в ответ на указанные угрозы личной заинтересованности, шантажа является увеличение количества клиентов аудиторской организации для сокращения зависимости от данного аудируемого лица.

2.2.П4. Угроза личной заинтересованности, шантажа также возникает в случае, когда вознаграждение, полученное от какого-либо аудируемого лица, составляет существенную часть доходов одного руководителя заданий по аудиту, полученных от клиентов по возглавляемым им заданиям, или составляет существенную часть всех доходов одного подразделения аудиторской организации.

2.2.П5. При оценке уровня возникшей угрозы рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) значимость аудирумого лица, с количественной и/или качественной точек зрения, для данного руководителя заданий по аудиту или данного подразделения аудиторской организации;

б) степень зависимости вознаграждения данного руководителя или руководителей заданий по аудиту, работающих в данном подразделении аудиторской организации, от суммы вознаграждений, полученных от аудирумого лица.

2.2.П6. Примерами мер предосторожности в ответ на указанные угрозы личной заинтересованности, шантажа являются, в частности:

а) увеличение количества клиентов данного руководителя заданий по аудиту или данного подразделения аудиторской организации для сокращения зависимости от данного аудируемого лица;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в задании по аудиту, проверки выполненной работы.

Аудируемые лица, являющиеся общественно
значимыми организациями

2.3.Т. В случае, когда аудируемое лицо является общественно значимой организацией, и в течение двух лет подряд общая сумма вознаграждений, полученных от него и его связанных сторон, составляет более 15% общей суммы вознаграждений, полученных аудиторской организацией, выражающей мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности данного аудируемого лица, аудиторская организация должна:

а) раскрыть лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, тот факт, что общая сумма указанных вознаграждений составляет более 15% общей суммы вознаграждений, полученных аудиторской организацией;

б) обсудить, какие из ниже перечисленных мер предосторожности могут снизить до приемлемого уровня или устранить угрозу, возникающую в связи с общей суммой вознаграждений, полученных аудиторской организацией от данного аудируемого лица, и предпринять выбранные меры:

- перед представлением аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности за второй год надлежащее проверяющее лицо - аудитор, не являющийся работником аудиторской организации, выражающей мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего аудируемого лица, проводит проверку качества выполнения соответствующего задания по аудиту, или саморегулируемая организация аудиторов, членом которой является данная аудиторская организация, проводит внешний контроль качества в отношении соответствующего задания по аудиту перед представлением аудиторского заключения ("контроль качества перед представлением аудиторского заключения");

- после представления аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности за второй год, но до представления аудиторского заключения за третий год, надлежащее проверяющее лицо - аудитор, не являющийся работником аудиторской организации, выражающей мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующего аудируемого лица, проводит проверку качества выполнения соответствующего задания по аудиту за второй год, или саморегулируемая организация аудиторов, членом которой является данная аудиторская организация, проводит внешний контроля качества в отношении соответствующего задания по аудиту за второй год ("контроль качества после представления аудиторского заключения").

2.4.Т. В случае, когда общая сумма вознаграждений согласно пункту 2.3.Т Правил независимости значительно превышает 15%, аудиторская организация должна определить, является ли угроза настолько значимой, что контроль качества после представления аудиторского заключения не сможет свести угрозу до приемлемого уровня. В таких обстоятельствах должен быть проведен контроль качества перед представлением аудиторского заключения.

2.5.Т. В дальнейшем, если вознаграждение согласно пункту 2.3.Т Правил независимости ежегодно продолжает превышать 15%, то аудиторская организация должна ежегодно:

а) раскрывать и обсуждать вопросы, указанные в пункте 2.3.Т Правил независимости, с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица;

б) выполнять требования, указанные в подпункте (б) пункта 2.3.Т и пункте 2.4.Т Правил независимости.

Задержка выплаты вознаграждения

2.6.П1. В случае, когда значительная часть вознаграждения за аудит предыдущего периода остается не выплаченной до представления аудиторского заключения за текущий год, может возникнуть угроза личной заинтересованности. Как правило, аудиторская организация требует погашения задолженности до представления аудиторского заключения. В обстоятельствах наличия указанной непогашенной задолженности по вознаграждению применяются положения раздела "Займы и поручительства" настоящей части Правил независимости.

2.6.П2. Примерами мер предосторожности в ответ на указанную угрозу личной заинтересованности являются, в частности:

а) частичное погашение задолженности по вознаграждению;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в задании по аудиту, проверки выполненной работы.

2.7.Т. Если значительная часть вознаграждения, подлежащая выплате аудируемым лицом, остается продолжительное время не выплаченной, аудиторская организация должна определить:

а) может ли задолженность рассматриваться в качестве займа аудируемому лицу;

б) будет ли уместным ее повторное назначение в качестве аудитора данного аудируемого лица, продолжение выполнения задания по аудиту.

Условное вознаграждение

2.8.П1. Условное вознаграждение - вознаграждение, рассчитываемое на заранее оговоренной основе, зависящей от последствий хозяйственной операции или от результата оказанных услуг. Пример косвенного условного вознаграждения - условное вознаграждение, взимаемое через посредника. Для целей Правил независимости вознаграждение не считается условным, если оно установлено судом или уполномоченными государственными органами.

2.9.Т. Аудиторская организация не должна взимать прямо или косвенно условное вознаграждение за выполнение задания по аудиту.

2.10.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должна взимать прямо или косвенно условное вознаграждение за выполнение для аудируемого лица задания, не обеспечивающего уверенность, если:

а) вознаграждение взимается аудиторской организацией, выражающей мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности, и величина этого вознаграждения является или предполагается быть существенной для данной аудиторской организации;

б) вознаграждение взимается другой организацией, входящей в сеть и принимающей участие в значительной части аудита, при этом величина этого вознаграждения является или предполагается быть существенной для данной организации в сети;

в) результат предоставления услуги, не обеспечивающей уверенность, и, соответственно, величина вознаграждения зависят от какого-либо суждения (которое может относиться как к будущему, так и к текущему периодам), связанного с аудитом существенной статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.11.П1. Пункты 2.9.Т и 2.10.Т Правил независимости запрещают аудиторской, другой организации в сети заключать с аудируемым лицом определенные соглашения, предусматривающие условное вознаграждение. В иных случаях при заключении договоров, предусматривающих условное вознаграждение, взимаемое аудиторской организацией за выполнение для аудируемого лица задания, не обеспечивающего уверенность, также может возникнуть угроза личной заинтересованности.

2.11.П2. При оценке уровня указанной угрозы рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) диапазон возможных сумм вознаграждения;

б) решает ли исход вопроса, по которому определяется условное вознаграждение, соответствующий компетентный орган;

в) раскрытие предполагаемым пользователям объема работ в рамках услуги, оказываемой аудиторской организацией, и базы для определения вознаграждения;

г) характер услуги;

д) влияние события или хозяйственной операции на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

2.11.П3. Примерами мер предосторожности в ответ на указанную угрозу личной заинтересованности являются, в частности:

а) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в задании, не обеспечивающем уверенность, проверки выполненной работы;

б) получение предварительного письменного согласия от аудируемого лица в отношении базы для определения вознаграждения.